Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _9_ класса.
методическая разработка по биологии (9 класс)

Куратова Лидия Александровна

Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология»  для _9_ класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pa_biologiya_9_klass_variant_1.docx500.21 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1.

  1. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для исследования бактерий.

 

Список приборов:

1) лупа

2) микроскоп

3) покровное стекло

4) фотоловушка

5) мыло

 

  1. Знаниями в области какой биологической науки вы воспользуетесь, проводя такое наблюдение?

3. Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2) слежение за миграцией косяка трески

3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

5) описание внешних признаков бобовых растений

6) выработка условного пищевого рефлекса

  1. В опыте экспериментатор добавил в каплю с находящимися в ней инфузориями кристалл соли. Через непродолжительное время инфузории стали активно двигаться в одном направлении. Какое свойство организмов иллюстрирует опыт? Ответ запишите в бланке № 2, указав номер задания.https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=33752

  1. Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) анатомия

2) биоценология

3) физиология

4) молекулярная биология

5) психология

6) эволюционное учение

        

  1.  На рисунке изображена растительная клетка. Какую функцию выполняет часть клетки, обозначенная буквой А?

 

1) производит питательные вещества

2) контролирует жизнедеятельность

3) запасает воду

4) поглощает энергию солнца

7. Какой органоид обеспечивает накопление продуктов жизнедеятельности в растительной клетке?

 

1) вакуоль         2) рибосома    3) ядро  4) митохондрия

8. В каком органоиде клетки происходит окисление органических веществ?

 

1) ядро       2) вакуоль         3) митохондрия          4) комплекс Гольджи

9. Установите соответствие между признаком и типом клеток, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. В ответ запишите цифры выбранных ответов, соответствующие буквам.

                            ПРИЗНАК                       

ТИП КЛЕТОК

A) отсутствует оформленное ядро

1) прокариотная

Б) хромосомы расположены в ядре

2) эукариотная

В) имеется аппарат Гольджи   

Г) в клетке одна кольцевая хромосома

Д) АТФ образуется в митохондриях

10. Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в бланк № 1 получившуюся последовательность цифр (по тексту).

Биосинтез белка

В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинается

с синтеза ______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии ______(В). Первый этап биосинтеза белка получил название _________(Г), а второй  — трансляция.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) иРНК           2) ДНК            3) транскрипция                     4) мутация

5) ген               6) рибосома     7) комплекс Гольджи             8) фенотип

 

11. Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в бланк № 1 получившуюся последовательность цифр (по тексту).

СВЕТОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА

В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ___________ (А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул ___________ (Б) и синтез молекул ___________ (В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного ___________ (Г). Этот процесс называется фотолиз.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) ДНК

2) темновая

3) кислород

4) АТФ

5) сумеречная

6) гемоглобин

7) хлорофилл

8) углекислый газ

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

12. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А. Все органы растений дышат.

Б. Органические вещества в процессе дыхания синтезируются с поглощением световой энергии.

 

1) верно только А  2) верно только Б       3) верны оба суждения     4) оба суждения неверны

13. Верны ли следующие суждения о царстве животных?

 

А. Все представители царства животные многоклеточные.

Б. Клетки животных лишены клеточной стенки.

 

1) верно только А   2) верно только Б   3) верны оба утверждения   4) оба утверждения неверны

14. Чем животные отличаются от растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) активно передвигаются

2) растут в течение всей жизни

3) создают на свету органические вещества из неорганических

4) не имеют плотных клеточных стенок из клетчатки

5) потребляют готовые органические вещества

6) являются производителями органических веществ

15. Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. В ответ запишите цифры выбранных ответов, соответствующие буквам.

                            ПРИЗНАК                       

ЦАРСТВО

A) регулируют свою деятельность рефлекторно

1) Растения

Б) образуют кислород на свету

2) Животные

В) поглощают углекислый газ и воду в процессе питания

Г) питаются готовыми органическими веществами

Д) активно передвигаются в поисках пищи

Е) образуют углеводы на свету

16. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении

 

1) S-образного позвоночника

2) сводчатой стопы

3) гортани

4) кисти

        17. Что из перечисленного ниже отличает человека от человекообразных обезьян?

 

1) наличие пяти отделов мозга

2) приспособление позвоночника к прямохождению

3) наличие двух кругов кровообращения

4) отсутствие врождённых рефлексов

18. Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. В ответ запишите цифры выбранных ответов, соответствующие буквам.

                            ПРИЗНАК                       

ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

A) возникает под прямым влиянием внешней среды

1) наследственная

Б) изменяется генотип

2) ненаследственная

В) возникает у отдельной особи   

Г) может проявляться у всех особей вида одновременно

Д) имеет случайный характер   

19. Используя содержание текста «Опыт Миллера и Юри», ответьте на следующие вопросы.  Ответ запишите в бланк № 2.

 

1. Что имитировали Миллер иЮри в своём эксперименте?

