6 класс урок "Движение"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Львунина Мария Николаевна

Урок биологии в 6 классе (концентрическая модель) по теме "Движение".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Класс: 6 «О»
Тема урока: «Движение»
Цель урока: формирование представления о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разными способами движения организмов.
Задачи урока:

  • Образовательные: познакомиться с особенностями движения различных живых организмов, осознать необходимость и сущность процесса движения для всего живого; создать условия для выявления взаимосвязи между особенностями строения живых организмов и средой обитания.
  • Развивающие: развивать умения находить нужные сведения в тексте, в полученной информации; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, к результату своего труда, эстетическое воспитание и любовь к природе.

Тип урока – урок-получение новых знаний (ознакомительный).
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, электронная доска, раздаточный материал, учебник.
Методы обучения: проблемное изложение, самостоятельная работа с текстом, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и умений, групповая, индивидуальная работа, использование ИКТ.

Структурные компоненты урока:

Действия учителя:

Действия учащихся:

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, знакомство, отмечает отсутствующих.

Эмоционально настраиваются на урок, готовят все необходимые принадлежности к уроку. Знакомятся, называют отсутствующих.

  1. Объяснение нового материала

1.-Вспомните, какие признаки характерны всем живым организмам?

-Давайте посмотрим видеофрагмент, а вы подумайте, какое свойство мы сегодня изучим более подробно. (видеоролик) – мотивационный компонент.

- О каком свойстве видеоролик? (о движении) Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока: Движение.

2.-Как вы думаете, что такое движение? (движение – это одно из главных свойств живых организмов необходимое для его перемещения и распространения)

- Что вы уже знаете о движении?

- Как организмы передвигаются? С помощью каких органов?
-Что будет целью нашего урока?
 (Познакомиться с разными способами движения организмов).
3.1. Посмотрите на слайд, кого вы видите? (амеба, инфузория туфелька, эвглена зеленая, хламидомонада).
У
одноклеточных организмов приспособлениями к движению являются жгутик или жгутики (эвглена и хламидомонада, некоторые бактерии, однокл.водоросли), ложноножки (амеба), реснички (инфузория).

Амеба двигается за счет ложноножек, как бы перетекая с одного места на другое.
Тело инфузории туфельки покрыто
ресничками, которыми она ловко двигает (30 взмахов в секунду) и из-за этого она может пройти достаточно большое расстояние (25мм – в 10-15 раз превышающее ее длину тела).
Движение
жгутика сложнее, чем перетекание амебы или взмахи ресничек у инфузории. Жгутик работает как гребной винт, совершая вращательные движения, он как бы ввинчивает тело животного в воду и тянет его за собой.

3.2. Поговорим о движении многоклеточных животных. (показ видеофрагмента с дождевым червем).
-Где обитает дождевой червь?

-Как происходит движение дождевого червя? (сокращение мышц, сжимание и удлинение сегментов)

Т.е. движение многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью. Показ слайда с заданием про червя.

3.3. Учитель раздает на парту один из трех текстов для прочтения и дает на это время. Ставит задачу – прочитать текст про способ движения в той или иной среде обитания, чтобы потом ответить на вопросы.

- Чем различаются хвостовые плавники рыб и китов?

-Какие приспособления имеют водные животные?

-Что кроме крыльев помогает летать птицам?
-Почему таких животных, как крокодил, ящерица, варан, называют пресмыкающимися?
-К какой группе животных относятся кошка и медведь. Почему?

3.4. Как вы считаете, а растения могут двигаться? Если да, то как? В чем отличие движения животных от движения растений?

Отвечают на поставленные вопросы, смотрят видео, настраиваются на тему урока.

Выполняют задание на слайде.

Читают текст. Отвечают на вопросы учителя.

  1. Закрепление полученных знаний

Составить синквейн к слову «движение». Если необходимость есть, то объяснение как составлять синквейн.

Выполняют задание, делятся своим синквейном.

  1. Объяснение домашнего задания

Параграф в учебнике и вопросы после параграфа.  Понаблюдать за движениями домашних животных (или животных, которых встретите на улице) и описать их.

Записывают дз, задают вопросы.

  1. Подведение итогов урока

Выставление оценок за работу на уроке. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

За счет сокращения мускулатуры многие животные совершают волнообразные движения. Так плавают некоторые черви, выдры, угри, морские змеи; волнами извивается тело ползущей змеи.

Многие животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Их легко узнать по обтекаемой форме тела и специальным органам движения, назначение которых — с силой отталкиваясь от воды, продвигать тело животного вперед.

