Занимательный турнир в рамках проведения недели биологии и географии "Биопеременки"
материал по биологии (8 класс)

Киселева Светлана Алексеевна

Турнир способствует повышению мыслительной активности у школьников и развитию логического мышления, вызывает у них интерес к занимательной биологии

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioperemenki.docx257.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7,

 осуществляющая деятельность по адаптированным основным

образовательным программам»

      Биопеременки

в рамках проведения неделя биологии-географии

           

                                                          Подготовила  Киселева С.А.,

                                                                             учитель биологии

октябрь 2021-2022 учебный год

           ВЕСЕЛЫЙ БЛИЦОПРОС

         

     1.   Лесной недотрога (или живой кактус).

  1. Живой замок.

  1. Собачка со стрижкой подо льва.

  1. Передвижной молокозавод.

  1. Слепой туннелестроитель.

  1. Речные инженеры-строители.

  1. Транспортная единица в караване (или корабль пустыни).

  1. Чукотская транспортная единица.

  1. Лошадь в тельняшке.

  1. Комариная ловушка (или лакомство аиста и цапли).

  1. Морское желе.

  1. Беззаводной будильник.

  1. Пернатая журналистка.

  1. Лесной доктор (или пернатый кузнец).

  1. Пернатая предсказательница продолжительности жизни.

  1. Пернатая кошка.

«От капли до океана»

Учащимся предлагаются названия больших и малых водоемов. Нужно «расставить» их в порядке возрастания.

Капля, лужа, родник, ручей, озеро, река, море, океан.

Дополнительный вопрос: В каких водоемах вода проточная?

2.  «Вдруг упала шишка»

Командам выдаются карточки с изображением шишек (можно добавить орех и желудь для усложнения). Ребята должны определить, с какого дерева эта шишка.

Ольха, ель, сосна, лиственница, кедр)

Дополнительный вопрос: Какое дерево не из этой «компании»?»

3.  «Не пора ли приодеться»?

Разделить на две группы предложенных животных: 1 группа - кто не меняет шубку, 2 группа - кто меняет шубку по сезонам.

Лиса, медведь, волк, белка, лось, заяц.

Дополнительный вопрос: Назовите две причины смены меха у животных по сезонам.

4.  «Кто в теремочке живет?»

Ребятам предлагаются картинки с «домиками» птиц. Надо определить, кто в каком живет.

На крыше - аист, в скворечнике - скворец, на берегу реки - ласточки и

т.д.

5.  «Ягоды»

Предложенные ягоды распределить на дикорастущие и окультуренные. Земляника, смородина, малина, брусника, крыжовник, черника.

6.  «Грибочки»

Предложенные грибы распределить на съедобные и несъедобные. Лисичка, сыроежка, мухомор, бледная поганка, масленок...

 Подведение итогов.

ИГРА ДЛЯ ЭРУДИТОВ «АЛФАВИТ»

Все ответы начинаются с той буквы алфавита, около которой записан вопрос. Так как нет слов, начинающихся с букв «Ь», «Ъ», «Ы», то ответы на эти вопросы начинаются с любой буквы алфавита.

А. Особая чувствительность к некоторым веществам, (аллергия)

Б. Кто три раза родится? (бабочка)

В. Санитар леса, (волк)

Г. Наука о сохранении и укреплении здоровья, (гигиена)

Д. Нос, трахея, бронхи, легкие - это органы.. .(дыхания)

Е. На каком дереве клесты вьют себе гнезда? (ель)

Ё.    Его   детеныши   рождаются   пушистыми,    как   котята,    а   потом

покрываются иголками, (ёж)

Ж. Про нее говорят, что она ядовитая, беду приносит, бородавки сажает.

А на самом деле она сад и огород от вредителей защищает. Кто это?

(жаба).

3. Животные, тело которых покрыто шерстью, (звери)

И. Разновидностью этого полезного ископаемого мы пишем на школьной

доске, (известь)

Й. Чистый, прозрачный, бесцветный, не имеющий запаха газ. (воздух)

К. Самое большое животное, (кит)

Л. Одно из состояний воды, (лед)

М. Это могучий морской зверь. Он занесен в Красную книгу, (морж)

Н. Орган обоняния, (нос)

О. Пшеница бывает яровая и .. .(озимая)

П.  Животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых

еще и панцирем. Всю жизнь эти животные ползают, (пресмыкающиеся)

Р. Зеленая одежда земли, (растения)

Т.   Человек   отличается   от  животных.   Он   мыслит,   обладает  речью.

