Программа элективного курса по биологии для обучающихся 11 класса "Многообразие и феномен жизни в биосфере"
элективный курс по биологии (11 класс)

Бударина Евгения Николаевна

Выпускники 11 класса, ориентированные на сдачу ГИА в форме ЕГЭ по биологии, должны обобщить и повторить весь курс школной биологии. Данный элективный курс поможет им в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobrazie_i_fenomen_zhizni_v_biosfere.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 «Средняя школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов»

(МАОУ «Средняя школа № 8»)

Утверждено приказом

 директора МАОУ «Средняя школа № 8»

                                                                                        от                  №      

Многообразие и феномен жизни в биосфере

Программа элективного курса по выбору для обучающихся 11 классов

на 2021 – 2022 учебный год

(40 часов)

Бударина Евгения Николаевна,

учитель биологии и географии

 (соответствие занимаемой должности)

г. Когалым, 2021

Пояснительная записка.

Программа курса по биологии «Многообразие и феномен жизни в биосфере составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе нормативных и правовых документов:

 - Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 №273-ФЗ, с дополнениями от 29.07.2017 №216-ФЗ).

 -  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.05.2012 №413 (с изменениями от 29.06.2017 №613).

 - Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (с изменениями от 08.05.2019 №233).

 -  Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД-1552/03).

 -  Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

 - Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 №2/16-з).

 - Основная образовательная программа МАОУ «Средняя школа №8 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Когалым.

Общая характеристика курса.

Данный курс предназначен для обучающихся 11-х классов, интересующихся биологией, выбравших данный предмет для прохождения государственной итоговой аттестации и планирующих поступать в профессиональные учреждения биологического и экологического профиля. Курс является дополнением программы учебного предмета «Биология» в 11 классе.

Концепция программы курса заключается в том, что её содержание связано с разработкой системы специализированной подготовки (углубленного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и метапредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ. Актуальность умения решать задачи различных уровней сложностей по биологии возрастает в связи с проведением ГИА в формате ЕГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике.

Освоение данного курса даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни, углубить и закрепить знания по разделам общей биологии. Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы учащихся, умения мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует учащихся со слабой мотивацией к обучению и дает возможность дифференцировать уровень обучения, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма, создаёт также условия для обучения учащихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду -  важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.

Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с уроками общей биологии и соответствие требованиям Федерального государственного стандарта. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно-ориентированных заданий, направленных на развитие трѐх уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.

Цель курса – создать условия для формирования необходимого уровня УУД для сдачи Единого государственного экзамена по биологии.

Задачи:

Обучающие: создать условия для повышения мотивации учащихся, ориентированных, на формирование, усвоение, расширение и углубление знаний об объектах изучения науки биологии.

Воспитательные: ответственность к изучению предмета, навыков самоконтроля, самостоятельность. Активность, аккуратность, творческую направленность, ораторство, пунктуальность. Бережное отношение к природе.

Развивающие: формирование научного мировоззрения, научной картины мира, критического и логического мышления, умения вести диалог, анализировать, синтезировать, делать выводы, эффективно использовать ИКТ, коммуникативные навыки.

Место предмета в учебном плане.

Курс рассчитан на 40 часов в течение учебного года: 2 часа в неделю с ноября 2021 по апрель 2022 года.

Планируемые результаты освоения курса.

Личностные результаты освоения курса по выбору:

У учащегося будут сформированы:

 - умение управлять своей познавательной деятельностью;

 -  осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Учащийся получит возможность для формирования:

 - готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

 - умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД.

Учащийся научится:

 - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

 -  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

 - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

-  находить трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления.

Учащийся получит возможность научиться:

 -  выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

 -  самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

 -  самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;

 - при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные УУД:

Учащийся научится:

 -  критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

 -  искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

 - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

 - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

 - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

Коммуникативные УУД.

Учащийся научится:

 - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

 - при осуществлении групповой работы быть как тьютором, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).

Учащийся получит возможность научиться:

 - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

 -  развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

 -  распознавать предконфликтные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты освоения курса.

 Выпускник научится:

 - использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли;

  -  уметь правильно распределять время при выполнении тестовых заданий;

 - обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни;

 - обобщать и применять знания о многообразии организмов.

