Рабочие программы курсов
рабочая программа по биологии

Шевцова Оксана Юрьевна

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Pictures\2020-05-06 1\2021-10-22 1\1 001.jpg

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Изучение элективного курса в 9 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

  • использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

  • анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Метапредметные результаты:

  • развивать самостоятельность;

  • оценивать собственные возможности, способствующие овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;

  • систематизировать, анализировать полученные данные;

  • осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

Предметные результаты:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

  • правила выбора профессии;

  • понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии:

  • понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

  • значение творческого потенциала человека, карьеры;

  • смысл и значение труда в жизни человека и общества;

  • современные формы и методы организации труда;

  • сущность хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

  • предпринимательство;

  • рынок труда.

  • результате изучения курса «Мое профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» Ученик научится:

        построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.

Ученик получит возможность научиться:

  • планировать профессиональную карьеру;

  • рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
  • ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
  • оценивать свои возможности и возможности своей семьи для

2

по разделу «Профессиональная деятельность и самоопределение личности в Новосибирской области» ученик научится понимать:

  • биологические характеристики человека; понятие о личности, направленности, структуре, потребностях личности; социально-типические и индивидуально-психологические качества личности;
  • приемы анализа индивидуальных особенностей личности;

  • роль адекватной самооценки при выборе профессии и в профессиональной последующей деятельности;

  • сущность понятий профессиональные интересы, склонности, способности, их значимость в профессиональной деятельности;
  • природные свойства нервной системы; эмоциональные состояния личности;

  • ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы;

  • роль эмоций в профессиональной деятельности человека; понятие о психических процессах и их роли в профессиональной деятельности; понятие о профессиональной деятельности и ее субъекте; понятие о специальности и квалификации работника; требования к качествам личности при выборе профессии; о возможностях личности в

профессиональной деятельности; характеристику профессий и специальностей с точки зрения гарантии трудоустройства в Новосибирской области; понятие о личном профессиональном и жизненном плане, способы его составления и обоснования.

Получит возможность:

  • сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
  • составлять и обосновывать профессиональный личный план с учетом профессий и

специальностей с точки зрения их восстребованности в Новосибирской области

по раздела «Рынок труда и профессий Сибирского региона и Новосибирской области» ученик

научится: понимать

  • основные понятия, принципы и направления анализа рынка труда; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; конъюнктуру рынка труда и профессий Новосибирской области; средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования в Новосибирской области; виды и формы получения профессионального образования; виды учреждений профессионального образования в Новосибирской области; способы работы с каталогом образовательных услуг по Новосибирской области.

уметь

  • находить информацию из различных источников о региональном рынке труда, о вакансиях на рынке труда Новосибирской области и образовательных услугах, об учреждениях профессионального образования Новосибирской области (города, поселка)

  • о путях получения профессионального образования и трудоустройства по месту жительства;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для профессионального самоопределения в условиях рыночной экономики согласно требованиям рынка труда Новосибирской области (города, поселка).

  • результате изучения раздела «Основы проектирования. Экзистенциальное проектирование» ученик должен: знать/понимать

  • понятие о проекте, проектной деятельности; классификацию, структуру проекта; понятие

об экзистенциальном проектировании, этапы выполнения проекта; требования к выполнению исследовательской и практической части проекта, к оформлению документации, защите проекта. Критерии оценки защиты проекта; понятие о саморефлексии, самопроектировании (профессионального); методы, приемы, способы решения жизненных проблем, самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению;

уметь разрабатывать учебный проект «Профессиональное самоопределение» с учетом потребностей рынка Новосибирской области и собственных склонностей и потребностей

3

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осуществления самостоятельной учебно-познавательной (исследовательской и проектной) деятельности.

Содержание учебного курса

РАЗДЕЛ 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (16 ЧАСОВ)

Тема 1.1 Внутренний мир человека и система представлений о себе-4часа1.1.1 Внутренний мир человека и возможности его познания

Основные теоретические сведения

Сходства и различия между людьми. Биологические характеристики человека (возраст, пол, облик, состояние здоровья, особенности нервной системы, органические потребности); социально-типические качества личности (чувства, воля, интеллект); индивидуально-психологические качества личности (черты характера, социальные особенности, эмоциональные проявления, убеждения, индивидуальный познавательный стиль).

