Конспект урока "Иммунология и здоровье"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Паничкина Антонина Геннадиевна

Тема: Иммунология и здоровье.

Цель урока: узнать о формах искусственного иммунитета, о группах крови и резус-факторе.

Задачи урока: а) Образовательные: учащиеся должны давать понятия иммунологии, вакцины, сыворотки; учащиеся должны называть условия применения вакцин и сывороток; б) Воспитательные: продолжить развитие у учащихся бережного отношения к своему здоровью; в) Развивающие: продолжить формирование у учащихся умений систематизировать и обобщать информацию; продолжить развитие у учащихся творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 01_pk_uroka_immunologiya.docx26.8 КБ
Файл 02_rk_k_uroku_immunologiya.docx14.31 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс. Урок № _____                                                    Дата _____________

Тема: Иммунология и здоровье.

Цель урока: узнать о формах искусственного иммунитета, о группах крови и резус-факторе.

Задачи урока: а) Образовательные: учащиеся должны давать понятия иммунологии, вакцины, сыворотки; учащиеся должны называть условия применения вакцин и сывороток; б) Воспитательные: продолжить развитие у учащихся бережного отношения к своему здоровью; в) Развивающие: продолжить формирование у учащихся умений систематизировать и обобщать информацию; продолжить развитие у учащихся творческих способностей.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся знают и различают виды иммунитета, механизмы его формирования; различают понятия вакцины и сыворотки. Знают значение групп крови и резус-фактора, для переливании крови.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Познавательные УУД: использование для познания метода наблюдения. Определение структуры объекта познания (тканей человека). Поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Сравнение, сопоставление, классификация объектов по предложенным критериям (сопоставлять текст, рисунок и изображение в микроскопе). Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

 

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: прививка, вакцина, сыворотка, искусственный иммунитет, донор, реципиент, резус-фактор, резус-конфликт.

Связь с ранее изученным материалом: иммунитет

Методы: объяснение, беседа, наглядный, обобщение.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и материалы: ЭОР, рабочие карточки.

Структура и содержание урока.

I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

Вопросы к учащимся:

  1. Что называют иммунитетом? Каковы его основные механизмы?
  2. Что такое аллергия?
  3. Каковы причины СПИДа и пути проникновения ВИЧ в организм?

II. Изучение нового материала.

План.

  1. Виды иммунитета.
  2. Искусственный иммунитет.
  3. Переливание крови.

Рассказ учителя с частичными записями в тетради.

Какие виды иммунитета выделяют? 

Сложно представить, что раньше люди ничего не знали о защите от вирусных заболеваний. Но благодаря двум блестящим учёным сегодня практически все болезни не только поддаются лечению, но и есть способы избежать их.

Эдуард Дженнер (1749—1823) английский врач, учёный, разработавший первую вакцину. В то время в народе бытовало поверье, что для людей коровья оспа не заразна, а только оставляет на ладонях маленькие пузырьки. Благодаря этому Дженнер обратил внимание, что носители этих пузырьков реже болели натуральной оспой, например, доярки. В качестве эксперимента учёный использовал жидкость из кожных пузырьков на ране маленького пациента, после чего заразил его человеческой оспой, но мальчик остался здоров. Благодаря этому Дженнер определил, что вирус коровьей оспы вырабатывает антитела, уничтожающие вирус чёрной ветряной оспы.

Коллега из Франции Луи Пастер (1822—1895) продолжил деятельность Дженнера. Учёный-микробиолог развил мысль Дженнера о том, что после того, как человек переболеет инфекцией, больше ему подобная беда не грозит. Если ввести ему ослабленных микробов и позволить организму перебороть их, то в дальнейшем организм выработает стратегию по борьбе с заболеванием.

Именно Пастер ввёл понятие «вакцина», в дань уважения к коллеге из Англии. Это означает «коровья». Процедура введения вакцины получила название прививка. После прививки иммунитет развивается в среднем в течение месяца. Первая прививка была сделана 6 июля 1885 года девятилетнему мальчику. Ему ввели вакцину против бешенства и благополучно вылечили.

