Предметная неделя. Биология
учебно-методический материал по биологии

Прошина Лариса Владимировна

Интеллектуальная игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnaya_nedelya_20.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная неделя по биологии (февраль 2020 г.)

«День российской науки. Биология».

Интеллектуальная игра

Цель: мотивировать учеников к изучению биологии, расширить кругозор учащихся.

Задачи:

  • Активизировать познавательный интерес к биологии;
  • Развивать познавательную активность, речь учащихся;
  • Развивать точность и быстроту ответов;
  • Развивать навыки коллективной деятельности.

Оборудование: карточки - задания  для команды; бланки для ответов команд; бланк подведения итогов для жюри.

Длительность: 45 минут.

Сценарный план мероприятия:

Ученик:    

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Учитель: Ребята, приветствую вас на мероприятии, посвящённом Дню российской науки! Не случайно мы начинаем со стихотворения М.В. Ломоносова. День российской науки как праздник, учрежден в 1999 году Указом Президента РФ. Памятной датой установлен день 8 февраля, так как именно 8 февраля в 1724 году, распоряжением Петра I, была учреждена Российская академия наук. Среди учёных академии был и великий Михаил Васильевич Ломоносов – великий ученый энциклопедист, без деятельности которого невозможно представить дальнейшего хода в истории науки и культуры всей страны. Ребята, а вы знаете, какое учебное заведение названо в честь М.В. Ломоносова?

Ученики: МГУ имени Ломоносова.

Учитель: Совершенно верно! Но сегодня мы с вами будем говорить о конкретной науке – о биологии, поскольку это наука о жизни. Скажите, почему важно знать биологию? Пригодятся ли знания биологии в повседневной жизни?

Ученики: По очереди говорят о значении знаний биологии в жизни человека.

Учитель: Молодцы! Вы все абсолютно правы. И сейчас мы приступим к самой интересной части мероприятия – к игре

Учитель: Итак, правила игры. Ведущий читает вопрос, командам дается 10 секунд на размышление. Ответ записывают на листочек, после передают в жюри  и ведущий читает правильный вариант ответа. (Раздает бланки ответов). Готовы? Объявляю игру открытой!

Викторина «эрудит»

1. Как действуют инсулин и адреналин на уровень содержание сахара в крови? Ответ: Инсулин уменьшает, а адреналин увеличивает содержание сахара в крови.

2. В глазном яблоке  есть двояковыпуклое округлое образование. Его называют биологической линзой. Что это за образование? Ответ: хрусталик.

3. Эти сосуды несут ярко-алую субстанцию от главного мышечного органа человека. Что это за сосуды? Ответ: артерии.

4. Роберт Гук, используя первые увеличительные приборы, увидел полые «мешочки». Что увидел учёный? Ответ: клетки.

5. Ее использует водитель для передвижения, а терапевт для фиксации перелома. Ответ: шина.

6. С помощью этих мышц мы даем понять человеку о своём настроении. Как называют эти мышцы?  Ответ: мимические.

7. Эту систему можно назвать рыцарем, так как она храбро защищает нас от болезнетворных организмов. Ответ: иммунная.

8. Эти вещества белковой природы. Они способны ускорить почти любой процесс. Ответ: ферменты.

9.Альпинист, который пробыл некоторое время на большой высоте, чувствует себя там удовлетворительно. С какими изменениями в организме это связано? Ответ: Увеличивается количество эритроцитов; улучшается снабжение организма кислородом.

10. Они встречаются и среди людей, и среди животных. И в Африке, и в США. Одни считают их особенными, а другие – смертельно больными. Их можно легко узнать по цвету. Ответ: альбиносы.

11. В организме человека их можно собрать вместе, вытянуть в одну линию, что можно этим опоясать весь земной шар по экватору 2,5 раз. Что это? Ответ: капилляры.

12. Комары анофелесы передают эту болезнь при укусах. Паразиты разрушают эритроциты, вызывая анемию. Название болезни исходит из Италии и означает «плохой воздух».  Ответ: Малярия.

13. Эти люди все чаще встречаются в нашей жизни. Одни их поддерживают, а другие не понимают их предпочтения. Этих людей трудно узнать в толпе, но легко узнать на званом ужине. Ответ: вегетарианцы.

«Загадки черного ящика»

1. В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему присваивали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим слушателям строение Вселенной, то есть он служил наглядным пособием. (Лук)

2. В первой половине 17 века русский посол передал монгольскому хану от царя Михаила Федоровича сто соболей. Монгольский хан в ответ передал русскому царю четыре пуда сухих листьев, на что царь обиделся: он дарит соболей, а в замен получает сухие листья, хан понял свою ошибку и отправил в Москву своего мастера с подарком о каких листьях идет речь? (о чае)

3. Этот гриб помог избавиться Владимиру Мономаху от рака губы. Ответ: Чага

4 Почему, испугавшись чего-нибудь лошадь, начинает фыркать? Ответ: Она имеет очень острое обоняние и, отфыркиваясь прочищает свой нос, чтобы быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает.