Выпускник получит возможность научиться:

-  сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств;

 -  сопоставлять биологические объекты, процессы, явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни;

 -  устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений;

 - применять биологические знания в практических ситуациях (практико-ориентированное задание);

 -  работать с текстом или рисунком;

 - обобщать и применять знания в новой ситуации;

 - решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации;

 -  решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации;

 - решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации.

Структура программы.

Курс опирается на знания, полученные при изучении курса биологии с 5 по 9 и 10 класса. Содержание программы включает 4 основные раздела; данные разделы делятся на темы, и каждая тема курса является продолжением курса биологии на уроках. Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть – дома самостоятельно. Для промежуточного контроля - 3 контрольные работы в форме ЕГЭ и итогового контроля– зачет по курсу «Многообразие и феномен жизни в биосфере» и проектная деятельность.

 Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подходреализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения педагогической технологии личностно-ориентированного образования. Данная технология позволяет создать обучающую и развивающую среду, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков старшеклассников, обеспечивает им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

В подготовке и проведении уроков данного курса используется технология здоровьесберегающего обучения и воспитания: создание психологического комфорта, санитарно-гигиенических условий, двигательной активности и других критериев, которые влияют на успешность в обучении.

Способы оценивания достижений обучающихся.

Достижение намеченных образовательных результатов фиксируется:

-  по полноте и правильности выполнения учащимися заданий первой и второй частей КИМ ЕГЭ по биологии;

 -  составление биологических задач, интеллект-карт;

 - контрольная работа по решению заданий по материалам Единого  Государственного экзамена по биологии 2021 года;

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса биологии, а также пройдут необходимый этап подготовки к Единому Государственному экзамену.

При выполнении практической работы по решению задач по материалам Единого Государственного экзамена по биологии 2021 года обучающиеся получают итоговый зачет.

Раздел 1. «Система и многообразие органического мира» ( 28 часов ). 

Основные систематические (таксономические) категории, их соподчинѐнность. Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные, автотрофы и гетеротрофы, аэробы и анаэробы. Вирусы - неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

Царство Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство Растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Основные отделы растений. Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Мхи, Папоротникообразные, Голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Роль растений в природе и жизни человека.

Царство Грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

Царство Животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека. Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

Раздел 2. «Организм человека и его здоровье» ( 7 часов)

Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани. Распознавание (на рисунках) тканей, органов и систем органов.

Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование. Первая помощь при травмах.

Строение и работа дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях. Заболевания органов дыхания.

Внутренняя среда организма человека. Кровь и кровообращение. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Первая помощь при кровотечениях.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. Нервная и эндокринная системы.

Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена.

Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека. Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление.

Анализаторы, их роль в организме. Строение и функции.

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

Половая система человека. Размножение и развитие человека. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Раздел 3. «Эволюция биосферы»  ( 2 часа).

История представлений о возникновении жизни на Земле. Теории происхождения жизни на Земле. Начальные этапы биологической эволюции.

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

Раздел 4. «Экосистемы и присущие им закономерности» (2 часа).

Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы.

Раздел 5. «Заключение».

Контроль сформированности УУД различных видов.

Календарно – тематический план.

Тема

Всего

 занятий

Контроль

1.

Неклеточные формы жизни.

Вирусы.

1

Групповые тестовые задания

2.

Царство Бактерии.

1

Групповые тестовые задания

3.

Царство Растения.

11

Самостоятельные тестовые задания

4.

Царство Грибы. Отдел Лишайники.

3

Групповые тестовые задания

5.

Царство Животные

12

Самостоятельные тестовые задания

6.

Организм человека.

7

Самостоятельные тестовые задания

7.

 Эволюция биосферы.

2

Групповые тестовые задания

8.

 Экосистемы и присущие им закономерности.

2

Групповые тестовые задания

9.

Заключение.

1

Дифференцированный зачёт

             Всего

40

        

Календарно – тематическое планирование.

Но

мер

Дата

(план)

Дата

(факт)

Тема занятия

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Демонстрации и опыты

Домашнее задание

ИКТ,

видео

Тема.1. Неклеточные формы жизни. Вирусы (1 час).

1.

05.11

Неклеточные формы жизни – вирусы, бактериофаги и прионы.

Вирусология – наука о вирусах. История открытия вирусов, вклад Д.И. Ивановского в изучение вирусов. Особенности строения вирусов. Строение бактериофага. Отличительные черты процессов жизнедеятельности вирусов. Генетический материал, капсид и размножение. Прионы – белковые молекулы, обладающие генетической памятью. Значение неклеточных форм жизни в природе и жизни человека.

