Технологическая карта 7 класс " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"
учебно-методический материал по биологии (7 класс)

Волкова Наталия Олеговна

Технологическая карта урока  биологии  в 7 классе  по теме " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока по биологии в 7 классе на тему

«Тип Членистоногие. Класс Ракообразные»

Учитель: Волкова Н.О.

Предмет: Биология

Класс:      7

Тема  урока: «Тип Членистоногие.  Класс Ракообразные»

Тип урока: комбинированный

Цель: изучить  строение, многообразие и значение представителей Класса Ракообразных.

Задачи:

  1. научиться  выделять признаки представителей типа Членистоногих
  2. уметь находить в тексте информацию о внешнем и внутреннем строении речного рака
  3. различать  низших и высших ракообразных
  4. находить на рисунках системы органов ракообразных
  5. понимать значение ракообразных в биоценозах

Средства  обучения: дидактический материал, презентация  

 Планируемые результаты:

Предметные

  • знать общую характеристику типа Членистоногие;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выделять отличительные признаки биологических объектов;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и образом жизни членистоногих;
  • сравнивать биологические объекты, делать выводы на основе сравнения.

Метапредметные

Личностные - устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Познавательные – умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.

Коммуникативные – умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в     сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Регулятивные – умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный этап.

Актуализация знаний.

 Начиная наш урок, прослушайте стихотворение и угадайте, о ком идет речь:

Я живу в морской пучине.

Много-много-много лет,

И на это есть причины,

Я от всех храню секрет.

Вот он! Знай, в пределах мира

Нет искусней ювелира.

Жемчуг из песчинок тусклых

Могут делать лишь моллюски.

Итак, давайте проверим ваши знания, полученные в ходе изучения темы: «Моллюски». Каждый ученик отвечает на вопрос, который сам выбирает из искусственной раковинки двустворчатого моллюска, получая балл за каждый правильный ответ.

Затем ученикам предлагается выполнить тест по теме «Моллюски».

При переходе к новой теме учащимся необходимо проанализировать рисунок со слайда  и ответить на вопрос учителя: как называется животное, расположенное в нижнем правом углу? Ответ: речной рак.

Нетрудно догадаться, что сегодня на уроке речь пойдет о ракообразных, которые относятся к типу Членистоногие.

Цель урока: познакомиться с общими признаками типа Членистоногие, а также с представителем класса ракообразных – речным раком.

Условные обозначения.

Познавательные УУД- П

Регулятивные УУД – Р

Коммуникативные УУД -К

Отвечают на вопросы учителя полным ответом.  П

Формулируют цель урока - Р

2. Усвоение знаний

  Давайте посмотрим, на какие классы делится тип Членистоногие. Тип Членистоногие включает три класса.

На экране слайд - Классификация Членистоногих.

Заполните схему в опорном  листе.

Членистоногие – самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих.

Несмотря на разнообразие внешней формы, у всех членистоногих имеются сходные черты строения.

  Учебная задача №1

 Прочтите текст учебника на стр.  Ответьте на вопрос: на основании каких признаков животных объединяют в тип членистоногие ?  Ответ запишите в опорном листе.

1.Членистые конечности

2.Сегментированное тело: у большинства  три  отдела тела ( голова, грудь, брюшко)

3. Тело покрыто хитиновым покровом.

Создание проблемной ситуации:

Речной рак имеет твёрдый покров, состоящий из органического вещества – хитина. Лёгкий, но твёрдый хитиновый покров защищает мягкие части тела животного и является наружным скелетом.

Ответьте на вопрос: «Что происходит с хитиновым покровом в процессе развития и роста рака?» ( предполагаемый ответ: хитиновый покров растёт)

Объяснив, что хитиновый покров практически нерастяжим, формулирую проблемный вопрос: «Каким же образом увеличиваются размеры тела рака, если хитиновый покров вырасти не может?» (ответ: происходит линька, во время линьки старый покров лопается, и рак освобождается от него, затем происходит рост, после которого хитин вновь восстанавливается. Линька происходит несколько раз в жизни. Когда рак достигнет взрослого состояния, его рост прекращается и хитиновый покров больше не меняется.

Учебная задача №2. Работа с рисунком. Перед вами представитель класса Ракообразных – Речной рак.

Рассмотрите внешнее строение рака. На рисунке опорного листа подпишите части внешнего строения рака.

Проверьте правильность выполнения задания, сравнив свой рисунок с образцом в учебнике или в презентации

На экране появляется рисунок рака с подписанными частями.

Итак, какие же части внешнего строения рака вы выделили?

 

Учебная задача №3  Работа с таблицей. Работа в парах.

Обратите, пожалуйста, внимание на слайд.

1.Какое количество конечностей имеет речной рак? Как вы считаете, все они выполняют единые функции?

 Назовите конечности рака и функции, которые они выполняют, запишите в шаблон таблицы вашего опорного листа. Работайте в парах. Для выполнения данного задания вы можете пользоваться текстом учебника на стр.

Название конечности

Функции

Усики

Верхние и нижние челюсти

Ногочелюсти

Клешни

Ходильные ноги

Брюшные конечности

2.После выполнения задания один из пары называет свой ответ. На экране появляется правильный ответ. Все остальные учащиеся проверяют правильность выполнения задания.

Учебная задача №4. Используя статью «Внутреннее строение» на стр.   выполните задание по вариантам.