У рыб таким органом является прежде всего хвостовой плавник: изгибая его в стороны, рыба плывет вперед.

Киты и дельфины в своем движении тоже используют хвост, это их главный орган движения. Только, в отличие от рыб, он расположен у них в горизонтальной плоскости. Это позволяет китам как быстро погружаться в воду, так и всплывать.

Некоторые водные животные используют и такие необычные способы перемещения, как реактивное движение. Например, моллюск морской гребешок, резко сближая створки раковины, выталкивает из нее назад струю воды и благодаря этому «скачками» движется вперед. Подобным способом передвигаются и кальмары — морские головоногие моллюски, только струю воды они выталкивают из полости тела.

Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки на пальцах. У утки-кряквы они находятся между тремя передними пальцами. При плавании перепонки растягиваются и работают, как лодочные весла. Другие птицы, например пингвин, плавают с помощью крыльев.

За счет сокращения мускулатуры многие животные совершают волнообразные движения. Так плавают некоторые черви, выдры, угри, морские змеи; волнами извивается тело ползущей змеи.

Многие животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Их легко узнать по обтекаемой форме тела и специальным органам движения, назначение которых — с силой отталкиваясь от воды, продвигать тело животного вперед.

У рыб таким органом является прежде всего хвостовой плавник: изгибая его в стороны, рыба плывет вперед.

Киты и дельфины в своем движении тоже используют хвост, это их главный орган движения. Только, в отличие от рыб, он расположен у них в горизонтальной плоскости. Это позволяет китам как быстро погружаться в воду, так и всплывать.

Некоторые водные животные используют и такие необычные способы перемещения, как реактивное движение. Например, моллюск морской гребешок, резко сближая створки раковины, выталкивает из нее назад струю воды и благодаря этому «скачками» движется вперед. Подобным способом передвигаются и кальмары — морские головоногие моллюски, только струю воды они выталкивают из полости тела.

Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки на пальцах. У утки-кряквы они находятся между тремя передними пальцами. При плавании перепонки растягиваются и работают, как лодочные весла. Другие птицы, например пингвин, плавают с помощью крыльев.

За счет сокращения мускулатуры многие животные совершают волнообразные движения. Так плавают некоторые черви, выдры, угри, морские змеи; волнами извивается тело ползущей змеи.

Многие животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Их легко узнать по обтекаемой форме тела и специальным органам движения, назначение которых — с силой отталкиваясь от воды, продвигать тело животного вперед.

У рыб таким органом является прежде всего хвостовой плавник: изгибая его в стороны, рыба плывет вперед.

Киты и дельфины в своем движении тоже используют хвост, это их главный орган движения. Только, в отличие от рыб, он расположен у них в горизонтальной плоскости. Это позволяет китам как быстро погружаться в воду, так и всплывать.

Некоторые водные животные используют и такие необычные способы перемещения, как реактивное движение. Например, моллюск морской гребешок, резко сближая створки раковины, выталкивает из нее назад струю воды и благодаря этому «скачками» движется вперед. Подобным способом передвигаются и кальмары — морские головоногие моллюски, только струю воды они выталкивают из полости тела.

Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки на пальцах. У утки-кряквы они находятся между тремя передними пальцами. При плавании перепонки растягиваются и работают, как лодочные весла. Другие птицы, например пингвин, плавают с помощью крыльев.

За счет сокращения мускулатуры многие животные совершают волнообразные движения. Так плавают некоторые черви, выдры, угри, морские змеи; волнами извивается тело ползущей змеи.

Многие животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Их легко узнать по обтекаемой форме тела и специальным органам движения, назначение которых — с силой отталкиваясь от воды, продвигать тело животного вперед.

У рыб таким органом является прежде всего хвостовой плавник: изгибая его в стороны, рыба плывет вперед.

Киты и дельфины в своем движении тоже используют хвост, это их главный орган движения. Только, в отличие от рыб, он расположен у них в горизонтальной плоскости. Это позволяет китам как быстро погружаться в воду, так и всплывать.

Некоторые водные животные используют и такие необычные способы перемещения, как реактивное движение. Например, моллюск морской гребешок, резко сближая створки раковины, выталкивает из нее назад струю воды и благодаря этому «скачками» движется вперед. Подобным способом передвигаются и кальмары — морские головоногие моллюски, только струю воды они выталкивают из полости тела.

Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки на пальцах. У утки-кряквы они находятся между тремя передними пальцами. При плавании перепонки растягиваются и работают, как лодочные весла. Другие птицы, например пингвин, плавают с помощью крыльев.



Предварительный просмотр:

Животных, которые летают, значительно меньше. Это прежде всего насекомые и птицы, а также рукокрылые (летучие мыши).