Личность, направленность, структура, потребности личности. Уникальность и неповторимость личности каждого человека: многообразие личностных особенностей, профессиональная деятельность как способ реализации личности. Способы описания структуры личности, приемы анализа индивидуальных особенностей личности.

Практическая работа: Составление «дерева» психологических качеств личности.

Диагностические процедуры: Методика «Ценностные ориентиры».

1.1.2 Представление о себе и проблема выбора профессии

Основные теоретические сведения.

Представление человека о самом себе, о роли самооценки в решении проблемы профессионального выбора. Самооценка (адекватная, завышенная, заниженная), ее проявления в учебной деятельности и межличностных отношениях. Роль адекватной самооценки при выборе профессии и в последующей профессиональной деятельности. Диагностические и развивающие процедуры в самопознании, самоописании, самооценке личности.

Диагностические процедуры: Методики «Кто «Я?», «Самооценка личности»

Практическая работа: Сочинение «Произвольное самоописание» (с учетом модификации “Я” в глазах другого).

Тема 1.2 Профессиональные интересы и склонности.Способности,условия их проявления иразвития - 4 часа

Основные теоретические сведения

Задатки и способности человека: сущность понятий и характеристика их развития. Интересы и склонности, связь с задатками и способностями, отличия от них. Характеристика содержания и основных этапов развития способностей, их значимость в профессиональной деятельности. Общие и специальные способности. Самооценка индивидуальных способностей.

Диагностические процедуры: Методика ДДО. Тест на определение способностей и склонностей.

Тема 1.3 Природные свойства нервной системы.Эмоциональные состояния личности– 4ч1.3.1 Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

Основные теоретические сведения

Свойства нервной системы и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения личности. Темперамент: понятие, его типы и свойства, психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности.

Строение и функции нервной системы, способы реагирования человека на сигналы внешней среды (процессы возбуждения и торможения); основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).

4

Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленных свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.

Диагностические процедуры:Тест «Каков Ваш характер». Методика «Опросник Айзенка».

Развивающие процедуры: Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».

Практическая работа «Я и мой характер» (эссе, рисунок, рассказ и т.д.) 1.3.2 Эмоциональные состояния личности

Основные теоретические сведения.

Эмоции, чувства, настроения. Основные виды эмоций (радость, злость, испуг, страх, удивление, печаль). Различные виды классификации эмоций (по качеству, интенсивности, глубине, осознанности, воздействиям на организм, по психическим процессам, с которыми они связаны; по предметному содержанию и направленности на себя, других, настоящее, прошлое, будущее). Многообразие чувств человека (любовь, ненависть, зависть, дружба и т.д.). Средства выражения эмоций (речь, мимика, пантомимика). Способы распознавания, контролирования и соотнесения эмоциональных состояний человека с требованиями профессии. Необходимость самоконтроля эмоциональных состояний человека в профессиях, связанных с повышенной моральной и материальной ответственностью. Роль эмоций в профессиональной творческой деятельности человека.

Диагностические процедуры: Методика Басса-Дарки. «Тест эмоций»

Развивающие процедуры: Методики «Способы работы с агрессией»

Тема 1.4 Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности-4часа

Основные теоретические сведения

Сущность понятий «восприятие», «внимание», «память», «мышление». Характеристика этапов развития восприятия, внимания, памяти, мышления человека. Роль восприятия, внимания, памяти, мышления в профессиональной деятельности человека. Профессионально важные качества. Методики, используемые для определения показателей интеллектуальной деятельности человека. Диагностика интеллектуальных способностей как важнейшая составляющая в системе психических качеств, определяющих готовность человека к обоснованному и осознанному выбору профессии. Аспекты оценки индивидуального интеллекта: показатели интеллектуальной продуктивности, своеобразие интеллектуальной деятельности.

Развивающие процедуры: Психотехнические игры. Психогимнастика.

Деловая игра «Профессиональные способности и возможности»

РАЗДЕЛ 2. РЫНОК ТРУДА И ПРОФЕССИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ (8 Ч) Тема 2.1 Рынок труда и профессий Новосибирской области– 4часа

Основные теоретические сведения

Рынок труда Новосибирской области. Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура труда и профессий Новосибирской области.

