готовимся к огэ
учебно-методический материал по биологии

лариса олеговна симагина

Презентация и тесты предназначены для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, охватывают весь раздел темы "пищеварительная система"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ОГЭ по биологии Тема «Пищеварительная система» учитель биологии МБОУ СОШ №37 г. Шахты Симагина Л.О.

Слайд 2

Пища-источник энергии и строительного материала Белки необходимы как источник аминокислот для построения собственных белков организма особенно важных в период роста и развития человека. Жиры и углеводы являются основой энергетического обмена.

Слайд 3

Пищеварение - процесс превращения сложных органических веществ пищи в более простые, доступные для усвоения организмом

Слайд 4

Пищеварительная система Пищеварительный канал Пищеварительные железы Ротовая полость Глотка Пищевод Желудок Двенадцатиперстная кишка (начальный отдел тонкого кишечника) Тонкая кишка Толстая кишка Поджелудочная железа Печень с желчным пузырем Слюнные железы Прямая кишка

Слайд 5

Ротовая полость (зубы)

Слайд 6

Гигиена ротовой полости Кариес ВРЕДНО ПОЛЕЗНО Грызть зубами твёрдые предметы. Полоскать рот тёплой водой после еды. Есть много сладостей. После горячей пищи сразу есть холодную. Употреблять в пищу овощи и фрукты, продукты содержащие фосфор и кальций. Чистить зубы чужой зубной щёткой. Дважды в день чистить зубы. Курить. От дыма зубы желтеют и разрушаются. Два раза в год проверять состояние зубов у врача – стоматолога.

Слайд 7

Ротовая полость ( слюнные железы и язык ) Язык -орган вкуса , ощущает температуру пищи, перемешивает пищу во рту, орган речи. Отделение слюны происходит рефлекторно: Безусловные рефлексы (пища во рту) Условные рефлексы (вид, запах пищи) Состав слюны За сутки выделяется около 1 литра слюны. Вода – 99,4% Лизоцим – бактерицидное вещество, обеззараживает пищу. Муцин – клейкое вещество, позволяет сформировать пищевой комок Амилаза и мальтаза – ферменты слюны, расщепляют сложные углеводы. рН слюны – слабощелочная реакция.

Слайд 8

Вкусовое восприятие и глотание пищи Вкусовое восприятие пищи осуществляет язык. Глотание – безусловный рефлекс, осуществляется при раздражении пищей рецепторов на корне языка . Ц ентр глотания находится в продолговатом мозге. В глотке пищеварительные пути пересекаются с дыхательными. Надгортанник при глотании закрывает вход в трахею, а мягкое небо в носовую полость . Пищевод , н ачинаясь в глотке, проходит в грудной полости за сердцем спереди позвоночника, пересекает диафрагму через особое отверстие, которое называется диафрагменной щелью пищевода, и входит в желудок .

Слайд 9

Пищеварение в желудке Объем желудка около 2-3 л.; Стенки желудка состоят из гладкой мышечной ткани, выстланы слизистой оболочкой и содержат железы (железистый эпителий); В слизистой имеются складки, увеличивающие поверхность; Перемешивание пищи происходит благодаря сокращению мышц стенок желудка; В зависимости от количества и состава съеденной пищи переваривание в желудке может продолжаться от 3 до 10 часов; В слизистой желудка три вида желез, образующие до 2,5 л желудочного сока в сутки; Пища в желудке превращается в кашицу (химус).

