Тип Членистоногие. Классы ракообразные и паукообразные.
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме

 

Тип Членистоногие. Классы ракообразные и паукообразные.


Тема урока: Тип членистоногие. Классы ракообразные и паукообразные.
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками членистоногих как     наиболее высокоорганизованных беспозвоночных.
Задачи урока:
• познакомить с общими признаками строения членистоногих, выявить черты их сходства и различия; обеспечить усвоение знаний об основах их классификации (основные классы типа), чертах приспособленности к среде обитания;
• развитие интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развитие гибкости, оригинальности мышления;
• формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание гармоничных отношений учащихся с природой;
Тип урока: изучение новой темы.
Методы: словесные, наглядные, практические, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в творческих группах, анализ схем, работа с учебным текстом, игровые ситуации, частично – поисковый.
Оборудование: презентация, мультимедия, рабочие тетради.

Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным и интересным царством беспозвоночных животных.

 II. Изучение нового материала.
Мотивация учащихся.
Стадия вызова:
Ребята! Сейчас вы прослушаете стихотворение, а после вы должны определить о каком животном идет речь, и в конечном итоге определим тему нашего сегодняшнего занятия

Нашел укрытие в цветке
И в восемь глаз глядит,
Заметив муху на листке,
К ней в восемь ног спешит.
Его собратья сети ткут -
Тончайшая работа.
А он, как волк: то там, то тут -
На мух идет охота!
(Бродячий паук – паук – волк.)

Пауки относятся к типу Членистоногие! С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению данной группы животных

- А как вы считаете, с чего мы начнём изучение этой группы животных? Давайте определим цель нашего урока. Итак, мы приступаем к изучению нового типа животных – типа Членистоногие. Членистоногие – это раки, крабы, пауки, скорпионы, многоножки, насекомые и другие малоизвестные животные. Членистоногие рекордсмены по многим параметрам:
- овладение всеми средами жизни – водная, воздушная, наземная, почвенная, некоторые ведут паразитический образ жизни;
- многочисленность -1,5 миллиона видов (2/3 от общего числа видов на Земле);
Их великое множество на Земле! Число отдельных особей даже приблизительно невозможно подсчитать, но несомненно, что такие подсчеты дали бы астрономические цифры
- распространенность во всех географических поясах и областях;
Они заселили все, даже едва ли пригодные для жизни уголки Земли. Во всех широтах – от Арктики до Антарктиды, в морях – от глубины до поверхности, в пресных водах и в горячих источниках, в пустынях и пещерах, в почве и воздухе – везде находят членистоногих.
Так давайте сегодня вместе с вами выясним, в чем же особенности данного типа?
Подумайте, почему тип получил такое название – членистоногие? (заслушиваются варианты ответов). Да, вы правы. Само название показывает, что ноги их имеют членистое строение. Каждый членик соединен с другим члеником и, наконец, с туловищем особым подвижным суставом. Они ходят и бегают, можно сказать, на многоколенчатых рычагах. Подобный тип передвижения есть ещё только у позвоночных животных.
Мышцы, которые приводят в движение ноги, да и другие части тела, крепятся не снаружи скелета, как у позвоночных, а внутри него. Роль наружного скелета выполняет хитиновый панцирь, в который одето все тело членистоногих.
Хитиновый покров прочен и не увеличивается в размерах. Поэтому, расти членистоногие могут только тогда, когда сбросят свой старый панцирь. Это процесс линьки впервые описал в 1712 году французский естественник Р.Реомюр. Когда рак теряет свой старый панцирь, а его новый панцирь еще мягкий и легко растяжим, тело его растет. Некоторые представители, например пауки линяют несколько раз в году, до 12 линек за лето, другие же только раз в году, например: речной рак. Если вы встретите в природе речного рака, длина которого 15 см, то знайте, что он прожил около 15 лет, за одну линьку рак вырастает примерно на 1 см. Это - долгожитель.
Членистоногие – древняя группа. Подумайте, а кто из ранее изученных нами животных мог быть предком членистоногих? (заслушиваются варианты ответов). О чем говорит сходство кольчатых червей и современных членистоногих? Да, это говорит об их родстве. Ныне живущих членистоногих классифицируют на 3 класса.
Итак, минуточку внимания. В системе знаков зодиака это животное обозначает созвездие, в которое входит солнце в период летнего солнцестояния – 22 июня. О каком животном идет речь? Правильно – это рак.
 Сообщение учащегося: Если встать у крутого берега реки и заглянуть поглубже, то можно увидеть маленькие норки. У входа в норку – плотный холмик земли лежит. Это поселения рака. Норки рак вырывает и на обрыве, и на дне. Каждая глубиной 25 см и чуть больше. В конце норки – расширенная камера с одним или несколькими входами. Подземелье для себя рак роет клешнями, а кучки выброшенной земли у входа утрамбовывает тоже клешнями. Обитает рак только в чистой, пресной воде со слабым течением. Днем раки прячутся под камнями и корягами. В жару отсиживается в норке, закрыв вход в неё клешнями. И лишь с наступлением сумерек выходят они на охоту, отправляясь в поисках пищи по дну реки. Раки существа всеядные. Они сразу отправляются в заросли водных растений и съедают всё: рдесты, роголистники, водоросли. Но если на пути попадется улитка, личинка насекомого или падаль – все съест с аппетитом.

