Урок- практикум по теме "Онтогенез" 10 класс
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Скуй Вероника Михайловна

инструктивная карточка для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instruktivnaya_kartochka.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - практикум: (10 класс) «Онтогенез. Подготовка к ЕГЭ».

Цель урока: 1.Обобщить и синтезировать знания об индивидуальном развитии организмов, используя задания для подготовки к ЕГЭ по данной теме. 

2. Отработать навыки решения заданий части 1 (зад.26-33) и части 2 (зад.35,36).

Содержание работы

Указания к работе

Оцените результат

Оцените уровень своих знаний и умений по данной теме по 10 бальной шкале самооценки №1.

Заполните схему:

1.  ………..          –        индивидуальное развитие организмов.

Оплодотворение                  рождение или                  ……….

                                          выход из яйцевых

                                               оболочек

                      Эмбриональный                 Постэмбриональный

                              период                                    период

                             - ……                            -……                      - ……

                      -……                                    

                             - ……

Часть 1 (26-33): 

2 балла.

Часть 2 (35,36):

3 балла.

- Какими особенностями характеризуется каждый из периодов онтогенеза?

Задание №1
 
29.Установите соответствие

Особенности 

Периоды

А) характерен полный метаморфоз

Б) особь участвует в репродукции

В) формируется гаструла и бластула

Г) характерно достижение половой зрелости

Д) происходит формирование тканей и органов

1) Эмбриональный

2) Постэмбриональный

А

Б

В

Г

Д

Выполните задание №1 в инструктивной карточке.

Задание  №1:

Число баллов:

_____

2. Эмбриональный период развития.

Задание №2.
33.
Установите последовательность явлений и процессов, происходящих в эмбриогенезе.

А) нейруляция

Б) зигота

В) бластула

Г) морула

Д) гаструла

Е) нейрула

Ответ: ___________________ .


Задание №3.
35. Рассмотрите рисунок и назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенного цифрой 3. Какие типы тканей и органы формируются из него?

Ответ:

1.__________________________________________________

2.__________________________________________________

3.__________________________________________________

Выполните по вариантам задание №2.

Выполните задание №3 по вариантам.

Задание  №2:

Число баллов _____

Задание  №3:

Число баллов _____

органы

эктодерма

энтодерма

мезодерма

Головной мозг

Почки

Кости и хрящи

Легкие

Кровь

Кишечник

Эпителий кожи

Органы слуха

Пищеварительные железы

Мышечная ткань

- Какие органы образуются из эктодермы и энтодермы? Заполните таблицу, поставив знак плюс.

Задание №4
30.Установите соответствие

Структура организма

Зародышевые листки

А) печень

Б) органы чувств

В) скелет

Г) кожа

Д) головной мозг

Е) кровеносная система

Ж) органы слуха

З) спинной мозг

1)Эктодерма

2)Энтодерма

3)Мезодерма

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

2

1

3

1

1

3

1

1

Задание №5
36.Найди ошибки в приведенном тексте

1. Онтогенез начинается с момента образования гамет в организме.

2. Гаметы участвуют в оплодотворении.

3. Зигота, образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом.

4. После многократного деления формируется однослойный зародыш.

5. Эмбриональный период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы.

Ответ:

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Выполните задание №4.

Выполните задание №5.

Задание  №4:

Число баллов _____

Задание  №5:

Число баллов _____

  1. Постэмбриональное развитие.

Задание № 6.

31. Установите соответствие

Организмы

Способы постэмбрионального развития

А) Речной рак

Б) Сизый голубь

В) Уж обыкновенный

Г) Остромордая лягушка

Д) Прыткая ящерица

Е) Медуза

1)Прямое

2) Непрямое

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание № 7.

32. Установите соответствие:

Организмы

Типы развития

А) Майский жук

Б) Капустная белянка

В) Клоп водомерка

Г) Зелёная тля

Д) Пчела медоносная                                         Е) Азиатская саранча

Ж) Таракан

1) С полным превращением

2) С неполным превращением

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

Выполните задание №6.

Выполните задание №7.

Задание  №6:

Число баллов _____

Задание  №7:

Число баллов _____

4. Особенности онтогенеза животных.

Задание №8
26.
Какие признаки развития проявляются у животных только в онтогенезе?

  1. Одноклеточная стадия

2) Покровительственная окраска

3) Размеры тела

4) Плавательная перепонка

5) Бластула

6) Гаструла

Ответ: _________ .

Задание №9
33. Установите последовательность этапов в цикле развития печеночного сосальщика, начиная с яйца

А) Внедрение личинок в организм моллюска

Б) Выход из яйца личинок с ресничками

В) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота

Г) Выход из моллюска плавающей хвостатой личинки

Д) выход оплодотворенных яиц из кишечника в окружающую среду

Е) инцистирование личинок

Ответ: _________ .

Выполните задание №8.

Выполните задание №9.

Задание  №8:

Число баллов _____

Задание  №9:

Число баллов _____

5.Онтогенез человека.

Задание №10.

33.Установите последовательность процессов эмбриогенеза при формировании однояйцовых близнецов у человека.

А) развитие двух организмов из нейрулы

Б) гаструляция и формирование трехслойного зародыша

В) образование оплодотворённой яйцеклетки

Г) закладка эмбриональных зачатков у нейрул

Д) дробление зиготы и формирование двух бластул  

 Ответ: _________________________ .

Выполните задание №10.

Задание  №10:

Число баллов _____

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итого

оценка

Критерии оценки:

«2» - 0 – 9б.

«3» - 10 – 13б.

«4» - 14 – 16б.

«5» - 17 – 22б.

Рефлексия:

Оцените уровень своих знаний и умений по данной теме по 10 бальной шкале самооценки №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум в 9 классе "Построение изображений в линзах"

Презентация может быть использована в качестве обобщения по теме «Линзы» в 9 классе, а также для повторения этой темы в 11классе....

Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»

Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение  изученного  по теме;определение уровня  усвоения знаний, сформированности ...

Урок-практикум в 8 классе по теме "Емельян Пугачёв.Злодей или благодетель?" (А.С.Пушкин "Капитанская дочка")

Урок стороится на групповой работе по построению слайдов к общей итоговой работе- презентации по теме "Емельян Пугачев.Злодей или благодетель?"...

Урок практикум Баскетбол. 9 класс

Взаимодействие игроков в нападении и в защите....

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

Урок-практикум в 8 классе по теме "Односоставные предложения"

* Цель урока: обобщить и закрепить сведения, полученные при изучении темы «Односоставные предложения»; выявить степень усвоения материала и пробелы в знаниях учащихся по изученной теме через раб...