дополнительная программа по естественнонаучной направленности «Живая планета»
методическая разработка по биологии (7 класс)

Хапкинова Нина Сергеевна

Данная программа предназначена для обучающихся, посещающих творческое объединение «Живая планета» МКОУ Ныгдинская СОШ.

        Биология – наука о живой природе. А изучать живое очень трудно, но и интересно.

        Содержание предмета экология позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение  на занятиях проходит под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью».

        Система экологической и природоохранной подготовки обучающихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

     Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем  содержания курса биологии для основной школы. Она предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по экологии.   Программа курса  построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Данная программа предназначена для обучающихся, посещающих творческое объединение «Живая планета» МКОУ Ныгдинская СОШ.

        Биология – наука о живой природе. А изучать живое очень трудно, но и интересно.

        Содержание предмета экология позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира. Проблемы природы – это проблемы и человека. Поэтому обучение  на занятиях проходит под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью».

        Система экологической и природоохранной подготовки обучающихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

     Программа соответствует базовому уровню, т.е. определяет тот минимальный объем  содержания курса биологии для основной школы. Она предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по экологии.   Программа курса  построена с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов.  

      В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для  специалистов различных областей науки, техники, культуры. В связи с новыми политическими, социально-экономическими и культурными реалиями в России и во всем мире потребовалось расширение функций экологии как учебного предмета, а именно – как  совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его  развитие. Эта цель согласуется с идеалом общего воспитания всесторонне развитой личности, способной  жить в гармонии с окружающей средой.  

      Экологический подход позволит убедить обучающихся в необходимости изучения экологии, но  и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

     Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей при переходе из младшего школьного возраста в среднее звено, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

Целью обучения в экологическом кружке  является:

  • Овладение обучающимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
  • Формирование на базе этих знаний  и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  • Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению  физического и нравственного здоровья человека;
  • Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;
  • Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

           Воспитание ученика – исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения  и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных  исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

 Все это можно решить  путем создания условий для формирования   устойчивого интереса к предмету, так  и к процессу обучения. При возникновении                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             этих условий ребенок осознает личностную, практическую и социальную  значимость учения.

Программа рассчитана на 3 года изучения  общего материала и индивидуальные и групповые творческие работы одаренных и увлеченных детей. Содержание программы ориентировано  на добровольные, разновозрастные группы детей до 15 человек.

Дистанционное обучение –  оно решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, это, прежде всего:

•        усиление активной роли школьников в собственном образовании, использование  доступных образовательных ресурсов

•        повышение мотивации к обучению

•        применение интерактивных форм занятий

•        усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения

•        возможность получения экспертного заключения  результатов своей учебной деятельности без широкой огласки.

Сетевая форма – по типу ОО-ДО.

Формы контроля: самостоятельная работа, биологический диктант, работа с картами, составление карт, тестирование, анализ источников, словарная работа, решение экологических задач, составление мини-проектов, проведение экологических акций.

     Система контроля  включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет  оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:

•        включенность  учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);

•        взаимооценка учащимися друг друга при  коллективно-распределительной  деятельности в группах;

•        содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;

•        публичная защита творческих работ,  экспериментальных исследований  и проектов.

     Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. Предполагается равноправное взаимодействие всех участников учебного процесса.

Цель программы-

          Дать обучающимся возможность реализовать потребность к самовыражению и творчеству в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву  для проявления у обучающихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.

Задачи программы:

  • Углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в школе на уроках  природоведения, биологии, экологии;
  • Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии  живой и неживой природы с человеком, т.е. с самими обучающимися, как частью природы.
  • Воспитание экологической  культуры, которая поможет обучающимся сейчас и в будущем  жить в гармонии с окружающей средой, убережет  их от разрушительных для экосистем действий.

Планируемые результаты:

В рамках программы в качестве основных планируемых результатов будут у детей сформированы следующие умения и навыки:

   1.Предметные результаты

1.        Обучающиеся  познакомились природой родного села, района, ее экологическим состоянием;

2.        Ознакомились с методиками исследовательской деятельности в природе;

3.        Выработали умения давать оценку экологического состояния экосистемы;

4.        Сформировалась  потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций;

5.        Научились новым педагогическим технологиям - проектированию и исследовательской деятельности

      2.Личностные результаты

1.        Сформированы коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Сформировано осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

2.        Развиты потребности в умственных впечатлениях, познавательная активность и любознательность, интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, прогнозировать последствия и др.).