(трудиться)

У. В процессе питания растений выделяется кислород, а поглощается ...

газ (углекислый)

Ф. Для исправления осанки нужно заниматься лечебной... (физкультурой)

X. Листья хвойных растений (хвоя)

Ц. Орган растения, (цветок)

Ч. Ею покрыто тело рыб. (чешуя)

Ш. Насекомое - опылитель, (шмель)

Щ. Съедобное травянистое растение, кислое на вкус, (щавель)

Ь. Птица, которая не знает своих детей, (кукушка)

Ъ. Верхний плодородный слой земли, (земля)

Э. Наука о связях между человеком и природой, (экология)

Ю. Сторона света, противоположная северу, (юг)

Я. Представительница пресмыкающихся, которая, спасаясь от врагов,

может отбросить часть хвоста, (ящерица)

По народным  приметам  обучающиеся предсказывали  погоду.

Божья коровка, взятая на руку, быстро взлетает.

Если дождь пошел с обеда, затянется на сутки.

Солнце за тучу садится — к ненастью.

Утреннее солнце выходит из-за тучи — к ясной погоде.

Цветы сильнее пахнут перед дождем.

Земляные черви вылезают наружу — к дождю.

Если с вечера на небе крупные кучевые облака, то на следующий день погода будет ясной.

Низкие, быстро плывущие темные облака — к затяжному дождю.

Пчелы сидят в улье и громко гудят.

Ласточки и стрижи летают высоко.

 Воробьи купаются в пыли.

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

Поздно вечером сильно трещат кузнечики.

Голуби разворковались.

Весёлые вопросы вызывали у ребят живой интерес и каждый смог оценить свои знания на практике, показать  эрудицию и смекалку.

 -Дикое  хищное  животное  с  пушистым  рыжим  хвостом.(лиса)

-Птичий  домик.(гнездо)

-Дерево-символ  нашей  Родины.(берёза)

-Ночная  птица.(сова)

-Нос  птицы.(клюв)

-Ребёнок кошки.(котёнок)

-Курица  мужского  рода.(петух)

-Кто  спит  под  своими  ушами.(заяц)

-Какую  траву даже  слепые  знают.(крапива)

-Зимнее  логово  медведя.(берлога)

-Вертится,  стрекочет,  весь  день  хлопочет.  Что  за  птица? (сорока)

-Колобок,  обросший  иголками.(ёжик)

-Кто  из  обитателей  болота  стал  женой  Ивана-царевича?(лягушка)

-Из  какого  дерева  делают  спички?(осина)

-Что  снесла  курица?(яйцо)

-В  воде  купался,  сухим  остался.(гусь)

-Какая  рыба  в  праздники  надевает  шубу.(селёдка)

-Кто  бежит  задними  ногами  вперёд?(заяц)

-У  кого  уши  на  ногах? (у  кузнечика)

-Что  теряет  лось  каждую  зиму?(рога)

-Что  случается  с  пчелой  после  того,  как  ужалит?(умирает)

-Двоюродные  братья  зайцев.(кролики)

-Какая  птица  выводит  птенцов  зимой?(клёст)

-Какая  рыба  к  старости  становится  горбатой?(горбуша)

-Кто  может  пить  ногой?(лягушка)

-Чем  больше  колец,  тем  старше  жилец.(дерево)

-Маленькая,  лёгонькая,  а  за  хвост  не  поднимешь.(ящерица)

-Кто  спит  вниз  головой?(летучая  мышь)

-У  кого  самый  чуткий  «нос»?(у  бабочки).

На станции «Народных лекарей»  проходил конкурс «Лесная аптека», а также  были сделаны сообщения обучающихся о  возможном применении  лекарственных растений в повседневной жизни.  

 

«Брусника. Это не только вкусно, но и полезно. Даже листья брусники лечат! Чего только нет в листьях брусники! А ягоды! Чай с брусничным вареньем. Какое наслаждение!

       Конечно, ягоды рябины не такие вкусные, как, например, вишня. Зато очень полезные. Врачи ценят рябину за то, что из ее ягод изготавливают лекарства. Древесина ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов.

Кроме того, рябина - символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябину

      Черемуха обладает исключительными свойствами: сильно опьяняющий аромат ее цветов и листьев очищает воздух от микробов. Из ее ягод пекутся пироги, варятся кисели. Соком их подкрашивают напитки. Из коры черемухи делают краску зеленого и бурого цвета. Древесину используют для столярных изделий, а гибкие ветви для плетения мебели. А еще черемуха - прекрасный медонос.

