Урок по теме: "Общий обзор организма", для учащихся 8 класса
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Тип урока: изучения нового материала

Цель: формирование представлений об  организме человека как целостной, многоуровневой системе.

Задачи:

- ознакомить с уровнями организации человеческого организма, с планом его строения, с топографией внутренних органов;

- развивать понятия полость тела, орган, система органов;

- научить проводить анализ  конкретных связей между системами органов;

- способствовать созданию положительной мотивации к изучению предмета;

- содействовать развитию памяти, речи, логического и образного мышления;

- содействовать  формированию  потребности здорового образа жизни;

- формировать у учащихся навыки и  умения работать с анатомическими таблицами, с текстовой информацией, схемами, таблицами.

Планируемые результаты:

- предметные: знание уровней организации, структуры тела, полостей организма человека, систем органов и органов этих систем, взаимосвязи систем органов, способов регуляции функций в организме.

- метапредметные: умение самостоятельно находить информацию из разных источников, анализировать схемы и таблицы, распознавать различные виды тканей, органов, систем органов человека.

- личностные: развитие интереса к изучению собственного организма, умения отстаивать свою точку зрения, умения взаимодействовать с членами группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_obshchiy_obzor_organizma_cheloveka_.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Общий обзор организма человека»

Класс: 8

Тип урока: изучения нового материала

Цель: формирование представлений об  организме человека как целостной, многоуровневой системе.

Задачи:

- ознакомить с уровнями организации человеческого организма, с планом его строения, с топографией внутренних органов;

- развивать понятия полость тела, орган, система органов;

- научить проводить анализ  конкретных связей между системами органов;

- способствовать созданию положительной мотивации к изучению предмета;

- содействовать развитию памяти, речи, логического и образного мышления;

- содействовать  формированию  потребности здорового образа жизни;

- формировать у учащихся навыки и  умения работать с анатомическими таблицами, с текстовой информацией, схемами, таблицами.

Планируемые результаты:

- предметные: знание уровней организации, структуры тела, полостей организма человека, систем органов и органов этих систем, взаимосвязи систем органов, способов регуляции функций в организме.

- метапредметные: умение самостоятельно находить информацию из разных источников, анализировать схемы и таблицы, распознавать различные виды тканей, органов, систем органов человека.

- личностные: развитие интереса к изучению собственного организма, умения отстаивать свою точку зрения, умения взаимодействовать с членами группы.

Оборудование и материалы:  учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран,  презентация “Общий обзор организма человека”, торс человека, таблицы с изображением внутренних органов человека, систем органов, брошюры «Анатомия человека» AR.

План урока:

1. Организационный этап.                                                                                                                                   2. Актуализация субъективного опыта.                                                                                                       3. Мотивация.                                                                                                                                                          4. Новая тема.                                                                                                                                                   5. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.                                                                                  6. Первичная проверка понимания (ознакомление с  результатами работы групп).                                                                                                                              7. Первичное закрепление.                                                                                                                               8. Выводы.

9.Рефлексия.

Ход урока.

  1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности  к уроку.
  2. Актуализация субъективного опыта. Вступительное слово учителя.

Учитель. Для лучшего понимания того, о чем сегодня пойдет речь, мы должны вспомнить систематическое положение человека.

Задание (индивидуальное). Расположите в правильном порядке  систематические категории человека, начиная с наименьшей:

А) род Человек Б) семейство Гоминиды В) класс Млекопитающие Г) вид Человек разумный Д) тип Хордовые Е) царство Животные (правильный ответ - ГАБВДЕ)

Фронтальная беседа:

  • Почему человека относят к типу Хордовые?
  • По каким признакам  к классу Млекопитающих?
  • Что такое атавизмы и рудименты?
  • В чем состоит суть понятия «биосоциальность человека»?

3. Мотивация.

Много есть чудес на свете, Человек — их всех чудесней.

(Софокл)

Ребята, согласны ли вы с этим выражением? Почему человека называют чудесным? Хотелось бы вам узнать все чудесные особенности нашего организма, из каких органов состоит, как  устроен? 

Учитель и учащиеся  определяют цель и задачи урока.

4.Новая тема. Общий обзор организма человека.  Учащимся розданы разноцветные жетоны. Обладатели жетонов одного цвета объединяются в одну группу.

5.  Восприятие и осмысление учащимися нового материала.

