РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 – 9 КЛАССАХ ПО УМК ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.И. ЛЬВОВОЙ
учебно-методический материал по русскому языку на тему

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 – 9 КЛАССАХ ПО УМК ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.И. ЛЬВОВОЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naumova.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 5 – 9 КЛАССАХ ПО УМК ПОД РЕДАКЦИЕЙ С.И. ЛЬВОВОЙ

 «В настоящее время вопрос о преподавании отечественного языка едва ли не более других вопросов дидактических занимает педагогов», - писал в начале 19 века Ф.И. Буслаев. Мы живем и работаем уже в 21 веке, но и сегодня проблема остается не менее актуальной. Во-первых, потому что результаты обучения не вполне удовлетворяют). А во-вторых, потому что системно-деятельностный подход к современному лингвистическому образованию, заложенный в стандартах второго поколения, ориентирует учителя русского языка на такие обучающие технологии, целью которых должно быть личностное развитие ученика, а планируемым результатом - умение учиться.

Чтобы справиться с такой задачей, нужны новые учебники, новые методические пособия (эта мысль зародилась у меня давно, а стремление реализовать её пришло после рекомендаций, полученных в ходе аттестации. Посоветовали учебник под редакцией Львовой).  Остановлюсь лишь на основных отличиях данного учебника от традиционного издания.

 Оформление учебника вызывает чувство эстетического наслаждения. Но интересен он не только великолепной полиграфией, но и прежде всего – инновационной авторской мыслью, поистине РУССКИМ содержанием и ярко проявлено развивающей методикой. В учебнике выстроена работа по воспитанию культуры русской речи. Каждый урок русского языка по данному УМК является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне аудирования, письма и говорения.

Если вернуться к УУД, то надо отметить, что обеспечить их связь с содержанием курса русского языка позволит работа в следующих направлениях:

  1. Формирование отношения к русскому языку как к культурной ценности.
  2. Развитие самостоятельности учеников в организации своей учебной деятельности (от планирования до оценки результата),
  3. Формирование умения адекватного выбора и использования речевых средств в условиях коммуникативного сотрудничества субъектов образовательного процесса.

В учебнике под редакцией Львовой большое внимание уделяется разнообразной работе по усвоению текстовой информации. При этом наиболее значимыми направлениями в работе являются следующие: знакомство с теоретическим материалом, целенаправленная систематическая работа с текстом, осмысленное изучение и использование информации, поданной в разных формах.

Деятельностное освоение теоретического материала предлагается в рамках  содержательной схемы, учитывающей признаки и категории текста, нормы его построения. Авторы учебника предлагают ученикам вопросы и практические задания, позволяющие сделать необходимые теоретические обобщения

Вопросы, предлагаемые для знакомства с теоретическим материалом, ориентированы на активную речевую и речемыслительную деятельность обучающихся. Их содержание чрезвычайно многообразно, а примеры можно увидеть на слайде.

Учащиеся на практике осваивают такие учебные действия, которые способствуют формированию умения в режиме познавательной деятельности подвести рассмотренные речевые факты под необходимые теоретические понятия (основная мысль текста, тип речи, микротема, ключевые слова и т.д.)

Необходимо отметить, что у учебнике предусмотрена не только работа со словесной информацией текста. Постоянно предлагаются задания, требующие смысловой обработки текстовой информации, поданной в разных формах: работа с таблицами, схемами, фотографиями, рисунками, репродукциями.

На формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД нацелена и работа со словарями. Задания, ориентированные на сопоставление сведений из различных словарей, формируют познавательный интерес к такого рода изданиям, позволяют получить представление о лексических и грамматических средствах РЯ. Информацию, полученную из словаря, ученик может привлекать для аргументации своей точки зрения, что формирует информационно-коммуникативные умения, развивает речь обучающихся в целом. Работу со словарями ученик может проводить самостоятельно, что способствует укреплению его регулятивных УУД (от планирования до оценки своего результата).

Большое внимание уделено в учебнике репродуцированию текста (устному и письменному) и его редактированию. Эти задания способствуют расширению словарного запаса и совершенствованию грамматического строя речи учеников и, разумеется, являются огромным подспорьем в деле подготовки к ГИА.

Итак, специфика программы по русскому языку С.И Львовой, заключается в том, что обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, усвоения основ лингвистики, развития мышления, внимания, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, речевого самосовершенствования. В результате работы по данной программе учащиеся овладевают основными видами речевой деятельности в их взаимосвязи : умением слушать, читать, говорить и писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.

Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил  вы...

Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных тем.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД). УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения н...

Пути развития универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков) в урочной деятельности на содержании отдельных предметных областей

Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить.Д.Г. ЛевитасВведение.В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифициров...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....

Групповая работа как средство развития универсальных учебных действий в основной школе на уроках иностранного языка

Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку нацелен на развитие личности,на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести з...