Называть основные вирусы человека, животных, растений и заболевания, вызываемые ими.

Описывать характерные особенности вирусов, процесс проникновения вируса в клетку.

Сравнивать строение вирусов и клеточных форм жизни.

Формулировать признаки уникальности прионов как пример передачи генетической информации без участия нуклеиновых кислот.

Объяснять значение вирусов, бактериофагов и прионов в природных экосистемах.

Уметь работать с различными информационными источниками.

Конспект в тетради.

Презент.

Тема 2. Царство Бактерии (1 час)

2.

06.11

Прокариоты – эубактерии, архебактерии.

Прокариоты – бактерии и сине – зелёные водоросли. Строение прокариотической клетки – нуклеоид, плазмиды, клеточная стенка, капсула, мезосома, муреин, пили, фотосинтетические мембраны

Дыхание, размножение делением пополам, примитивное половое размножение: конъюгация, трансформация, трансдукция.

Особенности строения и жизнедеятельности архебактерий.

Называть основные понятия и термины.

Давать определения по теме.

Приводить примеры значения знаний о бактериях для человека.

Объяснять роль бактерий и профилактики бактериальных инфекций в жизни современного человека.

Применять полученные знания при решении тестовых заданий.

.

Конспект в тетради.

Презент.

Тема 3. Царство Растения ( 11 часов)

3.

12.11

Особенности строения растительной клетки.

Оболочка клетки –клеточная стенка из целлюлозы и плазматическая мембрана.

Вакуолярная система и её функции.

Пластиды – хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

Митоз растительных клеток, его отличия от митоза животных.

Называть отличительные признаки растительных клеток.

Описывать функции клеточной стенки.

Определять понятия по теме урока.

Различать типы пластид и их функциональные особенности.

Объяснять различия в делении растительных и животных клеток.

Конспект в тетради.

4.

13.11

Первичные и вторичные ткани.

Характеристика растительных тканей, принципы классификации тканей у растений. Образовательные ткани – первичные и вторичные меристемы. Апикальные меристемы, латеральные и интеркалярные.

Первичные покровные ткани – эпидерма и эпиблема. Пробка – вторичная покровная ткань. Паренхима – ассимиляционная, запасающая, водоносная, аэренхима. Колленхима и склеренхима – механические ткани. Килема и флоэма. Особенности сосудов (трахей) и трахеид. Ситовидные трубки, клетки – спутницы.

Различать основные типы растительных тканей.

Называть первичные и вторичные ткани.

Сравнивать строение колленхимы и склеренхимы, флоэмы и ксилемы 

Формулировать отличительные признаки растительных тканей от животных.

Объяснять почему сосуды – более совершенная проводящая система.

Доказывать, что в процессе эволюции возникла необходимость в дифференциации клеток.

Конспект в тетради.

Презент.

5.

19.11

Вегетативные и генеративные органы.  

Организм растения как совокупность органов. Вегетативные и генеративные органы. Возникновение органов высших растений в процессе эволюции. Корень, корневые системы, видоизменения корней, микориза. Строение побега. Первичное и вторичное строение стебля. Почка – зачаточный побег. Лист, листорасположение и жилкование листьев. Видоизменения листьев. Строение цветка, плода и семени. Значение генеративных органов для растительного организма.

Описывать вегетативные и генеративные органы растений по основным морфологическим признакам.

Формулировать отличия корней и видоизменений корней, побега и видоизменений побега, листа и видоизменений листа, объяснять причины и значение данных приспособительных реакций.

Называть признаки почки как зачаточного побега..

Доказывать, что корневище, клубень, луковица – видоизменённые побеги..

Обосновывать значение и роль вегетативных и генеративных органов для организма растений.

Конспект в тетради.

Презент.

6.

20.11

Подцарство Водоросли.

Общая характеристика водорослей: местообитание, особенности строения, жизненные формы и типы размножения у водорослей. Многообразие и значение низших растений. Признаки низших растений. Систематика водорослей.

Описывать строение морфологической организации -одноклеточных, колониальных и многоклеточных водорослей.

Объяснять значение чередования поколений в жизненном цикле водорослей.

Определять представителей различных отделов водорослей.

Доказывать, что зелёные водоросли являются предками всех наземных растений.

Фото-гербарий Водо-рослей.

