Открытый урок по биологии в 6 классе по теме: "Цветок и его строение"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Тема

Цветок и его строение.

Цель

На основе изучения строения цветка выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций.

Задачи

Образовательные:  изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях.
Развивающие:  продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с текстом  учебника, формировать  навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами, самостоятельно действовать в соответствии с инструкцией.

Воспитательные: продолжить воспитание интереса к предмету, совершенствовать  навыки коммуникативного общения в группе; развитие чувства прекрасного.

 

УУД

Личностные УДД:

  • Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
  • Оценивать собственный вклад в работу группы.

Регулятивные УУД:

  • Определять цели и задачи урока.
  • Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  • Определяют критерии изучения цветка.

Коммуникативные УУД:

  • Работать в группах по обсуждению информации.
  • Слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  • Выражать свои мысли и идеи.
  • Продолжить формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

 

Познавательные УУД:

  • Работать с моделями цветков, текстом учебника.
  • Находить отличия.
  • Работа с информационными текстами.
  • Объяснение значения новых слов.
  • Анализировать, сравнивать и выделять признаки.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать строение и функции цветка.

Уметь  объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией;

Уметь понимать смысл биологических терминов: цветок, цветоложе, цветоножка, венчик, чашечка, пестик, тычинка, околоцветник, двудомные и однодомные растения.

Метапредметные:  учащиеся должны  уметь определять существенные признаки объекта; действовать в соответствии с инструкцией.

Основные  понятия

Цветок; пестик; тычинка; лепестки;  венчик; чашелистики; чашечка; цветоножка; цветоложе; околоцветник простой; околоцветник двойной; тычиночная нить; пыльник; рыльце; столбик; завязь; семязачаток; растения однодомные и двудомные.

Ресурсы:

  • основные
  • дополнительные

ноутбук, проекционное оборудование,  презентация «Строение цветка», кроссворд «Мифы и легенды о цветах»;  муляжи цветков «Модель цветка яблони», «Модель цветка капусты», «Модель цветка гороха», «Модель цветка тюльпана»;  таблица «Строение цветка», учебник  «Биология» 6 класс под редакцией В.В.Пасечник,   раздаточный материал «Строение цветка»,  цветущие комнатные растения.

 

Формы урока

Индивидуальная, парная, групповая, работа с текстом.

Методы изучения

Словесные, наглядные, практические

Технология

Системно - деятельностная с элементами   кейс-технологии

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_6_klasse_po_teme_tsvetok_i_ego_stroenie.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого  урока биологии в 6 классе по теме «Цветок и его строение»

Тема

  1. Цветок и его строение.

Цель

На основе изучения строения цветка выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций.

Задачи

Образовательные:  изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях.
Развивающие:
 продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с текстом  учебника, формировать  навыки работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами, самостоятельно действовать в соответствии с инструкцией.

Воспитательные: продолжить воспитание интереса к предмету, совершенствовать  навыки коммуникативного общения в группе; развитие чувства прекрасного. 

УУД

Личностные УДД:

  • Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
  • Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
  • Оценивать собственный вклад в работу группы.

Регулятивные УУД:

  • Определять цели и задачи урока.
  • Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  • Определяют критерии изучения цветка.

Коммуникативные УУД:

  • Работать в группах по обсуждению информации.
  • Слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  • Выражать свои мысли и идеи.
  • Продолжить формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

  • Работать с моделями цветков, текстом учебника.
  • Находить отличия.
  • Работа с информационными текстами.
  • Объяснение значения новых слов.
  • Анализировать, сравнивать и выделять признаки.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать строение и функции цветка.

Уметь  объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией;

Уметь понимать смысл биологических терминов: цветок, цветоложе, цветоножка, венчик, чашечка, пестик, тычинка, околоцветник, двудомные и однодомные растения.

Метапредметные:  учащиеся должны  уметь определять существенные признаки объекта; действовать в соответствии с инструкцией.

