Рабочая программа курсов по выбору "Биология в вопросах и ответах" для 9 классов
рабочая программа по биологии (9 класс)

Писарева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа подготовки  к ОГЭ по биологии для 9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

Рабочая программа по предмету элективного курса «Биология в вопросах и ответах» за курс основного общего образования составлена в полном соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы МБОУ Петропавловская СОШ №39 в содержательном и целевом разделах, составлена в полном соответствии с локальным актом образовательного учреждения «Положение о рабочей программе по предмету» и нацелена на получение образовательного результата, спланированного в ООП ООО. Данная программа учитывает преемственность материала по годам обучения и возрастной состав обучающихся. Перегрузки предметным материалом нет.

Программа содержит следующую структуру:

  • титульный лист;

  • пояснительную записку, объясняющую на основании чего написана рабочая программа по предмету;
  • личностные результаты освоения ООП;
  • метапредметные результаты освоения ООП;

  • предметное содержание, разведенное по годам обучения;

  • требование к образовательному результату по годам обучения;

  • календарно- тематическое планирование по годам обучения;

  • перечень контрольных работ, с указанием системы оценивания.
  • перечень практических работ.

Программа согласована с руководителем методического объединения педагогов старших классов, проверена заместителем директора по УВР и утверждена приказом по образовательному учреждению.


МБОУ Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 39

Рассмотренно:

на заседании Методического Совета

Руководитель МС

___________/Хетемова Н.Ю.

«21» 08.2020г.

Согласовано:                                                                              

Зам. Директора по УВР                                                      _________/Г.П. Гороховская

«25» 08.2020г.

Утверждено:

Директор МБОУ                                                                                                                   Петропавловская СОШ № 39

____________/   К.Ю. Гуреев

«28» 08.2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективных курсов «Биология в вопросах и ответах

  9а, 9б  класс

Учебный предмет: элективный курс «Биология в вопросах и ответах»

Класс: 9а, 9б класс

Разработчик   программы:       Т.А.Писарева

                                                         

д. Петропавловка

2020-2021уч.г.

І. Пояснительная записка

        

        Рабочая программа  по предмету элективного курса «Биология в вопросах и ответах» разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования.

        На изучение предмета «Биология в вопросах и ответах» на этапе основного образования предусмотрено  17 часов: в 9а, и 17 часов в 9б классе —   (34 учебные недели).

ІІ. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

        Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих  результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Личностные

1.. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

III. Метапредметные результаты освоения ООП

        Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий,  раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов:

Метапредметные

понятия

регулятивные        УДД

познавательные УДД

коммуникативные УДД

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие(я) в соответствиис учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

9а и 9б класс

ученик научится:

