Программа курса по выбору Экология 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс)

Баранчикова Галина Александровна

программа курса по выбору для 10 класса  Экология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_po_vyboru_ekologiya_10_klass.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа   курса по выбору    « Экология »

 

        Рабочая программа   курса по выбору  «Экология» для 10 класса  составлена на основе авторской программы  Черновой Н.М., Галушина В.М., Константинова В.М.   «Экология» и обеспечивается учебником  «Экология »  для 10-11 классов, авторы:  Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов, М: Изд-во «Дрофа» .

       Программа составлена  из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).

 Цель:

-формирование научного, экологического мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах; а также развитие экологического мышления, стимулирование желания и повышение мотивации учащихся к самостоятельному изучению и расширению знаний по экологии своего края и страны.

Задачи:

- подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути;

- обучающиеся должны научиться, самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни, за рамками учебного процесса;

- экологическое воспитание и развитие обучающихся;

- заложить фундамент для дальнейшего совершенствования экологических знаний и способствовать безопасному поведению в окружающей среде, бережному отношению к ней;

- воспитание убежденности в позитивной роли экологии в жизни современного общества, необходимости экологически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

 Планируемые результаты.

Личностные результаты:

• - знание основных экологических принципов и правил отношения к живой

природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

• - сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на  изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым  объектам;

• - формирование личностных представлений о целостности природы, осознание  значимости и общности глобальных экологических проблем человечества;

• - формирование основ экологического сознания на основе признания ценности  жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД:

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

• Строить обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-

следственных связей.

• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать  информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск  информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать  её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в

совместной деятельности;

Регулятивные УУД.

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта

выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Предметные результаты.

Выпускник научится:

• оценивать роль экологических открытий и современных исследований в развитии  науки и в практической деятельности людей;

• оценивать роль экологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития экологии;

• устанавливать и характеризовать связь основополагающих экологических понятий  (популяция, вид, экосистема, биосфера);

• обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя  экологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы бисферы;

• выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

• обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

• характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

• устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

• составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания),

прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

• аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и  поведению в природной среде;

• обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

• представлять экологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать  график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

• объяснять роль экологии в формировании современной естественнонаучной картины  мира, в практической деятельности людей; роль организмов в экосистемах, взаимосвязи организмов и окружающей среды, биологическое разнообразие в сохранении биосферы; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных особей и видов в экосистеме;

• анализировать и оценивать воздействие факторов среды на организмы и организмов на среду;

• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по экологии (или разрабатывать индивидуальный проект);

• выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию;

• проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

• представлять продукт своих исследований;

• прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

• выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных;

• изображать циклы развития в виде схем; анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в экологии и медицине;

• аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

• моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

• выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

• использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и

повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс  ( 34 ч )

Экология

  Экологические связи человека ( 8 ч)

Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные особенности экологических связей человечества: овладение дополнительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.

Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирование техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические последствия возникновения и развития системы государств.

Масштабы экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильности. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные экологические кризисы.

Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле. Первостепенное значение природных взаимосвязей. Необходимость включения продуктов и отходов производства в глобальные круговороты веществ. Опережающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической  нестабильности.   Необходимость  разумного регулирования потребностей людей.

  Экологическая демография ( 7 ч )

Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение человеческой деятельностью. Способность человечества существенно расширять экологическую емкость среды своего обитания. Значение этого уникального качества для демографии человека. Фактический рост численности человечества.

Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные особенности демографических процессов, их различия и возможные последствия. Активная демографическая политика. Планирование семьи, ее особенности в разных странах.

Особенности демографических процессов в России. Причины и возможные последствия сокращения численности населения России. Формы его предотвращения и их эффективность.

Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи: демография и благосостояние, образование, культура. Возможности и перспективы управления демографическими процессами. Оценка вероятности достижения относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его достижения.

Концепция устойчивого социально-экологического развития. Ноосфера: ожидания и реальность. Всемирная экологическая программа на XXI век. Необходимость всеобщей экологической грамотности. Экологическое мировоззрение как предпосылка эффективного решения природоохранных задач на местном, региональном и глобальном уровнях. Экологическая этика. Экологическое образование и воспитание в разных странах. Международное сотрудничество в формировании экологического мировоззрения.

  Экологические проблемы и их решения

(15 ч + 1 ч экскурсия + 3 ч лабораторная работа)

Природа Земли — источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономический, социально-политический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный, научно-познавательный. Правила и принципы охраны природы. Охрана природы в процессе ее использования. Правило региональности. Охрана одного природного ресурса через другой. Правовые основы охраны природы.

Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект. Проблемы озонового экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах и промышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная технология.

Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности.

Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.

Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное использование и охрана земель.

Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов. Охрана и рациональное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга РСФСР, их значение в охране редких видов растений.

Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство. Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих. Редкие и вымирающие виды животных, занесенные в   Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класса

1час в неделю – 34 часа в год

№ урока

Тема урока

Дата проведения

 Примечания

  Экологические связи человека

1

Человек как биосоциальный вид.

2

Особенности пищевых и информационных связей человека.

3

Использование орудий и энергии.

4

История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды.

5

История развития экологических связей человечества. Человек разумный.

6

История развития экологических связей человечества. Современность.

7

История развития экологических связей человечества. Будущее.

8

Повторение  по теме: «Экологические связи человека».

  Экологическая демография

9 - 10

Социально – экологические особенности демографии человечества.

11

Рост численности человечества.

12

Социально-географические особенности демографии человека.

13 - 14

Демографические перспективы.

15

Повторение по теме: «Экологическая демография».

  Экологические проблемы и их решения

16-17

Современные проблемы охраны природы.

18-19

Современное состояние и охрана атмосферы.

20

Лабораторная работа № 1 по теме: «Определение загрязнения воздуха в городе».

21-22

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

23

Лабораторная работа № 2 по теме: «Определение загрязнения воды».

24

Использование и охрана недр.

25

Экскурсия на предприятие  лесоперерабатывающей промышленности.

26

Почвенные ресурсы, их использование и охрана

27

Лабораторная работа № 3 по теме: «Наблюдение за различными видами  эрозии почв».

28-29

Современное состояние и охрана растительности.

30-31

Рациональное использование и охрана животных.

32

От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.

33

Экология и здоровье.

34

Повторение по теме: «Экологические проблемы и их решения».

Итого: 34 часа

Экскурсия – 1 час

Лабораторная работа – 3 часа

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.В.Н.Кузнецов. Программо-методические материалы: Экология. 5-11 классы. М.: Дрофа,2000

2.Чернова Н.М., Галушин А.М., Константинов В.М. Основы экологии. 10 (11) класс.М.: Дрофа,2010

3. Дудкин О.П. Основы экологии 11 класс: Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой, В.М. Галушина, В.М. Константинова. Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.

4. Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику/ под ред. Н.М. Черновой «Основы экологии». 10-11 класс. М.: Дрофа, 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору для 9 класса "Экология человека"

В настоящее время, очевидно, что  человечество   вступило   в  критический  период  своей  истории – эпоху  экологического  кризиса,...

Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»

Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Программа курсов по выбору экология в фольклоре коми

Освоение детьми фольклора дает им возможность лучше понять и узнать историю своего народа, родного края, глубже прочувствовать значение понятия “Малая родина”.Введение в преподавание биоло...

Рабочая программа курса по выбору "Параметры" 10класс

Рабочая программа курса по выбору "Параметры" 10класс...