- Скажите, а какова биологическая роль речного рака для водоема, в котором он обитает? (санитар водоёма)
-Отгадайте загадку и объясните, о чем в ней идет речь.
Когда я чёрен – я куслив и задорен.
А лишь покраснею – так сразу присмирею.
И откуда пошло такое выражение «Покраснел как рак». (Заслушиваются варианты ответов)
-Окраска ракообразных различная в зависимости от водоёма, но при повышении температуры, например при варке, хитиновое вещество разрушается, приобретая красный цвет. Тело ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Своеобразно строение речного рака. Тело вытянутое, разделено на головогрудь и брюшко. Головогрудь представлена двумя отделами – головой и грудью, которые тесно срослись между собой и неподвижны. Головогрудь покрыта твердым панцирем, который образуется из хитина и пропитан известковыми солями, что придает твердость и прочность. Хитиновый панцирь защищает своего хозяина от нападения других животных и служит его наружным скелетом. На передней части головогруди расположен острый шип. По обе стороны от него удивительные глаза. Расположены они на стебельках и очень подвижны. В момент опасности глаза впячиваются вовнутрь. Здесь же на головогруди расположены 2 пары усиков: одни короткие, другие длинные. Это органы осязания. Ими рак ощупывает дно, жертву, подводные предметы. На голове располагаются околоротовые конечности – это и есть ротовые органы. Их 3 пары – верхние и нижние челюсти. Главная функция челюстей – захват и размельчение пищи и отправка её в рот. Здесь же на головогруди расположены еще 3 пары, но уже ногочелюстей. Предназначены они для удерживания пищи и передвижения её ко рту. На груди располагаются ещё 5 пар ходильных ног. Первая из них вооружена большими клешнями. Главное их предназначение – это захват крупной добычи и рассечение её на куски. На остальных четырех парах ходильных ног тоже имеются клешенки, но малые по размерам. Брюшко рака состоит из 6 подвижно соединенных между собой сегментов. На них тоже располагаются конечности. Это маленькие ножки, которые служат органами плаванья и прикрепления яиц и молоди. Заканчивается брюшко хвостовым плавником. Таким образом, рак речной относится к высокоорганизованным десятиногим животным.
Во 2-ой половине IV века Аристотель описал более 20 видов десятиногих раков, сейчас мы с вами познакомимся лишь с небольшой их частью. Среди ракообразных много своих рекордсменов. И я снова предоставляю слово нашей творческой группе.

«Самые, самые…ракообразные» (сообщение учащегося)

