Строение и разнообразие голосеменных растений.
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Титова Нина Сергеевна

Данная информация поможет учителю сформировать знания о происхождении, распространении, характерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела Голосеменные растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golosemennye_rasteniya.doc439.5 КБ

Предварительный просмотр:

Строение и разнообразие голосеменных.

Цель урока:

Сформировать знания о происхождении, распространении, характерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела Голосеменные растения. Научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений. Сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями.

Задачи урока:

Образовательные:

раскрыть преимущества семенного размножения;

сформировать знания об особенностях строения и размножения голосеменных.

Развивающие:

сформировать умение определять наиболее распространенные хвойные растения по строению побегов;

формировать умения сравнивать, выявлять усложнения, устанавливать взаимосвязь между строением и выполняемой функцией;

продолжить развитие познавательной мотивации, интереса к изучению курса «Разнообразие живых организмов».

Воспитательные:

продолжить формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к природе.

Ход урока:

Здравствуйте ребята!

Нам предстоит поработать с разными источниками информации, выполнить лабораторную работу, закрепить полученные знания и начать выполнение мини-проекта.

Постарайтесь быть внимательными и активными. Желаю вам всем успеха.

Актуализация знаний. Игра – цепочка.

С какой биологической наукой вы знакомитесь в этом году? (ботаника)

Какое царство живых организмов изучает ботаника? (Растения)

Какие подцарства растений вам известны? (низшие, высшие)

С какими отделами растений вы познакомились в этом году? (водорослями, мхами, хвощами, плаунами и папоротниками)

Какие из перечисленных вами отделов растений относятся к низшим, а какие к высшим?

Что вы изучали на прошлом уроке? (папоротники)

Давайте вспомним строение и размножение папоротников:

1 ученик к доске (работа с карточками)

Каковы основные признаки отдела папоротниковидных? (стебель-корневище, придаточные корни и листья – вайи, размножение спорами).

Что объединяет водоросли, мхи и папоротники? (размножение спорами)

Могут ли мхи и папоротники жить и размножаться вдали от воды? В засушливых местах? (нет) Почему? (споры без воды быстро погибают и не дают новых растений)

Какие способы размножения характерны для папоротников? (половой и бесполый)

Какие поколения чередуются в жизненном цикле папоротника? (спорофит и гаметофит)

Какое из них преобладает (бесполое – спорофит)

Как можно бесполым способом размножить папоротник? (делением корневища;  присыпав почвой часть листа)

В чем произошло усложнение в организации папоротника по сравнению со мхами?

На нижней стороне листа папоротника находятся бурые бугорки, что в них находится и каково их значение в жизни папоротника? (споры)

Новый рисунок (1)

До сегодняшнего урока вы знакомились с растениями, которые размножаются спорами, но учеными установлено, что сегодня на Земле господствуют растения, размножающиеся семенами.

Сегодня мы познакомимся с древней группой семенных растений, которые относятся к отделу Голосеменные.

Сыр – дремуч возле озера бор

На заснеженном взгорье Валдая

Здешним соснам не снится топор,

Не грозит им пила роковая.

Тишину укрывают собой

Вековые шатровые ели.

Прохожу непримятой тропой

По вечернему следу метели.

Здесь тропу приминать не спеша

В заповедные бора покои,

Я душой выпрямляюсь, дыша

Исцеляющей свежестью хвои.

Вера Соколова «В бору».

Цель: Сформировать знания о происхождении, распространении, характерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела Голосеменные растения.

Изучение нового материала.

В биологии каждое название подсказка. Как вы думаете, почему эту группу растений называют голосеменные? (учебник стр. ???) (Семена лежат голо на чешуйках шишек).

Как вы думаете, почему семенных растений больше, чем споровых? (семя лучше приспособлено к условиям окружающей среды).

(Читают текст о семени учебник)

Число, тема урока: «Строение и разнообразие голосеменных»

Вы видите растения на слайде, на страницах учебника как вы привыкли называть такие растения? (хвойные)

Какие растения представляются вам, когда речь заходит о хвойных растениях? (ель, сосна, лиственница, кедр, пихта)

Это так, на сегодняшний момент отдел голосеменные широко представлен как дикорастущими растениями, так и декоративными.