Основные  понятия

Цветок; пестик; тычинка; лепестки;  венчик; чашелистики; чашечка; цветоножка; цветоложе; околоцветник простой; околоцветник двойной; тычиночная нить; пыльник; рыльце; столбик; завязь; семязачаток; растения однодомные и двудомные.

Ресурсы:

  • основные
  • дополнительные

ноутбук, проекционное оборудование,  презентация «Строение цветка», кроссворд «Мифы и легенды о цветах»;  муляжи цветков «Модель цветка яблони», «Модель цветка капусты», «Модель цветка гороха», «Модель цветка тюльпана»;  таблица «Строение цветка», учебник  «Биология» 6 класс под редакцией В.В.Пасечник,   раздаточный материал «Строение цветка»,  цветущие комнатные растения.

Формы урока

Индивидуальная, парная, групповая, работа с текстом.

Методы изучения

Словесные, наглядные, практические

Технология

Системно - деятельностная с элементами   кейс-технологии

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учеников

Деятельность
учителя

Организационный момент
Время:

Приветствуют учителя

Самоконтроль (проверка наличия учебника, тетради, дневника, ручки)

Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока

Настраиваю учащихся на серьезную, вдумчивую работу.

Исэнмесез,  укучылар. Кэефлэрегез, хэллэрегез  ничек? Дэрестэ барыгыздамы?

Авырап калучылар юкмы?

Актуализация знаний

Время:

Отвечают на вопросы

Проверяю наличие и качество знаний учащихся, необходимых для восприятия нового материала по вопросам:  (слайд 2)

1) Назовите органы растения.

2) Какие органы относят к вегетативным, а какие - к генеративным? Какую функцию они выполняют?

3)На прошлом уроке мы проходили тему видоизмененные побеги, это генеративные или вегетативные органы растения. Почему они относятся к вегетативным, потому что на стебле образуются почки и листочки.

Мотивация урока 

(индуктор – начало, мотивирующее творческую деятельность учащихся)

Время:

Решают кроссворд

Сверяют ответы

Формулируют тему урока

У вас на столах карточки с кроссвордом  «Мифы и легенды о цветах». Если задания выполнены правильно, то в выделенном столбце по вертикали вы получите название темы, с которой нам предстоит сегодня  познакомиться на уроке. (Приложение 1)

-Кто из вас разгадал кроссворд? Сверьтесь с ответами (слайд 3)

-А теперь сформулируйте тему урока.

Изучение нового материала
Время:

Учащиеся ставят цели с помощью учителя

Записывают тему урока в тетрадь.

 Отвечают на вопросы

Ребята делают вывод о необходимости дополнения и расширения знаний о строении цветка

Индивидуальная работа  с учебником. Проверяют правильность выполнения задания

Работа в группах.

Получают карточки, готовятся работая с учебником, моделями цветков, выполняют  творческую работу, представляют результаты своей работы

Слушают объяснение учителя

Индивидуальная  работа Составляют формулу цветка

Мы сегодня будем говорить о генеративном органе - цветке. Давайте подумаем, что мы сегодня должны узнать о цветке? (слайд 4).

Цель урока:

  • Изучить строение цветка
  • Изучить  виды цветков
  • Раскрыть биологическое значение частей цветка.

Беседа по вопросам:

-У всех ли растений образуются цветки? (Ответы детей)

-Как называются растения имеющие цветки? (Ответы детей).

Вывод: Цветки образуются только у цветковых растений.

-Как вы думаете, что такое цветок? (отвечают). Хорошо.

Теперь давайте проверим ваше предположение. Откройте учебник стр 58, §11 (в новых учебниках), стр 125 п.28 (в старых учебниках), внимательно прочитайте первый абзац. А теперь скажите  что  же такое цветок?

Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок  может располагаться как на верхушке главного побега, так и на боковом побеге.

- Из какой почки развивается цветок? (Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки).

-Что развивается из цветка? (Из цветка образуется плод с семенами).

-Каково значение цветка в жизни растений? (Семенное размножение).