2. Какие вещества удалось синтезировать в аппарате Миллера иЮри?

3. Какое количество углерода в исходном эксперименте перешло в состав

органических веществ?

Опыт Миллера и Юри.

 

Эксперимент Миллера−Юри — известный классический эксперимент, в котором имитировались гипотетические условия раннего периода развития Земли для проверки возможности химической эволюции. Фактически это был экспериментальный тест гипотезы, высказанной ранее Александром Опариным и Джоном Холдейном, о том, что условия, существовавшие на примитивной Земле, способствовали химическим реакциям, которые могли привести к синтезу органических молекул из неорганических. Опыт был проведён в 1953 году Стэнли Миллером и Гарольдом Юри.

Собранный аппарат представлял собой две колбы, соединённые стеклянными трубками в цикл. Заполнявший систему газ представлял собой смесь из метана, аммиака, водорода и монооксида углерода (CO). Одна колба была наполовину заполнена водой, которая при нагревании испарялась, и водяные пары попадали в верхнюю колбу, куда с помощью электродов подавались электрические разряды, имитирующие разряды молний на ранней Земле. По охлаждаемой трубке конденсировавшийся пар возвращался в нижнюю колбу, обеспечивая постоянную циркуляцию.

После одной недели непрерывного цикла Миллер и Юри обнаружили, что 10−15 % углерода перешло в органическую форму. Около 2 % углерода оказались в виде аминокислот, причём глицин оказался наиболее распространённой из них. Были также обнаружены сахара, липиды и предшественники нуклеиновых кислот. Эксперимент повторялся несколько раз

в 1953−1954 годах.

Миллер и Юри основывались в своих экспериментах на представлениях 1950-х годов о возможном составе земной атмосферы. После их экспериментов многие исследователи проводили подобные опыты в различных модификациях. Было показано, что даже небольшие изменения условий протекания процесса и состава газовой смеси (например, добавление азота или кислорода) могли привести к очень существенным изменениям образующихся органических молекул и повлиять на эффективность самого процесса их синтеза. В настоящее время вопрос о возможном составе первичной земной атмосферы остаётся открытым.

Вариант 2.

  1. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для измерения пульса человека.

 

Список приборов:

1) часы        2) марля      3) градусник     4) блокнот для записей    5) линейка

 

  1. Знаниями в области какой биологической науки вы воспользуетесь, проводя такой эксперимент?

  1. Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2) слежение за миграцией косяка трески

3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

5) описание внешних признаков бобовых растений

6) выработка условного пищевого рефлекса

https://bio11-vpr.sdamgia.ru/get_file?id=33756

  1. Как называется свойство живых организмов, заключающееся во внешнем сходстве родителей и их потомков? Ответ запишите в бланке № 2, указав номер задания.

  1. Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) анатомия                             2) биоценология

3) физиология                        4) молекулярная биология

5) психология                         6) эволюционное учение

6. Какой органоид обеспечивает синтез органических веществ из неорганических в растительной клетке?

1) вакуоль    2) митохондрия   3) хлоропласт     4) рибосома

7. Чем отличается клетка, показанная на рисунке от клеток грибов, растений и животных?https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=434

 

1) наличием клеточной стенки

2) отсутствием рибосом

3) наличием цитоплазмы

4) отсутствием оформленного ядра

8. В каком органоиде клетки происходит окисление органических веществ?

1) ядро       2) вакуоль         3) митохондрия          4) комплекс Гольджи

9. Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. В ответ запишите цифры выбранных ответов, соответствующие буквам..

                            ПРИЗНАК                       

ОРГАНОИД

A) представляет собой полость-резервуар

1) вакуоль

Б) имеет двойную мембрану

2) хлоропласт

В) заполнен(-а) клеточным соком

Г) содержит фотосинтетические пигменты

Д) отделен(-а) от цитоплазмы одной мембраной   

Е) синтезирует крахмал из углекислого газа и воды   

10. Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в бланк № 1 получившуюся последовательность цифр (по тексту).

Биосинтез белка

В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинается

с синтеза ______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии ______(В). Первый этап биосинтеза белка получил название _________(Г), а второй  — трансляция.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) иРНК                                    2) ДНК

3) транскрипция                      4) мутация

5) ген                                        6) рибосома

7) комплекс Гольджи              8) фенотип

 

11. Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в бланк № 1 получившуюся последовательность цифр (по тексту).

СВЕТОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА

В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ___________ (А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул ___________ (Б) и синтез молекул ___________ (В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного ___________ (Г). Этот процесс называется фотолиз.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) ДНК

2) темновая

3) кислород

4) АТФ

5) сумеречная

6) гемоглобин

7) хлорофилл

8) углекислый газ

 

12. Верны ли следующие суждения о процессах жизнедеятельности растений?

 

А. При дыхании растениями поглощается кислород.

Б. Дыхание происходит во всех живых клетках растений.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

        

13. Верны ли следующие суждения о царстве животных?

 

А. Некоторые многоклеточные животные способны к фотосинтезу.