Спрос работодателей на различные виды профессионального труда на рынке труда Новосибирской области. Структура рынка труда. Состояние занятости населения на рынке труда, общие статистические сведения по Новосибирской области.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Конкуренция на рынке труда в Сибирском регионе и Новосибирской области.

Высвобождение рабочей силы, причины безработицы в Новосибирской области. Вакансии на рынке труда Новосибирской области по данным статистики. Профессионально важные качества востребованных профессий в Новосибирской области.

Практическая работа.: Сравнительный анализ данных службы занятости населения об уровне восстребованности той или иной профессии в Новосибирской области за последние три года (работа в микро-группах, профессия - по выбору учащихся) Тема 2.2 Региональный рынок образовательных услуг-4часа

5

Основные теоретические сведения.

Пути получения профессионального образования в Новосибирской области. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования в Новосибирской области. Виды и формы получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования Новосибирской области.

Развивающие процедуры

Деловая игра-дискуссия «Личный профессиональный план».

Практическая работа

1. Поискинформации о путях получения профессионального образования и трудоустройства в Новосибирской области. Варианты дальнейшего образования (работа со справочником «Абитуриент»).

2.Обоснование выбора учебного заведения.

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ (10 часов)

Тема 3.1 Понятие проектирования.Виды,типология,структура проектов-2часаОсновные теоретические сведения.

Проект, проектная деятельность: понятие, классификация, этапы выполнения. Роль проектной деятельности в профессиональном самоопределении.

Тема 3.2 Экзистенциальное проектирование. 5 часов

Проект «Профессиональное самоопределение». Оформление проекта и документации

Основные теоретические сведения

Экзистенциальноепроектирование: понятие, этапы выполнения. Требования к выполнению исследовательской и практической части проекта, оформлению и защите проекта. Критерии оценки защиты проекта.

Практическая работа

1.Разработка учебных проектов «Профессиональное самоопределение» с учетом потребностей рынка Новосибирской области и собственных склонностей и потребностей.

  1. Подготовка и защита проекта «Профессиональное самоопределение».

Тема 3.3 Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения - 3 часа Основные теоретические сведения.

Саморефлексия. Самопроектирование. Методы, приемы, способы решения жизненных проблем. Самообразование и его значение в профессиональном самоопределении.

Практическая работа.: Определение оценки способности школьников к выбору профессии.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№п/п

Тема

Кол-во часов

РАЗДЕЛ 1.Профессиональная деятельность и самоопределение личности в Новосибирскойобласти. (16 ЧАСОВ).

Тема 1.1. Внутренний мир человека и система представлений о себе. (4 ч)

1

Вводный инструктаж по Т.Б. Сходства и различия между людьми

1

2

Личность, направленность, структура, потребности личности. Профессиональная деятельность как способ реализации личности

1

3

Роль самооценки в решении проблемы профессионального выбора

1

4

Самооценка в учебной деятельности и межличностных отношениях

1

Тема 1.2. Профессиональные интересы, склонности, способности. (4 ч)

5

Задатки и способности человека: сущность понятий и характеристика их развития

1

6

Интересы и склонности, связь с задатками и способностями, отличия от них.

1

7

Общие и специальные способности

1

8

Самооценка индивидуальных способностей.

1

Тема 1.3. Природные свойства нервной системы. Эмоциональные состояния личности(4ч)

9

Основные свойства нервной системы.

1

10

Психологическая характеристика основных типов темперамента.

1

11

Эмоции и чувства.

1

12

Что такое характер? Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции.

1

Тема 1.4. Психические процессы и их роль в профессиональной деятельности. (4 ч)

13

Сущность понятий «восприятие», «внимание», «память», «мышление».

1

14

Память и внимание

1

15

Особенности мышления.

1

16

Профессионально важные качества

1

РАЗДЕЛ 2. Рынок труда и профессий в Новосибирской области (8 ЧАСОВ)

Тема 2.1. Рынок труда и профессий Новосибирской области (4 ч)

17

Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура труда и профессий Новосибирской области

1

18

Структура рынка труда

1

19

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

1

20

Вакансии на рынке труда Новосибирской области по данным статистики

1

Тема 2.2. Региональный рынок образовательных услуг (4 ч)

21

Пути получения профессионального образования в Новосибирской области.