   Береза - символ России. Еще в стародавние времена ее называли деревом 4 дел: Первое дело - мир освещать, Второе дело - крик утишать, Третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать.

       Клюква.  Она может храниться очень долго благодаря бензойной кислоте. Ягоды вкусные, полезные. В них есть витамин С, каротин, железо, разные кислоты, которые необходимы человеку.

Лекарственные травы! Они полезны всем:

-   Ромашка содержит все необходимые вещества для человека.                                                

–  Крапива –содержит  муравьиную кислоту, витамины,  широко используется в  пищу – для борщей и супов.  Ее  хлорофилл используется в   кондитерском деле, как краситель.

    Рассказ сопровождался показом и использованием «лекарств».

Ребята вспомнили, активизировали и закрепили имеющиеся у них знания, а также показали,   что умеют наблюдать за  природой, сравнивать  и делать выводы.

В заключение урока учащиеся выработали правило: «Не ломать веток, а тем более верхушек у молодых деревьев. Не вытаптывать молодую поросль. Беречь птиц, муравьев! Первое, с чего начинается  дружба с природой, будет то, чтобы  не приносить ей вреда!»

1. Лесной недотрога (ёж)
2. Живой замок (собака)
3. Собачка с львиной стрижкой (пудель)
4. Передвижной молокозавод (корова)'
5. Слепой туннелестроитель (крот)
б. Речные инженеры-строители (бобры)
7. Транспортная единица в караване (верблюд)
8. Чукотская транспортная единица (олень)
9. Страшный враг змей (мангуст)
10. Пушная прачка (енот)
11 .Лошадь в тельняшке (зебра)
12. Чемпион по тихоходности (улитка)
13. Морское желе (медуза)
14. Шипящая верёвка (змея)
15. Бесплатная начинка яблок, груш (червяк)
16. Разрушитель родного дома (цыплёнок)
17. Волосатый червяк (гусеница)
18. Ныряльщик в ластах, но без маски (гусь)
19. Пернатая журналистка (сорока)
20. Живые ножки (ласточки, сидящие на проводах)
21 .Лесной доктор (дятел)
22. Пернатая кошка (сова)
23 .Крылатый почтальон (голубь)
24. Крылатый чемпион по бегу (стрекоза)
25. Подводный капкан (щука)
25. Подводная электростанция (скат)
26. Летающий цветок (бабочка)
27. Живой вертолётик (стрекоза)
28. Плавучий фонтан (кит)
29. Таёжный вампирчик (комар)
ЗО. Весенняя фабрика сока (берёза)
31 .Дедушка розы (шиповник)
33 .Фрукт для битья (груша)
34.Фрукт в стрельбе (яблочко)
35.Лысеющий на ветру цветок (одуванчик)
Турнир способствует повышению мыслительной активности у школьников и развитию логического мышления, вызывает у них интерес к занимательной биологии

F:\MyCollages (3).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного бала-салона для старшеклассников в рамках проведения Недели Гуманитарных наук

Материал представлет собой сценарий финального мероприятия Недели гуманитраных наук - литературного бала-салона для учеников 9-11 классов...

Система подготовки к школьному мероприятию в рамках проведения недели русского языка и литературы, посвященной юбилею великого донского писателя М.А.Шолохова.

«Много славных рек проложили свой путь по нашей земле.Но не всем им выпала счастливая доля навечно породниться с именами лучших выразителей дум и чаяний народных:Нева - Пушкин, Днипро - Шевченко...

Отчет о проведении недели биологии «Занимательная орнитология». 18 сентября 2017 года – 22 сентября 2017 года

Неделя биологии проводилась в соответствии с учебным планом ГКСУВУ  СОШ № 1 (закрытого типа) в период с 18 сентября по 22 сентября 2017 года. В отчете содержится информация о целях и задачах неде...

Сценарий проведения заключительного концерта в рамках проведения недели иностранного языка в МАОУ Домодедовская СОШ № 10.

усилить мотивацию к изучению иностранных языков, способствовать практическому владению речевой деятельностью,увеличивать активный языковой запас учащихся,стимулировать в целом их интеллектуальную...

Час занимательной химии в рамках проведения «Недели химии»

Час занимательной химии в рамках проведения «Недели химии»...