Предметное содержание и методическое обеспечение УМК по биологии
презентация к уроку по биологии (11 класс)

Хайбулина Карина Владимировна
Предметное содержание и методическое обеспечение УМК по биологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_obespechenie.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметное содержание и методическое обеспечение УМК по биологии как средство достижения результатов в соответствии с ФГОС Хайбулина К.В., к.п.н, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин АСОУ

Слайд 2

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ 1.Преподавание биологии в 2021/2022 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: 1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). 2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712. 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712 (для 10–11 классов всех общеобразовательных организаций). 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ». 6. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 7. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 8. Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 9. Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями и дополнениями Приказ от 23 декабря 2020 г. №766). 10. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»

Слайд 3

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В соответствии с учебным планом основного общего образования в курсе биологии выделяются два этапа обучения – 5–9 классы и 10– 11 классы. У каждого этапа обучения свои самостоятельные функции. Стандарт (ФГОС ООО) устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: – личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы индивидуально значимых и общественно приемлемых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы с учетом социально значимых сфер деятельности, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; – метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, 7 познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; – предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Предметные результаты изучения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях

Слайд 4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УМК В соответствии со статьей 8 части 1 пункта 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ. При этом выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательного учреждения в соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ: «4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность … для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают: 1)учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников; 2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий…»; а также статьей 35 указанного закона: «2. Обес печение учебниками и учебными пособиями … осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов».

Слайд 5

При переходе на другую линию учебников в классах основной школы Необходимо учесть содержание пункта 2 приказа Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального обще[1]го, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями Приказ от 23 декабря 2020 г. № 766) о включении в данный федеральный перечень учебников на 5 лет со дня вступления в силу настоящего приказа.

Слайд 6

УМК "Учебно-методический комплекс – это комплект нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта". [ ФГОС ]

Слайд 11

Подходы к реализации ФГОС формирование знаний о живой природе от первоначальных представлений до общебиологических понятий через системное изучение организмов; системно-деятельностный подход в основе обучения биологии; желание преподнести традиционное содержание в современной форме; возможность построения индивидуальных образовательных траекторий

Слайд 12

Особенности УМК для реализации в обучении весь необходимый минимум информации и видов деятельности в учебнике; четко структурированные и понятные школьнику виды деятельности, полезные советы; разгрузка теоретического материала в пользу деятельности компонента. Актуализация содержания. Работа с информацией разных видов и стилей; дифференциация заданий для самостоятельной работы по уровням сложности; возможность вариативного преподавания биологии с построением индивидуальных образовательных траекторий; обязательные составляющие УМК для каждого класса на бумажных носителях – рабочая тетрадь с заданиями и методические рекомендации для учителя»

Слайд 13

5 класс 7 класс 8 класс 9 класс – 10-11 6 класс Основные признаки организмов и закономерности их жизнедеятельности Многообразие организмов Человек и его здоровье Основы общей биологии Структура курса: Издательство "Просвещение"

Слайд 14

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОСТАВА УМК ПО БИОЛОГИИ соответствие компонентам ФГОС для основной и средней школы; наличие полного пакета пособий на печатных и электронных носителях; изучение основного содержания с использованием новых информационных технологий в обучении; высокая научная ценность содержания; единый методический информационный подход, учитывающий возрастные психолого-педагогические особенности школьников; наличие единой навигационной системы быстрого ориентирования.

Слайд 15

Методические принципы построения УМК: теория - практика – самотестирование - контроль. учитываются возрастные психологические особенности учеников. наглядность выдержана в соответствии с требованиями, иллюстрации яркие и информативные. Большое количество хрестоматийного и энциклопедического материала, доступного учащимся. доступность усвоения материала; разнообразные формы работы вызывают мотивацию к познавательному интересу позволяет учителю рационально организовать работу с использование всех видов пособий УМК и дополнительных информационных ресурсов. Содержит календарно-тематическое планирование в соответствии с программой курса.

Слайд 16

Структура и содержание УМК по биологии весь необходимый минимум информации и видов деятельности в учебнике; четко структурированные и понятные школьнику виды деятельности, полезные советы; разгрузка теоретического материала в пользу деятельности компонента. Актуализация содержания. Работа с информацией разных видов и стилей; дифференциация заданий для самостоятельной работы по уровням сложности; возможность вариативного преподавания биологии с построением индивидуальных образовательных траекторий; обязательные составляющие УМК для каждого класса на бумажных носителях – рабочая тетрадь с заданиями и методические рекомендации для учителя

Слайд 17

Для учителя: Рабочая программа; Комплекс методических пособий Для учащихся: Учебники Рабочие тетради Электронное приложение Структура и содержание УМК по биологии

Слайд 18

Какой УМК выбрать

Слайд 19

Компоненты школьного учебника Ядро содержания – инвариантная часть; Оболочка или функциональная (надпредметная, контекстная ) часть, реализует воспитание и развитие учащихся силами предмета биологии; Аппарат ориентировки – для самостоятельной ориентировки ученика в учебнике, учителю для организации эффективного процесса обучения, воспитания и развития; Аппарат организации усвоения – служит контролю знаний и деятельности, уточнению, конкретизации, применению полученных знаний и умений, обобщению, самоконтролю и рефлексии ученика

