Экологическое воспитание школьников во внеурочной деятельности
статья по биологии

Светлова Светлана Владимировна

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».

Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание школьников во внеурочной деятельности

«Час работы научит больше, чем день объяснения»

Жан-Жак Руссо

Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».

Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

 Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

В современном мире наблюдаются серьезные изменения в условиях формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспрерывном информационном и всеобъемлющем социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него регулярно воздействуют потоки информации, получаемой из интернета, телевидения, компьютерных игр, кино и даже современных мультфильмов.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей, приобретенных в школе и за ее пределами.

Так в стенах школы педагог формирует у ребенка системность в знаниях, последовательность в своих суждениях, традиционность и другие навыки.

Роль внеурочной работы велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдения, работа на местности, экскурсии.

Внеурочная работа – это деятельность учащихся, осуществляемая на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемая учителем и способствующая углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей.

Цель внеурочной работы – обеспечение всесторонне развитой личности.

Она дает школьникам знания о природе Земли, является одновременно и естественным и гуманитарным предметом. Отсюда вытекает огромное воспитательное значение предмета, его вклад в формирование личности.

В содержании внеурочной работы можно выделить два основных направления:

1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников.

2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации (картами, справочниками, научной литературой, Интернет-ресурсами и т.д.)

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной глубже изучается материал. На занятиях раскрываются у учащихся организаторские, творческие, исследовательские способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

 В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы.  При реализации своих задач она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность – это важнейший компонент современного образовательного процесса не только школы, но и родителей.

Родителям необходимо научиться помогать детям реализовывать свою исследовательскую работу, развивать личностные качества, ведь без поддержки семьи развитие личности невозможно.

Изучение экологии и ее вопросов в настоящее время просто неизбежно. Человек проник практически во все среды жизни и сам является средой обитания организмов. Он создал также искусственную среду, в которую так же включаются прямым или косвенным путем все живые компоненты планеты.

Изучить вопросы экологии в рамках учебного времени невозможно, поэтому можно предложить основы исследовательской направленности вынести в рамки внеурочной деятельности. Что позволит ребенку раскрыться, провести эксперименты, доказать правоту своих суждений и предложит варианты решения насущных проблем.

Результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества, а также среда их обитания.

Работая с детьми следует учитывать возрастные особенности и их восприятие природы, и отношение к ней на разных этапах развития:

1. Дошкольный возраст

Важнейшее педагогическое значение в дошкольном возрасте имеют познавательные игры, направленные на развитие представлений ребенка об отличиях живого от неживого.

Основной педагогический акцент целесообразно делать на системе представлений ребенка о мире природы.

2. Младший школьный возраст

Для младших школьников хороши книги с изображением различных животных и растений, экскурсии на природу. Младшие школьники — это исследователи по природе своей, здесь будут уместны опыты и эксперименты. Именно в младшем школьном возрасте появляется желание и возможность самому ухаживать за природными объектами.

Педагогические усилия сосредоточиваются на системе представлений ребенка, развивают его компетентность, затрагивая развитие его практических натуралистических умений.

3. Младший подростковый возраст (10-11 лет)

Наряду с познавательным интересом к природе, на высоком уровне находятся стремление к практическому взаимодействию с живыми существами, а также желание их охранять, способствовать их благополучию.

Педагогический процесс носит комплексный характер, он должен обеспечить развитие отношения ребенка к миру природы наряду с продолжением развития системы представлений о природе и усилением внимания к практической компетентности.

4. Средний подростковый возраст (12-13 лет)

Познавательный интерес к миру природы начинает терять свое первостепенное значение, которое он имел в младшем возрасте, поэтому акцент на сообщение школьникам различных сведений о мире природы в этом возрасте уже не приносит эффективных результатов.

 В этот же период наблюдается снижение уровня партнерского восприятия природных существ, которые зачастую воспринимаются уже как объект природы. Однако именно в этот период дети охотно участвуют в различных природоохранных мероприятиях, что можно использовать в педагогической практике.

Педагогическое внимание может быть сосредоточено на организации участия школьников в природоохранительной деятельности.

5. Старший подростковый возраст (14 – 15 лет)

Это наиболее педагогически сложный этап развития отношения к природе. В этом возрасте преобладает объективное представление о мире природы, а прагматизм отношения к природе достигает максимума. В этот период школьники уже четко делятся на «природоохранников» и «прагматиков».

Педагогическое воздействие должно опираться на эмоциональный компонент отношения к миру природы, который является основным – акцентируются эстетические свойства природных объектов, совпадение их жизненных проявлений с аналогичными проявлениями человека и т. д. Педагогический процесс является наиболее сложным и носит в основном нейтрализующий и коррекционный характер.

6. Юношеский возраст

Особенно выражено преимущественно эстетическое, созерцательное восприятие природы. Намечается повышение уровня непрагматического отношения к природе, в котором преобладает эмоциональный компонент. При организации практического взаимодействия делается акцент на овладение способами эстетического освоения природных объектов.

Психологические особенности процесса развития экологического сознания в юношеском возрасте обусловливают концентрацию педагогических усилий на формировании соответствующей системы представлений и на освоении эстетических технологий взаимодействия с миром природы.

По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеурочная работа эколого-биологического содержания очень разнообразна: индивидуальная и групповая работа.

Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе.

При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т. д.

Во внеурочной деятельности можно выделить следующие направления работы:

  1. Познавательное – дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных
  2. Познавательно-развлекательное – экологические игры, игры –путешествия.
  3. Практическое – озеленение класса, школы, создание кормушек, организация уголка живой природы, проведение опытов за растениями и животными.
  4. Исследовательское – наблюдение, опыты, создание и защита проектов.

Воспитание экологической культуры важно и необходимо.

Дети должны понимать, что природу необходимо беречь, знать и понимать, иначе для будущего поколения мы оставим безжизненную пустыню.

При организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на интересы и опыт ребёнка.

Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на РМО "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

Перед общеобразовательной школой, семьёй стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окр...

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности по английскомй языку.

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности по английскому языку....

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы».

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы» рассчитана на 34 часа. Практические занятия проходят на экологической тропе "Храм природы"....

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...

Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности (статья)

Статья помещена в сборник "VII Международные аксиологические чтения", 2016...

Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности

Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности...

Экологическое воспитание школьников во внеурочное время.

На мой взгляд, вопрос экологического сознания стоит особенно остро.  В настоящий момент, человечеству необходимо изменить ценностные ориентиры, а именно, осознать свое истинное положение и место ...