конспект урока биологии 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Сердюкова Екатерина Викторовна

Минеральное питание растений.

 

Цель: расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.

Задачи:

- обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;

- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;

- воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Минеральное питание растений.

Цель

расширить представления учащихся о процессе питания на примере растений.

Задачи:

- обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;

- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;

- воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере: организовать деятельность учащихся    по изучению процессов питания растений, разобрать классификацию и виды удобрений; давать определение понятиям.

В ценностно-ориентационной сфере:

Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка

Регулятивные:  Формировать  умение  ставить  перед собой  цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения

 Познавательные:  Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное,  делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь

Коммуникативные:  развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности

Оборудование

учебник Биология 6 класс «Живой организм», презентация, видеоролик «Питание растений»,  опорные конспекты, таблица «Корень и его зоны», приложения,  минеральные удобрения, комнатные цветы, бумажные цветы, фломастеры (красные, жёлтые).

Тип урока:  

усвоение новых знаний.

Вид урока:

комбинированный.

Форма работы

  1. лабораторная работа
  2. КОЗ
  3. Работа в группах
  4. фронтальная

Индивидуальная

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационный момент.                                                                                            
  • А что такое питание?
  • Для чего организмам нужны питательные вещества?
  • Энергия?
  • Что является источником энергии для растений?

Питание — процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах — световой, химической, тепловой, электрической, механической и т. д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя — в тепловую. Энергию можно определить, как способность совершать работу.

Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.

Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

  • Каковы же особенности питания растений?
  • В каких питательных веществах нуждается растение?
  • Откуда растение берет неорганические вещества?
  • А органические вещества?
  • Почему у растений два способа питания?
  • Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются, чуть ли не бесполезным убором, украшением? Давайте разберёмся в этом.
  1. Формирование знаний, умений, навыков:

Вначале запишем тему урока: Минеральное питание растений. А теперь сформулируем понятие питание растений

Питание растений - процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.

  • Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)

Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. А специалистов этой науки называют агрохимиками, или врачевателями полей. Я предлагаю вам пройти обучение основам агрохимии.  А также пройти стажировку.  

Для начала ответим на некоторые вопросы:

  • Что является органом почвенного питания?

- корень

Роль корня в почвенном питании растений.

  • Каковы основные функции корня?

- удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами

  • Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?

- зона всасывания

  • Каковы особенности ее строения?

- наличие корневых волосков

  • Что собой представляют корневые волоски?

- это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно  прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней  минеральными веществами. Они выделяют слизь для  растворения  минеральных веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве.

  • Какой в этом смысл?

- зона всасывания использует для питания новые участки почвы

  • Что произойдет если повредить корневые волоски?

- растение не сможет  добывать из почвы минеральные вещества и воду

  • Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?

- пересаживать растения с комочком почвы

  • Как дальше другие органы растения получат поглощенные корнем воду и минеральные вещества? (учебник стр. 82)

- по зоне проведения по сосудам древесины (ксилемы) вода с минеральными веществами поступит в  надземную часть растения

Сосуды древесины обратите внимание имеют форму спиралей и поэтому вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается вверх, как бы преодолевая виток за витком.

Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением.

Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.

Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями - транспирация, т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.

Корневое (почвенное) питание – это процесс получения растением при помощи корней водных  растворов минеральных веществ. 

  • Теперь мы можем ответить на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень?

Воду и минеральные соли. 

Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на  50-98 процентов состоит из воды.  Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли,  включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д.  Они необходимы растению для построения более сложных веществ.

У вас на партах лежат листочки, на которых указаны основные минеральные  вещества необходимые растениям. Эти вещества можно разделить на две группы:    

Удобрения

            Органические:                                                                      Минеральные:

                                                                                                               

                                                                   2. Комплексные                                           1.Простые:

                - торф              - азотные

               - навоз               - калийные

               - помёт                 - фосфорные

               - перегной                                         3. Микроудобрения

Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.