-характеризовать науки о человеке (антропология, анатомия, физиология, медицина, гигиена, экология человека, психология) и их связи с другими науками и техникой; приводить доказательства отличия человека от животных и их родства (место человека в системе органического мира); взаимосвязи человека и окружающей среды  (человеческие расы) и его приспособленности к различным экологическим факторам (адаптивные типы людей);
приводить примеры вклада российских (в том числе И.М. Сеченов,
И.П. Павлов, И.И. Мечников, А.А. Ухтомский, П.К. Анохин) и зарубежных (У.
Гарвей, К. Бернар, Л. Пастер, Ч. Дарвин) ученых в развитие представлений о
происхождении, строении, жизнедеятельности, поведении, экологии человека;
использовать биологические термины и понятия (в том числе: цитология,
гистология, анатомия человека, физиология человека, гигиена, антропология,
экология человека, клетка, ткань, орган, система органов, организм человека, обмен
веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие,
движение, поведение, размножение, раздражимость, регуляция, научные методы
познания) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
раскрывать общие признаки организма, уровни организации организма
человека: клетки, ткани, органы, системы органов, организм человека; части тела
человека: голова, шея, туловище, грудь, живот, верхние конечности, нижние
конечности;
различать по внешнему виду (изображению), схемам и описаниям клетки
разных тканей (нейрон, мышечная клетка, эпителиальная клетка, клетки крови, фоторецепторные клетки), ткани (эпителиальные ткани, соединительные ткани,
мышечные ткани, нервная ткань), органы (головной мозг, спинной мозг, нерв, сердце,
кровеносные сосуды, кожа, желудок, печень, тонкая кишка, толстая кишка, лёгкое,
трахея, гортань, бронх, щитовидная железа, гипофиз, тимус, эпифиз, поджелудочная
железа, семенник, яичник, надпочечник, почка, глаз, ухо, скелетная мышца, кость)
системы органов (покровная, опоры и движения, пищеварительная, кровеносная,
лимфатическая, дыхания, выделительная, половая, иммунная, эндокринная, нервная)
организма человека;
характеризовать положение человека в системе органического мира, его
происхождение от животных;
сравнивать человеческие расы, их родство и происхождение;
проводить описание клеток, тканей, органов, систем органов человека по
заданному плану;
сравнивать клетки, ткани, органы, системы органов, процессы
жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;
характеризовать биологические процессы: обмен веществ и превращение
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, регуляция функций,
поведение, сон, развитие, размножение организма человека;
выявлять причинно-следственные связи между строением клеток, органов,
систем органов организма человека и их функциями;
использовать биологические модели для выявления особенностей строения и
функционирования органов и систем органов человека;
объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности
организма человека;
приводить примеры безусловных и условных рефлексов, наследственных
(инстинкт, запечатление) и ненаследственных (условный рефлекс, динамический
стереотип, рассудочная деятельность) программ поведения, особенностей высшей
нервной деятельности (речь, мышление, память, сознание) человека;
различать наследственные (гемофилия, дальтонизм) и ненаследственные
(инфекционные, неинфекционные) заболевания человека;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии,
физиологии и поведению человека, в том числе работы с микроскопом с
постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами,
исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой
лаборатории;
называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни,
методы защиты и укрепления здоровья человека: сбалансированное питание,
соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и спортом, рациональная
организация труда и полноценного отдыха, укрепление иммунитета, позитивное
эмоционально-психическое состояние;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни с целью исключения факторов риска для здоровья человека:
утомления, стресса, гиподинамии, переохлаждения, инфекционных и простудных заболеваний, ВИЧ-инфекции, нарушения осанки, зрения, слуха; отказа от вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
владеть приемами оказания первой помощи человеку при отравлении,
утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств,
ожогах и обморожениях;
показывать на конкретных примерах связь знаний наук о человеке со
знаниями по физике, химии, географии, ОБЖ, физической культуре, математике,
истории;
использовать методы биологии: наблюдать, измерять, описывать организм
человека и процессы его жизнедеятельности; проводить простейшие исследования
организма человека и объяснять их результаты;
создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая
информацию из нескольких источников, грамотно используя понятийный аппарат и
сопровождая выступление презентацией.

Ученик получит возможность :

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

РАЗДЕЛ

СОДЕРЖАНИЕ

Биология как наука(1ч)

Основные понятия

Биологические науки

Методы биологии

Уровневая организация жизни

Общие признаки живых систем

Клетка как биологическая система (1ч)

Современная клеточная теория

Положения клеточной теории

Этапы открытия и изучения клетки

Многообразие клеток

Химический состав клетки

Обмен веществ и превращение энергии

Энергетический обмен

Пластический обмен

Клетка- генетическая единица живого

Хранение наследственной информации

Этапы биосинтеза белка

Клеточный цикл

Организм как биологическая система  (5ч)

Разнообразие организмов.Вирусы Воспроизведение организмов

Онтогенез Генетика Задачи, методы и понятия

Законы Г.Менделя Законы Т.Моргана Генетика пола

Взаимодействие генов Генетика человека

Изменчивость организмов Селекция Биотехнология

Система и многообразие органического мира (7 ч)

- Основы систематики  Бактерии Грибы Лишайники

Растения: ткани растений; органы растений Многообразие растений

-Водоросли Моховидные Плауны Хвощи Папоротники

Голосеменные Покрытосеменные

-Многообразие животных Эукариоты

Тип Кишечнополостные Тип плоские черви Тип Круглые черви

Тип кольчатые черви

-Тип Моллюски Тип членистоногие

-Тип хордовые Надкласс Рыбы Класс Земноводные

-Класс Пресмыкающиеся Класс Птицы

-Класс Млекопитающие

Анатомия человека ( 2 ч)

