Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности
статья (6 класс) на тему

Пахомова Елена Анатольевна

Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности.

Мы живём в не простое время, ведь перед нами стоит задача воспитать новое поколение детей. Детей, которые отлично разбираются в современных гаджетах, постоянно пользуются интернет сетями с целью поиска готовых мыслей и информации, общение в социальных сетях им практически заменило живое общение. Именно поэтому возникла реальная потребность качественного улучшения патриотического воспитания подрастающего поколения.

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации одной из основных задач определяется воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью [1].

Идея воспитания патриотизма подрастающего поколения приобрела государственное значение: разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020», приоритетом которой является формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству [2]. В связи с необходимостью реализации государственной программы по патриотическому воспитанию молодежи возрастает роль и значение внеурочной работы.

Школа – это место, которому принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Планируя систему работы по патриотическому воспитанию школьников, стараюсь следовать мудрой мысли Василия Сухомлинского «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека» [4].

Детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё [3].

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Формирование патриотизма осуществляется на уроках, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых учащиеся переживают чувства любви и гордости за свою Родину.

Огромный потенциал развития патриотизма заключён во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, экскурсии, совместный просмотр фильмов, классные часы (празднование историко-юбилейных дат, день защитника Отечества, день Победы и т.д.), воспитательные мероприятия.

В своей работе применяю различные педагогические технологии: интерактивную, игровую и др. Например, при использовании интерактивной технологии возможна организация комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения позволяет моделировать жизненные ситуации, использовать ролевые игры, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, которые не столько дает готовые задания, сколько побуждает участников к самостоятельному поиску. Информационно-коммуникационная технология в современном обществе необходима. Использование ПК дает хорошие результаты. Ребятам нравится неформальность обстановки, общение с компьютером, самостоятельный поиск нужной информации.

Активно применяю игровые технологии. Игра одновременно содержит в себе добровольность, обязательность, развлечение и напряжение, личную заинтересованность и коллективную ответственность. Например, особенно понравилась игра «Я-патриот», которая состоит из нескольких заданий на знание символики страны и края, знание отечественной истории и национальных героев. В эту игру можно играть с учащимися на классных часах посвященных различным праздникам таких как, День космонавтики, 9 мая и т.д.

Смысл проводимых занятий заключается в формировании понятий добра и зла, нравственных ценностей, обращении сознания школьников к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории и создания у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении нашей страны.

В рамках фестиваля «Виктория» представлено театрализованное представление на песню «Закаты Алые», которое стало одним из самых ярких, запоминающимся и поучительным как для учащихся, так и для их педагогов, родителей.

Социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества. Родина наделяет человека родственниками, верой, любовью, надеждой, совестью и нравственностью. Гражданский патриотизм – взаимоотношения, которые возникают между гражданином и государством, человеком и Родиной. Все начинается с дома, семьи. Именно поэтому для учащихся проводятся классные часы по следующим тематикам: «Семья в моей жизни», «Наши семейные традиции» и т.д.

Огромное значение для патриотического воспитания так же приобретает работа с родителями, а именно регулярные родительские собрания и индивидуальные беседы с родителями на различные тематики: «Способности ребёнка и роль семьи в их развитии», «Развитие самостоятельности у ребёнка», «Совместный отдых родителей и детей в семье» и т.д.

Таким образом, патриотическое воспитание подрастающего поколения имеет огромное значение для нашего будущего и будущего нашей страны ведь то, что мы вкладываем в наших детей сегодня, завтра даст нам и нашей стране соответствующее будущее.

Список использованных источников:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» - С. 4.
  2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020: Государственная программа // Официальные документы в образовании. - от 30 декабря 2015 г. № 1493. – 62 с.
  3. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. — 528 с. 5.
  4. Сухомлинский В.А. Письма к сыну — М.: Изд., Концептуал, 2016. — 148 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское и патриотическое воспитание школьников во внеурочное время.

В государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников формирование твердой гражданской позиции и чувство истинного патриотизма.  Ни одна школа не может считаться сов...

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности

В воспитательной работе с учащимися современной школы, помимо пассивного обращения к героическому прошлому, культуре, истории нашего государства целесообразнее всего было бы использовать их стремление...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Патриотическое воспитание учащихся во внеурочной деятельности" август 2015 г.

Разрабатываемая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»является обновлённым вариантом, ранее принятых государственных программ патриотическ...

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании» Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»

«Патриотическое воспитание школьников посредством изобразительной деятельности в дополнительном образовании»Из опыта работы детского объединения «Студия «Акварелька»...

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности».

Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему «Средства патриотического воспитания ш...

Курсовая работа по теме "Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время «Я люблю тебя, Россия»"

Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время «Я люблю тебя, Россия»  (из опыта работы преподавателя-организатора ОБЖ)....

Статья. "Патриотическое воспитание школьников через театральную деятельность"

Театр помогает школьникам максимально проникнуться патриотизмом. Именно театральная деятельность даёт возможность вызвать максимальный интерес школьников к этой теме....