Исследовательская деятельность учащихся при изучении биологии
статья по биологии

Лобачева Татьяна Владимировна

Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство достижения метапредметных результатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

        XXI век считают веком биологии. С этим можно не согласиться, но сегодня без биологических знаний немыслимо производство продовольствия, лекарственных препаратов, организация системы здравоохранения, сохранение окружающей среды и биологического разнообразия. И в будущем роль биологии в жизни человека не станет второстепенной.

        Я - учитель биологии, я помогаю детям изучать жизненные процессы на всех уровнях её организации. Помогаю увидеть необычное в обычном, найти тайну и непознанное в самом известном и давно знакомом. Моя задача как учителя биологии «Научить учиться!», способствовать накоплению полноценного личностного опыта.

        Современному обществу важны не только предметные и личностные достижения выпускников, но и особенно метапредметные результаты освоения школьной программы. Ориентируясь на запросы общества, понимаю, что эффективным средством достижения данных метапредметных результатов станет учебно-воспитательный процесс, организованный на основе исследовательской деятельности школьников.

        Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать исследователем, ученым. Это время пробуждения интереса к науке, когда занятия ею кажутся романтичными и увлекательными. И если в этот период предложить детям заняться исследованиями, мы наверняка спасем их от равнодушия к школьным дисциплинам, ведь исследовательская деятельность тот «витамин» интереса к науке, которого зачастую не хватает обычной школе.

        Сама природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. По мнению доктора педагогических наук Александра Ильича Савенкова, в современном мире развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная деятельность небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека. 

        Биология – благодатная наука для исследовательской деятельности школьников. Миллионы живых объектов, сложные взаимоотношения компонентов биосферы, социальные и экологические проблемы человечества… Множество вопросов, проблем, загадок!

        Есть определенный алгоритм выполнения исследовательских работ. Но началом начал служит проблемный вопрос, поиску ответа на который и будет посвящено всё проводимое исследование.

        Я провела анализ работ, выполненных моими учениками, и выделила 3 группы проблемных вопросов, ставших целью и основой ученического исследования.

  1. Вопросы, связанные с подростковым возрастом и переживаемыми событиями:

- как влияет высокий каблук на формирование организма подростка?

- какие проблемы может вызывать пирсинг?

- почему прыщи и угри появляются именно в подростковом возрасте и могут оставить после себя рубцы и шрамы?

И самое актуальное исследование с момента введение процедуры ЕГЭ: как успешно сдать экзамены без вреда для здоровья?

  1. Вопросы, связанные с проблемами населённого пункта:

- что для Карасукского района долголетие - миф или реальность?

-  какова вероятность заболевания туберкулёзом в Карасукском районе?

- каковы причины и последствия гибели пчёл на территории Карасукского района?

- какой вред экологии нашего района наносят новогодние вырубки сосны обыкновенной?

 3) Вопросы, связанные с темами изучаемыми на уроке:

- в чём причины популярности картофеля?

- почему пингвины не живут в Карасуке?

- каковы ночные приключения совы.

        Выполненные работы ученики успешно представляют на районном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов. Все работы отмечены дипломами 1-2 степени.

Могу сделать выводы, что получить положительный результат организуемой исследовательской деятельности можно если:

1) проектно-исследовательская деятельность организована с учётом возрастных и психологических особенностей личности;

2) работа строиться на добровольной основе и учащимся предоставлены возможности для развития и самореализации;

3) занятость исследовательской и проектной деятельностью организована с учётом рационального распределения времени учащегося;

4) у ребёнка есть личный интерес или сопричастность к изучаемой проблеме.

        Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно-воспитательном процессе. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления, памяти. А главное, в результате успешной проектно-исследовательской деятельности ученик испытывает комфортность, уверенность в себе.

        Полученный в процессе исследовательской работы личностный опыт отвечает требованиям метапредметных результатов освоения программы по биологии. Ведь происходит:  

        - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

        В профильных химико - биологических и в специализированном биотехнологическом классе проектно – исследовательская форма работы осуществляется как:

  • составляющая часть учебного процесса (опыты, эксперименты, доклады, сообщения, рефераты, проекты);
  • дополняющая часть учебного процесса (элективные курсы, спецкурсы, творческие конкурсы);
  • параллельная учебному процессу деятельность (конкурсы проектно - исследовательских работ разного уровня, телекоммуникационные викторины, олимпиады).

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Школьные знания быстро устаревают, а полученные метапредметные результаты изучения биологии станут основой профессионального самоопределения и жизненного успеха.

Отправимся в путь без сомнений и муки,

Чтоб тайны освоить великой науки.

Её изучали до вас очень многие.

Но все, же она молода, как всегда.

Красавица в мире наук – биология.

Наука о жизни! Вперёд же друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья

Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

обобщение опыта по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

Статья "Исследовательская деятельность учащихся при изучении биологии"

В статье описан опыт работы автора  при организации исследовательской учащихся....

Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."

Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...

Проектно-исследовательская деятельность учащихся при изучении курса биологии

В данной статье рассматривается сущность, значение, этапы проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении предмета биологии, роль проектной технологии в развитии интереса к биологии, раз...

Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...

Презентация опыта "Исследовательская и творческая деятельность учащихся при изучении биологии, химии."

Материал содержит фотофрагменты занятий факультативных и элективных курсов, творческих работ учеников, фрагменты уроков-исследований....