 Учитель: Ребята, обратите внимание на выставку под названием «Цвети мой Татарстан» благодаря вам создана эта выставка рисунков. Скажите что за растения вы нарисовали? Эти растения вошли в Красную книгу РТ и  РФ (задание  опережающее). В Алькеевском районе есть памятник природы это Татарско-Ахметьевское болото, который очень богат разнообразием растений. И многие цветковые растения охраняются.  (слайд №6-10)

Молодцы! Сравните ваши рисунки с таблицей «Строение цветка».

- Какой вывод вы сделали? (ответы детей).

-Все ли цветки одинаковы?  Что у них общего и в чем различие? (слайд № 11).

(ответы детей).

Да, действительно, цветки отличаются большим разнообразием в окраске, форме  и размерах. Самые крошечные цветки у рясковых, диаметр их  цветков около 1 мм, а самые крупные цветки диаметром от 60 см до 1 м и массой около 6 кг  у тропического растения-паразита раффлезии Арнольда,  который можно найти  Индонезии на острове Суматра.

Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство.  У всех растений есть цветоножка и цветоложе.

Цветоножка. Что это? (Дети зачитывают ). Цветоножка - это часть побега, на котором расположен цветок.  Есть растения, которые не имеют цветоножки – это клевер.

Цветоложе. Почему оно так называется? (Дети зачитывают)  Верхняя расширенная часть цветоножки, осевая часть цветка на которой расположены остальные его части (чашелистикилепесткитычинкипестики).

Эйдэгез эле укучылар эз генэ ял итеп алыйк— « Суперфизминутка»

Учитель: Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Дальнейшее знакомство со  строением  органов цветка мы продолжим,  работая в группах. У каждой группы есть свое задание. Вы выполняете его по определенному алгоритму.  Вам дается 7 минут, после чего каждая группа поделится своей информацией. Ребята время пошло.

Обсуждение для каждой группы:

1 группа «Околоцветник»  (слайд №12 ) 

1.Прочитайте текст  «Околоцветник двойной и простой» на стр. 126 § 28, изучите  информацию Карточки № 1

Ответьте на вопросы:

2. Из чего состоят чашечка, венчик, околоцветник?

3. В чем отличие двойного от простого околоцветника? Подумайте, какую роль выполняет околоцветник?

4.Найдите на модели цветка чашечку, венчик. Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию цветка с  простым и двойным околоцветником.

2 группа «Тычинки и пестик» (слайд № 13 )

1.Прочитайте текст  «Строение тычинки и пестика» на стр. 127 § 28, изучите  информацию Карточки № 2

2.Опишите строение тычинки и пестика.

3.Найдите на модели цветка тычинки и пестик. Какая часть будет являться мужской, а какая – женской? С помощью каких символов их обозначают? Почему их называют главными частями цветка?

4. На схеме строения цветка закрасьте пестик, тычинки, чашелистики.

3 группа  «Цветки  правильные и неправильные» (слайд № 14)

1.Прочитайте текст  «Цветки правильные и неправильные», на стр. 126 § 28, изучите  информацию Карточки № 3.

2.Опишите строение правильных неправильных  цветков?

3.Что такое правильные и неправильные цветки? Приведите примеры правильных и неправильных цветков.

4.Определите, какой цветок представлен на вашей модели цветка? Из имеющихся заготовок частей цветка составьте аппликацию  правильного  и неправильного цветка.

4  группа  «Растения однодомные и двудомные» (Слайд № 15 )

1.Вспомните, как летом одни тополя все покрыты белым пухом, а на других - пуха нет.

2.Прочитайте текст «Однодомные и двудомные растения» на стр. 127 § 28, изучите информацию Карточки № 4. Ответьте на вопрос: « Чем однодомные растения отличаются от двудомных»?

3. Почему нельзя сажать раздельно мужские и женские растения? Подумайте, где могут нам пригодиться знания об однодомных и двудомных растениях?.

4. Определите  однодомные и двудомные растения

Отчет групп о проделанной работе.

