Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _7_ класса.
методическая разработка по биологии (7 класс)
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _7_ класса. Содержит спецификацию контрольно–измерительных материалов, кодификатор элементов содержания к уровню подготовки учащихся (распределение заданий по проверяемым предметным способам действия или обобщенный план варианта проверочной работы), рекомендации при проверке и оценке выполнения заданий итоговой работы по биологии, правильные ответы и критерии оценивания заданий с развернутым ответом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pa_biologiya_7_klass.docx | 361.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8»
(МОУ «ООШ № 8»)
«Ӧкмыс класса 8 № школа» муниципальнӧйвелӧдан учреждение
Рассмотрено и согласовано: | Согласовано: | Утверждаю: |
На заседании школьного МО предметов естественно-научного цикла | Зам.директора по УВР | Директор МОУ «ООШ № 8» |
Руководитель МО Куратова Л.А. (Ф.И.О.) | __________ Ефремова В.И. | ______________ Раков С.В. |
Протокол № _____ от «___» ________20__г. | «___» ________20__г. | «___» ________20__г. |
Контрольно – измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету
«Биология»
для _7_ класса
КИМ составлен учителем биологии Куратовой Л.А.
г. Сыктывкар, 2019
Оглавление
- Спецификация контрольно–измерительных материалов…………………………………. 3
- Кодификатор элементов содержания к уровню подготовки учащихся (распределение заданий по проверяемым предметным способам действия или обобщенный план варианта проверочной работы)……………………………………………………………………………. 5
- Итоговая работа для промежуточной аттестации по биологии за 7 класс…………………. 9
- Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий итоговой работы по биологии. Правильные ответы и критерии оценивания заданий с развернутым ответом…………………………………………………………………………………………. 15
- Спецификация контрольно–измерительных материалов
Цель работы:
Оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 7 класса. Итоговая работа направлена на оценку овладения учащимися планируемых результатов, на достижение которых направлено изучение предмета и освоения содержания разделов курса биологии за 7 класс основной школы.
Документы, определяющие содержание работы
Содержание итоговой работы определяется на основании следующих документов:
1) Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования).
2) Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по предмету «Биология». ( Примерная основная образовательная программа МОУ «ООШ № 8». Основная школа).
3) Программы отдельных учебных предметов. Биология. ( Примерная основная образовательная программа МОУ «ООШ № 8».Основная школа).
Структура и содержание работы
В итоговой работе проверяются знания и умения, приобретённые учащимися в результате освоения следующих разделов курса биологии в 7 классе:
- Общие сведения о мире животных;
- Строение тела животных;
-Подцарство Простейшие;
-Тип Кишечнополостные;
- Тип Кольчатые черви;
- Тип Моллюски;
- Тип Членистоногие;
-Тип Хордовые: рыбы.
Работа состоит из 9 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач. Задания 1, 2, 5, 7, предполагает краткий ответ, задания 3,4, 6, 8, 9 предполагает развернутый ответ.
В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровня сложности.
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 26 |
Базовый | 5 | 11 | 42 |
Повышенный | 3 | 11 | 42 |
Высокого | 1 | 4 | 16 |
Итого | 9 | 26 | 100 |
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование не требуются.
Условия проведения итоговой работы
Работа проводится в учебном кабинете в присутствии учителя биологии. Специальная подготовка к проверочной работе не требуется
Время выполнения работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом, шкала перевода баллов в отметку, таблица правильных ответов.
Выполнение каждого из заданий 1–9 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания. Полный правильный ответ на задания 2,7 оцениваются 2 баллами; Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. каждое из заданий 3-5 оценивается 3 баллами; задания 6, 8, 9 – 4 баллами. Максимальный балл за выполнение работы – 27.