-Строение тела человека

Ткани: Эпителиальная

Соединительная ткань

Мышечная ткань

Нервная ткань

Органы .Аппараты и системы органов

Опорно-двигательный аппарат

Пищеварительная система

Сердечно-сосудистая система

Лимфатическая система

Дыхательная система

Мочевыделительная система

 Размножение и развитие человека

 Нервная система

 -Органы чувств

 Эндокринные железы

 Высшая нервная деятельность

 Гигиена и здоровье

VІ.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективных курсов    «Биология в вопросах и ответах»

 

РАЗДЕЛЫ

всего, часов

Биология как наука

1

Клетка как биологическая система

1

Организм как биологическая система  

5

Система и многообразие органического мира

7

Анатомия человека

2

Тренировочное тестирование в формате ОГЭ

 1

Всего :

17

ПРИЛОЖЕНИЕ

к рабочей программе по элективному курсу

 «Биология в вопросах и ответах»

основного общего образования ( 9а,-9б классы)

«Биология в вопросах и ответах», 9а класс

УМК «Концентрический курс»

авт .Н.И.Сонин, А.А.Плешаков

Содержание учебного предмета

17 часов (1 час в 2  недели)

РАЗДЕЛЫ

всего, часов

Биология как наука

1

Клетка как биологическая система

1

Организм как биологическая система  

5

Система и многообразие органического мира

7

Анатомия человека

2

Тренировочное тестирование в формате ОГЭ

 1

Всего :

17

Календарно-тематическое планирование

№  занятия

№ урока по теме  

Тема

дата

Корректировка по дате

(основание)

1

1

Биология как наука

16.09

2

2

Клетка как биологическая система

30.09

3

3

Организм как биологическая система  

14.10

4

4

Организм как биологическая система  

28.10

5

5

Организм как биологическая система  

11.11

6

6

Организм как биологическая система  

25.11

7

7

Организм как биологическая система  

09.12

8

8

Система и многообразие органического мира

23.12

9

9

Система и многообразие органического мира

13.01

10

10

Система и многообразие органического мира

27.01

11

11

Система и многообразие органического мира

10.02

12

12

Система и многообразие органического мира

24.02

13

13

Система и многообразие органического мира

10.03

14

14

Система и многообразие органического мира

24.03

15

15

Анатомия человека

14.04

16

16

Анатомия человека

28.04

17

17

Тренировочное тестирование в формате ОГЭ  

12.05

«Биология в вопросах и ответах», 9б класс

УМК «Концентрический курс»

авт .Н.И.Сонин, А.А.Плешаков

Содержание учебного предмета

17 часов (1 час в 2  недели)

РАЗДЕЛЫ

всего, часов

Биология как наука

1

Клетка как биологическая система

1

Организм как биологическая система  

5

Система и многообразие органического мира

7

Анатомия человека

2

Тренировочное тестирование в формате ОГЭ

 1

Всего :

17

Календарно-тематическое планирование

№  занятия

№ урока по теме  

Тема

дата

Корректировка по дате

(основание)

1

1

Биология как наука

17.09

16.09

2

2

Клетка как биологическая система

01.10

30.09

3

3

Организм как биологическая система  

15.10

14.10

4

4

Организм как биологическая система  

29.10

28.10

5

5

Организм как биологическая система  

12.11

11.11

6

6

Организм как биологическая система  

26.11

25.11

7

7

Организм как биологическая система  

10.12

09.12

8

8

Система и многообразие органического мира

24.12

23.12

9

9

Система и многообразие органического мира

14.01

13.01

10

10

Система и многообразие органического мира

28.01

27.01

11

11

Система и многообразие органического мира

11.02

10.02

12

12

Система и многообразие органического мира

25.02

24.02

13

13

Система и многообразие органического мира

11.03

10.03

14

14

Система и многообразие органического мира

25.03

24.03

15

15

Анатомия человека

15.04

14.04

16

16

Анатомия человека

29.04

28.04

17

17

Тренировочное тестирование в формате ОГЭ  

13.05

12.05