Итак, среди них самые-самые …
…крупные – это гигантские японские крабы макрохейра или краб на ходулях. У взрослого краба размах клешней 3,5 м, а вес около 18 кг.  
…тяжелый – это американский североатлантический омар. В 1977 г. в Канаде поймали экземпляр весом 20,15 кг, с длинной клешней более 1 м. Омары – долгоживущие, продолжительность их жизни 50 лет.  
…маленькие – это водяные блохи или дафнии, её длина всего лишь 0,25 мм.
…маленькие крабы – гороховые, диаметр их панциря 6,3 мм.
…путешественники – это камчатские крабы. Они ежегодно перемещаются по одному маршруту.
…карманный краб или краб-соня – это любитель жить в скалах, причем долго оставаясь неподвижным.
…мокрицы  – это представители наземной части ракообразных. Хотя они и предпочитают влажные места, но среди них встречаются и те, кто освоил пески Средней Азии и Африки.
-Есть среди ракообразных музыканты. Например: краб-скрипач с одной огромной клешней, присущей только самцам и второй маленькой. Или альфеус - щелкун, который издает звук напоминающий шум закипающей в котле воды или похожий на выстрел пистолета, причем эти звуки усиливаются за счет пустот в клешне.
-Таким образом, класс ракообразные представлен огромным разнообразием как водных, так и сухопутных представителей.
-А теперь познакомимся с не менее интересным классом паукообразные. Ваша задача выяснить, в чём главные отличия паукообразных от ракообразных.
Этот класс включает в себя в основном наземных членистоногих – это пауки, скорпионы и клещи. В настоящее время насчитывается около 20 тысяч видов пауков.
Как и у ракообразных тело разделено на два отдела. Но типы расчленения различные.
Паук имеет слитную головогрудь и большое мягкое брюшко. На головогруди отсутствуют антенны – органы осязания. Их функцию выполняют ногощупальца. Хорошо развито зрение, у паука имеется от 1 до 6 пар глаз.
Ног всегда 4 пары. На брюшке ног нет, они превращены в паутинные бородавки – это органы образования паутинного вещества. При застывании оно образует ловчую сеть. Обратите внимание паучьи сети разнообразны по конструкции.
Но принцип их действия одинаков: насекомое задерживается и сигнализирует хозяину, что жертва в сетях есть. Все пауки – хищники. Паутина очень прочна, например у паука-ткача длина окружности сети около 6 м, а маленькая ловчая сеть глифесиса площадью 50 см². Паучья нить прочнее нити тутового шелкопряда, нагрузка на разрыв нити 40-261 кг на 1 мм² в сечении. Стальная нить такого диаметра гораздо слабее. За 1 минуту паук-ткач извлекает из паутинных бородавок около 140 м нити. Во Франции были предприняты попытки использования волокон из коконов паука-крестовика в текстильной промышленности, когда из паутинной ткани впервые были изготовлены перчатки и чулки. За один приём самка паука-крестовика может дать до 45 м волокна. В 1899 году из паутины мадагаскарского крупного паука получили нить для ткани на дирижабль, было получено около 5 м.
Есть примеры, когда человек использовал достижения пауков. Например, индейцы Южной Америки используют метательное оружие бола – ремень на конце которого костяной шар. Таким способом ловят добычу пауки мастофоры. На передней ноге которых длинная клейкая нить, он размахивает ею, пока к ней не прилипнет добыча, затем её утаскивает и поедает. Иногда паутина используется и как летательный аппарат. Летчики встречали пауков на паутинке на высоте 3 км, а за 5-6 часов они улетают на расстояние более чем 200 км.
В связи с тем, что пауки хищники для умерщвления жертвы у них развиты ядовитые железы. Питаются пауки полужидкой пищей, поэтому яд для них является и пищеварительным соком. Например: желудок паука-птицееда в сутки растворяет 3 г тканей мыши, которая весит 20 г. Яд многих пауков опасен для человека, так с 1927 по 1972 г. от укусов сиднейского паука погибло 20 человек.
И среди паукообразных довольно много рекордов, вот лишь некоторые из них. Физминутка (несколько упражнений )
« Самые-самые… » ( сообщение учащегося)
…крупный тропический паук-птицеед из Южной Америки. В 1985 г. в Суринаме поймана самка с размахом лап 26 см и длиной тела 10см, весил этот экземпляр 122г.
…крупный паук нашей страны – ядовитый тарантул из южных степей. Длина тела до 3.5 см.
…крупным скорпионом является императорский скорпион из Гвинеи с длиной тела 18 см.
…мельчайшим пауком является паук пату с Самоа, размеры его тело можно сравнить с типографской точкой.
…распространенные пауки в мире – крабовые.
…редкие – членистобрюхие пауки из Азии.
Быстрые длинноногие сальпуги из Африки. Они развивают скорость до 16 км/ч.  
…ядовитые бразильские бродячие пауки. Когда их тревожат они кусают несколько раз подряд, что приводит к смерти. К ядовитым паукам относят: черную вдову и среднеазиатский каракурт.
немногие виды приспособились к жизни в воде. Например: водяной скорпион, паук-серебрянка.
Таким образом, класс паукообразные имеет черты сходства с ракообразными, что говорит об их родстве. Но вместе с этим данный класс своеобразен и интересен. А сейчас я хочу предложить вам не простую игру, а блеф-игру. Вы должны будете согласиться или не согласиться с предложенными утверждениями.
Блеф – игра « Верите ли вы, что…»:
1. « Морские обитатели склонны к тесной дружбе». – Да. Примером неразлучного союза служат рак – отшельник и актиния. Залезая в пустую раковину моллюска, рак обзаводится таким образом собственным домом. Затем отыскивает актинию нужного ему вида и бережно переносит в клешне, усаживая на раковину. Так и живут до самой смерти. В чем биологический смысл такой «дружбы»? Как называется процесс такого взаимовыгодного сотрудничества?
2. А вы можете представить себе рака – отдавшего «свою клешню» - Да. Клешня рака может оторваться во время схватки с врагом или при неудачной линьке, через некоторое время она снова отрастает, но правда будет меньше прежней. А как называется такое явление( регенерация).
3. А теперь вопрос! Каждый день в мире синтезируются новые лекарства. Все они должны быть проверены. Чаще всего действия лекарственных препаратов проверяют на разных животных. Но это долго и дорого, нужны большие дозы веществ. Как быть если надо проверить новые лекарства, а их синтезировано очень мало. Как проверить, действуют ли они вообще?
Решение: - Проверку на чувствительность новых лекарств зачастую проводят на пауках. Под действием лекарств у них легко обнаружить ошибочные действия: конструкция сети – это точный отчет о функциональном состоянии нервной системы паука. Даже при ничтожных лекарственных дозах они начинают плести «неправильные» сети
4. Среди людей бытует мнение, что скорпион, окруженный горящими углями, оканчивает жизнь самоубийством. Так ли это? – Нет. Скорпионы не восприимчивы к собственному яду. Он впадает в оцепенение и может просто изжариться.