Слайд 10

Железы желудка 14 000 (100 на 1 кв. см) Обкладочные: Соляная кислота (HCl 0,5%) кислая среда, активирует ферменты, обеззараживает пищу . Добавочные: Слизь - предохраняет стенки желудка от повреждений Главные: Пепсин - расщепляет белки на пептиды Липаза – переваривает некоторые жиры (жир молока)

Слайд 11

Методы изучения пищеварения в желудке Отделение слюны происходит рефлекторно: Безусловные рефлексы (пища во рту) Условные рефлексы (вид, запах пищи)

Слайд 12

Нервно-гуморальная регуляция пищеварения Чувства голода и сытости регулируются двумя нервными центрами, расположенными в промежуточном отделе головного мозга в гипоталамусе: центром голода и центром сытости. Стимулирование этих центров зависит от информации, поступающей в виде нервных импульсов. Когда желудок пустой на протяжении долгого времени, активируется центр голода и у человека возникает желание поесть, также оно возникает при виде или ощущении запахов пищи. И наоборот, когда желудок полный, стимулируется центр сытости и желание есть исчезает.

Слайд 13

Пищеварение в кишечнике. Всасывание Тонкий кишечник – осуществляет пристеночное и полостное пищеварение Длина тонкой кишки составляет приблизительно 5 — 6 м. Тонкая кишка разделена на 3 отдела: двенадцатиперстную, тощую и подвздошную кишку. В двенадцатиперстную кишку впадают протоки поджелудочной железы и печени. Железы стенок двенадцатиперстной кишки нейтрализуют кислоту вышедшей из желудка пищевой кашицы. Слизистая оболочка тонкой кишки образует ворсинки ( покрыты однослойным эпителием), благодаря чему резко увеличивается всасывающая поверхность тонкой кишки. В каждую кишечную ворсинку входит кровеносный и лимфатический сосуд. Именно в них попадают питательные вещества, а затем разносятся по организму.

Слайд 14

Пищеварительные железы - печень и поджелудочная железа Печень участвует во всех видах обмена веществ: углеводном , участвуя в регуляции содержания сахара в крови, в белковом , превращая аммиак в мочевину, жировом , участвуя в расщеплении жиров. Образование желчи происходит непрерывно, и она накапливается в желчном пузыре . Желчь: активизирует работу ферментов поджелудочной железы; эмульгирует жиры. Сок поджелудочной железы, (до 2 л/сутки) содержит ферменты : Трипсин - расщепляет белки Амилаза – расщепляет углеводы , Липаза – расщепляет жиры Нуклеаза – расщепляет нуклеиновые кислоты. Железа смешанной секреции. Вырабатывает гормон инсулин, регулирующий содержание сахара в крови (островки Лангенгарса) и поджелудочный сок .

Слайд 15

Пищеварение в кишечнике Толстый кишечник – - длина толстого кишечника примерно 1,5 м В толстой кишке отсутствуют ворсинки, железы образуют сок, бедный ферментами, там находится большое количество бактерий . Они: расщепляют клетчатку; вызывают гниение белка. Ядовитые вещества, образующиеся при этом, обезвреживаются печенью; синтезируют витамины К и витамины группы В: - В1, В6, В12. Всасывается вода (до 4 л/сутки), формируются каловые массы. Место перехода тонкой в толстую является началом слепой кишки, от нее отходит аппендикс-червеебразный отросток .

Слайд 16

Современные методы изучения пищеварения: Зондирование Рентгенография Эндоскопия Ультразвуковая локация Радиоэлектронные методы Сканирующая томография

Слайд 17

Болезни желудочно- кишечного тракта (болезни грязных рук) Заболевание Причины Профилактика Гельминтозы( аскаридоз, энтеробиоз, трихинеллез, эхинококкоз) Заражение яйцами глистов. Употребление сырой или плохо прожаренной рыбы или мяса, немытые фрукты и овощи. Не соблюдение правил личной гигиены, питье воды из водоемов. Заражение от больного человека. Не употреблять плохо прожаренное мясо и рыбы, мыть овощи и фрукты, не пить сырую воду из водоемов, соблюдать правила личной гигиены 2. Инфекционные заболевания (дизентерия, холера, брюшной тиф) Попадание в кишечник возбудителя заболевания. Возможна передача через предметы обихода и грязные руки, при употреблении зараженной воды, переносчиками могут быть мухи и тараканы. Не пить воду из стоячих водоемов, избегать прикосновения к предметам, которыми пользовался больной, продезинфицировать предметы, уничтожить мух и тараканов. 3. Пищевые отравления (ботулизм, сальмонеллез) Употребление несвежих продуктов, содержащих микроорганизмы и токсичные продукты их жизнедеятельности Употреблять в пищу только свежие продукты. При признаках пищевого отравления удалить недоброкачественную пищу из желудка, выпить 1 л теплой воды и вызвать рвоту.