3.        Сформировано ответственное отношения к учению, готовность и способность, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

4.        Освоены правила поведения в природной среде, роль обучающихся в пропаганде природоохранных знаний; сформировано проявление желания и стремления улучшать состояние окружающей среды в своей местности.    

     

 3.Метапредметные результаты

5.        Развита мотивация к практической  деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

6.        Умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

7.        Сформированы универсальные учебные действия.

8.        Умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умеют донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.

Оценочные материалы:

          Для диагностики результативности освоения программы используются методики:  «Диагностика эффективности воспитания на основе динами¬ки личностного роста ребенка», разработана Д. Григорьевым, И. Кулешовой, П. Степановым, методика «Размышляем о жизненном опыте», разработана кандидатом педагогических наук Н.Е. Щурковой., методика Ясвина В.А «Ваше отношение к природе». (Приложение 1).

           Всего на учебный год отводится 102 учебных часа, где предполагается проведение  как теоретических, так и практических занятий. На практических занятиях ребята  занимаются изучением флоры и фауны своей местности, проводят экологические рейды по наведению порядка на территории деревни, занимаются очисткой и охраной родников.

           На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы.

           При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра, а также экологические рассказы и экологические сказки, что заставляет размышлять ребят и делать свои собственные выводы. Очень часто такие сказки сочиняют сами ребята. Как наглядный материал применяются плакаты, экологические рисунки и картинки.

           Обучение предусматривает  получение знаний не только  на специальных занятиях, но и во время экскурсий, прогулок, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие  наблюдательности, внимания, бережного отношения к окружающей среде, любви к своему родному краю.

         На первом году обучения ребята изучают общие  экологические понятия, то на втором году обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле. Мы  вспоминаем  пройденное ребятами в первый год обучения, обобщаем и дополняем изученное ранее новым, более серьезным материалом и  уделяем больше времени практическим занятиям.

          Курс программы третьего года обучения содержит краеведческий материал. Внимание ребят направляется на изучение и охрану природы своего края, поэтому цель программы третьего года обучения – воспитание у ребят бережного отношения к природе родного края, формирование  экологического понятия о целостности  природных комплексов, их динамике и путях рационального использования. А также рассматриваем  влияние наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения на здоровье человека.

            Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в кружке «Живая планета» являются:

1 год обучения:

  • Умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
  • Умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
  • Активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.

2 год обучения:

  • Умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
  • Знание основных экологических проблем деревни, района, области, форм и методов охраны окружающей среды.

3 год обучения:

  •  Умение готовить выступления о результатах  наблюдений на заседаниях кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
  • Умение проводить занятия в кружке, игровые программы, готовить вечера, праздники

Учебно-тематический план на первый год обучения

№ раздела, темы

Название раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии

6

4

2

3

Основные формы организации жизни.

5

3

2

4

Среды жизни на Земле. Экологические факторы.

8

6

2

5

Лес как биотический фактор.

7

5

2

6

Вода как абиотический фактор.

7

5

2

7

Температура как абиотический фактор.

7

5

2

8

Эндогенные факторы.

7

5

2

9

Биотические взаимоотношения в биоценозе.

9

7

2

10

Антропогенные факторы.

9

7

2

11

Организм и среда.

9

7

2

12

Итоговое занятие.

2

1

1

13

Основные направления охраны природы.

7

2

5

14

Основные формы организации жизни.

10

5

5

15

Среды жизни на Земле. Экологические факторы.

6

2

4

16

Итоговое занятие.

1

1

-

Содержание образовательной программы (первый год обучения)

№ раздела, темы

Название раздела, темы

Теория

Практика

Оборудование

Место проведения

1

Вводное занятие.

1

1

Мультимедиа

ЭОР

Кабинет естествознания

2

Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии.

4

2

Мультимедиа

Альбомы

Краски

Кабинет естествознания,

на природе

3

Основные формы организации жизни.

3

2

Мультимедиа

Карточки

Кабинет естествознания, территория школы,

на природе

4

Среды жизни на Земле. Экологические факторы.

6

2

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

ЭОР

Кабинет естествознания,  

территория школы,

на природе

5

Лес как биотический фактор.

5

2

Презентации

Карточки

Краски

Кисти

Бумага

Кабинет естествознания, на природе

6

Вода как абиотический фактор.

5

2

Мультимедиа

Презентации

Кабинет естествознания, на природе

7

Температура как абиотический фактор.