1

22

Виды и формы получения профессионального образования.

1

23

Виды учреждений профессионального образования Новосибирской области

1

24

Деловая игра-дискуссия «Личный профессиональный план».

1

РАЗДЕЛ 3. Основы проектирования. Экзистальное проектирование  (10 часов)

Тема 3.1. Понятие проектирования. Виды, типология, структура проектов (2 ч)

25

Проект, проектная деятельность: понятие, этапы выполнения.

26

Роль проектной деятельности в профессиональном самоопределении

Тема 3.2. Экзистенциальное проектирование (5 ч)

27

Экзистенциальное проектирование: понятие.

28

Требования к выполнению, оформлению и защите проекта

29

Разработка учебных проектов

30

Подготовка проекта «Профессиональное самоопределение».

31

Защита проекта «Профессиональное самоопределение».

Тема 3.3. Самоконтроль готовности к выбору профиля обучения (3 ч)

32

Методы, приемы, способы решения жизненных проблем

33

Самообразование и его значение в профессиональном самоопределении

34

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации

Приложение 1

Темы проектов

«Профессиональное самоопределение»

«Кем быть?»

«Мечта и цели»

«Образ будущего»

«Личный профессиональный план»

Приложение 2

Критерии оценивания

Устного ответа

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • полностью освоил учебный материал;

  • умеет изложить его своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его
  • изложении своими словами;
  • подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить его своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Теста

«5» -получают учащиеся,справившиеся с работой100- 90 %; «4» -ставится в том случае,если верные ответы составляют80 %от общего количества; «3» -соответствует работа,содержащая50 – 70 %правильных ответов.

Проекта

I. Критерии оценивания выполнения проекта по технологии проектной деятельности:

1 Актуальность выбранной темы.

2 Глубина раскрытия темы, выполнение поставленных задач.

  1. Практическая ценность проекта.
  2. Соответствие плану.
  3. Обоснованность выводов.
  4. Оригинальность и разнообразие подходов разработки и реализации проекта.

  1. Правильность и грамотность оформления.

  1. Критерии защиты проекта, оценивается по содержанию и владению материалом представленного

8 Выступление на защите ( владение материалом предоставляемого проекта, наглядность, культура

9 Умение отвечать на вопросы.

10 Умение защищать свою точку зрения.



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Pictures\2020-05-06 1\2021-10-22 1\1 003.jpg1. Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

  • потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;
  • в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
  • принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;
  • способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;
  • об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
  • о принятых в обществе нормах поведения и общения;
  • об основах здорового образа жизни;
  • развитие ценностного отношения подростков к труду.

Предметные:

  • владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
  • использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий;
  • об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • приобретение опыта исследовательской деятельности;
  • обучающиеся получат возможность научиться:
  • участвовать в исследовательских работах;
  • знать  о  способах  самостоятельного  поиска,  нахождения  и  обработкиинформации;
  • иметь представление о правилах проведения исследования;
  • получение первоначального опыта самореализации.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
  • умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);
  • формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
  • демонстрация приѐмовсаморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.

Познавательные:

  • навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях;
  • анализ  и  принятие  опыта  разработки  и  реализации  проекта  исследования разной сложности;
  • умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
  • критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
  • овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные:

  • умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;
  • приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
  • умение находить общее решение и разрешать конфликты;
  • о правилах конструктивной групповой работы;
  • опыт публичного выступления;
  • опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;
  • соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.

2. Содержание курса

1 Раздел. Мир профессий (4 ):

Тема 1. Введение. Знакомство. Мир профессий – 1 час

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана. Основные теоретические сведения.

Тема 2. Мои личные профессиональные планы - 1 час

Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Тема 3. Ценностные ориентации – 1 час

Основные теоретические сведения. Изучение понятий «Ценность», «Профессиональная ориентация». Внутренний мир человека и возможности его самопознания. Что такое психодиагностика, как она помогает в выборе профессии.

Тема 4. Самооценка и уровень притязаний - 1 час.