Таблица для перевода первичных баллов
в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | менее 9 | 9-16 | 17-22 | 23-27 |
2. Кодификатор элементов содержания к уровню подготовки учащихся (распределение заданий по проверяемым предметным способам действия или обобщенный план варианта проверочной работы):
Проверяемые элементы содержания | Проверяемое умение и способы действия | Кол-во заданий | Номера заданий | Уровень сложности | Тип задания | Макс. балл за каждое задание |
Среды обитания животных. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Места обитания. | - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; | 1 | 1 | Б | С кратким ответом | 1 |
Классификация животных. Вид как основная систематическая категория живого. | - осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; | 1 | 2 | Б | С кратким ответом | 2 |
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.Строение и жизнедеятельность клетки. Животная клетка. | - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - выделять существенные признаки биологических объектов (клеток животных) и процессов, характерных для живых организмов; | 1 | 3 | Б | С развернутым ответом | 3 |
Животные ткани, органы и системы органов животных. | - Классификация объектов по одному или нескольким основаниям, критериям; - выделять существенные признаки биологических объектов (органов и систем органов животных) и процессов, характерных для живых организмов; | 1 | 4 | П | С развернутым ответом | 3 |
Общая характеристика простейших. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость), их проявление у животных. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными. | - смысловое чтение; - выделять существенные признаки биологических объектов (животных: простейших) и процессов, характерных для животных: простейших; - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; | 1 | 5 | Б | С кратким ответом | 3 |
Общая характеристика типа Кишечнополостные. Тип Кольчатые черви, общая характеристика.Общая характеристика типа Моллюски. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость), их проявление у животных. | - выделять существенные признаки биологических объектов (животных: кишечнополостных, кольчатых червей, моллюсков) и процессов, характерных для живых организмов; - излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; | 1 | 6 | В | С развернутым ответом | 4 |
Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. | - выделять существенные признаки биологических объектов (животных типа Членистоногие) и процессов, характерных для живых организмов; | 1 | 7 | Б | С кратким ответом | 2 |
Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. | - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; | 1 | 8 | П | С развернутым ответом | 4 |
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. | - сравнивать биологические объекты (животные: Земноводные, Пресмыкающиеся), процессы жизнедеятельности; -делать выводы и умозаключения на основе сравнения / создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации - смысловое чтение: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; | 1 | 9 | П | С развернутым ответом | 4 |
Промежуточная аттестация по биологии
для учащихся 7 класса
(по типу заданий Всероссийской проверочной работы)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя
9 заданий. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться
и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии
времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Текст для осмысленного чтения
Вопрос о природе человека—это вопрос о его отличии от всех других живых существ. Человек
является частью природы, существует как биологическое тело в пределах определенной
окружающей среды. Он, с одной стороны, материальный организм, живет в среде себе
подобных, обладает врожденными инстинктами и жизненными потребностями. Но в то же
время, в отличие от животных, человек обладает членораздельной речью, сознанием,
самосознанием и абстрактным (логическим) мышлением. Человек—единственное существо на
планете, в котором соединились природа и дух, он—биосоциальное существо. Биологическое
в человеке—это то, что дано ему от природы—физические особенности (возраст, пол, вес,
внешность и т.д.), инстинкты, темперамент и т.д. Как природное биологическое существо
человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.
Социальное в человеке—это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе: речь,
мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д. При этом главным отличием выступает
сознание.Сознание—это отражение в головном мозгечеловека окружающего мира. Сознание
включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление.
Рассмотрите изображения животных: майский жук, крот обыкновенный, гребешок приморский. Подпишите их названия под изображениями.
Название | |||
Среда обитания |
Под каждым названием подпишите название среды обитания взрослой формы животного: наземно-воздушная, водная, почвенная
Рассмотрите схему, отражающую развитие животного мира Земли.
- Простейшие
- Кишечнополостные
- Плоские черви
- Кольчатые черви
- Моллюски
- Ракообразные
- Насекомые
- Иглокожие
- Рыбы
- Земноводные
- Пресмыкающиеся
- Птицы
- Млекопитающие
Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображенных на фотографиях животных? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
майский жук | крот обыкновенный | гребешок приморский |
Какое из этих животных относится к позвоночным?
Ответ:_____________________________________________________________________
Ученик рассматривал под микроскопом препарат животной клетки и сделал следующий рисунок. Что на рисунке он обозначил под цифрой 1?
Ответ:_________________________________
1
3.1. Назовите не менее двух отличий животной клетки от клетки растительной.
Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте предложенные ниже термины, обозначающие органы, относящиеся к различным системам органов:
|
|
Объедините данные термины в однородные группы (системы органов). Выпишите номера терминов, входящих в каждую группу, и напишите общее для группы название ( название системы органов).
Группа | Номера терминов | Общее название группы |
№1 | ||
№2 | ||
№3 | ||
№4 |
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на месте пропусков в тексте.
Простейшие
Простейшие – одноклеточные животные, тело которых состоит изодной клетки. Амёбу обыкновенную относят к простейшим, тело которых состоит из клеточной жидкой среды — __________ (А). От окружающей среды тело отделено тончайшей __________ (Б). Большую роль в размножении одноклеточных и регуляции их жизненных процессов играет __________ (В). Среди простейших есть и паразиты. _______________ (Г) населяет толстый кишечник человека, питаясь красными клетками крови (эритроцитами) и клетками эпителия кишечника, тем самым нанося вред организму хозяина. Другой представитель болезнетворных организмов, который относится к простейшим- _____________(Д) , вызывает тяжелую и очень опасную болезнь – малярию.