5

2

Презентации

Картинки

Кабинет естествознания, на территории школы

8

Эндогенные факторы.

5

2

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Кабинет естествознания, на природе

9

Биотические взаимоотношения в биоценозе.

7

2

Мультимедиа

ЭОР

Фотоаппарат

Кабинет естествознания, на природе

10

Антропогенные факторы

7

2

Кроссворд, фотоаппарат

презентация

Кабинет естествознания, на природе

11

Организм и среда.

7

2

Учебники по биологии таблицы

Кабинет естествознания, на природе

12

Итоговое занятие.

1

1

Тесты  

Кабинет естествознания

13

Основные направления охраны природы.

2

5

Мультимедиа

Фотоаппарат

На природе, музеи, библиотеки

14

Основные формы организации жизни.

5

5

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Кабинет естествознания, на природе

15

Среды жизни на Земле. Экологические факторы.

2

4

Учебники по биологии таблицы Бумага

Кабинет естествознания, на природе

16

Итоговое занятие.

1

-

Мультимедиа

ЭОР

Кабинет естествознания

 Календарно – тематический график на первый год обучения

Разделы и темы

Количество часов

Дата

Формы и методы

Оборудование и инструменты

Вид контроля

все

го

тео

рия

прак

тика

1

Вводное занятие.

2

1

1

Лекция

Мультимедиа

-

2

Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии

6

4

2

Лекции

Практика

Проект

Карточки

НПК «Исследователь природы»

3

Основные формы организации жизни.

5

3

2

Групповая работа

Мультимедиа

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Кроссворд на тему «Формы организации жизни»

4

Среды жизни на Земле. Экологические факторы.

8

6

2

КВН

Практика

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Презентация сообщение

5

Лес как биотический фактор.

7

5

2

Иллюстрации

Презентации

Презентации

Карточки

Краски

Кисти

Бумага

Тест, презентация

6

Вода как абиотический фактор.

7

5

2

Иллюстрации

Презентации

Мультимедиа

Эксперимент «Вода из местных источников и ее прозрачность»

7

Температура как абиотический фактор.

7

5

2

Иллюстрации

Презентации

Презентации

Картинки

Сообщение на тему «Что такое температура»

8

Эндогенные факторы.

7

5

2

Иллюстрации

Презентации

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Схема, планшет

9

Биотические взаимоотношения в биоценозе.

10

7

3

Лекция

Инд занятия

Групповая работа

Мультимедиа

ЭОР

Экологическая игра «Хочу все знать!»

10

Антропогенные факторы.

10

7

3

Инд работа

Групповая работа

Кроссворд

Экологическая игра «Водоемы просят о помощи»

11

Организм и среда.

10

7

3

Лекции

Групповая работа

практика

Кормушки

поделки

Устный журнал «Что бы ты мог сделать для своего организма»

12

Итоговое занятие.

2

1

1

Групповая работа

Кроссворд

Создание панно из гербария

13

Основные направления охраны природы.

10

5

5

Групповая работа

Блокнот

Карандаш

Фотоаппарат

Фото-коллаж,

Выставка «Поделки из бытовых отходов»

14

Основные формы организации жизни.

10

5

5

КВН

Игры

Инд и групп работы

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Тест

15

Среды жизни на Земле. Экологические факторы.

10

5

5

Групповая работа

Бумага

Лупы

Лопатки

Схема

16

Повторение пройденного.

7

5

2

Групповая работа

Бумага

Лупы

Лопатки

Схема

17

Итоговое занятие.

2

1

1

Инд работа

Групповая работа

Мультимедиа

ЭОР

-

Содержание программы первого года обучения

Вводное занятие.

Знакомство с ребятами; с правилами техники безопасности при занятиях в кружке, выполнении практических заданий;  с задачами, стоящими перед обучающимися, посещающими кружок.

Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии.

Что изучает экология? Законы экологии. Экология и мы. Экологические факторы.

Основные формы организации жизни.

Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера. Понятие об экологии как о науке, которая исследует растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

Среды жизни на Земле. Экологические факторы.

Живая и неживая природа. Их взаимосвязь и отличия. Среды жизни: вода, воздух, почва. Знакомство с организмами  воздушно-наземной среды обитания. Человек – часть природы.

Лес как биотический фактор.

Биогеоценоз широколиственного леса. Что такое пищевые цепи. Цепи питания в дубраве. Практическое занятие. «Почему погибла дубрава?»

