Программа курсов по выбору экология в фольклоре коми
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Освоение детьми фольклора дает им возможность лучше понять и узнать историю своего народа, родного края, глубже прочувствовать значение понятия “Малая родина”.

Введение в преподавание биологии и экологии местного материала позволяет обеспечить изучение животного, растительного мира, природных сообществ родного края. В связи с этим занятия курса должны нести информацию о многообразии и специфичности флоры и фауны, истории родного края, народном творчестве. 

Патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности очень важны. Изучение местного материала развивает любовь к творчеству народа, уважение к старшим и младшим, бережное отношение к природе, любовь к родным, трудолюбие, интерес к жизни предков, его обрядам и праздникам.

 

Особенность данной программы:  знакомство с основами экологических знаний на краеведческом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_folklor.docx25.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ» с.Пожег

                                    Программа

курсов по выбору

Экология в фольклоре Коми

(для учащихся 8-9 классов)

Автор- Мартюшева Ольга Михайловна,

Учитель биологии и географии

с.Пожег

Пояснительная записка

Освоение детьми фольклора дает им возможность лучше понять и узнать историю своего народа, родного края, глубже прочувствовать значение понятия “Малая родина”.

Введение в преподавание биологии и экологии местного материала позволяет обеспечить изучение животного, растительного мира, природных сообществ родного края. В связи с этим занятия курса должны нести информацию о многообразии и специфичности флоры и фауны, истории родного края, народном творчестве. 

Патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности очень важны. Изучение местного материала развивает любовь к творчеству народа, уважение к старшим и младшим, бережное отношение к природе, любовь к родным, трудолюбие, интерес к жизни предков, его обрядам и праздникам.

Особенность данной программы:  знакомство с основами экологических знаний на краеведческом материале.

Актуальность программы обусловлена острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности через фольклор родного края.

Значимость программы  видится в том, что традиционная культура рассматривается с точки зрения экологии, без которого общество не может развиваться.

Новизна программы состоит в образовательных технологиях, позволяющих достичь оптимального результата за минимальное количество часов. Обучение по программе организовано с учётом событий коми календаря (праздников и обрядов), при этом опирается на закономерности экологии растений и животных  , которые в своем единстве формируют ее содержательную и методическую части развития экологических знаний.

Цель: помочь увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить ее эмоциональное и нравственное воздействие, формировать творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений , формировать экологическую культуру.

В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:

-пропаганда экологических знаний;

-углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний об экологии и знаний о фольклоре коми;

 - формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

 - воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.

Программа реализуется в следующей логической последовательности: вначале теоретический материал в виде рассказов, бесед, мини-лекций; затем выполнение исследовательских  работ обучающихся, экскурсия, оформление результатов выполненных работ.

Программа рассчитана на 8 часов.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что по окончанию обучения по данной программе учащиеся достигнут следующих образовательных результатов:

  1. Предметные результаты:

-расширить знания о многообразии живых организмов республики Коми;

-умение вычленять из фольклорных материалов экологических знаний.

  1. Метапредметные результаты:

- способность ориентироваться  в мире экологических ценностей;

- способность к работе в команде, к сотрудничеству;

- способность выстраивать свою жизнедеятельность с учетом норм и правил экологической этики и умение транслировать эти модели на окружающих;

- способность к работе с источниками информации, описанию, выдвижению гипотез, анализированию, обобщению;

- умение писать отчет по теме исследования (проекта), публично представлять и защищать результаты работы.

   

   3.Личностные результаты:

- способность идентифицировать себя как гражданина России, Республики Коми, как части природы;

- устойчивое ценностное отношение к природным богатствам;

- сформированность основ культуры экоповедения и культуры научного исследования.

Учебно-тематический план

занятия

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Раздел 1.Введение.

1

1

Как человек познает свой край.  

1

Раздел 2.История края, в котором я живу

6

2

Край, в котором я живу

1

3

Природа в легендах, народных праздниках и промыслах Коми.

1

4

Лес, традиционное  лесопользование.  

1

5

Охотничьи обряды Коми.

1

6

Народные традиции охраны природы.

1

7

Мой край сегодня

1

Раздел 3.Учусь познавать экологию через фольклор  : изучаем, оцениваем, улучшаем

1

8

Аукцион идей

1

Всего-8 часов.

