Актуальные вопросы нравственности и духовности общества
статья по биологии (10 класс)

Высоцкая Татьяна Борисовна

Биоэтика: проблемы и перспективы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Биоэтика: проблемы и перспективы49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы нравственности и духовности общества

Биоэтика: проблемы и перспективы

1 Что такое биоэтика?

Биоэтика представляет собой важное направление философии. Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации традиционной этики вообще и медицинской этики в частности. Оно обусловлено прежде всего резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине – это права пациента, испытуемого) и созданием новых медицинских технологий, порождающих множество острейших проблем, требующих юридического и морального регулирования.
Формирование биоэтики обусловлено прежде всего грандиозными изменениями, которые произошли в технологическом перевооружении современной медицины, кардинальными сдвигами в медико-клинической практике, которые нашли своё выражение в успехах генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии, поддержании жизни пациента. Все эти процессы обострили моральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственниками больных, перед медперсоналом. С какого момента зародыш можно считать живым существом? Допустимы ли аборты? Или аборты есть убийство живых существ? С какого момента следует считать наступление смерти? Существуют ли пределы и каковы они в поддержании жизни смертельно больно человека? Допустима ли эвтаназия? Таковы лишь некоторые из тех вопросов, которые встают перед врачом, а также и перед широкой общественностью в условиях невиданного оснащения современной медицины.
Термин «биоэтика» предложил В. Р. Поттером в 1969 г. Биоэтика ориентируется на достижения современной биологии при обосно Комплекс вопросов, связанных с этическими проблемами биологии, медицины, представляет значительный интерес для современного общества. Безусловно, важна точка зрения официальной медицины на сущность человеческих болезней и те возможности, которые врачи могут предложить в попытке преодоления их. И надо отметить, что с одними и теми же вопросами, в надежде избавится от своих недугов, почти отчаявшиеся люди обращаются одновременно в клинику и в Церковь.
Наукой последних десятилетий обозначена своего рода пространство диалога между медициной и религией –
биоэтика. В основе биоэтики лежит видение жизни как дара Божия, как основного блага. Её цель – защитить этот дар, это благо от всего, что разрушает то понимание личности, которое легло в основу европейской культуры со времени проповеди апостолов.
Медицина, которая на протяжении долгого времени была христианской профессией, проповедовавшей высокие идеалы гуманного и участливого отношения к больному, становится всё более совершенной в техническом плане. Сегодня медицина способна найти способы излечения от множества самых страшных заболеваний. Но, как ни парадоксально, вместе с тем, она отчасти потеряла своё человеческое лицо.
Биомедицинские разработки, особенно те, в основе которых лежит метод искусственного зачатия, все генетические исследования не могут не вызвать вопроса: должно ли быть разрешено все, что технически стало возможно?
Мы не можем остановить развитие науки. Но нам нужна мудрость. Мудрость, с которой ученые должны подходить к своим желаниям. Для медика не должно существовать ни «клинического случая», ни «объекта исследования», а только «живой страдающий человек».
Задача науки, как и задача Церкви, должна состоять не в том, чтобы брать под контроль вновь разработанные методики, как только они достигли стадии эксперимента. В этом начинании не помогут ни закон, ни декларации принятые на каком угодно высоком уровне. Только голос нашей совести - голос Божий в человеке.
Очень трудно видеть мучения безнадежно больного человека, тем более, если это близкий тебе человек. А если эти мучения длятся долго, порою годами. Это страшные невообразимые испытания для больного, и не меньшие испытания для его близких.
Несколько лет назад в Англии прошел судебный процесс над врачом, который за свою врачебную практику умертвил свыше 300 неизлечимых больных. Делал он это не бесплатно. Он был осужден за убийство людей согласно закону этой страны.
В прессе развернулась полемика об эвтаназии. Многие выступают «за». Раздаются многочисленные голоса «против» именно за узаконивание эвтаназии. вании или решении моральных проблем, возникающих в ходе научных исследований.

2. Об Эвтаназии.