Микроэлементы – это вещества необходимые для жизни, содержащиеся в очень малых количествах.

Но они важны все и дефицит любого из элементов приводит к развитию болезней.

Сейчас поработаем немного в паре с соседом и изучим информацию о некоторых из основных элементов. (Каждая парта попорядку выбирает себе элемент и изучает его значение, а так же что может быть при его недостатке или избытке) А теперь расскажем о самых важных элементах, которые содержатся в большем количестве. Это азот, фосфор, калий.  

Роль удобрений в росте и развитии растений.

Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д.  На полях  же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы.   Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограмм кальция выносится  со свеклой? С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?

Выход из этой ситуации - Вносить удобрения в почву.  Но какие?

Давайте познакомимся с классификацией удобрений.

   

Химический элемент

Значение

Недостаток элемента в минеральном питании

Внешние проявления недостатка элемента

Азот

  • Для роста растения

  • При недостатке азота замедляется рост растений.
  • Ослабляется интенсивность кущения злаковых и цветения плодовых и ягодных культур.
  • Сокращается вегетационный период.
  • Уменьшается содержание белка и снижается урожай.

Недостаток азота

Калий

  • Поддерживает водный режим
  • Повышает морозо- и засухоустойчивость
  • Повышает устойчивость к заболеваниям.
  • Недостаток его приводит к щуплости семян, понижению их всхожести и жизненности.
  • Растения легко поражаются грибными и бактериальными заболеваниями.

Картинка 2 из 374

Фосфор

  • Ускорение развития и плодоношения
  • Усиление роста
  • корней
  • Повышение
    зимостойкости

  • Задержка цветения и созревания.
  • Окраска листьев темно-зеленая, голубоватая, тусклая.
  • При сильном недостатке фосфора в окраске листьев, черешков листьев и колосьев появляются пурпурные, а у некоторых растений—фиолетовые оттенки.

Картинка 1 из 874

Существует две группы удобрений Органические и минеральные.  

К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д.  

Минеральные удобрения в свою очередь также можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям  в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий, как по одному элементу, так и в комплексе. 

Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.

Существует и другие  классификаций удобрений, например: калийные, фосфорные, азотные (аммиачная силитра) – однокомпонентные и комплексные(содержат разные процентные соотношения минеральных элементов)

Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.

  1. Первичное закрепление знаний.  Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии.  А теперь я предлагаю вам пройти стажировку и применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение.
  • Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте.
  •  А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение?
  • Что бы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании комнатного растения?
  • Недостаток химических элементов вы сможете определить по схеме и таблице.

  • Исследуют комнатные растения. Озвучивают результаты исследования.

Итоги исследования:

  1. Домашнее задание.

прочитать в учебнике параграф 30 и выучить опорный конспект.

  Дополнительный уровень – решить биологические задачи. Для решения задачи используйте таблицы, а также помощь родителей.  

  • На поле плохо растет пшеница. Листья маленькие, бледно зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?
  • На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.
  • У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?
  • На листьях появляются бурые пятна, растение часто болеет. Какие удобрения необходимо применить?
  1. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии в 10 классе (УМК Н.И. Сонин) Тема урока: Строение клетки. Особенности строения органоидов.

Конспект урока поможет организовать изучение и обеспечить понимание взаимосвязи функций органоидов со строением....

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Конспект урока биологии "Следствие ведут знатоки биологии" (обобщающий урок по теме "Витамины")

«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ БИОЛОГИИ»По теме «Витамины»   Раздел «Обмен веществ», 8 класс на основе программы Пономарёвой И.Н.          Цели:  ...

Конспект урока биологии "Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых". 7 кл.

Методическая разработка урока биологии по учебнику Биология 7 класс В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко, Москва, изд-во "Вентана-Граф", 2004...

План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: Движение.

План-конспектурока биологии в 6 классеТема урока: Движение....

конспект урока биологии в 5 классе "ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОТНЫХ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА" и самоанализ урока

      На данном уроке учащиеся научатся различать изученные объекты в природе на рисунках ; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...