Найти информацию в тексте учебника о внутреннем строении речного рака ,  записывая её кратко в таблицу. Работаем по вариантам.

1 вариант – пищеварительная система

2 вариант - дыхательная система

3 вариант - выделительная система

4 вариант - кровеносная система

5-вариант-нервная система и органы чувств

6 вариант - половая система.

Система органов

Особенности строения

Пищеварительная система

Дыхательная система

Выделительная система

Кровеносная система

Нервная система

Органы чувств

Половая система

После каждого высказывания поэтапно на экране появляется правильный ответ. Все остальные учащиеся других вариантов поэтапно записывают информацию в свою таблицу.

 

1. У З

Слушают учителя. К

Находят нужную информацию в тексте. П

Корректируют. Р

Рефлексируют. П

Решение проблемной ситуации -П

2 У.З.

Находят  нужную информацию в тексте. П

Структурируют знания, подписывая на рисунке его части П

Корректируют  Р

Рефлексируют.  П

3 У.З.

Находят  нужную информацию в тексте. П

Выделяют главную мысль абзаца П

Структурируют знания, заполняя таблицу.  П

Взаимодействуют друг с другом для получения общего результата К

Контролируют. Р

Корректируют. Р

Оценивают. Р

Рефлексируют.  П

4 У.З.

Находят  нужную информацию в тексте. П

Выделяют главную мысль абзаца П

Структурируют знания, заполняя таблицу.  П

Взаимодействуют друг с другом для получения общего результата К

Контролируют. Р

Корректируют. Р

Оценивают. Р

Рефлексируют.  П

Устно делают вывод, что перечисленные особенности строения связаны с водным образом жизни   речного рака.

3.Закрепление

Итак, закрепляем изученный материал, выбрав правильные суждения:

1.Тип Членистоногие -самый многочисленный тип животных.

2.Тело  и конечности сегментированы.

3.В основном ведут паразитический образ жизни.

4.Роль наружного скелета выполняет хитиновый покров.

5.Органы чувств развиты плохо.

6.Органами зрения ракообразных являются сложные глаза.

7.Замкнутая кровеносная система.

8.Органами дыхания служат кожные покровы.

9.Для речного рака характерны 3 способа передвижения.

10.Кровеносная система Членистоногих незамкнутая.

Выбирают верные утверждения, записывая их номера в опорный лист П

4.Рефлексия

Подведем итоги урока, задавая вопросы.

Мы  достигли поставленной цели?

Что я узнал нового?

Что вызвало затруднения?

Анализируют  свою деятельность на уроке:

причину успеха и неуспеха. Р

5.Домашнее задание

1. параграф 13.

2.Узнать из дополнительных источников информации о значении ракообразных

3. Составить схему «Классификация ракообразных».

P.S. К классу ракообразных относят: подкласс Высшие десятиногие раки - обитатели пресных водоёмов, морей и океанов (рак, омар, лангуст, креветка, краб, мокрицы - обитатели влажных почв.); подкласс Низшие раки – дафнии, циклопы – пресноводные обитатели).

Записывают домашнее задание.

Сдают опорные листы на проверку.



Предварительный просмотр:

Название конечности

Функции

Усики

Верхние и нижние челюсти

Ногочелюсти

Клешни

Ходильные ноги

Брюшные конечности

Конечности речного рака

Внутреннее строение ракообразных

Система органов

Особенности строения

Пищеварительная система

Дыхательная система

Выделительная система

Кровеносная система

Нервная система

Органы чувств

Половая система

Закрепляем изученный материал, выбрав правильные суждения:

1.Тип Членистоногие -самый многочисленный тип животных.

2.Тело и конечности сегментированы.

3.В основном ведут паразитический образ жизни.

4.Роль наружного скелета выполняет хитиновый покров.

5.Органы чувств развиты плохо.

6.Органами зрения ракообразных являются сложные глаза.

7.Замкнутая кровеносная система.

8.Органами дыхания служат кожные покровы.

9.Для речного рака характерны 3 способа передвижения.

10.Кровеносная система Членистоногих незамкнутая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

План-конспект урока на тему «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные»(к учебнику «Биология. Животные.7 класс), Константинов В.М., Бабенко В.Г. Кучменко В.С., М.: Вентана-Граф, 2011);презентац...

Урок по биологии 7 класс. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак.

Задачи: 1)познакомить учащихся с многообразием ракообразных, сформировать знания о среде обитания             2) обобщить знания учащихся об...

Тип Членистоногие. Классы ракообразные и паукообразные.

Тип Членистоногие. Классы ракообразные и паукообразные.Тема урока: Тип членистоногие. Классы ракообразные и паукообразные.Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками членистоногих...

Открытый урок в 7 классе на тему "Тип Членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные"

Целью урокаявляется  знакомство  учащихся с характерными признаками членистоногих как     наиболее высокоорганизованных беспозвоночных.Задачи урока:• познакомить с общими...

презентация к уроку в 7 классе "Тип Членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные"

Презентация содержит все этапы урока: Организационный момент, повторение пройденного в виде теста, изучение нового материала, лабораторная работа, физминутка, сообщения учащихся , домашнее задание....

Проверка пройденного материала. к уроку биологии по теме: Тип членистоногие. Класс ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака.

презентация к уроку Тип членистоногие. Класс ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака....

конспект урока на тему "Тип членистоногие. Класс ракообразные"

конспект урока на тему "Тип членистоногие. Класс ракообразные"...