Вода как абиотический фактор.

Вода – самое важное вещество на Земле. Круговорот воды в природе. Путешествие капельки воды. Животный и растительный мир и вода - биоценоз пресного водоема.

Температура как абиотический фактор.

Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Влияние солнечного  излучения на жизнь на Земле. Растительный покров Земли – ее легкие.

Эндогенные факторы.

Кислород – важный компонент жизни живых организмов. Почва – источник питательных веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана.

Биотические взаимоотношения в биоценозе.

Разнообразие конкурентных взаимоотношений. Один организм поедает другого – значит он хищник? Растения – хищники. Растения – жертвы. Зачем в природе нужны хищники? Наблюдение за охотничьими инстинктами у собаки, кошки. Паразитизм.

Антропогенные  факторы.

Основы рационального управления природными ресурсами. Защита живого мира. Красная Книга. Почему она Красная? Знакомство с обитателями Красной книги, имеющимися на территории нашей области, района, деревни.

Организм и среда.

Химическое и биологическое загрязнение  среды и здоровье человека. Влияние звуков на организм человека. Можно ли жечь осенние листья. Спецотходы у нас дома. Человек должен стать другом природы.

 Итоговое занятие.

Обобщающее занятие в конце учебного года. Вопросы и ответы.

Учебно-тематический план на второй год обучения

№ раздела, темы

Название раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Основные направления охраны природы.

7

5

2

3

Основные формы организации жизни.

9

7

2

4

Среды жизни на Земле. Экологические факторы.

9

6

3

5

Лес как биотический фактор.

10

7

3

6

Вода как абиотический фактор.

10

7

3

7

Температура как абиотический фактор.

10

7

3

8

Эндогенные факторы.

10

8

2

9

Биотические взаимоотношения в биоценозе.

11

8

3

10

Антропогенные факторы.

10

5

5

11

Организм и среда.

11

8

3

12

Итоговое занятие.

3

1

2

Содержание образовательной программы (второй год обучения)

№ раздела, темы

Название раздела, темы

Теория

Практика

Оборудование

Место проведения

1

Вводное занятие.

1

1

Мультимедиа

ЭОР

Кабинет естествознания

2

Основные направления охраны природы.

5

2

Схемы

Таблицы

Кабинет естествознания,

музей

3

Основные формы организации жизни.

7

2

Мультимедиа

Кроссворды

Кабинет естествознания, территория школы, походы

4

Среды жизни на Земле. Экологические факторы.

6

3

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Кабинет естествознания, на природе

5

Лес как биотический фактор.

7

3

 ЭОР

Презентации

Рисунки

Кабинет естествознания, экскурсия в лес

6

Вода как абиотический фактор.

7

3

      ЭОР

Презентации

Рисунки

Кабинет естествознания, экскурсия на водоемы

7

Температура как абиотический фактор.

7

3

Презентации

Рисунки

Картинки

Кабинет естествознания, территория школы

8

Эндогенные факторы.

8

2

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Кабинет естествознания, библиотека

9

Биотические взаимоотношения в биоценозе.

8

3

Мультимедиа

ЭОР

Кабинет естествознания, на природе

10

Антропогенные факторы.

5

5

Кроссворд

Таблицы

Кабинет естествознания, на природе

11

Организм и среда.

8

3

Доклад

Презентация  

Кабинет естествознания, на природе

12

Итоговое занятие.

1

2

Мультимедиа

фотоаппарат

Кабинет естествознания, на природе

 Календарно – тематический график на второй год обучения

Разделы и темы

Количество часов

Дата

Формы и методы

Оборудование и инструменты

Вид контроля

все

го

тео

рия

прак

тика

1

Вводное занятие.

2

1

1

Лекция

Мультимедиа

-

2

Основные направления охраны природы.

7

5

2

Игра

Групповая работа

Карточки

Проект «Земля – планета жизни»

3

Основные формы организации жизни.

9

7

2

Групповая работа

Инд. работа

Мультимедиа

Кроссворды

Кроссворд «Формы организации жизни»

4

Среды жизни на Земле. Экологические факторы.

9

6

3

КВН

Практика

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Круглый стол «Как сохранить воздух чистым»

5

Лес как биотический фактор.

10

7

3

Иллюстрации

Презентации

Презентации

Карточки

Краски

Кисти

Бумага

Тест, презентация «Берегите лес!»

6

Вода как абиотический фактор.

