Бактерии – живые организмы 7 класс. Технологическая карта.
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Платонова Анна Владимировна

Бактерии – живые организмы 7 класс. Технологическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_7_klass.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Бактерии – живые организмы 7 класс

Методическая разработка урока биологии с использованием технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования УУД.

Проблемное обучение, при котором усвоение содержания обучения и развитие обучающегося происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.

При планировании урока используется алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении

1. Постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного.

2. Осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки.

3. Применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком.  

4. Творческое применение «открытых» знаний.

Система проблемных ситуаций:

Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока.

Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работы.

Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся.

Предметные результаты: сформировать умение объяснять принадлежность бактерий к особому царству.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1.  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  2.  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

  1.  Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2.  Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

Коммуникативные УУД

  1.  Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
  2.  Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

  1.  Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2.  Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 

Этап

Содержание

Деятельность учащихся

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

1. Проблемная ситуация и актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Совместное открытие знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Самостоятельное применение знаний

Организационный момент. Настраивание на урок

«Биология – наука очень замечательна, ваша жизнь за эти знания будет вам признательна».

Учитель организует беседу:

 

Показать учащимся следующие продукты (кефир, сметана, йогурт, квашеная капуста, сыр).

Что объединяет все эти продукты питания?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

 

О чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте учебную задачу.

Как мы можем увидеть бактерии? Как их еще называют? (микроорганизмы)

А вы знаете еще какие-нибудь микроорганизмы?

Почему же мы бактерии не изучали вместе с хламидомонадой?

Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны сделать?

-Что значит сравнить? Сделать вывод?

Составление плана сравнения

 

 

Вспомните, как устроена хламидомонада?

При помощи микроскопа я предлагаю вам выяснить, какую форму имеют бактерии и какие у них размеры.

Почему они выглядят в виде маленьких точек? (длина 30-100 мкм) 1мкм=0,001мм. Несмотря на крошечные размеры, общая масса бактерий превышает массу всех других организмов. Как вы это можете объяснить?

А форма? А где обитают бактерии? Справка: на 1 см2 кожи человека прекрасно себя чувствуют 40 тыс. бактерий. А.ван Левенгук, рассматривая под микроскопом каплю слюны, увидел огромное количество микроорганизмов и воскликнул: «В моем рту их больше, чем людей в Соединенном королевстве».

А где еще мы можем взять информацию о бактериях?

Я предлагаю вам заполнить таблицу «Сравнение клетки растений и бактерии».

Проверяем заполнение таблицы. Какой можно сделать вывод? Так почему бактерии выделены в особое царство?

Проблемная ситуация для раскрытия одного из вопросов содержания и ее разрешение в процессе поисковой работы.

В книге «Проклятие фараонов» Филипп Ванденбург утверждает, что пирамиды и гробницы были благодатной почвой для бактерий. Цепная реакция позволила размножить сохранившиеся в мумии Тутанхамона остатки ДНК микроорганизмов, которые, возможно, и вызвали болезнь, приведшую к летальному исходу. А группа немецких ученых из Мюнхенского университета нашла в легких мумии фрагменты ДНК туберкулезной палочки.

Проблемный вопрос: Как смогли сохраниться бактерии в пирамидах столько лет?

Ребята, а зачем необходимо изучать бактерии? (Жизненный опыт)

Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихся.

«Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения (Шаг 1) Как вы думаете, все ли трупы животных и остатки растений разрушаются бактериями? (Шаг 2) Пояснения учителя – в очень сухой почве, например, в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения – разрушители погибших животных и растений, следствие – их благоприятная среда влага).

Выслушиваю мнение.

Учащиеся высказываются о том, где им могут помочь биологические знания.

Учащиеся высказывают свое мнение и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют самостоятельно тему урока и формулируют учебную задачу.

Работают в ходе урока с мыслительным листом.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся составляют план сравнения.

 

Работа с микроскопом, таблицей и презентацией

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения.

 

 

Работа с текстом учебника и заполнение таблицы.

 

Учащиеся зачитывают свой вывод

 

 

Стр.191

 

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения.

 

Работа с текстом учебника

 

 

 

 

Делают вывод: чем споры растений отличаются от споры бактерий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ учеников – да, так как бактерии встречаются повсюду

Напомнить о мыслительном листе.

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является неблагоприятной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются.

 

 

 

 

 

Учебник стр.189

Регулятивные УУД

1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

 

Коммуникативные УУД

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

 

Познавательные УУД:

Формирование умения работать с натуральными объектами.

 

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

Формирование умения анализировать, сравнивать, факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником).

 

Коммуникативные УУД:

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие.

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

Формирование умения анализировать, сравнивать, факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником).

 

 

Коммуникативные УУД:

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

 

По каким признакам бактерии относят к прокариотам?

С какими бактериями вам приходилось сталкиваться в вашей жизни?

Вопросы «Перестрелка»: ребенок из одной гр. задает вопрос любому ребенку из другой.

Презентация.

Учащиеся отвечают и учатся задавать вопросы.

Коммуникативные УУД

Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Личностные УУД

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

1.Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта (Представлять информацию (в виде таблицы).

4. Выражение нового знания в новой форме

Формулирование понятий и вопросов.

По параграфу 49 составить словарь терминов.

Составьте страницу энциклопедии о бактериях с выделением существенных признаков этого царства.

Составляют словарь терминов или страницу энциклопедии

Регулятивные УУД

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

5. Итог урока

На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?

Что мы выяснили? Что мы учились делать?

Как вы работали, что удалось на уроке, что нет? Где вам может пригодиться то, что вы узнали, или чему научились на уроке биологии?

 

Домашнее задание: параграф 49, Электронная презентация «Значение бактерий в природе и для человека»

Учащиеся отмечают, что в ходе изучения темы «Бактерии» они учились ставить учебную задачу, работать в паре, слушать других, сравнивать, делать выводы

Личностные УУД

Регулятивные УУД

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией 6 класс "Бактерии- живые организмы"

Методическая разработка урока по биологии 6класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС и направлена на формирование УУД.  Использована технологическая карта.На каждом этапе прописаны УУД....

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях», 2 класс, технологическая карта занятия

Логопедическое занятие «Дифференциация букв п - т в словах и предложениях» и технологическая карта занятия. p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underl...

Урок биологии на тему"Вегетативное размножение покрытосеменных растений".6 класс.Технологическая карта урока.

Предлагаемый материал представляет собой технологическую карту урока по формированию УУД. Тема  урока:  Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Цель  и задачи занятия: создан...

Разработка урока по биологии в 6 классе по теме "Бактерии - живые организмы"

Тема урока: «Бактерии – живые организмы»  Цели и задачи урока:                -познакомить обучающихся с самой древ...

Бактерии-живые организмы на Земле

Бактерии-живые организмы на Земле...