Методическая разработка урока по биологии по теме "Класс Птицы"
методическая разработка по биологии (7 класс)

Козлова Вера Юрьевна

Данное занятие разработано с применением технологии проблемного обучения и нацеленное на развитие умений учащихся устанавливать причинно-следственные связи через изучение строения птиц и особенностей их приспособления к полету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Класс Птицы»

Класс: 7

Тип урока: изучение нового материала с применением технологии проблемного обучения

Цель урока: сформировать представление учащихся об особенностях организации птиц в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания

Задачи:

Обучающие: сформировать знания об основных характерных признаках внешнего строения птиц, в связи с приспособленностью к воздушной среде.
Развивающие: развитие умений учащихся выделять существенные признаки класса Птицы, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные: воспитание ценностного отношения ко всему живому.

Основные понятия: птицы, перья, крылья, пневматические кости, теплокровные животные, киль, клюв, копчиковая железа, контурные перья (маховые, рулевые), пуховые перья, стержень, опахало, бородки, очин, двойное дыхание.

Ход урока

Этап урока

Время

Содержание урока

Методы и приемы

Средства обучения

Организационный момент

2 мин

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Создание благоприятной атмосферы для работы на уроке.

Словесные

Актуализация знаний

10 мин

На прошлых уроках мы изучили особенности строения классов Земноводные и Рептилии, и их приспособления к среде обитания.

Учащимся предлагается дополнить логическую цепочку «Рыбы – амфибии – рептилии - …. (птицы)»
(рассуждения выстраиваются на эволюционной продвинутости каждого класса над предыдущим).
Определение темы урока и запись в тетрадь «Класс птицы»

Словесные

Вербальные

Изучение нового материала

25 мин

Класс Птицы – наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов.

Известно, что птицы произошли от древних пресмыкающихся, которые жили на деревьях, могли перепрыгивать с ветки на ветку и планировать. Вы видите на слайде археоптерикса – это животное, величиной с голубя, сочетавшее признаки двух классов: Пресмыкающихся (голова напоминает голову ящерицы; сохранялись зубы; массивный скелет; на крыльях сохранились пальцы с когтями; длинный хвост) и Птиц (тело покрыто перьями, возникшими из видоизмененной чешуи; превращение передних конечностей в крылья; хорошо планировал).

Создание проблемной ситуации: Птицы – прекрасные летуны. Что позволяет большинству птиц поднимать свое тело на большую высоту? Какие приспособления им дала природа для освоения воздушно среды обитания?

Черты, связанные с полетом:

  • Обтекаемая форма тела;
  • превращение передних конечностей в крылья;
    перьевой покров, придающий телу обтекаемую форму;
  • облегчение удельного веса тела за счет тонких костей, заполненных воздухом и замены тяжелых челюстей легким роговым беззубым клювом;
  • киль – как место прикрепления сильно развитых грудных мышц, двигающих крылья;
  • ряд особенностей скелета.

Птицы способны летать, в первую очередь, благодаря перьям.

Перья - накожное роговое образование, присутствует только у птиц. Перья на коже растут не равномерно. Места на коже где растут перья называют птерилиями, а голые участки - аптерилии. Только у не летающих птиц таких как пингвины растут перья  равномерно.

Крупные контурные перья в крыльях называются маховыми. Они обеспечивают полет птиц. Расположенные в хвосте, обеспечивают маневренность при полете и называются рулевыми. Кроме того, перьевой покров осуществляет теплоизоляцию и обеспечивает обтекаемость тела.

Перо – прочная, но очень лёгкая конструкция, состоит из крепкого и гибкого белка кератина.  Как правило один раз в год практически все птицы “скидывают” свои перья, этот процесс называется линькой.

Зарисовать строение пера птицы

Почему же тогда археоптериксы не могли летать, если у них был перьевой покров? 

Масса тела современных птиц невелика за счет пневматических костей.

Демонстрация скелета птицы.

Что необычного вы увидели, при рассмотрении скелета птицы?

У летающих птиц грудина имеет костное образование – киль, к которому прикрепляются мышцы, двигающие крылья.

Рёбра состоят из 2х частей, благодаря чему грудина фиксируется относительно позвоночника.

Демонстрация изображения черепа птицы.

Глаза находятся по бокам головы, поэтому птицы имеют весьма обширное, круговое зрение. Они видят не только перед собой, но также по сторонам, и отчасти - позади себя.

Обратите внимание на клюв птиц. Каково его значение?

Клюв птиц лишен зубов. Это недостаток или приобретение?

Зубы исчезли у птиц в ходе эволюции. Это позволило снизить вес головы, чтобы облегчить полет.

Функции зубов выполняют зоб и мускулистый желудок.

Зерно в зобу у зерноядных птиц набухает и частично переваривается, а в мускулистом желудке – перетирается. Механическому перемешиванию пищи в желудке способствуют:

а) гастролиты (твердые мелкие камушки, мелкое стекло), которые птицы заглатывают;

б) мощная мускулатура стенок желудка;

в) твердая и прочная оболочка, выстилающая желудок изнутри.

Вспомните поговорку «Как с гуся вода» или «Выйти сухи из воды», что они значат?
Птицы не намокают благодаря наличию у них копчиковой железы (у основания хвоста), из которой птица выдавливает клювом капли маслянистой жидкости и переносит их на перья. Это делает перья эластичными и упругими, а у водоплавающих птиц - предохраняет от намокания.

Что является более страшным для птиц: холод или голод? Почему?

Перьевой покров – надежная защита птиц от холода. Поэтому птицам не так страшен холод, как голод. Большая потребность птиц в пище обусловлена:

а) высокой температурой тела (41– 42 градуса С);

б) интенсивным обменом веществ.

Во время полета птицы затрачивают большое количество энергии, поэтому находятся в постоянном поиске пищи.

С чем связана высокая температура тела у птиц?

Появление полной перегородки в желудочке стало важным эволюционным шагом. У птиц четырехкамерное сердце. Оно обеспечивает не смешиваемость артериальной и венозной крови, в результате чего, температура тела остается постоянной.

Птицы – животные теплокровные, с совершенными органами дыхания. Легкие птиц многоячеистые, соединенные с воздушными мешками. При вдохе часть воздуха поступает в легкие, а часть направляется в воздушные мешки, которые располагаются между внутренними органами, мышцами и заходят внутрь полых костей. Во время выдоха воздух из воздушных мешков поступает в легкие, где происходит газообмен. Таким образом, насыщение крови кислородом осуществляется как при вдохе, так и при выдохе. Это еще одно приспособление к полёту у птиц.

Рассказ учителя с элементами фронтальной беседы,

 демонстрация слайдов

Вербальные, знаковые

Закрепление изученного материала

5 мин

Ребята, сегодня на уроке мы выяснили ряд черт приспособленности птиц к полету в строении скелета, внешнем и внутреннем строении.

Викторина по изученному материалу

Фронтальный опрос

Вербальные

Домашнее задание

3 мин

§43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по биологии для 8 класса по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данная методическая разработка включает конспект урока, информационнаую карту урока....

Методическая разработка урока по биологии "Белки"

Предварительное определение уровня знаний по теме "Белки"; презентация "Белки"; строение, классификация по составу,  структура, физические и химические свойства белков; закрепление....

Методическая разработка урока по биологии в 7 классе "Птицы - душа и голос природы"

Методическая разработка урока по биологии в 7 классе "Птицы - душа и голос природы"...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"...