ФИЗМИНУТКА

Что такое переливание крови? Переливание крови - это передача крови или её компонентов от донора к реципиенту. Донором называют того, кто отдаёт кровь, а реципиентом того, кто принимает. При переливании самое важное это совместимость групп крови. Группы маркированы римскими цифрами от I до IV. Носителям одинаковой группы крови можно делать переливание. Также универсальной является первая группа, которую можно перелить любому человеку, однако им подходит кровь только их группы, в то время как четвёртая подходит только в рамках своей группы, но реципиент может принять кровь от всех четырех групп.

        I

        II        III

        IV

На этой схеме вы можете наглядно посмотреть совместимость групп крови.

Резус-фактор одно из важных условий при переливании крови. Положительный или отрицательный резус-фактор зависит от наличия Rh антигена в эритроцитах. Если они есть - резус положительный, если нет, то отрицательный.

Если человеку с резус-отрицательной кровью перелить резус-положительную кровь, в его организме начнется выработка антител против резус-фактора. При вторичном переливании резус-положительной крови человеку с резус-отрицательной кровью наступает иммунологический конфликт, возникают реакции несовместимости.

Донорство. Когда вам исполнится по 18 лет, вы можете присоединиться к благородному делу доноров. Ваша кровь нужна будет не только для переливания, но и для изготовления лекарственных препаратов.

Выполнение практической работы по рабочим карточкам.

Практическая работа № 2.

Тема: Изучение результатов анализа крови.

Цель: на основании полученных знаний о составе крови изучить результаты анализа крови и установить их соответствие норме.

Материалы и оборудование: рабочие карточки.

Ход работы:

1. Рассмотрите результат анализа крови женщины:

Показатель

Число эритроцитов, 1012

Число лейкоцитов, 109

Число тромбоцитов, 109

Уровень гемоглобина, г/л

СОЭ, мм/ч

Результаты исследования

6,6

8,3

236

110

9

2. Сравните результаты исследуемого образца с нормальными показателями состава крови, представленными в таблице:

Число эритроцитов, 1012

Число лейкоцитов,

109

Число тромбоцитов, 109

Уровень гемоглобина, г/л

СОЭ, мм/ч

Мужчины – 4 – 5

Женщины – 3,9 – 4,7

4 – 9

180 – 320

Мужчины – 130 – 160

Женщины – 120 – 140

Мужчины – 2 – 10

Женщины – 2 – 15

3. Определите, имеются ли отклонения от нормы. Если имеются – объясните, в чем они заключаются.

В выводе определите возможную причину этих отклонений.

III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Вопросы к учащимся:

Выберите один верный ответ:

  1. После введения вакцины формируется иммунитет а) искусственный активный; б) естественный активный; в) искусственный пассивный; г) естественный пассивный.
  2. Резус-конфликт возникает при а) введении несовместимой группы крови; б) беременности, когда мать и ребенок резус положительные; в) беременности, когда мать резус-отрицательная, а ребенок резус-положительный; г) значительной потере крови.
  3. Вирус иммунодефицита человека поражает а) эритроциты; б) В-лимфоциты; в) Т-лимфоциты; г) тромбоциты.
  4. Верны ли следующие суждения об аллергии?

А. У людей аллергическая реакция может проявляться в виде чихания, высыпания на коже, слезоточивости.

Б. Аллергены - это вещества, которые образуются в организме в результате попадания чужеродных объектов.        

а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения неверны.

Ответьте на вопросы:

  1. Чем активный искусственный иммунитет отличается от пассивного?
  2. Как объяснить тканевую несовместимость?
  3. Какие факторы учитывают при переливании крови?

IV. Домашнее задание: § 15, схему в тетради выучить, ответить на вопросы стр. 43.

Рефлексия: Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Больше всего на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке я затруднялся…

Хронометраж урока:

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

5 мин.

