Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здоровья"
рабочая программа по биологии (8 класс)

Иванова Светлана Ивановна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здоровья" расчитана на обучающихся 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kultura_zdorovya.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Ю.А. Гагарина»

                                                                                                       

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

«Культура здоровья»

(социальное направление)

  VIII класс

Составитель:

учитель химии и биологии

Иванова Светлана Ивановна

г. Гагарин

2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной  деятельности в 8 классе «Культура здоровья» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов среднего общего образования.

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

Дети 13-15 лет наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Таким образом, основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Цель: сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.

Задачи:

1. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

2. Обучить учащихся приёмам профилактики заболеваний, несчастных случаев.

3. Расширить гигиенические знания и навыки учащихся по предупреждению инфекционных заболеваний.

4. Обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

5. Обучение здоровому питанию.

6. Профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ).

7. Обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.

Место курса в учебном плане

На изучение курса Культура здоровья в 8 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).

Планируемые результаты.

Регулятивные УУД:

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на занятии.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

6. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации.

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

1. Умение выражать свои мысли полно и точно; задавать вопросы.

2. Слушать и быть внимательным к другим.

3. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные УУД:

1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Формы организации внеурочной деятельности

Формы и методы работы обучения здоровому образу жизни учащихся разнообразны:

  • тематические занятия
  • практические занятия
  • беседы
  • конкурсы
  • соревнования
  • викторины
  • настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
  • экскурсии
  • демонстрация фильмов и видеороликов

В процессе обучения здорового образа жизни не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил здорового образа жизни лучше практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно-игровых ситуациях.

Основные методы проведения занятий:

Словесные: устное изложение, беседа;

Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, таблиц, презентаций;

Практические: практические и игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.

Содержание программы.

1. Введение. Культура здоровья. (7 ч.)

Охрана и укрепление здоровья и здоровья окружающих людей. Значение хорошего здоровья для общества. Овладение основными культурно-гигиеническими навыками самообслуживания.  Средства личной гигиены. Биологические ритмы организма. Влияние биологических ритмов на работоспособность школьников.   Утомление и переутомление. Условия труда и отдыха. Выбор средств снятия утомления.

История игр. Спортивный квест. Творческий проект «Игротека». Исследовательский проект «Движение и здоровье». Эстафета здоровья.

2. Обучение самопознанию. (4 ч.)

Индивидуальные особенности строения и развития человека. Я-концепция и её ключевые компоненты. Что такое самопознание. Нужно ли человеку учиться познавать себя. Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Каким я хочу быть? Жизненные трудности и их роль в саморазвитии личности. Саморазвитие личности и достижение жизненных целей. Взаимосвязь физического и психологического здоровья.  Кризисы развития в период взросления (кризис идентичности и авторитетов, переживания отчуждения, и др.). Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы совладения со стрессом. Биологические основы поведения. Взаимосвязь физического и психологического здоровья. Половые различия в поведении людей.

Мои ценности. Я принимаю решения. Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе. Ролевые позиции в группе. Базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание. Виды и формы общения: вербальное, невербальное. Критика и ее виды. Способы реагирования на критику. Конфликты с родителя ми, друзья ми, учителями, способы их разрешения. Отношения между мальчиками и девочками.

3. Правила межличностного общения (6 ч.)

Представление о биосоциальной сущности человека, факторах, влияющих на развитие личности, формирование устойчивой мотивации к саморазвитию, самореализации, толерантности. Понятия: "личность", "социальная среда", "индивид", "индивидуальность", "самовыражение"; взаимосвязь между личностью и социальной средой. Виды общение. Формы общения. Компоненты общения. Роль общения. Конфликтные ситуации и способы выхода из них.

Правовые аспекты взаимоотношений между людьми. Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек. Культура взаимоотношений между учащимися противоположного пола

4. Питание (5 ч.)

Питание – необходимое условие для жизни человека. Золотые правила питания. Жиры, белки и углеводы - что важнее? Проблемы здоровья, связанные с неправильным питанием. Пищевые добавки в нашей жизни.  Исследование «Почему нужен завтрак». Творческий проект «Мое любимое блюдо».  

5. Вредные привычки (7 ч.)

История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. Почему люди начинают курить. Почему люди продолжают курить. Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете. Вред табачного дыма. Алкоголь и закон. Умение отказываться от алкоголя. Привычка сохранять здоровье. Привычка сохранять здоровье – это залог нормальной жизни для человека.

5. Гигиена (5 ч.)

Викторина по правилам личной гигиены. Вредные привычки.  Исследование «Самая полезная зубная паста»

№ п/п

Содержание

Количество часов

Тема 1. Введение. Культура здоровья. (7 ч.)

Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни»

1

Двигательный режим

1

Биологические ритмы

1

Двигательный режим

1

Утомление и переутомление

1

Условия труда и отдыха.

1

Неправильный режим дня и его последствия

1

Тема 2. Обучение самопознанию. (4 ч.)

Осознание и признание себя

1

Стресс, его психологические и физиологические проявления

1

Самопознание через ощущение и возраст

1

Самооценка и самоуважение

1

Тема 3. Правила межличностного общения (6 ч.)

Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей

1

Базовые компоненты общения

1

Виды и формы общения

1

Отношения между мальчиками и девочками

1

Ранние половые связи и их последствия

1

Семья, брак и функции семьи

1

Тема 4. Питание (5 ч.)

Золотые правила правильного питания

1

Я выбираю кашу

1

Пищевые добавки

1

Газированные напитки: польза и вред

1

Витамины и витаминные комплексы

1

Тема 5. Вредные привычки (7 ч.)

История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ.

1

Аспекты и последствия курения

1

Влияние курения на потомство

1

Алкоголь и его последствия

1

Употребление наркотических средств

1

Привычка сохранять здоровье

1

Я умею выбирать - тренинг безопасного поведения

1

Тема 5. Гигиена (5 ч.)

Чистота и здоровье

1

Откуда берутся грязнули?

1

Я здоровье берегу – сам себе я помогу

1

КВН «Наше здоровье»

1

Защита творческих проектов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий. ЛУУД:Самоопределение.Смыслообразование.Самооценка и личностное самосовершенствование.Нравственно-э...

рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"

программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"

Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...

Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Здоровому всё здорово!»

Пояснительная записка и тематическое планирование внеурочной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

         Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности здоровье сбережения «Мы выбираем спорт»

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привития навыков здорового о...