В последние годы активно обсуждается так называемая эвтаназия. Термин этот был предложен в 16 веке Английским философом Ф. Бэконом для обозначения «легкой», не сопровождающейся агонией, безболезненной смерти. В настоящее время под этим термином стали понимать намеренное, ускоренное наступление смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий, т.е. речь идет о преднамеренном убийстве неизлечимого тяжело страдающего человека, чтобы прекратить его муки.
Эвтаназия – порождение безрелигиозной морали. В христианском мире она, как практика умерщвления безнадежного больного, быть принята не может. Эвтаназия ничего общего не имеет с христианством, хотя и преследует, на первый взгляд, благую цель: прекращение страдания больного. Но ведь это убийство? Имеет ли врач право ускорить смерть безнадежного больного? Большинство врачей во все времена отвечали на вопрос: «Нет, не имеет права!»
Преднамеренно, пусть даже с благой целью, лишить человека жизни, есть нарушить заповеди Божьи «Не убий!»
Мы можем понять нравственное состояние неверующих в Бога людей: им жалко тяжело страдающих людей и ради прекращения этих страданий они готовы убить его, пусть не прямо убить, а, скажем, не оказав сознательно необходимой помощи, или дав яд, или сильно действующие лекарства самому больному, чтобы он сам лишил себя жизни.
Верующий человек не должен думать о нравственной смерти, он должен думать о том, чтобы отпущенное ему Богом время употребить на покаяние, принимая свои страдания как очищение души от этих грехов.

А теперь давайте представим на минуту, что будет у нас в России, если вдруг будет принят закон, разрешающий эвтаназию Врач – никогда, даже при отсутствии клинических аргументов в пользу благоприятного исхода, не должен терять надежды на выздоровление больного на чудо исцеления, на помощь молитвы за болящего. Вряд ли это смогут понять атеисты, но онкологическое заболевание у А.И. Солженицина полностью прошло. И таких примеров в практике много.

У тяжело больных в критических состояниях могут развиваться депрессии – состояния, когда человек не хочет жить. Однако эти депрессии обратимы, и соответственно, может изменится личностное отношение больного к вопросу о борьбе за сохранение его жизни.

Поэтому всегда есть вероятность того, что больной, проявивший желание к эвтаназии, может пересмотреть это свое желание, однако начатая процедура лишения жизни уже привела к развитию необратимого состояния, и искусственная смерть наступит при просьбах больного его спасти.

По сути, эвтаназия есть убийство одного человека другим, медиком. А убийство даже безнадежно больного человека, даже по его собственному желанию и просьбе противоречит самой сущности врача и среднего медицинского работника. Призвание, которому они посвящают жизнь, - борьба со смертью, а не помощь ей.

Если врач, по любым соображениям, способен лишить жизни другого человека – его немедленно нужно лишить диплома, ибо он превратился в свою противоположность, в убийцу. Нельзя также забывать, что врачи тоже люди, а человеку свойственно поддаваться соблазну. Если врач способен убить человека в его интересах, то получив право убивать законно, почему он не может это делать в своих собственных?

Врачу, наделенному правом убивать, рано или поздно люди перестанут доверять свою жизнь и, таким образом, общество лишится своей медицины.

Именно по этой причине ни одно здравомыслящее, тем более гуманное общество никогда не позволит себе узаконить в своей стране эвтаназию.

Вопрос о безнадежности больного не простой. Строго говоря, к этой категории прежде всего следует отнести всех недомогающих стариков: все они через несколько лет неизбежно умрут. Что им тоже отказать в лечении?

Убийство гуманным не бывает. Оно всегда убийство. А гуманизм потому и гуманизм, что помогает другому выжить, а не умереть. И общество, если оно хочет быть гуманным, не должно навязывать врачу обязанности, противоречащие сути его деятельности. Под каким бы то было благовидным предлогом. Известно, куда очень часто ведут «благие намерения».

Но можно ли считать гуманным стремление во что бы то ни стало поддерживать жизнь больного, умирающего от неизлечимой болезни в адских страданиях? Разумно ли оживлять новорожденного, появившегося на свет в состоянии тяжелой, продолжительной асфиксии, приведшей к необратимому нарушению функций головного мозга? Что в таком случае делать врачу, чтобы свести к минимуму страдания больного, если помочь ему больше ничем нельзя? И как при этом не нарушить Клятву Гиппократа, которую дает каждый медицинский работник, в которой сказано: «Я не дам никому просимого у меня смертного средства и не покажу пути для подобного замысла»? Созвучна Клятве Гиппократа и Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации «Я буду сохранять высочайшее уважение к человеческой жизни с самого момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать мои медицинские знания вопреки законам гуманности».