Учитель. Все живые тела состоят из отдельных молекул, которые объединяются в клетки, клетки – в ткани, ткани в органы. Органы в системы органов. А они в совокупности образуют целостный организм. Это разные уровни организации организма. На каждом уровне действуют свои закономерности, которые обеспечивают функционирование организма как единого целого, его приспособление к окружающим условиям. (Демонстрация видеоролика – «Уровни организации организма»). Особенности строения и функционирования отдельных уровней установим в результате проведения мини – исследования.

Мини – исследования.

Группа 1. Задание: изучить схему «Вещества». Составить устный рассказ «Молекулярный уровень».

Группа 2. Задание: изучить строение клетки ( текст на странице 28 учебника, рисунок 11) . Составить кластер «Строение клетки»(см. приложение 1)

Группа 3. Задание: изучить разновидности тканей в организме человека (текст учебника  на странице 34-36, рисунки 13, 14, 15). Заполнить табличку.

Группа 4. Задание: изучить разнообразие  систем органов (текст учебника на странице 27) и заполнить таблицу «Системы органов человека» (заполнить 1 и 3 столбцы)

Название системы органов

Органы системы

С какими системами органов связана

Пищеварительная

Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник.

Печень, слюнные железы, поджелудочная железа.

Кровеносная, нервная, эндокринная

Носовая полость, носоглотка, гортань трахея, бронхи, легкие

Почки, мочеточники, мочевой пузырь

Сердце, сосуды

Кости, мышцы

Гипофиз, вилочковая железа, щитовидная железа

Головной и спинной мозг, нервы, нервные узлы

Семенники, семяпроводы,  яичники, яйцеводы

Как управляется деятельность органов и систем органов (нервно-гуморально)

6. Первичная проверка понимания (каждая группа представляет результаты работы у доски). В это время на местах рассматривают проекцию дополненной реальности органов и систем органов.

7. Первичное закрепление.

1.Впишите недостающий термин.

Элементарная структурно-функциональная единица живого – (клетка).

Группа клеток, сходных по строению, имеющие одинаковое происхождение и выполняющая одинаковые функции – (ткань).

Органы, объединенные для выполнения общих физиологических функций – (система органов).

2.Подберите соответствие.

Органы                                                                 Системы органов

А. Печень                                                             1. Кровеносная                                      

 Б. Сердце                                                              2. Дыхательная                              

 В. Желудок                                                          3. Пищеварительная                          

 Г. Легкие                                                                                                                              

 Д. Аорта                                                                                                                            

Е. Гортань

Ответы оформите в виде таблицы

А        

Б

В

Г

Д

Е

3. Определите правильную последовательность структур (А- Д) по степени  усложнения уровня организации начиная  с наименьшей.

 Структуры: А. гемоглобин  Б. сердце В. кровеносная Г. эритроцит  Д. кровь                                                                                          

Ответ оформите в виде таблицы

1        

2

3

4

5

а

г

д

б

в

8. Выводы: Организм человека -  сложная, многоуровневая  система. Под управлением нервной и эндокринной систем он функционирует как целостная система, реагирует на изменение условий среды изменением уровня обмена веществ и других показателей.

9.Рефлексия.

Учитель. На доске приведены высказывания известных людей:

«Как приятно знать, что я что-то узнал» - Жан – Батист Поклен  (Мольер)

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» - Конфуций

«Даже известное известно лишь немногим» - Аристотель

«Я знаю, что я ничего не знаю» - Сократ.

Выберите то высказывание, которое вам подходит к сегодняшнему уроку. Объясните, почему?

Приложение 1. Результат работы группы 2. Кластер «Строение клетки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

Разработка урока по теме «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые»

Урок по теме "Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые"...

Урок по теме: «Общая характеристика грибов» 5 класс (ФГОС)

Учебник "Биология 5 класс" под ред. В.В.ПасечникаТип урока: Урок открытия новых знаний на основе ране изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.Технологии: элементы технологии проблемного диа...

Разработка урока по теме "Общие методы решения уравнений" 11 класс

Обобщение и систематизация знаний о методах решения уравнений...

РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ «ОБЩИЕ ЗАКОНЫ ЗАВИСИМОСТИ ОРГАНИЗМОВ ОТ ФАКТОРОВ СРЕДЫ»

РАЗРАБОТКА УРОКАНА ТЕМУ «ОБЩИЕ ЗАКОНЫ ЗАВИСИМОСТИ ОРГАНИЗМОВ  ОТ ФАКТОРОВ СРЕДЫ» ...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....