Слайд 18

Аппендицит – воспаление аппендикса. Он проявляется болью в правой половине живота и повышением температуры тела. Необходимо немедленное обращение к врачу, так как инфекция из аппендикса может попасть в брюшную полость и вызвать опасное для жизни воспаление – перитонит. Нельзя давать слабительные и обезболивающие препараты, применять клизму и ставить на живот грелку.

Слайд 19

Влияние никотина и алкоголя на пищеварительную систему Алкоголизм ( панкреатит, гастрит, цирроз печени, язва желудка) Частое употребление алкоголя вызывает раздражение желудка и губит клетки печени, поджелудочной железы Не употреблять спиртные напитки Заболевание Причины Профилактика

Слайд 20

Помощь при отравлении

Слайд 21

Золотые правила здоровья пищеварительной системы Какие продукты следует есть, а какие нет? овощи и овощные соки, свежие фрукты и фруктовые соки, зеленые салаты без соусов со сметаной или растительным маслом, кефир или йогурт (обезжиренные или с низким содержанием жира), нежирную рыбу. Регулярно, но в умеренных количествах: хлеб (лучше всего черствый, 3-дневный), мед, картофель, чечевицу и фасоль, орехи, твердые сыры, каши не сладкие, яйца (не больше 3 раз в неделю), растительное масло (лучше всего оливковое или подсолнечное), сливочное масло, белое мясо, рыбу. Иногда и понемногу: сало, шоколад, конфеты, торты, пирожные. Рекомендуется постепенно сократить, а затем полностью прекратить употребление рафинированных продуктов, особенно ( сахар, белый хлеб, макароны из муки высшего сорта ), а также излишне соленых продуктов ( сыры, колбасы, копчености, консервы ), одновременно с этим уменьшив потребление соли . 1. Надо стараться есть в одно и то же время 4–5 раз в день понемногу: это облегчает переваривание пищи. Желательно, чтобы у вас каждый день был завтрак, обед и ужин. 2. Не ешьте слишком холодную или слишком горячую пищу, так как такая пища (особенно горячая) угнетает пищеварение. 3. Ешьте только при наличии аппетита. Если сомневаетесь, есть или не есть, лучше не ешьте. 4. Вечером желательно есть не позже 7–8 часов и не менее чем за 2 часа до сна. 5. Нельзя есть быстро. Даже перекусывая на ходу, надо очень тщательно жевать. 6. Сев за стол, не набрасывайтесь сразу на пищу, даже если вы очень голодны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ

Опыт консультации к ЕГЭ по теме "КУЛЬТУРА". презентация+конспект+дидактические материалы...

Готовимся к ГИА

Варианты диагностической работы 9 класса...

Готовимся к ЕГЭ, 11 класс

2 варианта контрольной работы в форме ЕГЭ для учащихся 11 класса...

Урок-практика: "Создание фотоколлажа с использованием готового шаблона фоторамочки в программе Adobe Photoshop"

Данная цель урока  - научить ребят  использовать возможности графического редактора AdobePotoshop; сформировать  знания, умения и навыки в работе с фоторамочкой, инструментом движения выделенного фраг...

Готовимся к ЕГЭ. Классификация ошибок.

Презентация подробно рассказывает обо всех видах ошибок, которые допускаются в изложениях и сочинениях. Приведены примеры....

Готовимся к ЕГЭ по литературе

Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...