Знакомство и просмотр фильма ВВС «Человеческие возможности». Аналитическая беседа с учащимися по увиденному материалу. Общее представление о самооценке, памяти, ее видах, процессах. Роль памяти в различных видах профессиональной деятельности. Знакомство с приемами запоминания и возможностями развития памяти. Выполнение упражнений на развитие памяти, разучивание стихотворений и их воспроизводство на уроке (конкурс – «Кто лучше запоминает?»).

2 Раздел. Профессиональные интересы и склонности (6):

Тема 5. Интересы и склонности в выборе профессии – 1 час.

Профессиональное самоопределение. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). Основные теоретические сведения Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере.

Тема 6. Классификация профессий по Климову – 1 час

Мир профессий Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы Основные теоретические сведения Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову. Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма.

Тема 7.Отвечаем на вопросник Климова – 1 час

Характеристика профессий типа «Человек – человек». Основные теоретические сведения Характеристика профессий типа «человек-человек». Подтипы профессий типа «человек-человек». Понятие «профессионально важные качества».

ПВК профессий типа «человек-человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-человек».

Характеристика профессий типа «Человек – техника» Основные теоретические сведения Характеристика профессий типа «человек-техника» ПВК профессий типа «человек-техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-техника».

Характеристика профессий типа «Человек – знаковая система». Основные теоретические сведения Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» ПВК профессий типа «человек - знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - знаковая система».

Характеристика профессий типа «Человек – природа». Основные теоретические сведения Характеристика профессий типа «человек-природа» ПВК профессий типа «человек-природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек-природа».Характеристика профессий типа «Человек – художественный образ». Основные теоретические сведения Характеристика профессий типа «человек - художественный образ» ПВК профессий типа «человек – художественный образ ». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек- художественный образ».

Тема 8. Концепция индивидуальности Голланда – 1 час.

Самооценка, ее роль в жизни. Основные теоретические сведения. Сформировать у учащихся представления о самооценке, ее важности в различных сферах жизни человека (общение, здоровье, профессиональный выбор).

Тема 9. Правила выбора профессии – 1 час

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Основные теоретические сведения. Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Основные теоретические сведения Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда. Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий.

Тема 10. Ошибки и затруднения при выборе профессии – 1 час

Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после просмотра. Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!».

Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Основные теоретические сведения Взаимосвязь содержания «хочу» - «могу» - «надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»).

3 Раздел. Профессиограмма (4):

Тема 11. Профессии моих родных. Кем работают мои родители?– 1 час

Пресс-конференция с родителями и учителями школы по теме, составлениеучащимися в группах памятки «Профессии в моей семье».

Тема 12. Схема анализа профессий, разработанная Н.С. Пряжниковым – 1 час

Парная работа учащихся по классификации профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. Знакомство с профессиограммами.

Тема 13. Что такое профессиограмма?

Типы профессий. Матрица выбора профессий Основные теоретические сведения Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессий. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся.

Тема 14. В каких учебных заведениях можно получить профессию?

Изучение интернет-сайтов с ведущими ссузами и вузами Санкт-Петербурга. Составление списка ранжированных вузов по степени привлекательности в конкретной деятельности.

4 Раздел. Выбор профессии (10):

Тема 15. На работу устраиваемся по правилам.

Деловая игра «Приѐм на работу» Проведение викторины на знание и выбор профессии. Составление синквейна учащимися на тему «Моя любимая профессия».

Тема 16. «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»).

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии. Основные теоретические сведения Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Тема 17. Сочинение – рассуждение « Самая нужная профессия» - 1 час

Приглашение и беседа с врачом-педиатром и библиотекарем. Конструктивный диалог учащихся с приглашенными гостями, возможность более глубокого погружения в данные профессии учащимися, возможность задать интересующие детей вопросы и получить на них профессиональные ответы.

Тема 18. Как готовить себя к будущей профессии? – 1 час

Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Основные теоретические сведения Перспективы изменения мира профессий. Развивающие процедуры. Деловая игра «Малое предприятие». Практическая работа. Определение изменений состава профессий на одном из предприятий за последние пять лет.

Тема 19. Исследование « Необычная творческая профессия» - 1 час

Какие творческие профессии существуют в нашем городе. Где учатся художники, актѐры, журналисты. От чего зависит выбор профессии? Что такое темперамент? Опросник.

Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл, Дисней Уолт, Шанель Коко, Федоров Святослав Николаевич. Выбор будущей профессиональной сферы. Известные люди региона.

Тема 20. Исследование современных профессий « … - это призвание!» - 1 час

«Я – это…». Выявление самооценки и планирование своего будущего.

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Подготовка учащимися проекта «Я бы смог стать…».

Тема 21. Рабочие профессии и карьера – 1 час

Понятие карьеры. Виды карьеры. Основные теоретические сведения Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры. Профессиональный рост. Основные теоретические сведения Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры/

Тема 22. Жизненно важная профессия.

Факторы здоровья при выборе профессии. Медицинские противопоказания при выборе профессии. «Анкета здоровья». Приглашение и беседа со школьной медицинской сестрой.

Тема 23. Профессия, охраняющая общественный порядок.

Виды профессий правоохранительных органов: полиция. Встреча с представителями правоохранительных органов, беседа, интервью. Просмотр видео фрагментов изкинофильмов о работе правоохранительных органов.

Тема 24. Встреча с интересной личностью.

Организация встречи и беседы с выпускниками школы. Беседа и рассказ о том, какие профессии они освоили, кем они сейчас работают, где учились.

5 Раздел. Рабочие профессии (6):

Тема 25. Великие личности нашей страны и путь их становления.

Психологический портрет великой личности. Ролевая игра ―Встреча через 10 лет‖.

Тема 26. Творческий конкурс сочинений «Мои родители хотят, чтобы я былпохож на….и работал………»

Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей. Запасные варианты, пути их достижения. Как получить хорошую работу в современной России.

Тема 27. Игра: «Если бы я был президентом…»

Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила поведения на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).

Тема 28. Экскурсия на предприятия нашего района.

Наиболее востребованные профессии в нашем городе. Перечень учебных заведений.

Тема 29. Отчет о посещении предприятий.

Выводы о понятии «образовательная карта». Информация о средних профессиональных и среднетехнических училищах, высших учебных заведениях. Основные понятия о рынке труда и учебных мест. Узнают об основных работодателях на территории Приморского района.

Тема 30. Подготовка кпресс- конференции. «Представим, что я…»

Научить подростков выделять важные вопросы, необходимые для выбора будущей профессии (Кто я? Чего хочу?Что могу?). Развивать способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны.

6 Раздел. Где учиться? (6):

Тема 31. Итоговая пресс-конференция «Мир профессий».

Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути.Алгоритм принятия решения.

Тема 32. Творческий проект "Моя будущая профессия".

Совместная разработка плана проекта «Моя будущая профессия». Обсуждение в группах наиболее успешного плана и возможности его реализации.

Тема 33. Творческий проект "Моя будущая профессия". Презентация проектов учащимися «Моя будущая профессия». Дискуссия между ними по разработанным проектам.

Тема 34. Творческий проект "Моя будущая профессия". Презентация проектов учащимися «Моя будущая профессия». Дискуссия между ними по разработанным проектам.

Тема 35. Творческий проект "Моя будущая профессия". Презентация проектов учащимися «Моя будущая профессия». Дискуссия между ними по разработанным проектам.

Тема 36. Итоговое занятие. «Выставка профессий».

Организация теоретического материала в форме мини-презентации по одному направлению профессии.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В конце года обучения учащиеся 8 класса должны:

Раздел 1.Введение Предмет и задачи курса.Важность выбора профессии в жизничеловека.

Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

определение понятия «личный профессиональный план»; роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

называть основные элементы структуры личного профессионального плана;

называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

Раздел 2. Профессиональные интересы и склонности.

определение понятий «воображение»;

способности. Виды способностей: общие и специальные;

условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

определения понятий «память», «внимание»;

виды памяти и внимания;

определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;

определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;

виды мышления;

формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;

Учащиеся должны уметь:

указывать отличительные особенности различных видов памяти;

определять особенности своей памяти;

перечислять основные приемы и методы запоминания;

перечислять основные качества и виды внимания;

объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;

Раздел 3. Профессиограмма Самоопределение.Профессиональноесамоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности.

