Технологическая карта урока
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Соколова Екатерина Владимировна

Деятельностная цель

Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий.

Предметно - дидактическаяцель

Создать условия для формирования представлений о внутренней среде организма; познакомить с функциями крови, ее составом; способствовать развитию умений называть отличия плазмы крови.Расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов.

Тип, вид урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Планируемые образовательные результаты:

 

Предметные

Обучающийся будет знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практическихработ; научится называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови (форменные элементы), составляющие плазмы; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы.

Личностные

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемогосодержания; интеллектуальные и творческие способности.

Метапредметные

Регулятивные – научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность.

Познавательные – научитсяустанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироватьсяна возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Понятия и термины

Кровь, лимфа, межклеточная жидкость, плазма, форменные элементы (клетки крови): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Оборудование

Микроскоп, микропрепараты «Клетки крови человека» и «Клетки крови лягушки».

Образовательные ресурсы

учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.БеляевБиология. Человек. 9 класс. М., Дрофа,2018г., компьютер, мульти-медийный проектор, экран.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  БИОЛОГИИ

Тема  «Внутренняя среда организма. Кровь, ее состав и функции.

Лабораторная работа № 6

«Изучение микроскопического строения крови»

9 класс

Выполнила: Соколова Екатерина Владимировна учитель биологии

ГБОУ гимназия № 426

2018 г.

Деятельностная  цель

Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий.

Предметно - дидактическая  цель

Создать условия для формирования представлений о внутренней среде организма; познакомить с функциями крови, ее составом; способствовать развитию умений называть отличия плазмы крови.Расширить  базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов.

Тип, вид урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Обучающийся будет знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических  работ; научится называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови (форменные элементы), составляющие плазмы; пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы.

Личностные

Будут сформированы: мотивация к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого  содержания; интеллектуальные и творческие способности.

Метапредметные

Регулятивные – научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на его функциональность.

Познавательные – научится   устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться  на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Понятия и термины

Кровь, лимфа, межклеточная жидкость, плазма, форменные элементы (клетки крови): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Оборудование

Микроскоп, микропрепараты «Клетки крови человека» и «Клетки крови лягушки».

Образовательные ресурсы

учебник Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев  Биология. Человек. 8 класс. М., Дрофа,2014г., компьютер, мульти-медийный проектор, экран.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

I.Организационный момент.

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность обучающихся  к уроку.

Создает эмоциональный настрой на работу.

Формирует проблему и задаёт вопросы:

- С каким настроением вы пришли на урок?

- Что необходимо нам для успешной работы?

Приветствуют учителя.

Эмоционально настраиваются на учебную деятельность.

Коммуникативные УУД: изложение своего мнения, планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные УУД:

определение проблемы, формирование учебного мотива.

II.Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

Актуализирует знания обучающихся, необходимые для изучения нового материала. Осуществляет фронтальный контроль.

- Назовите  классы животных, для которых характерны  два круга кровообращения, четырехкамерное сердце. (Птицы и млекопитающие.)

- Для каких классов животных характерно смешивание артериальной и венозной крови? (Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.)

- Какие структуры организма человека непосредственно контактируют с окружающей средой? (Эпителиальная ткань – кожа; дыхательная система; анализаторы и рецепторы.)

- Какие образования  относятся к соединительной ткани? (Кровь, кости.)

- С помощью чего возможна транспортировка гормонов и других необходимых биологически активных веществ к органам и тканям? (С помощью кровеносной системы.)

Слушают вопросы, анализируют и отвечают на них.

Формулируют основные понятия, вступая в диалог с учителем.

Познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей, анализ своих знаний.

Регулятивные УУД:

целеполагание, прогнозирование.

Коммуникативные УУД: аргументирование своего мнения, умение выступать и вести диалог, владение монологической речью.

III.Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися  цели учебно-познавательной деятельности.

Учитель мотивирует обучающихся  к определению темы и к постановке познавательной цели урока.

- Сегодня мы с вами более подробно рассмотрим состав крови, особенности разных клеток крови. Узнаем, почему же кровь окрашена в красный цвет; почему по цвету отличается кровь, которую берут на забор из пальца и из вены.

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему:

- Что собой представляет внутренняя среда организма человека? Какими структурами она представлена?

- Что мы можем сказать о состоянии организма, сделав анализ крови?

Помогают  учителю сформулировать тему урока и записывают в тетради.

Вступают в диалог с учителем, помогают  формулировать  цели и задачи урока.  

Регулятивные  УУД:

целеполагание,  учатся  выдвигать версии  и определять проблему.

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли и отстаивать свое мнение.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучаю-

щимися новых знаний, развитие умения находить отве-ты на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельному выводу способа действия при работе с информацией.

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации.

- Внутренняя среда – это жидкость, которая находится внутри организма, окружает его клетки и создает условия для протекания в них жизненных процессов.

З а д а н и е. Используя текст учебника, определите составные части внутренней среды организма.

Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения.

- Основу внутренней среды составляет межклеточное вещество, или как его называют, тканевая жидкость. Это водянистая оболочка вокруг клеток. В состав внутренней среды также входят кровь и лимфа. У человека, как и у всех позвоночных животных, кровь постоянно движется по кровеносным сосудам. Поэтому кровь непосредственно не может соприкасаться с клетками. Перенос питательных веществ от крови к клеткам и вывод продуктов обмена осуществляет тканевая жидкость. По лимфатическим сосудам движется жидкость, сходная и с кровью, и с тканевой жидкостью, но в то же время отличающаяся от них. Это лимфа.