Полет возможен благодаря подъемной силе. Эту силу создает крыло. Давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящего над крылом. Эта разница в давлении и создает подъемную силу крыла, которая удерживает животное в полете.

Самые лучшие летуны — птицы. Крупные перья их передних конечностей образуют самый совершенный летательный аппарат. Кроме крыла, у птицы есть целый ряд других приспособлений к полету. Это обтекаемая форма тела, легкий скелет (большинство костей полые!), хорошо развитые летательные мышцы, воздушные мешки, уменьшающие вес тела и обеспечивающие лучшее поступление кислорода в легкие во время полета.

Животных, которые летают, значительно меньше. Это прежде всего насекомые и птицы, а также рукокрылые (летучие мыши).

Полет возможен благодаря подъемной силе. Эту силу создает крыло. Давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящего над крылом. Эта разница в давлении и создает подъемную силу крыла, которая удерживает животное в полете.

Самые лучшие летуны — птицы. Крупные перья их передних конечностей образуют самый совершенный летательный аппарат. Кроме крыла, у птицы есть целый ряд других приспособлений к полету. Это обтекаемая форма тела, легкий скелет (большинство костей полые!), хорошо развитые летательные мышцы, воздушные мешки, уменьшающие вес тела и обеспечивающие лучшее поступление кислорода в легкие во время полета.

Животных, которые летают, значительно меньше. Это прежде всего насекомые и птицы, а также рукокрылые (летучие мыши).

Полет возможен благодаря подъемной силе. Эту силу создает крыло. Давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящего над крылом. Эта разница в давлении и создает подъемную силу крыла, которая удерживает животное в полете.

Самые лучшие летуны — птицы. Крупные перья их передних конечностей образуют самый совершенный летательный аппарат. Кроме крыла, у птицы есть целый ряд других приспособлений к полету. Это обтекаемая форма тела, легкий скелет (большинство костей полые!), хорошо развитые летательные мышцы, воздушные мешки, уменьшающие вес тела и обеспечивающие лучшее поступление кислорода в легкие во время полета.

Животных, которые летают, значительно меньше. Это прежде всего насекомые и птицы, а также рукокрылые (летучие мыши).

Полет возможен благодаря подъемной силе. Эту силу создает крыло. Давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящего над крылом. Эта разница в давлении и создает подъемную силу крыла, которая удерживает животное в полете.

Самые лучшие летуны — птицы. Крупные перья их передних конечностей образуют самый совершенный летательный аппарат. Кроме крыла, у птицы есть целый ряд других приспособлений к полету. Это обтекаемая форма тела, легкий скелет (большинство костей полые!), хорошо развитые летательные мышцы, воздушные мешки, уменьшающие вес тела и обеспечивающие лучшее поступление кислорода в легкие во время полета.



Предварительный просмотр:

Большинство же позвоночных и членистоногих — это «ходильные» животные, т. е. при ходьбе они опираются на конечности — ноги. У насекомых их три пары, и проблема устойчивости перед ними не стоит. У пресмыкающихся, например у крокодила, две пары ног располагаются по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени. Таким образом достигается устойчивость тела ящериц, варанов, но при этом тело их невысоко приподнято над землей, и они вынуждены волочить брюхо. Отсюда и их название — пресмыкающиеся.

У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли. Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.

Движения млекопитающих разнообразны: они могут ходить, бегать, прыгать, плавать, а некоторые, например летучие мыши, — даже летать. Среди ходильных млекопитающих в зависимости от того, как они опираются на стопу, различают стопоходящих, при ходьбе опирающихся на всю стопу (так ходят человек, медведь), пальцеходящих, при ходе и беге опирающихся на пальцы, что значительно повышает скорость их бега (так двигаются кошки, собаки), и копытных, которые бегают на кончиках одного или двух пальцев — они бегают быстрее всех (лошади, олени, косули).

Большинство же позвоночных и членистоногих — это «ходильные» животные, т. е. при ходьбе они опираются на конечности — ноги. У насекомых их три пары, и проблема устойчивости перед ними не стоит. У пресмыкающихся, например у крокодила, две пары ног располагаются по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени. Таким образом достигается устойчивость тела ящериц, варанов, но при этом тело их невысоко приподнято над землей, и они вынуждены волочить брюхо. Отсюда и их название — пресмыкающиеся.

У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли. Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.