Подводя итог, следует заявить «нет» эвтаназии, поскольку ее применение неизбежно приведет:


  1. к криминализации медицины и потере социального доверия к институту здравоохранения;

  2. к поруганию бесценного дара человеческой жизни;

  3. к умалению достоинства и извращению смысла его профессионального долга;

  4. к снижению темпов развития медицинского знания, в частности, разработок, методов реанимации, обезболивающих препаратов, средств для лечения неизлечимых заболевания и т.п.;

  5. к распространению в обществе принципов цинизма, нигилизма, и нравственной деградации.

Следует отметить, что активная эвтаназия разрешена в Голландии, Нидерландах, в Северных территориях Австралии. Пассивная Эвтаназия, т.е. отказ от начала или прекращения жизнеспасательных мер, разрешена во многих странах – в Канаде, США, и других. Простым вариантом пассивной эвтаназии является отказ от реанимации по религиозным, клиническим или социальным мотивам.

Окончательно вопрос об эвтаназии ещё не решен. Его предстоит решать нам, нашему поколению, если мы действительно хотим считать себя людьми, свободными в выборе образа жизни и образа смерти.

3. Клонирование

 Следующей важнейшей проблемой биоэтики ученые считают клонирование человека. Является ли клонирование человека действительно реальным? Должны ли вообще существовать клоны человека? Со времени рождения клонированной овцы Долли, в 1997 году в Шотландии, такие вопросы задаются часто. 27 декабря 2002 года, Клонайд во Франции, объявил о рождении девочки методом бесполого репродуктивного копирования (т.е. путем клонирования). Это заявление вызвало еще больше вопросов у научных организаций и ученых всего мира, а также и осуждение, связанного с нравственной стороной вопроса.

Клонирование как сенсационная тема быстро заполнила страницы газет. Когда шум после первых удачных опытов немного поутих, все поняли, что человечество стоит перед одной из самых сложных морально-этических проблем. Что же такое клонирование?

Клетки человека делятся на два типа: соматические и половые. Соматические, их большинство, - содержат 46 хромосом. Половые же клетки содержат половинный (23) набор хромосом и при слиянии (оплодотворении) дают зиготу с полным набором, из которой и развивается новый человеческий организм. Генетический материал, заложенный в момент зачатия, никогда не изменяется и будет с большой точностью воспроизводится (копироваться) во всех соматических клетках нового организма, за исключением половых, когда образуется половинный набор хромосом, чтобы после зачатия дать жизнь следующему поколению. Половые клетки образуются в результате очень сложно, многоступенчатого процесса деления – мейоза, совершенно непохожего на деление простых клеток. Этот удивительный и совершенный механизм обеспечивает уникальность генотипа каждого человека.

Дети, как бы они не были похожи на родителей и братьев с сестрами, никогда не будут их точной копией. В детях могут появится признаки, унаследованные по отдельности от обоих родителей или даже те, которые не проявлялись у родителей, но были у дальних предков, скрыто передаваясь из поколения в поколение. Клонирование представляет из себя создание организма из соматической клетки, минуя мейоз и зачатие. Аналогично тому как мы выращиваем клубнику отростками, или смородину черенками. Организм, выращенный таким образом, будет точной генетической копией, «зеркалом» оригинала, но в то же время – другим организмам. В силу этого очевидно, что человечество встало перед чертой, переступив через которую мы можем оказаться совсем в другом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение молодежи к православному наследию, как путь решения духовно-нравственных проблем современного общества.

Главным   средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала современной молодежи является возрождение системы духовно-нравственного воспитания, а именно формиро...

Программа дополнительного образования "Актуальные вопросы вопросы обществознания" 11 класс

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актуальные вопросы обществознания» имеет социально-педагогическую направленность, призвана помочь обучающимся овладеть знаниям...

Программа дополнительного образования "Актуальные вопросы вопросы обществознания" 11 класс

Данная программа раскрывает дискуссионные вопросы обществознания...