10

7

3

Групповая работа

Мультимедиа

Сообщение «Водоемы мира»

7

Температура как абиотический фактор.

10

7

3

Презентации

Дневник наблюдений

Презентации

Картинки

Дневник наблюдений

8

Эндогенные факторы.

10

8

2

Иллюстрации

Презентации

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Схема

9

Биотические взаимоотношения в биоценозе.

11

8

3

Лекция

Инд занятия

Групповая работа

Мультимедиа

ЭОР

Тест

Презентация

10

Антропогенные факторы.

10

5

5

Инд работа

Групповая работа

Кроссворд

Экологическая игра «Жалобная книга природы»

11

Организм и среда.

11

8

3

Лекции

Групповая работа

Мультимедиа

Книжка - раскладушка

12.

Итоговое занятие.

3

1

2

Групповая работа

Лопаты

Грабли

Ведра

-

Содержание программы второго года обучения

Вводное занятие.

Техника безопасности на занятиях в кружке; отчет о  собственных экологических достижениях. Что было сделано за летний период.

Основные направления охраны природы.

Примеры отрицательного и положительного воздействия деятельности  человека на природную среду в районе, области, использование человеком знаний о взаимоотношениях организмов в своей практической деятельности.

Основные формы организации жизни.

Разнообразие лесов. Жизнь сообщества широколиственного леса. Экологическая катастрофа – листопад. Меры охраны сообществ на территории района.

Среды жизни на Земле. Экологические факторы.

Действие факторов на организм. Биологический оптимум. Составление списка абиотических, биотических и антропогенных факторов.

Лес как биотический фактор.

Саморегуляция в лесном биогеоценозе. Наблюдение в природе  проявления внутривидовой конкуренции. Практические занятия: озеленение территории села, очистка лесополос от старых, высохших деревьев.

Растения-путешественники, зимняя спячка растений, растения – биологические часы, совершенство приспособления у растений

Вода как абиотический фактор.

Без воды нет жизни. Первые законы человечества – законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода – самый важный  товар одноразового пользования. Загрязнение природных вод. Благоустройство родников, колодцев, берегов реки на территории деревни.

Температура как абиотический фактор.

Влияние изменения температур на окружающий мир. Температурные условия – граница существования жизни на Земле. Шубы, полушубки у животных. Линька животных. Кратковременная и длительная консервация организмов. Светолюбивые и теневыносливые растения, виды организмов, страдающие от глобального потепления. Основные источники загрязнения атмосферы.

Эндогенные факторы.

Главные эндогенные факторы. Наблюдение за круговоротом веществ в почве на примере разложения растительных остатков. Химикаты вокруг нас. Опасность для человека, природы. Миллионы тонн пестицидов. Защита почв от эрозии.

Биотические взаимоотношения в природе.

Хищничество. Хищники и человек. Растения – жертвы. Жертвы защищаются ядом, шипами, отпугивающими веществами. Животные – жертвы и их защита. Паразитизм. Внешние и внутренние паразиты. Симбиоз. Примеры «дружбы» и ее результаты.

Антропогенные факторы.

Экологические проблемы биосферы. Подходы к управлению сельскохозяйственными экосистемами. Защита живого мира. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Первые заповедники, заказники, национальные парки России. Знакомство с заповедниками, заказниками, памятниками природы Иркутской области. Охраняемые объекты  Иркутской области. Охраняемые виды растений и животных области, района.

Организм и среда.

Выяснение и обсуждение  экологической  ситуации в районе, деревне. Наблюдение за своим самочувствием и выяснение  времени наибольшей работоспособности. Влияние кислотных дождей на живые организмы  и человека. Улучшение экологической обстановки, участие в озеленении, привлечении птиц, наведении санитарного порядка на улицах.

Итоговое занятие. 

Летние задания.

Учебно-тематический план на третий год обучения

№ раздела, темы

Название раздела, темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Экологическая работа обучающихся по летним заданиям

2

-

2

3

Умей передать свои знания другим

4

2

2

4

Хочу быть здоровым!