К рисунку учебника и к тексту строение голосеменных

Голосеменные — группа семенных растений, ведущих свою родословную от вымерших предков девонского периода палеозойской эры (около 370 млн лет назад) – семенных папоротников. В то время происходили сильные изменения климата от тёплого и влажного к холодному и сухому. Поэтому в строении (морфологии) растений произошли изменения, позволившие им приспособиться к жизни в новых условиях.

Среди голосеменных большинство древесных форм и кустарники, трав среди голосеменных нет.

Ствол большинства растений прямостоячий, покрыт относительно тонкой корой. Кора — это комплекс тканей, расположенных в стеблях и корнях растений кнаружи от камбия. Кора состоит из луба и покровных тканей (пробки и корки). Наружные слои коры (корка) предохраняют дерево от различных повреждений (например, животными, насекомыми) и неблагоприятных условий внешней среды (резких температурных изменений, солнечных ожогов и др.). Внутренняя часть коры является проводящей зоной (флоэма), а также выполняет запасающую и механическую функции.

В центре ствола — не ярко выраженная сердцевина, окружённая годовыми кольцами древесины. Древесина расположена под корой и состоит в основном из мёртвых веретенообразных клеток с толстыми оболочками — трахеид, выполняющих проводящую и опорную функции. Трахеиды служат для транспорта воды и растворённых в ней минеральных веществ. У голосеменных растений встречаются в основном Трахеиды, а сосуды, как правило, отсутствуют.

Трахеиды — мёртвые клетки с утолщенными оболочками, которые с сосудами составляют проводящую ткань растений. Перегородки между клетками не разрушены, а передвижение раствора осуществляется через поры.

Древесина хвойных пород является ценным строительным сырьем, благодаря своей прочности, красоте и долговечности. Постройки и изделия из древесины хвойников обладают антисептическими свойствами и практически не поддаются гниению.

В строении древесины хорошо выражены годичные кольца, по которым можно сделать выводы о возрасте дерева и условиях его развития.

В коре и древесине располагаются особые смоляные каналы, заполненные эфирными маслами и другими биологически активными веществами. Эфирные масла выделяются в воздух, создавая в хвойном лесу неповторимую целебную атмосферу.  Боковые побеги располагаются чаще не симметрично. Луб — нижняя часть коры, достаточно тонкий слой, состоящий из ситовидных трубок, по которым перемещаются растворы органических питательных веществ, и лубяных волокон.

Листья у большинства голосеменных (ель, сосна и др.) игловидные (хвоя) или чешуевидные, реже с крупными листовыми пластинами, часто рассечённые (саговниковые, гинкговые).

Большинство голосеменных — вечнозелёные растения, замена игл происходит постепенно в течение всей жизни растения. Но есть представители (лиственница сибирская), хвоинки которых осыпаются каждую осень.

У голосеменных растений развиваются шишки.

Ребята, как вы думаете шишка - это плод или побег?

Вспомните, на месте чего образуется плод? (на месте цветка)

Что находится внутри плода? (семена)

Видны ли семена внутри созревшего плода? (нет)

Можно ли назвать шишку плодом? (нет)

Что такое побег? (стебель с листьями и почками)

Давайте посмотрим, как шишка устроена внутри.

Можно ли назвать шишку побегом? (да)

Шишка – это видоизмененный побег, состоящий из оси и чешуй.

Физкультминутка.

Ребята раз уж мы говорим о шишках, давайте соберем шишки и немного отдохнем. Закройте глаза и представьте себе, что вы в хвойном лесу. А какой воздух в хвойных лесах! Он практически стерилен благодаря фитонцидам – летучим веществам. Это эфирные масла, содержащиеся в хвое. Они уничтожают бактерии. Потянулись все вверх и попробовали достать шишки с самой высокой сосны. (30-40 м в высоту). Нет, нам их не достать. А теперь давайте соберем шишки, которые у нас под ногами. Только у меня условие не сгибаем колени (потянули мышцы ног). Молодцы! О! Какая перед нами огромная и пушистая ель. Давайте выглянем из-за ели (наклоны, руки на пояс).

