Повышение эффективности вегетативного размножения лилий
статья по биологии (7 класс)

Артамонов Евгений Михайлович

Исследования проводились в рамках многостороннего интродукционного изучения лилий коллекции ГУ «Волгоградский региональный Ботанический сад» в 20014 г. В настоящее время коллекция включает 84 сорта, в том числе азиатских гибридов (As) - 43%, восточных (OR) - 23, Lа-гибридов - 14, трубчатых (Tr) - 9, длинноцветковых. (Lo) - 8, ОТ·-гибридов - 3%. Большая часть коллек­ции - это лилии новых и малораспространенных сортов зарубежной селекции, отличающихся высокими декоративными качествами. Для расширения их использования необходим качественный посадочный материал, а значит - эффективные методы размножения. Один из простых и быстрых способов размножения - чешуйкование.

Для изучения влияния сезонных факторов на процесс чешуйкования с января по апрель отбирались чешуйки у 68 сортов. Полученные данные показали, что в зависимости от сроков ч.ешуйкования изменяется количество образующихся деток. В январе на одной чешуйке образовалось в среднем 4-5 деток; в феврале - 5-6; в марте - · 3-4; в апреле - 2-3 детки. На основе полученных данных выделено, что оптимальным периодом для чешуйкования является середина января - начало февраля.

В качестве стимуляторов корнеобразования использовали геrероауксин (ИУК), циркон и стимуляторы ауксинового ряда Тимирязевской академии с концентрациями 1 ppm и 10 ppm. Стимуляторы роста влияют на количество и диаметр образовавшихся луковиц, количество и длину корней. Исследовалось влияние стимуляторов на группу азиатских (As) и Lа-гибридов, т. к. они являются генетически родственными. Использование стимуляторов роста позволило увеличить количество дочерних луковиц у азиатских гиб­ридов на 30%, а Lа-гибридов на 15%. Наиболее эффективными являются гетероауксин и препарат с концентрацией 1 ppm.

Также проводились эксперименть1 по использованию различных субстратов для укоренения (прокаленный песок, перлит, торф). Вид субстратов влияет на количество дочер­них луковиц и характер корневой системы. Оптимальным субстратом для укоренения является прокаленный песок.

Выделены 2 группы по отношению к субстрату:

Пе р в а я. Дочерпих луковиц больше, чем корней (в сред­нем 5-6 луковиц, 3-4 :корня сорта Siberia, Lollipop, Vermeer, Royal Present).

Вторая. Дочерних луковиц меньше, чем корней (в сред­нем 4-5 луковиц, 5-6 корней сорта Casa Blanca, Simplon, Marko Polo, Royal Gold).

Анализ полученных результатов позволил установить оптимальные сроки чешуйкования лилий, а также увеличить скорость вегетативного размножения с помощью стимуляторов роста и различных субстратов для укоренения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение эффективности вегетативного размножения лилий

Исследования проводились в рамках многостороннего интродукционного изучения лилий коллекции ГУ «Волгоградский региональный Ботанический сад» в 20014 г. В настоящее время коллекция включает 84 сорта, в том числе азиатских гибридов (As) - 43%, восточных (OR) - 23, Lа-гибридов - 14, трубчатых (Tr) - 9, длинноцветковых. (Lo) - 8, ОТ·-гибридов - 3%. Большая часть коллек­ции - это лилии новых и малораспространенных сортов зарубежной селекции, отличающихся высокими декоративными качествами. Для расширения их использования необходим качественный посадочный материал, а значит - эффективные методы размножения. Один из простых и быстрых способов размножения - чешуйкование.

Для изучения влияния сезонных факторов на процесс чешуйкования с января по апрель отбирались чешуйки у 68 сортов. Полученные данные показали, что в зависимости от сроков ч.ешуйкования изменяется количество образующихся деток. В январе на одной чешуйке образовалось в среднем 4-5 деток; в феврале - 5-6; в марте - · 3-4; в апреле - 2-3 детки. На основе полученных данных выделено, что оптимальным периодом для чешуйкования является середина января - начало февраля.

В качестве стимуляторов корнеобразования использовали геrероауксин (ИУК), циркон и стимуляторы ауксинового ряда Тимирязевской академии с концентрациями 1 ppm и 10 ppm. Стимуляторы роста влияют на количество и диаметр образовавшихся луковиц, количество и длину корней. Исследовалось влияние стимуляторов на группу азиатских (As) и Lа-гибридов, т. к. они являются генетически родственными. Использование стимуляторов роста позволило увеличить количество дочерних луковиц у азиатских гиб­ридов на 30%, а Lа-гибридов на 15%. Наиболее эффективными являются гетероауксин и препарат с концентрацией 1 ppm.

Также проводились эксперименть1 по использованию различных субстратов для укоренения (прокаленный песок, перлит, торф). Вид субстратов влияет на количество дочер­них луковиц и характер корневой системы. Оптимальным субстратом для укоренения является прокаленный песок.

Выделены 2 группы по отношению к субстрату:

Пе р в а я. Дочерпих луковиц больше, чем корней (в сред­нем 5-6 луковиц, 3-4 :корня сорта Siberia, Lollipop, Vermeer, Royal Present).

Вторая. Дочерних луковиц меньше, чем корней (в сред­нем 4-5 луковиц, 5-6 корней сорта Casa Blanca, Simplon, Marko Polo, Royal Gold).

Анализ полученных результатов позволил установить оптимальные сроки чешуйкования лилий, а также увеличить скорость вегетативного размножения с помощью стимуляторов роста и различных субстратов для укоренения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: " Вегетативное размножение"

В конспекте представлены разные виды вегетативного размножения. Обучающие знакомятся  со способами размножения комнатных  растений....

НПК «Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель:выявить лучшие способы вегетативного размножения растений  на  сансевьеры.  Задачи:• изучить способы вегетативного размножения растений;• познакомить...

План конспект урока по теме: " Вегетативное размножение растений"

конспект урока изучения нового материала " Вегетативное размножение растений"...

вегетативное размножение цветковых растений

разработка урока опубликовала Капустина Ольга Витальевна...

урок в 6 классе "Использование вегетативного размножения растений человеком"

конспект урока биологии в классе "Использование вегетативного размножения растений человеком"...

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс

Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....