5. Почему лоси могут бегать по таким болотам, где любое другое животное такого же веса неминуемо увязнет? Ответ: Они имеют по два копыта на каждой ноге, между которыми натянута перепонка. Во время бега копыта раздваиваются, перепонка натягивается, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.

6. Герои романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта» только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не8 съедобно «Быть может, оно слишком долго лежало?»- озадаченно спросил один из них. Что ответил Паганель? Ответ: « Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало»- ответил Паганель. Мясо гуанако, убитого во время бега, несъедобно из-за молочной кислоты, накапливающейся в мышцах во время работы.

7. Долгое время не давали покоя человечеству «крокодиловы слёзы». Правда ли, что крокодилы льют слёзы? Ответ: Крокодилы напрочь лишены сентиментальности. Вместо того чтобы плакать, эти кровожадные звери глазами потеют.

8.Чтобы сохранить птиц в музее, из них делают чучела. Но в наших лесах обитает одна птица, которую не нужно препарировать. Она и так пролежит лет 15-20 и не испортится. Что это за птица? Ответ: Это клёст. Тело этой птицы так пропитывается смолой к старости, что многие годы не поддаётся гниению.

9.Плод этого растения - необходимая и, к тому же, излюбленная пища многих итальянских певцов. Любят его за то, что он чистит и снимает воспаление с голосовых связок. Что в ящике? Ответ: Банан.

10.Французские врачи советуют употреблять её при 75 основных и 35 сопутствующих заболеваниях. Это содержит почти весь набор витаминов, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма. Что это? Ответ: Капуста.

3) каждой команде предлагаются карточки с заданиями. Один из команды должен пантомимой показать другим командам предмет или явление, а те должны угадать.

- раскрытие цветка,

- охота львов,

-запас пропитания на зиму у грызунов

- пастьба растительноядных животных.

Учитель: Ну а пока жюри подсчитывает ответы и выбирает команду-победительницу, вопросы болельщикам.

Викторина «Что внутри нас» - Кто быстрее ответит? 

 Переведите на греческий язык «рассечение». (Анатомия.)

 Как называется работа органов речи для произведения звуков? (Артикуляция.)

 Что у человека может осипнуть? (Голос.)

  «Горловая пробка» при сильном волнении – это? (Ком.)

 Что сильно затруднено при ангине? (Глотание.)

 Защитник дыхания от глотания – это? (Надгортанник.)

 Что воспринимают хеморецепторы носа человека? (Запах.)

 Как называется простуда носа? (Насморк.)

 Какое чувство отшибает насморк? (Обоняние.)

 Что является объектом исследования в ринологии? (Нос.)

1. Почему канарейку называют канарейка? (Она привезена с Канарских островов)

2.Где находится орган вкуса у бабочки? (На ногах)

3. Это растение замачивают, мнут, режут, бьют. Что это за растение? (Лён)

4. Какая рыба водится в красном море? (Там рыбы нет из-за перенасыщенности солей)

5.На каком континенте нет рек? (Антарктиде)

6.Кто трижды родился, прежде чем стать взрослым? (Бабочка-яйцо, личинка, куколка.)

9. Как узнать о приближающемся дожде? (Многие насекомые прячутся – муравей, пчела)

10. Самая большая птица. (Африканский страус)

Учитель: Жюри уже подсчитало все баллы и готово объявить победителя. (Объявляет победителя).награждения.

Учитель: Ребята, спасибо за работу и за подготовку к мероприятию! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная неделя биологии

Данная работа содержит разработку мероприятия ко Дню птиц...

предметная неделя биологии и химии

мероприятия предметной недели биологии и химии...

предметная неделя биологии и химии

материалы проведения предметной недели по биологии и химии...

предметная неделя биологии и химии

материал для внеклассного мероприятия...

предметная неделя биологии и химии

материяал по биологии для внеклассного мероприятия...

План мероприятий предметной недели биологии, географии, экологии.

(с 25-30 ноября 2013г)Дата проведенияМесто проведенияМероприятие.Ответственные.25.11.Кабинет 47. Оформление стенда« Занимательная география » и «Будьте здоровы». Фото конкурс «Окно в природу» наш...

Отчет о проведении мероприятия "Предметная неделя биологии"

Предметная неделя биологии, химии, физики и географии. Викторина по биологии «Хочу все знать»8 «А» класс. Учитель-Чайченко Т.АУчащиеся отвечали на вопросы в 2 тура. Победители 1 тура состяза...