Б. Все водные животные хищники.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

14. Чем животные отличаются от растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) активно передвигаются

2) растут в течение всей жизни

3) создают на свету органические вещества из неорганических

4) не имеют плотных клеточных стенок из клетчатки

5) потребляют готовые органические вещества

6) являются производителями органических веществ

15. Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. В ответ запишите цифры выбранных ответов, соответствующие буквам.

                            ПРИЗНАК                       

ЦАРСТВО

A) регулируют свою деятельность рефлекторно

1) Растения

Б) образуют кислород на свету

2) Животные

В) поглощают углекислый газ и воду в процессе питания

Г) питаются готовыми органическими веществами

Д) активно передвигаются в поисках пищи

Е) образуют углеводы на свету

16. Какой признак отличает Человека разумного от животных?

 

1) развитие периферической нервной системы

2) формирование трёх зародышевых листков в период эмбрионального развития

3) наличие двух кругов кровообращения

4) развитие S-образной формы позвоночника

17. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?

 

1) наследственная изменчивость

2) борьба за существование

3) естественный отбор

4) развитие речи

18. Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. В ответ запишите цифры выбранных ответов, соответствующие буквам.

                            ПРИЗНАК                       

ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

A) возникает под прямым влиянием внешней среды

1) наследственная

Б) изменяется генотип

2) ненаследственная

В) возникает у отдельной особи   

Г) может проявляться у всех особей вида одновременно

Д) имеет случайный характер   

19. Используя содержание текста «Теория Опарина − Холдейна», ответьте на следующие вопросы.

 

1. Что такое коацерватные капли?

2. Какие свойства живого были присущи коацерватным каплям?

3. Какая проблема не была решена с помощью теории Опарина — Холдейна?

Теория Опарина — Холдейна.

 

В 1924 году будущий академик Опарин опубликовал статью «Происхождение жизни». Опарин предположил, что в растворах высокомолекулярных соединений могут самопроизвольно образовываться зоны повышенной концентрации, которые относительно отделены от внешней среды и могут поддерживать обмен с ней. Он назвал их коацерватные капли, или просто коацерваты. Условия для начала процесса формирования белковых структур установились с момента появления первичного океана («бульона»). В водной среде производные углеводородов могли подвергаться сложным химическим изменениям и превращениям. В результате такого усложнения молекул могли образоваться более сложные органические вещества.

Согласно теории Опарина, дальнейшим шагом по пути к возникновению белковых тел могло явиться образование коацерватных капель. При определённых условиях молекулы, окружённые водной оболочкой, объединялись, образуя многомолекулярные комплексы — коацерваты. Коацерватные капли также могли возникать при простом смешивании разнообразных полимеров. При этом происходила самосборка полимерных молекул в многомолекулярные образования — видимые под оптическим микроскопом капли.

Капли были способны поглощать извне вещества по типу открытых систем. При включении в коацерватные капли различных катализаторов (в том числе и ферментов) в них происходили различные реакции, в частности полимеризация поступающих из внешней среды мономеров. За счёт этого капли могли увеличиваться в объёме и весе, а затем дробиться на дочерние образования. Таким образом, коацерваты могли расти, размножаться, осуществлять обмен веществ. Далее коацерватные капли подвергались естественному отбору, что обеспечило их эволюцию.

Подобные взгляды также высказывал британский биолог Джон Холдейн. Теория была обоснованна, но не решала одной проблемы, на которую долго закрывали глаза почти все специалисты в области происхождения жизни. Если спонтанно, путём случайных безматричных синтезов в коацервате возникали единичные удачные конструкции белковых молекул (например, эффективные катализаторы, обеспечивающие преимущество данному коацервату в росте и размножении), то как они могли копироваться для распространения внутри коацервата, а тем более для передачи коацерватам-потомкам? Теория оказалась неспособной предложить решение проблемы точного воспроизведения — внутри коацервата и в поколениях — единичных, случайно появившихся эффективных белковых структур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине ЕН.02 Информатика

Материал предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины "Информатика". КИМ включают контрольные материалы для проведения промежуточно...

Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине "Русский язык"

КИМ содержит два варианта заданий для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в виде письменной работы на втором курсе...

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету "Музыка" 5-8 классы.

Музыкальная викторина, тестирование Музыка программа Е.Д. Кридская, Г.П. Сргеева. 2019 год.Полный анализ представлен в прекрепленном документе.Пожалуйста смотрите, пользуйтесь....

Оценочно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Математика» (алгебра) 7 класс

Оценочно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Математика» (алгебра)    7 класс...

Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _8_ класса

Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология»  для _8_ класса. Содержит спецификацию контрольно–измерительны...

Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _7_ класса.

Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология»  для _7_ класса. Содержит спецификацию контрольно–измерительны...

Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биосфера и человечество» для _9_ класса

Контрольно – измерительные материалы   для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету  «Биосфера и человечество» для _9_ класса...