Отдел голосеменные представлен 4 классами: Какие это классы (учебник) Саговниковые, Гинкговые, Хвойные, Эфедровые.

Класс Саговниковые (саговник) древесные растения, останки их обнаружены в Триасе. Существуют и сейчас, обитают в тропиках и субтропиках. Ствол 6-8 м, листья до 2 метров. Внешне напоминают пальмы.

Класс Эфедровые Гнетовые (Гнетум, вельвичия, эфедра) Крупный густоветвистый кустарник высотой до 1,5 м, с толстым деревянистым стволом и ветвями, покрытыми серой корой. Растет в горах на сухих каменистых склонах, обычно на высоте 1000- 1800 м, где образует негустые, но занимающие обширные территории заросли. Преимущественно распространен в Средней Азии в горах Тянь-Шаня; местами являясь ландшафтным растением.

Класс Гинкговые (гинко) «Живое ископаемое». К нашему времени сохранился всего лишь один вид Гинкго в переводе с японского «серебряный плод». Это красивые высотой до 30 метров деревья со стройным светлым стволом, с листьями похожими на веера, которые встречаются в наше время лишь в Японии и Южном Китае, у нас специально выращиваются на Кавказе. Листопадное.

Растение в себе содержит время,

Как форму листьев, запах, цвет и сок.

Класс Хвойные. (Ель, Сосна, Лиственница) Мы с вами подробнее остановимся на разнообразии класса Хвойных, как наиболее распространенных. Я вам принесла более 15 видов хвойных.

(Ведро с хвойниками показываю представителей, загадываю загадки).

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего не шьет,

А в иголках круглый год.

(ЕЛЬ)

Я вам принесла 4 вида ели: европейская, канадская, подушковая, голубая – выведена в нашем Ивантеевском лесопитомнике (Дендрологическом саду), растет на ВДНХ.

Елочка отличная,

Только не обычная –

К холодам от этой елки

Осыпаются иголки.

(Лиственница)

Древесина не гниет.

Ребята, как вы думаете, почему я не принесла вам лиственницу.

В жару слезою желтой плачет,

А в холод слезы прячет.

Не лиственница и не елка,

Хоть есть и шишки, и иголки.

(СОСНА)

3 вида сосны: черная горная, сосна обыкновенная, Веймутова сосна.

Шишки словно у сосны,

Но орешки в них вкусны.

(КЕДР)

Зеленеет кустик стройный,

Как сосна и елка хвойный,

Но не колки как у елки

И у сосны, его иголки.

(ПИХТА)

Самые известные голосеменные в России относятся к классу Хвойные. Имеют узкие игловидные листья – хвоинки.

Хвоинки покрыты кутикулой. Кутикула — плотный защитный слой (эпидермис), покрывающий хвою голосеменных. Устьица глубоко погружены в ткань хвоинок, что уменьшает испарение влаги с их поверхности. Кутикула представляет собой слоистую плёнку, покрывающую клетки эпидермиса. Кутикула образована кутином и восками, целлюлозой и пектином.

Устьица погружены в ткань листа, что снижает испарение воды.

Устьица — мелкие отверстия в эпителиальной ткани листьев (хвои) растений, с помощью которых осуществляется водо- и газообмен растения с внешней средой. Образованы устьица двумя специализированными замыкающимися клетками, между которыми имеется просвет. Ширина щели изменяется в зависимости от внешних условий, влияющих на изменение давления в замыкающих клетках. Во время засухи устьица закрываются, уменьшая транспирацию (испарение влаги). В многоводное время устьица широко открываются, увеличивая испарение воды с поверхности хвои. Зимой при понижении температуры устьица закрываются, не давая влаге вымораживаться.

Среди хвойных самое многочисленное семейство – Сосновые.

С представителями этого семейства, встречающимися в нашей местности, мы познакомимся, выполняя лабораторную работу.

Лабораторная работа №?

«Изучение внешнего вида хвойных растений»

Цель: изучение внешнего вида побегов и шишек хвойных.

Оборудование и материалы: побеги сосны и ели, шишки сосны и ели.

Ход работы:

1. Рассмотрите форму хвои, расположение ее на стебле.