Изучение нового материала.

30 мин.

Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

8 мин.

Домашнее задание.

2 мин.



Предварительный просмотр:

8 класс. Рабочая карточка к уроку № ______                                                Дата __________

Практическая работа № 2.

Тема: Изучение результатов анализа крови.

Цель: на основании полученных знаний о составе крови изучить результаты анализа крови и установить их соответствие норме.

Материалы и оборудование: рабочие карточки.

Ход работы:

1. Рассмотрите результат анализа крови женщины:

Показатель

Число эритроцитов, 1012

Число лейкоцитов, 109

Число тромбоцитов, 109

Уровень гемоглобина, г/л

СОЭ, мм/ч

Результаты исследования

6,6

8,3

236

110

9

2. Сравните результаты исследуемого образца с нормальными показателями состава крови, представленными в таблице:

Число эритроцитов, 1012

Число лейкоцитов,

109

Число тромбоцитов, 109

Уровень гемоглобина, г/л

СОЭ, мм/ч

Мужчины – 4 – 5

Женщины – 3,9 – 4,7

4 – 9

180 – 320

Мужчины – 130 – 160

Женщины – 120 – 140

Мужчины – 2 – 10

Женщины – 2 – 15

3. Определите, имеются ли отклонения от нормы. Если имеются – объясните, в чем они заключаются.

В выводе определите возможную причину этих отклонений.

8 класс. Рабочая карточка к уроку № ______                                                Дата __________

Практическая работа № 2.

Тема: Изучение результатов анализа крови.

Цель: на основании полученных знаний о составе крови изучить результаты анализа крови и установить их соответствие норме.

Материалы и оборудование: рабочие карточки.

Ход работы:

1. Рассмотрите результат анализа крови женщины:

Показатель

Число эритроцитов, 1012

Число лейкоцитов, 109

Число тромбоцитов, 109

Уровень гемоглобина, г/л

СОЭ, мм/ч

Результаты исследования

6,6

8,3

236

110

9

2. Сравните результаты исследуемого образца с нормальными показателями состава крови, представленными в таблице:

Число эритроцитов, 1012

Число лейкоцитов,

109

Число тромбоцитов, 109

Уровень гемоглобина, г/л

СОЭ, мм/ч

Мужчины – 4 – 5

Женщины – 3,9 – 4,7

4 – 9

180 – 320

Мужчины – 130 – 160

Женщины – 120 – 140

Мужчины – 2 – 10

Женщины – 2 – 15

3. Определите, имеются ли отклонения от нормы. Если имеются – объясните, в чем они заключаются.

В выводе определите возможную причину этих отклонений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Здоровые дети - здоровое общество".

Собрание проводилось в рамках декады "Без жестокости к детям"....

Конспект занятия "Как здоровье?" (программа "Планета здоровья")

Первое вводное занятие по программе внеурочной деятельности для младших школьников "Планета здоровья" (без инструктажа по технике безопасности)....

Конспект занятия "В здоровом теле - здоровый дух"

Совершенствование речевых навыков, воспитание положительного отношения к здоровью....

Конспект занятия по здоровому образу жизни «Путешествие в страну Здоровья!»

Конспект занятия по здоровому образу жизни разработан для детей 6-9 лет, цель которого профилактика здорового образа жизни....

Конспект беседы по здоровому образу жизни «Правильное питание – основа здоровья»

Цель:  создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.Задачи: - Показать, что правильное питание может улучшить качество жизни.- Познакомиться с полезными и вредными продукт...

Конспект урока по здоровью и безопасности жизнедеятельности Тема урока: «Сохраним свое здоровье».

Систематизация представлений детей о  способах  сохранения здоровья....

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с интеллектуальными нарушениями.

Актуализаия и развитие знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни,формировать чувство личной ответственности за здоровый образ жизни...