Состав внутренней среды организма мы с вами определили, а теперь пришло время определить функции внутренней среды. Подумайте и запишите в течение двух минут, какие функции могут выполнять кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Контролирует выполнение работы. Обобщает и дополняет ответы обучающихся.

- Внутренняя среда организма обеспечивает взаимосвязь всех клеток организма с окружающей средой. Другими словами, она выступает в роли посредника в процессе обмена веществ. Она обеспечивает клетки необходимыми веществами и удаляет ненужные конечные продукты обмена веществ.

К р о в ь  в ы п о л н я е т  следующие ф у н к ц и и:

1. Транспортная, которая заключается в трех функциях: дыхательной, питательной, выделительной. Рассмотрим более подробно эти функции:

А) дыхательная – переносит кислород и углекислый газ;

Б) питательная – транспортирует питательные вещества;

В) выделительная – выносит и удаляет из организма ненужные продукты метаболизма (приносит к почкам).

2. Терморегуляторная – регулирует температуру тела.

3. Защитная – клетки крови убивают чужеродные организмы (бактерии, вирусы). Защитная функция также проявляется в образовании сгустка крови – тромба. Тромб образуется в том месте, где поврежден сосуд, что позволяет защитить организм от кровопотери.

4. Регуляторная – поддерживает в организме гомеостаз. Гомеостаз – это относительное постоянство химического состава и физических свойств.

Основная  ф у н к ц и я  л и м ф ы  - защитная. В лимфе происходит уничтожение болезнетворных  микроорганизмов. Кроме того, лимфа обеспечивает возвращение в кровяное русло тканевой жидкости.

Кровь состоит из плазмы и форменных элементов (клеток крови). На долю плазмы приходится 55-60 % объема крови, а оставшиеся 40-45% - на долю форменных элементов. По своему составу плазма состоит из воды, белков, жиров, минеральных солей. К форменным элементам крови относятся эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

З а д а н и е. Используя текст учебника, заполните таблицу:

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК КРОВИ

Тип клеток

Особенности строения и жизнедеятельности

Функции

Контролирует выполнение работы. Организует проверку выполнения задания.

- В организме взрослого мужчины содержится примерно 5 л крови, у женщины немного меньше – 4,5 л. По сосудам постоянно движется только часть крови.

Некоторый объем крови находится в особых хранилищах – депо крови. Для чего необходимо постоянное количество крови в депо – сосудах кожи, печени и селезенки? (При больших физических нагрузках или травмах, которые сопровождаются сильным  кровотечением, кровь из депо начинает активно двигаться по сосудам.)

- В плазме крови постоянная концентрация хлорида натрия (поваренной соли) – на уровне 0,9%. В случае, если его концентрация возрастает или падает, клетки крови погибают. Раствор хлорида натрия, соответствующий составу плазмы крови, называют физиологическим раствором. Его специально готовят и при необходимости вводят в организм (в случае обезвоживания или при кровопотере).

Работают в группах. Осмысливают задание учителя.

Заполняют таблицу в тетради.

Высказывают предположения о выводах, которые можно сделать по теме урока.

Познавательные УУД:

смысловое чтение, извлечение необходимой информации и прочитанного текста, умение структурировать знания, распознавание объектов с целью выделения признаков.

 Коммуникативные УУД:  умение полно и точно выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи, умение организовывать работу в группах

Регулятивные УУД:

выдвижение версии  решения проблемы, волевая саморегуляция  своей деятельности в связи с поставленными задачами.

V. Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Организует выполнение лабораторной работы

«Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)».

Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Контролирует выполнение работы.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением клеток крови и выполняемыми ими функциями. Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

- Что обеспечивает дисковидная, двояковогнутая форма эритроцитов?

(Она обеспечивает наибольшую поверхность соприкосновения при наименьшем объеме.Эритроциты могут проникать в самые тонкие капилляры, быстро отдавая кислород клеткам.)

Рассматривают клетки крови под микроскопом, сравнивают строение эритроцитов человека и лягушки. Участвуют в обсуждении итогов лабораторной работы.

Формулируют  выводы, закрепляют то,  что узнали на уроке.

Познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей, умение анализировать, классифицировать свои знания, умение осознанно строить речевые высказывания.

Коммуникативные УУД:

умение доказывать свою точку зрения, умение сотрудничать со сверстниками и учителем, контроль коррекции, оценка действий партнера.

Регулятивные УУД:

регуляция своей деятельности, используя устную инструкцию, осознание каждым обучающимся, что усвоено и выявление возможных пробелов, умение оценивать себя и свою работу, контроль, коррекция.

VI.  Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Отвечают на вопросы. Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию.

Познавательные УУД: умение анализировать, оценивать и обобщать знания при работе с учебником, таблицами

Коммуникативные УУД: учатсяслушать товарища и обосновывать свое мнение/, владение монологической речью, умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

самооценка и  взаимооценка результатов учебной деятельности, коррекция

VII.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Оценивает работу обучающихся во время урока, комментирует отметки.

§ 17.  Подготовить сообщение по теме «СПИД». Составить кроссворд по теме “Кровь” из 10-15 слов.

Осуществляют самоанализ деятельности. Воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Записывают задание. Читают задание. Задают уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

учатся планировать свою деятельность  при выполнении домашнего  задания

Познавательные УУД:

умение творчески применять знания.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с товарищами, учителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...