Технологическая карта урока
учебно-методический материал по биологии (8 класс)

Семенищев Юрий Сергеевич

Технологическая карта урока открытия нового знания  по теме «Скелет человека»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока открытия нового знания  по теме «Скелет человека»

Предмет: биология

Класс: 8

Учитель: Семенищев Юрий Сергеевич

Автор УМК: Д. В. Колесов; Р. Д. Маш; И. Н. Беляев

Тема урока: «Скелет человека»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока:

Деятельностная цель: научить обучающихся новым способам нахождения знания (работа с текстом, рисунками), ввести новые понятия, термины (скелет, добавочный скелет).

Содержательная цель: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- сформировать представление о скелете

- познакомить с основными отделами скелета;

2) развивающие:

- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы при самостоятельной работе с текстовой и вербальной информацией;

- создать условия для развития коммуникативных навыков;

- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;

3) воспитательные

-воспитать научное мирровозрение

Технологии обучения: ИКТ технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Основные понятия темы: скелет

Планируемые образовательные результаты

  1. предметные:

- научиться характеризовать отделы скелета;

- научиться понимать функции скелета;

2) личностные:

- формирование познавательного интереса;

- развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических навыков;

- формирование толерантного отношения к товарищам, учителю, всем участникам образовательного процесса;

3) метапредметные:

- умение ясно, аргументировано, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- умение использовать различные источники информации, находить информацию и представлять ее в подходящей форме;

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная.

Контроль: групповой опрос, письменный опрос.

Ход урока  

Этап урока

Деятельность учителя, форма организации учебной деятельности, виды контроля

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД, цель этапа

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Здравствуйте ребята! Я рад вас видеть на сегодняшнем уроке!

Приемы мотивации к изучению нового материала: Сегодня мы продолжим наше знакомство  с организмом человека

Настраиваются на предстоящую учебную деятельность

Принцип: психологической комфортности

УУД:

- личностные (мотивация к изучению новой темы);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем).

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивация к изучению нового материала, создание ситуации успеха.

2. Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии

Приемы актуализации знаний:

Учитель проводит небольшую проверочную работу по теме «скелет», в виде опроса:

1.Сколько у человека костей?

2.Перечислите виды костей? (длинные, плоские и короткие

3.Какие вы знаете функции опорно-двигательной системы?

4.Назовите основные отделы скелета человека?(отвечают что не знают и др.)

5.А хотели бы узнать?

6.А для чего вы вообще изучаете скелет?

Подведение к теме урока:

1.Учитель читает загадку.

- Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения»

- Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?

       - Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему поддерживается форма тела человека?

- Итак, тема нашего урока «Скелет человека»

Диалог с учителем. Выполнение теста.

Определение темы урока и его примерного содержания.

Принцип: деятельности

УУД:

- личностные (мотивация к изучению новой темы);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем);

- регулятивные (волевая саморегуляция; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; принятие и сохранение учебной задачи; целеполагание);

- познавательные (построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы).

Цель: создание проблемной ситуации, подведение к теме и содержанию урока

3. Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания)

Учитель чертит таблицу на классной доске с заголовком только первого столбца и задает вопрос: «Что вы знаете о Скелете»?

Учитель записывает ответы учеников

Знаю

Учащиеся, исходя из собственного опыта, заполняют вместе с учителем первую колонку таблицы

Принцип: системности

УУД:

- личностные (мотивация к изучению новой темы, формирование границ собственного знания и «незнания»);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками);

- регулятивные (волевая саморегуляция; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; принятие и сохранение учебной задачи; целеполагание);

- познавательные (построение логической цепи рассуждений).