5

3

2

5

Влияние вредных привычек на организм человека

14

10

4

6

Способы охраны природы

2

2

7

Глобальные проблемы человечества

4

4

8

Окружающая среда и здоровье человека

10

5

5

9

Экологические взаимоотношения организмов

10

5

5

10

Словарь юного эколога

4

4

 

11

Охраняемые объекты нашей местности

6

4

2

12

Практические занятия

8

8

13

Экскурсии

10

10

14

Экологические конкурсы, викторины, беседы

10

5

5

15

Создание экологической тропы

4

4

16

Занимательная литература для учащихся

2

2

Содержание образовательной программы (третий год обучения)

№ раздела, темы

Название раздела, темы

Теория

Практика

Оборудование

Место проведения

1

Вводное занятие

1

-

Мультимедиа

ЭОР

Кабинет естествознания

2

Экологическая работа обучающихся по летним заданиям

-

2

Карточки

На природе

3

Умей передать свои знания другим

2

2

Мультимедиа

Кроссворды

Кабинет естествознания, территория школы

4

Хочу быть здоровым!

3

2

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Кабинет естествознания, спортивная площадка

5

Влияние вредных привычек на организм человека

10

4

Презентации

Карточки

Краски

Кисти

Бумага

Кабинет естествознания, сельская библиотека, ФАП

6

Способы охраны природы

2

Мультимедиа

Кабинет естествознания

7

Глобальные проблемы человечества

4

Презентации

Картинки

Кабинет естествознания

8

Окружающая среда и здоровье человека

5

5

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Кабинет естествознания, на природе

9

Экологические взаимоотношения организмов

5

5

Мультимедиа

ЭОР

Кабинет естествознания, на природе

10

Словарь юного эколога

4

 

Кроссворд

Кабинет естествознания, на природе

11

Охраняемые объекты нашей местности

4

2

Лопаты

Грабли

Ведра

Кабинет естествознания, на природе

12

Практические занятия

8

Лопаты

Грабли

Ведра

Кабинет естествознания, на природе

13

Экскурсии

10

Блокнот

Карандаш

Фотоаппарат

На природе, музеи, библиотеки

14

Экологические конкурсы, викторины, беседы

5

5

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Кабинет естествознания, на природе

15

Создание экологической тропы

4

Бумага

Лупы

Лопатки

На природе

16

Занимательная литература для учащихся

2

Мультимедиа

ЭОР

Кабинет естествознания

 Календарно – тематический график на третий год обучения

Разделы и темы

Количество часов

Дата

Формы и методы

Оборудование и инструменты

Вид контроля

все

го

тео

рия

прак

тика

1

Вводное занятие

1

1

-

Лекция

Мультимед

-

2

Экологическая работа обучающихся по летним заданиям

2

-

2

Игра

Карточки

Карточки

3

Умей передать свои знания другим

4

2

2

Групповая работа

Мультимед/

Кроссворды

Кроссворд

4

Хочу быть здоровым!

5

3

2

КВН

Практика

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Проект «Солнце, воздух и вода…»

5

Влияние вредных привычек на организм человека

14

10

4

Иллюстрации

Презентации

Презентации

Карточки

Краски

Кисти

Бумага

Анонимное тестирование «Что такое вредные привычки»

6

Способы охраны природы

2

2

Групповая работа

Мультимедиа

Поход в лес (зима)

7

Глобальные проблемы человечества

4

4

Иллюстрации

Презентации

Презентации

Картинки

Круглый стол «Как сохранить Землю для потомков»

8

Окружающая среда и здоровье человека

10

5

5

Иллюстрации

Презентации

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

Эксперимент «Отходы моего дома»

9

Экологические взаимоотношения организмов

10

5

5

Лекция Групповая работа

Мультимедиа

ЭОР

НПК «Исследователь природы»

10

Словарь юного эколога

4

4

 

Инд работа

Групповая работа

Кроссворд

Словарь

11

Охраняемые объекты нашей местности

6

4

2

Лекции

Групповая работа

Лопаты

Грабли

Ведра

Викторина «Знаешь ли ты природу своего края»

12

Практические занятия

8

8

Групповая работа

Лопаты

Грабли

Ведра

-

13

Экскурсии

10

10

Групповая работа

Блокнот

Карандаш

Фотоаппарат

Фото-коллаж

14

Экологические конкурсы, викторины, беседы

10

5

5

КВН

Игры

Инд и групп работы

Презентации

Краски

Кисти

Бумага

КВН

15

Создание экологической тропы

4

4

Групповая работа

Бумага

Лупы

Лопатки

Схема тропы

16.

Занимательная литература для обучающихся

2

2

Инд работа

Групповая работа

Мультимедиа

ЭОР

-

Содержание программы третьего года обучения

Вводное занятие.

Знакомство с задачами кружка, программой на учебный год, правилами техники безопасности.

Экологическая работа обучающихся  по летним заданиям.