Содержание курса

Раздел 1

Введение. (1час)

Тема 1. Как человек познает свой край.  Знакомство с курсом «Экология в фольклоре Коми», объяснение терминов фольклор, экология.  Как человек познает окружающий мир. Способы познания. Культура: искусство, религия, наука, формы отражения взаимоотношений природы, человека, общества. Отражение природы Коми в фольклоре.

Раздел 2

История края, в котором я живу (6 часов)

Тема 1. Край, в котором я живу (история освоения и заселения территории Коми). Географическое положение территории, района . Природные условия как фактор освоения территории. Легенды об освоении Коми края.  Природопользование и его особенности в разные исторические эпохи.

Тема 2. Природа в легендах, народных праздниках и промыслах Коми. Красота и гармония природы Коми. Значение уникальности местной природы в жизни людей, населяющих Коми. Особенности быта и культуры местного населения. Языческие праздники.  Сказки, загадки и легенды жителей верхней Вычегды о природе. Мотивы природы в народных промыслах края (резьба по дереву,  вышивка...).

Тема 3. Лес, традиционное  лесопользование.  Экосистема, ее состав. Лес как экосистема. Глобальные, экологические и жизнеобеспечивающие функции леса. Традиционное лесопользование. Особенности традиционного коми жилища. Лесные ООПТ республики. Лесные заказники. Лесные памятники природы. Девственные леса Коми.

Тема 4. Охотничьи обряды Коми.

Коми промысловый календарь. Охотничьи обряды. Легенда о Йиркапе.

Тема 5. Народные традиции охраны природы. Язычество о правилах взаимоотношения человека с окружающей средой. Народные формы охраны природы. Языческие культы. Культ растений. Культ воды. Культ леса. Васа, Ворса.

Тема 6. Мой край сегодня. Природно-ресурсный потенциал края на современном этапе. Усиление хозяйственного воздействия на природу . Основные типы современного природопользования. Природа и человек- единство или борьба.

Раздел 3.

Учусь познавать экологию через фольклор  : изучаем, оцениваем, улучшаем (4 часа)

Тема 1. Аукцион идей. Защита исследовательских работ. Как обеспечить экологическую безопасность в современности используя знания наших предков.

Литература для педагога

  1. Алексеев С.В. К вопросу о культуре устойчивого развития и ее оценке. // Биология в школе. – 2015. - № 3. – С. 47-57.
  2. Атлас Республики Коми. – М.: Феория, 2011. – 448 с.: ил., карт.
  3. Исследовательская работа школьников. // Научно-методический и информационно-публицистический журнал 26 (4) 2008. 277 с.
  4. Колесникова, И.А., Воспитание исследователей природы. // Внешкольник. Дополнительное образование и социальное воспитание детей и молодёжи. Информационно-методический журнал. № 2 (131) 2009.  С – 24.
  5. Красная книга Республики Коми / Под. Ред. А.И. Таскаева. Сыктывкар, 2009. 791 с.
  6. Филлипова В.В. Фольклор народа коми: Хрестоматия. – Сыктывкар, 2007. – 220 с.
  7. http://kravchenko2.ucoz.ru/PEDopit/olis-vylic_mojd.pdf
  8. http://foto11.com/komi/art/oral/legends2_rochev.shtml
  9. Учебное пособие: Заповедная школа.

Литература для учащихся

Литературные источники подбираются педагогом индивидуально для каждого учащегося в зависимости от выбранной темы исследования.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору для 9 класса "Экология человека"

В настоящее время, очевидно, что  человечество   вступило   в  критический  период  своей  истории – эпоху  экологического  кризиса,...

Рабочая учебная программа курса по выбору «Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека.»

Программа курса рассчитана на 13 часов. Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населённые пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным располож...

Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »

« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни.  В ра...

Программа курса по выбору для учащихся 9 кл. "Способы и методы решения нестандартных задач школьного курса математики"

Данная программа для учащихся 9 класса относится к группе занятий в системе дополнительного образования, которые предназначены как для дополнения знаний учащихся, полученных ими на уроках, так и для и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Программа курса по выбору Экология 10 класс

программа курса по выбору для 10 класса  Экология...