Движения млекопитающих разнообразны: они могут ходить, бегать, прыгать, плавать, а некоторые, например летучие мыши, — даже летать. Среди ходильных млекопитающих в зависимости от того, как они опираются на стопу, различают стопоходящих, при ходьбе опирающихся на всю стопу (так ходят человек, медведь), пальцеходящих, при ходе и беге опирающихся на пальцы, что значительно повышает скорость их бега (так двигаются кошки, собаки), и копытных, которые бегают на кончиках одного или двух пальцев — они бегают быстрее всех (лошади, олени, косули).

Большинство же позвоночных и членистоногих — это «ходильные» животные, т. е. при ходьбе они опираются на конечности — ноги. У насекомых их три пары, и проблема устойчивости перед ними не стоит. У пресмыкающихся, например у крокодила, две пары ног располагаются по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени. Таким образом достигается устойчивость тела ящериц, варанов, но при этом тело их невысоко приподнято над землей, и они вынуждены волочить брюхо. Отсюда и их название — пресмыкающиеся.

У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли. Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.

Движения млекопитающих разнообразны: они могут ходить, бегать, прыгать, плавать, а некоторые, например летучие мыши, — даже летать. Среди ходильных млекопитающих в зависимости от того, как они опираются на стопу, различают стопоходящих, при ходьбе опирающихся на всю стопу (так ходят человек, медведь), пальцеходящих, при ходе и беге опирающихся на пальцы, что значительно повышает скорость их бега (так двигаются кошки, собаки), и копытных, которые бегают на кончиках одного или двух пальцев — они бегают быстрее всех (лошади, олени, косули).

Большинство же позвоночных и членистоногих — это «ходильные» животные, т. е. при ходьбе они опираются на конечности — ноги. У насекомых их три пары, и проблема устойчивости перед ними не стоит. У пресмыкающихся, например у крокодила, две пары ног располагаются по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени. Таким образом достигается устойчивость тела ящериц, варанов, но при этом тело их невысоко приподнято над землей, и они вынуждены волочить брюхо. Отсюда и их название — пресмыкающиеся.

У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли. Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.

Движения млекопитающих разнообразны: они могут ходить, бегать, прыгать, плавать, а некоторые, например летучие мыши, — даже летать. Среди ходильных млекопитающих в зависимости от того, как они опираются на стопу, различают стопоходящих, при ходьбе опирающихся на всю стопу (так ходят человек, медведь), пальцеходящих, при ходе и беге опирающихся на пальцы, что значительно повышает скорость их бега (так двигаются кошки, собаки), и копытных, которые бегают на кончиках одного или двух пальцев — они бегают быстрее всех (лошади, олени, косули).

Большинство же позвоночных и членистоногих — это «ходильные» животные, т. е. при ходьбе они опираются на конечности — ноги. У насекомых их три пары, и проблема устойчивости перед ними не стоит. У пресмыкающихся, например у крокодила, две пары ног располагаются по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени. Таким образом достигается устойчивость тела ящериц, варанов, но при этом тело их невысоко приподнято над землей, и они вынуждены волочить брюхо. Отсюда и их название — пресмыкающиеся.

У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли. Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.

Движения млекопитающих разнообразны: они могут ходить, бегать, прыгать, плавать, а некоторые, например летучие мыши, — даже летать. Среди ходильных млекопитающих в зависимости от того, как они опираются на стопу, различают стопоходящих, при ходьбе опирающихся на всю стопу (так ходят человек, медведь), пальцеходящих, при ходе и беге опирающихся на пальцы, что значительно повышает скорость их бега (так двигаются кошки, собаки), и копытных, которые бегают на кончиках одного или двух пальцев — они бегают быстрее всех (лошади, олени, косули).

Большинство же позвоночных и членистоногих — это «ходильные» животные, т. е. при ходьбе они опираются на конечности — ноги. У насекомых их три пары, и проблема устойчивости перед ними не стоит. У пресмыкающихся, например у крокодила, две пары ног располагаются по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени. Таким образом достигается устойчивость тела ящериц, варанов, но при этом тело их невысоко приподнято над землей, и они вынуждены волочить брюхо. Отсюда и их название — пресмыкающиеся.

У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли. Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.

Движения млекопитающих разнообразны: они могут ходить, бегать, прыгать, плавать, а некоторые, например летучие мыши, — даже летать. Среди ходильных млекопитающих в зависимости от того, как они опираются на стопу, различают стопоходящих, при ходьбе опирающихся на всю стопу (так ходят человек, медведь), пальцеходящих, при ходе и беге опирающихся на пальцы, что значительно повышает скорость их бега (так двигаются кошки, собаки), и копытных, которые бегают на кончиках одного или двух пальцев — они бегают быстрее всех (лошади, олени, косули).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....