Учитель: Молодцы. Вы хорошо поработали. Продолжаем разговор о строении цветка.. Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу  цветка. Формула цветка – это запись в виде условных обозначений, с помощью которой легко понять о цветке какого строения идет речь.  Для составления формулы цветка используют следующие обозначения: (слайд № 16)

Ч— чашечка,
Л— лепестки,
Т— тычинка,
П— пестик,1 – неправильный цветок,
* - правильный цветок,
♀- пестичные (женские) цветки,
♂- тычиночные (мужские) цветки,

- обоеполые цветки,
( ) – сросшиеся части цветка,
цифры – количество частей цветка,
 ∞ - число частей цветка больше 12.

Формула цветка вишни:*Ч5Л5Т∞ П1
Давайте вместе с
оставим формулу цветка тюльпана - обоеполый цветок, правильный, О3+3 Т3+3П1 (слайд №17)

Закрепление  нового материала

Работа в группах, выполняют

Л/р «Строение цветка»,

самопроверка

Фронтальный опрос

Слушают и осознают вывод урока. Переводят знания в убеждения.

Успех овладения темой урока мы подтвердим, выполнив правильно следующие задания:

Лабораторная работа № 9 «Строение цветка»

Цель: Изучение строения цветка.

Оборудование: раздаточный материал « Строение цветка»

                                     Инструктивная карточка

 1. Рассмотрите цветок под лупой.

2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.

3. Расчлените цветок. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.

Строение цветка фиалки (петунии)

Части цветка

Число частей цветка

Цветоножка

Цветоложе

Чашелистики

Лепестки венчика

Тычинки

Пестики

Изучение моделей цветков для 2 групп(тюльпан, яблоня), фиалка цветущая и герань цветущая.

Вторичное закрепление: (слайд № 19)

А) Дополните предложения: 

1) Лепестки и чашелистики образуют – (околоцветник).

2) Главные части цветка – (пестик и тычинки).
3) Пестик состоит из трех частей – (
рыльце, столбик и завязь).
4) Тычинка состоит из –
(пыльника и тычиночной нити).
5) Цветок считают репродуктивным органом растения, потому что – (
из его образуется плод и семена).

Вывод урока: Мы сегодня много говорили о цветках растений. Давайте подведем итоги:

1) Цветок – это видоизмененный укороченный побег, репродуктивный орган растения. 
2) Главные части цветка – пестик и тычинки.
3) Каждый цветок имеет ряд приспособлений для привлечения насекомых-опылителей, без которых невозможно было бы образование плодов и семян.

Рефлексия

Учащиеся высказывают свои мнения

  1. Достигли ли вы поставленной цели урока? В какой степени?
  2. Что вы для себя узнали нового на уроке?
  3. Что вас удивило?

Задание на дом 

Акцентируют внимание на домашнем задании.

  Записывают в дневник.

Обязательное для всех: §28 (п.11), повторить термины  (слайд № 20)

Подготовить сообщение на тему: «Цветы на гербах разных стран»

Итог урока

Самооценка  

своей работы на уроке

   

Оцените свою работу на уроке, поставь баллы от 1 до 5 за работу на уроке:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок с элементами лабораторной работы по теме: "Цветок, его строение и значение. Соцветия"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению материала о цветке, соцветии;совершенствовать умения работать с текстом учебника, натуральными об...

проверочная работа по биологии 6 класс по теме "Цветок. Плод"

Данная работа содержит подбор заданий различного уровня для проведения проверочной работы по биологии в 6 классе (УМК Пасечника) по теме "Цветок. Плод"...

конспект открытого урока по биологии 6 класс "Внешнее строение листа"

конспект открытого урока по биологии 6 класс "Внешнее строение листа"...

конспект открытого урока по биологии 5 класс "Строение клетки"

конспект открытого урока по биологии 5 класс "Строение клетки"...

Открытый урок по биологии 10 класс "Строение клктки. Клеточная мембрана. Ядро".

Тема: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро». Цель: Изучить строение и функции клеточной мембраны, углубить представления о ядре в растительной и животной клетки. Задачи:Уче...