Слайд 20

Роль структурных компонентов в образовательном процессе Функция ядра в учебнике – обеспечивает учащихся системой знаний основных биологических понятий о явлениях и закономерностях живой природы; Функция оболочки – многозначна (полифункциональна) - обеспечивает: экологизированное, культурологическое, эмоционально-ценностное, мотивированное и природосообразное раскрытие учебных материалов; помогает обретению духовно-нравственного опыта и социальной компетентности; развивает мировоззрение и мышление, ответственное отношение к живому миру, самостоятельность в познании, рефлексию на свои знания и поступки, волевые качества, мотивацию к поиску дополнительной информации по биологии из разных источников образовательной среды

Слайд 21

Отражение авторских идей в учебниках 5-11 классов В соответствии с диверсификацией школьного биологического образования ориентируем учебники: В основной школе - в направлении развития личности, экологической культуры, формирования УУД, творчества и самостоятельности в познании. В старшей школе: - для базового уровня - в культурологическом направлении, показываем роль биологии в культуре общества и личности; - для профильного уровня - в направлении специализации по биологии (углубление и отражение профессий на биологической основе); Особое внимание на всех этапах образования уделено материалу, направленному на развитие личности, на формирование самообразования, самоконтроля и творческой деятельности личности;

Слайд 22

Учебник в системе решения задач качества образования * В системе аппарата ориентировки учебника: - в начале главы дан перечень ожидаемых результатов («Вы узнаете» и «Вы сможете»); - в начале параграфа даны задания на актуализацию («Вспомните» или «Вы знаете»), а не на контроль или постановку проблемы. * В системе аппарата усвоения учебника: - в конце параграфа даны 3-4 задания на закрепление, самоконтроль, практикование знаний и умений; - в конце главы (темы, раздела) даны задания на самоконтроль, рефлексию, применение знаний в действии, на развитие интереса, творческой и проектной деятельности, на формирование и упражнение самостоятельности в обучении и самооценки, рефлексии на свои достижения, поступки и отношения к окружающему миру

Слайд 23

Что нового в методике обучения биологии в настоящее время в связи с ФГОС Использовать учебник и УМК в целях развития самостоятельности учащихся в познании, для развития умений применять свои знания в практической деятельности и в повседневной жизни, при формировании ключевых компетентностей и УУД; Применять технологии, обеспечивающие развитие у школьников умений самостоятельно и мотивированно организовывать учебно-познавательную деятельность, участие в проектах и «работать в команде»; Предусматривать в практической деятельности учителя определение новых педагогических целей обучения, направленных на развитие личностных качеств у ученика и системы УУД (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных действий)

Слайд 24

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В Московской области элементами региональной система мониторинга и оценки качества являются: – всероссийские проверочные работы, – региональные проверочные работы, – национальные исследования качества образования, – международные исследования, – региональные исследования по модели PISA, – ЕГЭ, – ОГЭ.

Слайд 25

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 2021/2022 учебном году в целях совершенствования преподавания учебного предмета «Биология» рекомендуем на методических объединениях педагогов обсудить и сопоставить результаты оценочных процедур, проводимых по предмету. Важными темами для обсуждения на методических объединениях являются:

Слайд 26

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» – анализ результатов государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) по биологии и подготовка к ГИА 2022 года; – анализ модели контрольно-измерительных материалов 2022 года с учетом изменений заданий и критериев оценки. Обсуждение новых типов заданий, особенности выполнения расчетных задач, контекстных заданий; – совершенствование методики контроля учебных достижений обучающихся; – особенности оценивания заданий с развернутым ответом на ЕГЭ по биологии. Обсуждение методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по биологии 2020–2021 гг.; – анализ учебно-методических пособий и ресурсов для подготовки к ЕГЭ по биологии; – формирование естественно-научной грамотности обучающихся на уроках биологии базовых (hard-skills) и гибких (soft-skills) компетенций. Обращаем особое внимание на мониторинги сформированности метапредметных достижений обучающихся. Их проведение направлено на оценку сформированности содержания образования, а не на оценку знаний отдельных предметов.

Слайд 27

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» Результаты оценочных процедур в части достижений учащихся рекомендуем использовать для коррекции методов и форм обучения. Для организации этой работы можно использовать: Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ прошедшего года по предмету «Биология», подготовленный ФИПИ (https://fipi.ru/ege/analiticheskie-imetodicheskie-materialy#!/tab/173737686-6).

Слайд 28

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 – 9 КЛАССАХ ПО УМК ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.И. ЛЬВОВОЙ

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 – 9 КЛАССАХ ПО УМК ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.И. ЛЬВОВОЙ...

ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Организация проектной деятельности учащихся. Интегрированные уроки....

Реализация предметного содержания и формирование ИКТ-компетентности обучающихся при изучении раздела «Создание изделий из текстильных материалов»

Планы конспекты уроков по технологии для 5,6,7 классов с использованием учебных электронных модулей....

Выступление по теме "Методическое обеспечение предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"", 24.03.2016 г.

Программа круглого стола " Организационные и содержательные аспекты реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»", 24.03.2016 г....

Учителя не готовы управлять содержанием ____отбор предметного содержания нужно проводить заранее, до того как учебник попадает в школу

Учебники учебниками, но ведь многое даже в содержании обучения зависит от учителя, не так ли? Какие темы проходить побыстрее, а в какие погружаться, какие источники ...