    Обсуждение результатов выполнения летних заданий. Беседы о времени     летнего отдыха.

Учимся передавать свои знания другим.

Правила поведения в природе и составление экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.

Хочу быть здоровым.

Правила первой медицинской помощи при отравлениях, ушибах, вывихах, переломах, ожогах.

Влияние вредных привычек на организм человека.

Истоки наркомании. Красота и коварство цветков мака. Конопля – гашиш. Влияние алкоголя на работу внутренних органов человека. Наркоман в обнимку с пьяницей. Курильщики не рождаются, а умирают. Ошибка Петра Первого. Как воспитать волю. Как становятся токсикоманами. Поговорим о сквернословии.

Способы охраны природы.

Необходимость создания охраняемых объектов. Охраняемые объекты Иркутской области. Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Роль обучающихся в деле охраны природы родного края.

Глобальные проблемы человечества.

Знакомство с глобальными проблемами человечества. Загрязнение среды нефтью, выхлопными газами, представление о радиоактивном загрязнении. Экологические знания как основа деятельности человека по охране природы.

Окружающая среда и здоровье человека.

Биологическое, химическое загрязнение среды и здоровье человека. Влияние шума на человека. Метеочувствительные люди. Питание и здоровье человека. Приспособленность человека к окружающей среде

Экологические взаимоотношения организмов.

Типы экологических взаимоотношений. Паразитизм и болезни. Ядовитые растения и животные нашей местности.

Словарь юного эколога.

Ребята  записывают экологические термины в тетради и делают к ним пояснения.

Охраняемые объекты нашей местности.

Изучение охраняемых объектов нашей местности, необходимость их охраны.

Практические занятия.

 Уход за зимним садом. Участие в акции: «Покорми птиц». Выращивание саженцев для озеленения территории села. Благоустройство родников. Санитарная очистка территории села. Создание экологической тропы.

Методическое обеспечение

Компакт- диски:

Живая планета

Биология 5-11 классы

Окружающий мир 1-4 классы

Энциклопедия школьника: Астрономия

 

Формы занятий

Игра, беседа, КВН, урок-диспут, урок-практикум, конкурсы, походы, НПК и др.

Приемы и методы

Индивидуальные карты, тренировочные упражнения, кроссворды, тесты, иллюстрации, таблицы, схемы и др.

 

Литература для руководителя:

1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.

2. Лосев К.С. Мифы и заблуждения в экологии/К.С. Лосев.-М.: научный мир, 2011.-224с.: ил.

3. Папа О.М.  Социальная экология: Учебное пособие/ О.М.Папа.- -М.:Дашков и К, Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2012.-176с.

4. Петелин, А.Л. Естествознание: учебник/ А.Л. Петелин,Т.Н. Гаева, А.Л.Бреннер, Т.Н.  Гаева.-М.: ФОРУМ, 2012.-256с.: ил.-(Профессиональное образование).

5. Сильги,  К. История мусора/ Катрин де Сильги; пер.с фр. И. Васюченко, Зиргера.-М.:Текст,2011.-285(3)с.

6.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 2005. – С.83-128

Литература для обучающихся:

1. Арустамов Э. А. и др. Природопользование: Учебник. – 7 –е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.

2. Гурова Т. Ф., Основы экологии и рационального природопользования: Учеб. пособие / Т. Ф. Гурова, Л. В. Назаренко. – М.: Издательство Оникс, 2005.

3.Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.

4.Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2008.

5. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь – справочник. – М.: Мысль, 1990.

Приложение 1

Методики выявления уровня компетентности учащихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Живая планета».

      Разнообразные способы определения результативности, как правило, выступают для обучающихся в скрытой форме, либо предлагаются обучающимся как игра, состязание, проверка собственных сил. В процессе реализации программы используются следующие методики по сформированности нравственного потенциала личности.

Методика «Диагностика эффективности воспитания на основе динамики личностного роста ребенка» разработана Д. Григорьевым, И. Кулешовой, П. Степановым.

Цель: определение структуры ценностных отношений, свидетельствующих о личностном росте ребенка, опираясь на позицию В.А. Караковского: в современном обществе ценностями могут быть признаны такие феномены, как Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, культура.

Методика «Размышляем о жизненном опыте» разработана кандидатом педагогических наук Н.Е. Щурковой.

Цель: выявить нравственную воспитанность;

- создание жизнеспособного коллектива учащихся, которым является объединение «Эколог-исследователь», где каждый может проявить свои творческие и интеллектуальные способности, обрести единомышленников.