Измерьте длину и обратите внимание на окраску.

2. Пользуясь таблицей «Признаки хвойных деревьев», определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.

Признаки хвойных деревьев

Хвоинки длинные (до 5—7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по 2 вместе, расположение очередное... Сосна обыкновенная.

Хвоинки короткие, жесткие, острые, четырехгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку, расположение супротивное... Ель.

3.        Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.

Черты сравнения

Ель

Сосна

Форма кроны

Пирамидальная

Овальная

Густота кроны

Густая

Редкая

Длина хвоинок (в см)

1см

5 см

Количество хвоинок в пучке

1

2

Форма шишек

Удлиненные

Округлые

Отношение дерева к свету

Теневыносливое

Светолюбивое

Где начинаются ветки на стволе

Низко

Высоко

Применение дерева человеком

?

?

Мини – проект (объясняю, как выполнить).

Домашнее задание стр. _____________

Мини-проект

На выбор:

1. Презентация о любом голосеменном растении.

2. Подготовить сообщение о строении голосеменных, о классе Голосеменных.

Рекомендую воспользоваться интернет-ссылкой: (http://www.sbio.info)

1.Какие растения называются голосеменными?

2.Каковы основные признаки голосеменных растений?

3.Почему многие растения, относящиеся к голосеменным, называются хвойными?

4.Чем отличается лиственница от других хвойных растений?

5.Что такое фитонциды?

Признаки растений отдела голосеменные:

*Размножение посредством семян.

*Не образуют плодов.

*Древесные растения или кустарники, иногда стелющиеся формы.

*Листья чаще всего игольчатые, слегка уплощенные или чешуевидные.

*Чаще всего вечнозеленые растения.

*Разнополые растения

*оплодотворение происходит без участия воды.

Тест по теме: «Отдел Голосеменные»

1. Отличие семени от споры заключается в том, что оно:

А. состоит из многих клеток;

Б. имеет запас питательных веществ;

В. имеет плотную кожуру;

Г. образовано одной клеткой.

2. На данный момент господствующее положение на Земле занимают:

А. семенные растения;

Б. низшие споровые;

В. высшие споровые.

3. Семена из шишек высыпаются:

А. в конце зимы;

Б. в начале зимы;

В. в конце лета;

Г. в конце весны.

 4. Голосеменные произошли от:

А. покрытосеменных;

Б. семенных хвощей;

В. семенных плаунов;

Г. семенных папоротников.

5. Самое высокое хвойное растение:

А. сосна обыкновенная;

Б. туя;

В. пихта;

Г. секвойя

Сдаются листочки с таблицей ответов.

Ответы:

1

2

3

4

5

А, Б, В

А

А

Г

Г

Подведение итогов. Домашнее задание

Итак, сегодня мы с вами начали знакомиться с  голосеменными растениями.

Много нового и интересного для себя вы узнали сегодня на уроке

На последующих уроках у вас будет возможность узнать еще больше об этом отделе растений. По итогам этого урока каждый ученик получит оценки за лабораторную работу и  тестовое задание,  а отдельные учащиеся за активную работу на уроке.

Благодарю всех за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"

Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...

Урок 7 класс Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.

Автора УМК: В.Б. Захаров, Н.И. СонинТема урока Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.Тип урока изучение материала и первичное закрепление новых зна...

Разработка урока биологии на основе МПС с ИЗО для 6 класса на тему «Особенности строения голосеменных растений»

Разработка урока по биологии в 6 кл.на тему "Особенности сторения голосеменных растений " предполагет использование МПС с ИЗО....

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».

Цель урока:  познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений. Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека. Задачи:Образова...

Разработка урока по теме: Строение и разнообразие покрытосеменных растений

Материал предусматривает обобщение и систематизацию знаний....

Технологическая карта урока по теме: «Голосеменные растения, особенности их строения»

Технологическая карта  урока по биологии в 5 классе на тему : " Голосеменные растения, особенности ихз строения"по учебнику В.В. Пасечника изд "Просвещение" Линия жизни...

Технологическая карта урока по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая работа № 2 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений»

Вашему вниманию представлена разработанная технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Практическая  работа № 2 &laq...