III. Закрепление материала:
1. И так, мы познакомились с новым материалом. Ваши вопросы? Если вопросов нет, то
вам предлагается пройти тест (найти правильные логически сочетаемые ответы).

1 Голова 6 пища 11 брюшко
2 Каракурт 7 хитин 12 стебельки
3 Покров 8 грудь 13 линька
4 Рак 9 скорпион 14 паутина
5 Паук 10 глаза 15 яд

Ответы: 1-8-11; 2-9-15; 3-7-13; 4-10-12; 5-6-14.
2. Составить акростих по вариантам: разбери слово по частям ( рак; паук)( слайд 38)
р – регенерация, п - паутина
а – антенуллы, а - антенны
к – клешня, у – укрытие ( добычу ожидают в укрытие)
к – кокон ( яйца самка оплетает паутиной)
3.Игра «Какие тут членистоногие» (слайд 39): П—к; ка----рт; к—щ; с-о-п—н; т---н—л; к----т-а; о—р; л-н—с- (паук, каракурт, клещ, скорпион, тарантул, креветка, омар, лангуст)
Вот и заканчивается наш урок. Вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:
за работу на уроке;
за сообщение;
за работу по карточкам.

IV. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Д/З: Изучить§§24,25, ответить на вопросы  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tip_chlenistonogie.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тип Членистоногие. Классы ракообразные и паукообразные.


Тема урока: Тип членистоногие. Классы ракообразные и паукообразные.
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками членистоногих как     наиболее высокоорганизованных беспозвоночных.
Задачи урока:
• познакомить с общими признаками строения членистоногих, выявить черты их сходства и различия; обеспечить усвоение знаний об основах их классификации (основные классы типа), чертах приспособленности к среде обитания;
• развитие интеллектуальных умений учащихся: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать; развитие гибкости, оригинальности мышления;
• формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, правил экологической этики; воспитание гармоничных отношений учащихся с природой;
Тип урока: изучение новой темы.
Методы: словесные, наглядные, практические, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности ученика на уроке: работа в творческих группах, анализ схем, работа с учебным текстом, игровые ситуации, частично – поисковый.
Оборудование: презентация, мультимедия, рабочие тетради.

Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным и интересным царством беспозвоночных животных.

 II. Изучение нового материала.
Мотивация учащихся.
Стадия вызова:
Ребята! Сейчас вы прослушаете стихотворение, а после вы должны определить о каком животном идет речь, и в конечном итоге определим тему нашего сегодняшнего занятия

Нашел укрытие в цветке
И в восемь глаз глядит,
Заметив муху на листке,
К ней в восемь ног спешит.
Его собратья сети ткут -
Тончайшая работа.
А он, как волк: то там, то тут -
На мух идет охота!
(Бродячий паук – паук – волк.)

Пауки относятся к типу Членистоногие! С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению данной группы животных

- А как вы считаете, с чего мы начнём изучение этой группы животных? Давайте определим цель нашего урока. Итак, мы приступаем к изучению нового типа животных – типа Членистоногие. Членистоногие – это раки, крабы, пауки, скорпионы, многоножки, насекомые и другие малоизвестные животные. Членистоногие рекордсмены по многим параметрам:
- овладение всеми средами жизни – водная, воздушная, наземная, почвенная, некоторые ведут паразитический образ жизни;
- многочисленность -1,5 миллиона видов (2/3 от общего числа видов на Земле);
Их великое множество на Земле! Число отдельных особей даже приблизительно невозможно подсчитать, но несомненно, что такие подсчеты дали бы астрономические цифры
- распространенность во всех географических поясах и областях;
Они заселили все, даже едва ли пригодные для жизни уголки Земли. Во всех широтах – от Арктики до Антарктиды, в морях – от глубины до поверхности, в пресных водах и в горячих источниках, в пустынях и пещерах, в почве и воздухе – везде находят членистоногих.
Так давайте сегодня вместе с вами выясним, в чем же особенности данного типа?
Подумайте, почему тип получил такое название – членистоногие? (заслушиваются варианты ответов). Да, вы правы. Само название показывает, что ноги их имеют членистое строение. Каждый членик соединен с другим члеником и, наконец, с туловищем особым подвижным суставом. Они ходят и бегают, можно сказать, на многоколенчатых рычагах. Подобный тип передвижения есть ещё только у позвоночных животных.
Мышцы, которые приводят в движение ноги, да и другие части тела, крепятся не снаружи скелета, как у позвоночных, а внутри него. Роль наружного скелета выполняет хитиновый панцирь, в который одето все тело членистоногих.
Хитиновый покров прочен и не увеличивается в размерах. Поэтому, расти членистоногие могут только тогда, когда сбросят свой старый панцирь. Это процесс линьки впервые описал в 1712 году французский естественник Р.Реомюр. Когда рак теряет свой старый панцирь, а его новый панцирь еще мягкий и легко растяжим, тело его растет. Некоторые представители, например пауки линяют несколько раз в году, до 12 линек за лето, другие же только раз в году, например: речной рак. Если вы встретите в природе речного рака, длина которого 15 см, то знайте, что он прожил около 15 лет, за одну линьку рак вырастает примерно на 1 см. Это - долгожитель.
Членистоногие – древняя группа. Подумайте, а кто из ранее изученных нами животных мог быть предком членистоногих? (заслушиваются варианты ответов). О чем говорит сходство кольчатых червей и современных членистоногих? Да, это говорит об их родстве. Ныне живущих членистоногих классифицируют на 3 класса.
Итак, минуточку внимания. В системе знаков зодиака это животное обозначает созвездие, в которое входит солнце в период летнего солнцестояния – 22 июня. О каком животном идет речь? Правильно – это рак.
Сообщение учащегося: Если встать у крутого берега реки и заглянуть поглубже, то можно увидеть маленькие норки. У входа в норку – плотный холмик земли лежит. Это поселения рака. Норки рак вырывает и на обрыве, и на дне. Каждая глубиной 25 см и чуть больше. В конце норки – расширенная камера с одним или несколькими входами. Подземелье для себя рак роет клешнями, а кучки выброшенной земли у входа утрамбовывает тоже клешнями. Обитает рак только в чистой, пресной воде со слабым течением. Днем раки прячутся под камнями и корягами. В жару отсиживается в норке, закрыв вход в неё клешнями. И лишь с наступлением сумерек выходят они на охоту, отправляясь в поисках пищи по дну реки. Раки существа всеядные. Они сразу отправляются в заросли водных растений и съедают всё: рдесты, роголистники, водоросли. Но если на пути попадется улитка, личинка насекомого или падаль – все съест с аппетитом.