Учащиеся должны знать:

определения        понятий «тип        нервной системы», «темперамент»,«характер»,«самооценка»;

типы нервной системы;

типы темперамента;

определение понятия «потребности»;

виды потребностей;

особенности делового общения;

определение понятия «конфликт»;

пути предотвращения и разрешения конфликтов;

понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

выявлять свой ведущий тип темперамента;

определять наиболее типичные черты своего характера; исследовать формы проявления характера;

Раздел 4. Выбор профессии Характеристика труда:характер,процесс и условиятруда.Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек–  знаковая  система»,   «человек  –  природа»,  «человек  –  художественный  образ».Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные

характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;

приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);

выявлять тип своей будущей профессии;

определять свои профессиональные предпочтения;

выделять подтипы профессий рассматриваемого типа.

Раздел 5. Рабочие профессии

Учащиеся должны знать:

Определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «рынок труда», «работодатель», «работник».виды профпригодности; компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);

называть мотивационные факторы выбора профессии;

называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии; перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выборпрофессии.

Учащиеся должны иметь представление:

о важности решения проблемы выбора профессии.Где учиться? Подготовка к будущей карьере Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

Учащиеся должны знать:

определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

указывать отличительные признаки различных видов карьеры;

высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры

на самооценку человека;

определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

8 класс (36 часов, 1 час в неделю)

№п/п

Раздел. Тема

Кол-во часов

Мир профессий

4

1

Введение. Знакомство. Мир профессий.

1

2

Мои личные профессиональные планы.

1

3

Ценностные ориентации

1

4

Самооценка и уровень притязаний.

1

Профессиональные интересы и склонности

6

5

Интересы и склонности ввыборе профессии.

1

6

Классификация профессийпо Климову. Отвечаем навопросник Климова.

1

7

Концепция индивидуальности Голланда.

1

8

Правила выборапрофессии.

1

9

Ошибки и затрудненияпри выборе профессии.

1

10

Кем работают мои родные.Кем работают моиродители? Профессиимоего рода.

1

Профессиограмма

4

11

Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым.

1

12

Что такое профессиограмма?

1

13

Что такое профессиограмма?

1

14

На работу устраиваемся поправилам.

1

Выбор профессии

10

15

«Секреты» выборапрофессии («хочу»,«могу», «надо»).

1

16

« Быть нужным людям…»

1

17

Исследование « Самаянужная профессия».

1

18

Как готовить себя кбудущей профессии?

1

19

Исследование «Необычная творческаяпрофессия».

1

20

Исследованиесовременных профессий  «… - это призвание!»

1

21

Рабочие профессии.

1

22

Жизненно важнаяпрофессия.

1

23

Профессия, охраняющаяобщественный порядок.

1

24

Встреча с интереснойличностью.

1

Рабочие профессии

6

25

Великие личности нашейстраны и путь ихстановления.

1

26

Творческий конкурссочинений «Мои родителихотят чтобы я был похож на….и работал………»

1

27

Сочинение-рассуждение:«Если бы я был президентом…»

1

28

Виртуальная экскурсия на предприятиянашего района

1

29

Отчет о экскурсии

1

30

Подготовка к пресс-конференции.«Представим, что я…»

1

Где учиться?

6

31

Итоговая пресс-конференция «Мирпрофессий»

1

32

Творческий проект "Моя будущая профессия"

1

33

Творческий проект "Моя будущая профессия"

1

34

Творческий проект "Моя будущая профессия"

1

35

Творческий проект "Моя будущая профессия"

1

36

Итоговое занятие. «Выставка профессий»

1

Календарно -тематическое планирование 8 класс

 (36 часов, 1 час в неделю)

№п/п

Раздел. Тема

Кол-во часов

Дата

1

Введение. Знакомство.Мир профессий.

1

2

Мои личные профессиональные планы.

1

3

Ценностные ориентации

1

4

Самооценка и уровень притязаний.

1

5

Интересы и склонности ввыборе профессии.

1

6

Классификация профессийпо Климову. Отвечаем навопросник Климова.

1

7

Концепция индивидуальности Голланда.

1

8

Правила выборапрофессии.

1

9

Ошибки и затрудненияпри выборе профессии.

1

10

Кем работают мои родные.Кем работают моиродители? Профессиимоего рода.