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организация выхода из затруднения

Учитель дописывает заголовки двух последних столбцов и задает вопрос: «А что вы не знаете и хотели бы узнать о вулканах»

Знаю

Не знаю

Хочу узнать

«Учитель записывает ответы учеников»

-Чтобы знать к чему нам стремиться, давайте сформулируем цель нашего урока (изучить скелет человека и добавочный скелет)

Заполняют вместе с учителем две последние колонки таблицы

Принцип: деятельности

УУД:

- личностные (развитие познавательных интересов, формирование границ собственного знания и «незнания»);

- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками);

- регулятивные (волевая саморегуляция; постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; принятие и сохранение учебной задачи; целеполагание);

- познавательные (построение логической цепи рассуждений, отбор источников информации).

Цель: подготовка учащихся к решению проблемной ситуации, отбору источников информации

5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения

Учитель предлагает учащимся просмотреть короткое видео и во время просмотра отвечать на вопросы:

  1. Сколько отделов в скелете человека? (3)
  2. Что такое атлант?

После просмотра видео, учитель  спрашивает ответы учащихся. После предлагает нарисовать таблицу в тетрадях.

Отдел скелета

Какие кости входят

Функции

Скелет туловища

Скелет верхних конечностей

Скелет нижних конечностей

Скелет головы

Учитель организует физкультминутку-разотрите ладошки и приложите к ушкам, глазам, погладьте себя

Учитель делит класс на 4 группы:

1-скелет головы, 2-скелет туловища, 3-скелет нижних конечностей,4-скелет-верхних конечностей

Предлагает каждой группе читать текст учебника и заполнять таблицу в соответствии с разделением

Оказывает индивидуальную помощь, отвечает на возникающие вопросы

Получают задание, просматривают видео. Выполняют задания

Принцип: деятельности.

УУД:

- личностные (развитие познавательных интересов)

- коммуникативные (организация учебного сотрудничества с одноклассниками);

- регулятивные (планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации);

- познавательные (самостоятельное создание алгоритмов деятельности)

Цель:  организация успешной работы обучающихся

6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организация самопроверки

Для решения проблемы урока предлагает каждой группе поделиться своей информацией с классом;

Вопросы и задания на закрепление изученного материала:

Задает уточняющие вопросы. Ответы сопровождает демонстрацией презентации.

Каждая группа зачитывает свою работу а другие группы дополняют таблицу

Принцип: деятельности

УУД:

- личностные (развитие познавательных интересов, включение в собственную систему знаний новой информации);

- регулятивные (познавательная инициатива, сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона);

- коммуникативные (умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение аргументировать);

- познавательные (умение анализировать картографическую и текстовую информацию, выделять главное).

Цель:  научить анализировать полученную информацию, выделять главное

7. Включение в систему знаний и повторение

Прослушав все выступления, давайте ответим на главный вопрос урока:

-«Из каких отделов состоит скелет человека?»

-Для чего вообще нужен нам скелет

«Что ещё хотелось бы узнать о скелете?»

Дополняет третью колонку таблицы вместе с учениками.

Учащиеся ещё раз проговаривают особенности скелета и их виды.

Дописывают с учителем третью колонку таблицы.

Принцип: системности

УУД:

-- личностные (развитие познавательных интересов, включение в собственную систему знаний новой информации);

- регулятивные (познавательная инициатива, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия);

- коммуникативные (умение слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение аргументировать);

- познавательные (формирование системы знаний о скелете)

Цель: формирование системы знаний по новой теме

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Оценка деятельности класса:

Приёмы рефлексии: ОЦЕНОЧКА

На листке или с выходом к классной доске каждого ученика поставить себе оценку – 5, 4, 3

5 – Мне было легко на уроке, все понятно, вопросов нет.

4 – Мне было легко на уроке, но остались некоторые вопросы

3 – Мне было трудно на уроке, многое не понятно.

Домашнее задание:

§ 11-12 читать.

Учащихся соотносят результаты своей работы с целями урока, высказывают свои впечатления об уроке, своей деятельности, взаимодействию с учителем и одноклассниками, выставляют оценки по итогам рефлексии

Принцип: психологической комфортности

УУД:

- личностные (самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности);

- регулятивные (осознание качества усвоения нового материала).

Цель: рефлексия собственной учебной деятельности учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...