- Скажите, а какова биологическая роль речного рака для водоема, в котором он обитает? (санитар водоёма)
-Отгадайте загадку и объясните, о чем в ней идет речь.
Когда я чёрен – я куслив и задорен.
А лишь покраснею – так сразу присмирею.
И откуда пошло такое выражение «Покраснел как рак». (Заслушиваются варианты ответов)
-Окраска ракообразных различная в зависимости от водоёма, но при повышении температуры, например при варке, хитиновое вещество разрушается, приобретая красный цвет. Тело ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Своеобразно строение речного рака. Тело вытянутое, разделено на головогрудь и брюшко. Головогрудь представлена двумя отделами – головой и грудью, которые тесно срослись между собой и неподвижны. Головогрудь покрыта твердым панцирем, который образуется из хитина и пропитан известковыми солями, что придает твердость и прочность. Хитиновый панцирь защищает своего хозяина от нападения других животных и служит его наружным скелетом. На передней части головогруди расположен острый шип. По обе стороны от него удивительные глаза. Расположены они на стебельках и очень подвижны. В момент опасности глаза впячиваются вовнутрь. Здесь же на головогруди расположены 2 пары усиков: одни короткие, другие длинные. Это органы осязания. Ими рак ощупывает дно, жертву, подводные предметы. На голове располагаются околоротовые конечности – это и есть ротовые органы. Их 3 пары – верхние и нижние челюсти. Главная функция челюстей – захват и размельчение пищи и отправка её в рот. Здесь же на головогруди расположены еще 3 пары, но уже ногочелюстей. Предназначены они для удерживания пищи и передвижения её ко рту. На груди располагаются ещё 5 пар ходильных ног. Первая из них вооружена большими клешнями. Главное их предназначение – это захват крупной добычи и рассечение её на куски. На остальных четырех парах ходильных ног тоже имеются клешенки, но малые по размерам. Брюшко рака состоит из 6 подвижно соединенных между собой сегментов. На них тоже располагаются конечности. Это маленькие ножки, которые служат органами плаванья и прикрепления яиц и молоди. Заканчивается брюшко хвостовым плавником. Таким образом, рак речной относится к высокоорганизованным десятиногим животным.
Во 2-ой половине IV века Аристотель описал более 20 видов десятиногих раков, сейчас мы с вами познакомимся лишь с небольшой их частью. Среди ракообразных много своих рекордсменов. И я снова предоставляю слово нашей творческой группе.

«Самые, самые…ракообразные» (сообщение учащегося)