Список слов и словосочетаний:
1. клеточный сок 2. цитоплазма 3. малярийный плазмодий 4. клеточная мембрана
5. клеточная оболочка 6. хлоропласты 7. лейшмания 8. ядро 9. дизентерийная амеба
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
Опираясь на вопросы для сравнения, в первой, второй и третьей строках таблицы запишите особенности строения и классификацию представителей различных систематических групп животных. В четвертой строке по указанным свойствам сформулируйте вопрос для сравнения.
№ | Вопросы для сравнения | Тип Кишечнополостные | Тип Кольчатые черви | Тип Моллюски |
1 | Каковы особенности пищеварительной системы? | Кишечная полость (внутриклеточное и внеклеточное пищеварение) | (1) | Ротовое отверстие с теркой, дифференцированный кишечник, печень. |
2 | Какова классификация животных? | Класс Гидроидные Класс Сцифоидные Класс Коралловые полипы | Класс Многощетинковые | (2) |
3 | Каковы особенности кровеносной системы? | (3) | Замкнутая; спинной, брюшной сосуды и кольцевые перемычки (``сердца'') | Незамкнутая; дифференцированное сердце (состоит из двух отделов- предсердия и желудочка) |
4 | (4) | Гермафродиты | Гермафродиты | Гермафродиты и раздельнополые |
Установите соответствие между признаками организмов и классами Типа Членистоногие.
Признаки | Классы Типа Членистоногие |
| А) Класс Ракообразные Б) Класс Паукообразные В) Класс Насекомые |
| |
| |
| |
| |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В |
Рассмотрите изображение и выполните задания.
Рис. 1
8.1. На рисунке 1 покажите стрелками и подпишите название следующих органов рыбы:
1.все непарные плавники рыбы;
2.чувствительный орган, воспринимающий движение и вибрации окружающей воды;
3. орган зрения
4. плоское кожистое образование, прикрывающее нежные жаберные лепестки рыб.
8.2. Назовите не менее двух приспособлений рыб к водной среде обитания.
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте текст и выполните задания.
- Лягушки – это большая группа животных, относящихся к группе примитивных наземных позвоночных животных, сохраняющих тесную связь с водной средой. (2) Лягушек легко отличить от других животных по внешнему виду – у них выпуклые глаза, большой рот, плотное туловище, короткие передние лапы и длинные задние, между пальцами имеются специальные перепонки, предназначенные для плавания, хвоста у взрослых лягушек нет.
(3) Кожа у этих животных всегда влажная, т.к. покрыта слизью, выделяемой кожными железами. (4) Окраска у лягушек может быть самой разнообразной – от буро-зеленой до ярко-красной. (5) Для лягушек характерно два вида дыхания – легочное и кожное. (6) На суше лягушка дышит при помощи легких, а под водой переходит на кожное дыхание. (7) Питаются лягушки в основном насекомыми – жуками, мошками, мухами, комарами и др. Но при случае могут съесть и маленькую рыбешку, улитку или паука. (8) При появлении мухи или другого насекомого, лягушка быстро выбрасывают свой клейкий язык, и жертва, приклеившись к нему, отправляется прямо в рот.
- В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что травяную лягушку относят к группе земноводных животных? Запишите номера выбранных предложений.
Ответ:____________________________________
- Сделайте описание ящерицы прыткой по следующему плану.
А) В сравнении с лягушкой хвост присутствует\ отсутствует
Ответ:____________________________
Б) Покровы тела.
Ответ:___________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________
В) Чем питается ящерица прыткая? (Приведите не менее двух примеров).
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий итоговой работы по биологии. Правильные ответы и критерии оценивания заданий с развернутым ответом
Выполнение каждого из заданий 1–9 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания. Полный правильный ответ на задания 2,7 оцениваются 2 баллами; Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. каждое из заданий 3-5 оценивается 3 баллами; задания 6, 8, 9 – 4 баллами. Максимальный балл за выполнение работы – 27.
Таблица для перевода первичных баллов
в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | менее 9 | 9-16 | 17-22 | 23-27 |
Таблица правильных ответов с критериями оценивания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине ЕН.02 Информатика
Материал предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины "Информатика". КИМ включают контрольные материалы для проведения промежуточно...
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету "Музыка" 5-8 классы.
Музыкальная викторина, тестирование Музыка программа Е.Д. Кридская, Г.П. Сргеева. 2019 год.Полный анализ представлен в прекрепленном документе.Пожалуйста смотрите, пользуйтесь....
Оценочно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Математика» (алгебра) 7 класс
Оценочно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Математика» (алгебра) 7 класс...
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _8_ класса
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _8_ класса. Содержит спецификацию контрольно–измерительны...
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _9_ класса.
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биология» для _9_ класса....
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биосфера и человечество» для _9_ класса
Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету «Биосфера и человечество» для _9_ класса...
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Основы компьютерной грамотности» 10-11 класс
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Основы компьютерной грамотности» образовательная область «Матема...