Прогнозируемые результаты.

Внешняя результативность:

- стабильность функционирования подросткового коллектива;

- качество УУД, проявляющихся в практической деятельности.

Внутренняя результативность:

- изменение стереотипа поведения, осуществление самоконтроля, самоанализа;

- повышение социальной активности подростков;

- повышение уровня культуры подростка;

- личностное самоопределение подростка;

- сознательный выбор профессии с учетом своих способностей; игра, состязание, проверка собственных сил.

Методика выявления уровня компетентности учащихся

МЕТОДИКА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

 Цель: выявление представлений учащихся о компонентах экологической культуры человека, их соотношении.

 Задание: расставьте ранговые места от 1 до 7 по степени важности для себя следующих компонентов экологической культуры человека:

•          система экологических знаний;

•          практические экологические умения;

•          владение правилами поведения в природе;

•          интерес к экологическим проблемам;

•          потребность в общении с природой; понимание многосторонней (универсальной) ценности природы;

•          убежденность в необходимости ответственно относиться к природе.

МЕТОДИКА 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 Цель: выявление направленности личности в экологической деятельности.

Задание: расположите в порядке убывания (в зависимости от их значимости для себя) следующие дела:

•          участие в экологических митингах;

•          работа на даче;

•          туристические походы;

•          забота о домашних животных;

•          выпуск экологической газеты;

•          оформление стенда о природе, ее охране;

•          изготовление скворечника;

•          участие в конкурсах;        

•          экскурсии в природу;

•          чтение книг о природе.

МЕТОДИКА 3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ.

 Цель:  выявление факторов развития интереса, других мотивов отношения учащихся к природе.

 Задание: перечислите в порядке убывания по степени значимости для себя, что влияет на Ваше отношение к природе:

•          непосредственное общение с природой;

•          чтение книг о природе;

•          уроки биологии, географии, физики и т.д.

•          посещение музеев;

•          участие в практических делах по охране природы;

•          телевизионные передачи;

•          кинофильмы о природе;

•          беседы и лекции о природе, ее охране.

МЕТОДИКА 4. ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ.

 Цель: выявление спектра интересов детей к природе.

 Задание: ранжируйте  (расставьте по степени значимости для себя) характеристики, отражающие Ваш интерес к природе:

•          сбор ягод, грибов, цветов и т.п.;

•          получение вдохновения, наслаждения, положительных эмоций;

•          безграничные возможности открытия чего-то нового, получение новых знаний;

•          купание, загорание;

•          рисование природы;

•          помощь природе в ее охране;

•          пение на природе;

•          игры на природе;

•          нахождение на природе способствует лучшему пониманию себя, самосознанию;

•         исследовательская деятельность в природе.  

МЕТОДИКА 5. ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ.        

 Цель: выявление осознания учащимися многосторонней (универсальной) ценности природы, ее компонентов.

 Задание: расположите по степени значимости для себя, за что Вы цените природу:

•          природа – источник знаний;

•          природа дает представление о прекрасном в жизни;

•          природа дает человеку грибы, ягоды, орехи, другие продукты питания;

•          природа дает человеку древесину;

•          природа – источник вдохновения, творчества для человека;

•          природа (солнце, воздух, вода) способствуют закаливанию, укреплению здоровья человека;

•          природа – это главное богатство народа, страны.  

МЕТОДИКА 6. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ.

 Цель: выявление уровня сформированности у детей экологических знаний, приоритетности определенных групп знаний.

Задание: расположите по степени важности для себя следующие группы знаний о природе:

•          знания о животном мире;

•          знания о растениях;

•          знания о человеке;

•          знания о экологических проблемах;

•          знания о взаимодействии человека и природы;

•          знания о явлениях природы;

•          знания о цветах;

•          знания о лекарственных травах;

•          знания о эволюции природы;

•          знания о возможных видах деятельности человека в природе.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход в изучении предметов естественнонаучного направления - осознанный выбор профиля в старшей школе

Анализ работы региональной экспериментальной площадки на базе МОУ "СОШ №100"...

Анализ работы внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Земля - живая планета»

Программа кружка « Земля - живая планета » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 1 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная химия» естественнонаучной направленности

Программа кружка построена на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать ...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Живой мир"

Данная программа базового уровня рассчитана на три года. Возраст обучающихся 11-14 лет (разновозрастной). В программе имеется проектный и учебно-исследовательский компоненты....