Итак, среди них самые-самые …
…крупные – это гигантские японские крабы макрохейра или краб на ходулях. У взрослого краба размах клешней 3,5 м, а вес около 18 кг.  
…тяжелый – это американский североатлантический омар. В 1977 г. в Канаде поймали экземпляр весом 20,15 кг, с длинной клешней более 1 м. Омары – долгоживущие, продолжительность их жизни 50 лет.  
…маленькие – это водяные блохи или дафнии, её длина всего лишь 0,25 мм.
…маленькие крабы – гороховые, диаметр их панциря 6,3 мм.
…путешественники – это камчатские крабы. Они ежегодно перемещаются по одному маршруту.
…карманный краб или краб-соня – это любитель жить в скалах, причем долго оставаясь неподвижным.
…мокрицы  – это представители наземной части ракообразных. Хотя они и предпочитают влажные места, но среди них встречаются и те, кто освоил пески Средней Азии и Африки.
-Есть среди ракообразных музыканты. Например: краб-скрипач с одной огромной клешней, присущей только самцам и второй маленькой. Или альфеус - щелкун, который издает звук напоминающий шум закипающей в котле воды или похожий на выстрел пистолета, причем эти звуки усиливаются за счет пустот в клешне.
-Таким образом, класс ракообразные представлен огромным разнообразием как водных, так и сухопутных представителей.
-А теперь познакомимся с не менее интересным классом паукообразные. Ваша задача выяснить, в чём главные отличия паукообразных от ракообразных.
Этот класс включает в себя в основном наземных членистоногих – это пауки, скорпионы и клещи. В настоящее время насчитывается около 20 тысяч видов пауков.
Как и у ракообразных тело разделено на два отдела. Но типы расчленения различные.
Паук имеет слитную головогрудь и большое мягкое брюшко. На головогруди отсутствуют антенны – органы осязания. Их функцию выполняют ногощупальца. Хорошо развито зрение, у паука имеется от 1 до 6 пар глаз.
Ног всегда 4 пары. На брюшке ног нет, они превращены в паутинные бородавки – это органы образования паутинного вещества. При застывании оно образует ловчую сеть. Обратите внимание паучьи сети разнообразны по конструкции.
Но принцип их действия одинаков: насекомое задерживается и сигнализирует хозяину, что жертва в сетях есть. Все пауки – хищники. Паутина очень прочна, например у паука-ткача длина окружности сети около 6 м, а маленькая ловчая сеть глифесиса площадью 50 см². Паучья нить прочнее нити тутового шелкопряда, нагрузка на разрыв нити 40-261 кг на 1 мм² в сечении. Стальная нить такого диаметра гораздо слабее. За 1 минуту паук-ткач извлекает из паутинных бородавок около 140 м нити. Во Франции были предприняты попытки использования волокон из коконов паука-крестовика в текстильной промышленности, когда из паутинной ткани впервые были изготовлены перчатки и чулки. За один приём самка паука-крестовика может дать до 45 м волокна. В 1899 году из паутины мадагаскарского крупного паука получили нить для ткани на дирижабль, было получено около 5 м.
Есть примеры, когда человек использовал достижения пауков. Например, индейцы Южной Америки используют метательное оружие бола – ремень на конце которого костяной шар. Таким способом ловят добычу пауки мастофоры. На передней ноге которых длинная клейкая нить, он размахивает ею, пока к ней не прилипнет добыча, затем её утаскивает и поедает. Иногда паутина используется и как летательный аппарат. Летчики встречали пауков на паутинке на высоте 3 км, а за 5-6 часов они улетают на расстояние более чем 200 км.
В связи с тем, что пауки хищники для умерщвления жертвы у них развиты ядовитые железы. Питаются пауки полужидкой пищей, поэтому яд для них является и пищеварительным соком. Например: желудок паука-птицееда в сутки растворяет 3 г тканей мыши, которая весит 20 г. Яд многих пауков опасен для человека, так с 1927 по 1972 г. от укусов сиднейского паука погибло 20 человек.
И среди паукообразных довольно много рекордов, вот лишь некоторые из них. Физминутка (несколько упражнений )
« Самые-самые… » ( сообщение учащегося)
…крупный тропический паук-птицеед из Южной Америки. В 1985 г. в Суринаме поймана самка с размахом лап 26 см и длиной тела 10см, весил этот экземпляр 122г.
…крупный паук нашей страны – ядовитый тарантул из южных степей. Длина тела до 3.5 см.
…крупным скорпионом является императорский скорпион из Гвинеи с длиной тела 18 см.
…мельчайшим пауком является паук пату с Самоа, размеры его тело можно сравнить с типографской точкой.
…распространенные пауки в мире – крабовые.
…редкие – членистобрюхие пауки из Азии.
Быстрые длинноногие сальпуги из Африки. Они развивают скорость до 16 км/ч.  
…ядовитые бразильские бродячие пауки. Когда их тревожат они кусают несколько раз подряд, что приводит к смерти. К ядовитым паукам относят: черную вдову и среднеазиатский каракурт.
немногие виды приспособились к жизни в воде. Например: водяной скорпион, паук-серебрянка.
Таким образом, класс паукообразные имеет черты сходства с ракообразными, что говорит об их родстве. Но вместе с этим данный класс своеобразен и интересен. А сейчас я хочу предложить вам не простую игру, а блеф-игру. Вы должны будете согласиться или не согласиться с предложенными утверждениями.
Блеф – игра « Верите ли вы, что…»:
1. « Морские обитатели склонны к тесной дружбе». – Да. Примером неразлучного союза служат рак – отшельник и актиния. Залезая в пустую раковину моллюска, рак обзаводится таким образом собственным домом. Затем отыскивает актинию нужного ему вида и бережно переносит в клешне, усаживая на раковину. Так и живут до самой смерти. В чем биологический смысл такой «дружбы»? Как называется процесс такого взаимовыгодного сотрудничества?
2. А вы можете представить себе рака – отдавшего «свою клешню» - Да. Клешня рака может оторваться во время схватки с врагом или при неудачной линьке, через некоторое время она снова отрастает, но правда будет меньше прежней. А как называется такое явление( регенерация).
3. А теперь вопрос! Каждый день в мире синтезируются новые лекарства. Все они должны быть проверены. Чаще всего действия лекарственных препаратов проверяют на разных животных. Но это долго и дорого, нужны большие дозы веществ. Как быть если надо проверить новые лекарства, а их синтезировано очень мало. Как проверить, действуют ли они вообще?
Решение: - Проверку на чувствительность новых лекарств зачастую проводят на пауках. Под действием лекарств у них легко обнаружить ошибочные действия: конструкция сети – это точный отчет о функциональном состоянии нервной системы паука. Даже при ничтожных лекарственных дозах они начинают плести «неправильные» сети
4. Среди людей бытует мнение, что скорпион, окруженный горящими углями, оканчивает жизнь самоубийством. Так ли это? – Нет. Скорпионы не восприимчивы к собственному яду. Он впадает в оцепенение и может просто изжариться.