1

11

Знакомство со схемой анализа профессий, разработанной Н.С.Пряжниковым.

1

12

Что такое профессиограмма?

1

13

Что такое профессиограмма?

1

14

На работу устраиваемся поправилам.

1

15

«Секреты» выборапрофессии («хочу»,«могу», «надо»).

1

16

« Быть нужным людям…»

1

17

Исследование « Самаянужная профессия».

1

18

Как готовить себя кбудущей профессии?

1

19

Исследование «Необычная творческаяпрофессия».

1

20

Исследованиесовременных профессий  «… - это призвание!»

1

21

Рабочие профессии.

1

22

Жизненно важнаяпрофессия.

1

23

Профессия, охраняющаяобщественный порядок.

1

24

Встреча с интереснойличностью.

1

25

Великие личности нашейстраны и путь ихстановления.

1

26

Творческий конкурссочинений «Мои родителихотят чтобы я был похож на….и работал………»

1

27

Сочинение-рассуждение:«Если бы я был президентом…»

1

28

Виртуальная экскурсия на предприятиянашего района

1

29

Отчет о экскурсии

1

30

Подготовка к пресс-конференции.«Представим, что я…»

1

31

Итоговая пресс-конференция «Мирпрофессий»

1

32

Творческий проект "Моя будущая профессия"

1

33

Творческий проект "Моя будущая профессия"

1

34

Творческий проект "Моя будущая профессия"

1

35

Творческий проект "Моя будущая профессия"

1

36

Итоговое занятие.«Выставка профессий»

1



Предварительный просмотр:

 

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностных результатов:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений о Новосибирской области, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • Осознание ценности географического знания о Новосибирской области как важнейшего компонента научной картины мира;
  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты

формирование и развитие:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей учащихся;
  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональнойтраектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и  курсе «Природа и население» (Новосибирская область) и применяемые как в рамках образовательного процесса, так ив реальных жизненных ситуациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами

  • формирование представлений о необходимости решения современных практических задач человечества и Новосибирской области, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений особенностях природы, жизни, культуре и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах Новосибирской области овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем в Новосибирской области, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. У истоков Новосибирской области - 3 часа.

Географическое положение НСО. История Новосибирской области. Соседи и границы Новосибирской области

  1. Природа- 4 часа.

Рельеф НСО. Климат нашей области.  Внутренние воды. Природные зоны.

  1. Население- 2 часа.

Численность населения. Плотность населения. Этнический состав. Социальный комплекс области: медицинский, центры науки.

  1. Хозяйство НСО -  2 часа

Промышленность. Транспорт.

Сельское хозяйство Новосибирской области.

  1. Экологические проблемы Новосибирской области - 1 час.

Экологическая обстановка в НСО. Охраняемые территории

  1. Культура и традиция - 4 часа.

Памятника культуры Новосибирской области. Национальный состав населения Новосибирской области. Национальные праздники народов Новосибирской области. Героические люди Новосибирской области.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ  

№п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

У истоков Новосибирской области - 3 часа.

1

Географическое положение НСО области.

1

2

История Новосибирской области

1

3

Границы Новосибирской области

1

Природа- 4 часа.

4

 Рельеф НСО

1

5

 Климат

1

6

 Внутренние воды

1

7

Природные зоны

1

Население- 2 часа.

8

Численность, плотность населения Новосибирской области. Естественный прирост.

1

9

Социальный комплекс области: медицинский, центры науки.

1

Хозяйство – 2 часа

10

Промышленность Новосибирской области. Транспорт.

1

11

Сельское хозяйство Новосибирской области. Транспорт.

1

Экологические проблемы Новосибирской области - 1 час.

12

Экологическая обстановка в НСО. Охраняемые территории.

1

Культура и традиция - 4 часа.

13

Памятника культуры Новосибирской области.

1

14

Национальный состав населения Новосибирской области.

1

15

Национальные праздники народов Новосибирской области

1

16

"Они - гордость Новосибирской области".

 Итоговое тестирование

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа курса Математика (I и II курс)

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО __ Приме...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Рабочая программа курса "Решение задач повышенной сложности в курсе математики 6 кл"

Основная цель изучения курса: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познават...