III. Закрепление материала:
1. И так, мы познакомились с новым материалом. Ваши вопросы? Если вопросов нет, то
вам предлагается пройти тест (найти правильные логически сочетаемые ответы).

1 Голова 6 пища 11 брюшко
2 Каракурт 7 хитин 12 стебельки
3 Покров 8 грудь 13 линька
4 Рак 9 скорпион 14 паутина
5 Паук 10 глаза 15 яд

Ответы: 1-8-11; 2-9-15; 3-7-13; 4-10-12; 5-6-14.
2. Составить акростих по вариантам: разбери слово по частям ( рак; паук)( слайд 38)
р – регенерация, п - паутина
а – антенуллы, а - антенны
к – клешня, у – укрытие ( добычу ожидают в укрытие)
к – кокон ( яйца самка оплетает паутиной)
3.Игра «Какие тут членистоногие» (слайд 39): П—к; ка----рт; к—щ; с-о-п—н; т---н—л; к----т-а; о—р; л-н—с- (паук, каракурт, клещ, скорпион, тарантул, креветка, омар, лангуст)
Вот и заканчивается наш урок. Вы сегодня хорошо поработали и по заслугам получаете оценки:
за работу на уроке;
за сообщение;
за работу по карточкам.

IV. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Д/З: Изучить§§24,25, ответить на вопросы  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

План-конспект урока на тему «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные»(к учебнику «Биология. Животные.7 класс), Константинов В.М., Бабенко В.Г. Кучменко В.С., М.: Вентана-Граф, 2011);презентац...

Урок по биологии 7 класс. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Речной рак.

Задачи: 1)познакомить учащихся с многообразием ракообразных, сформировать знания о среде обитания             2) обобщить знания учащихся об...

Открытый урок в 7 классе на тему "Тип Членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные"

Целью урокаявляется  знакомство  учащихся с характерными признаками членистоногих как     наиболее высокоорганизованных беспозвоночных.Задачи урока:• познакомить с общими...

презентация к уроку в 7 классе "Тип Членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные"

Презентация содержит все этапы урока: Организационный момент, повторение пройденного в виде теста, изучение нового материала, лабораторная работа, физминутка, сообщения учащихся , домашнее задание....

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему «Происхождение и особенности организации членистоногих. Класс Ракообразные»

Тип урока: открытие новых знанийЦель: узнать о строении, многообразии и значении представителей Класса Ракообразных.Задачи:1)      научиться  называть признаки представит...

Технологическая карта 7 класс " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"

Технологическая карта урока  биологии  в 7 классе  по теме " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"...