Конспект в тетради.

Презент.

7.

26.11

Отдел Моховидные.

Общая характеристика мхов. Представители моховидных и их жизненный цикл, систематика.

Особенности мхов как примитивных высших растений.

Давать определение ключевым понятиям.

Называть отличительные признаки Моховидных как высших растений.

Сравнивать жизненные циклы мхов на примере Кукушкиного льна обыкновенного и Сфагнума.

 Обосновывать преобладание гаметофита или спорофита.

Объяснять значение мхов в образовании залежей полезных ископаемых  и их роль в природных биогеоценозах.

Фото-гербарий Мхов.

Конспект в тетради.

Презент.

8.

27.11

Группа Папоротнико-образных.

Папоротникообразные – отделы Папоротниковидные, Хвощевидные и Плауновидные. Признаки и значение в природе и жизни человека. Жизненный цикл папоротников как пример преобладания спорофита над гаметофитом и значение воды для размножения Папоротникообразных.

Называть отличительные признаки Папоротникообразных как высших растений.

Сравнивать жизненные циклы равноспоровых и разноспоровых папоротников, объяснять преобладание гаметофита или спорофита.

Объяснять значение высших споровых растений в образовании залежей полезных ископаемых  и их роль в природных биогеоценозах.

Фото-гербарий Папорот-нико-образных.

Конспект в тетради.

Презент.

9.

03.12

Класс Хвойные как типичные представители голосеменных растений.

Происхождение семенных растений.

 Признаки и особенности строения Голосеменных растений.

Характеристика класса Хвойные на примере Сосны обыкновенной.

Характерные отличия процесса размножения голосеменных от споровых растений. Ароморфозы, которые привели к появлению Голосеменных растений.

Называть отличительные признаки семенных растений.

Объяснять особенности жизненных циклов голосеменных, редукцию гаметофита у семенных растений.

Описывать роль семенных растений в природных экосистемах.

Объяснять происхождение семенных растений от древних папоротникообразных, называть ароморфозы, которые привели к появлению голосеменных растений.

.

Фото-гербарий Голо-семен-ных.

Конспект в тетради.

Презент.

10.

04.12

Отдел Покрыто- семенные.

Признаки и особенности строения Покрытосеменных.

Особенности жизненного цикла. Редукция гаметофита и преобладание спорофита.

Разнообразие жизненных форм покрытосеменных.

Называть отличительные признаки Покрытосеменных растений.

Обосновывать почему Покрытосеменные   - наиболее процветающая группа современных растений.

Сравнивать жизненные циклы голосеменных и покрытосеменных, объяснять редукцию гаметофита у семенных растений.

Описывать роль семенных растений в природных экосистемах.

Доказывать, что травы являются более прогрессивной жизненной формой растений.

Фото-гербарий Покрыто-семенных

Конспект в тетради.

Презент.

11.

10.12

Класс Двудольные.

Отличительные особенности – жизненная форма, формула цветка, тип плода, жилкование листьев, вид корневой системы, представители, из хозяйственное и бытовое значение для человека, роль в природных экосистемах – семейств Крестоцветные, Паслёновые, Сложноцветные, Бобовые, Розоцветные.

Называть отличительные признаки растений различных семейств класса Двудольные..

Обосновывать почему Двудольные в наибольшей степени представлены в наземных экосистемах.

Отличать по гербарным или живым образцам Крестоцветных, Розоцветных, Паслёновых, Бобовых и Сложноцветных.

Сравнивать представителей разных семейств.

Описывать роль двудольных растений в природных экосистемах.

Доказывать, что травы являются более прогрессивной жизненной формой растений.

Фото –гербарий Дву-дольных.

Конспект в тетради.

Презент.

12.

11.12

Класс Однодольные: злаки и лилейные.

Отличительные признаки двудольных и однодольных растений.

Однодольные – вершина эволюции растений.

Семейство Злаковые – представители, их значение для человека, отличительные признаки и особенности.

Лилейные -  жизненная форма, формула цветка, тип плода, жилкование листьев, вид корневой системы, представители, из хозяйственное и бытовое значение для человека, роль в природных экосистемах.

Называть отличительные признаки растений классов Двудольные и Однодольные.

Отличать по гербарным или живым образцам Злаковых и Лилейных.

Сравнивать представителей разных семейств.

Описывать роль однодольных растений в природных экосистемах.

Доказывать, что однодольные растения произошли от Двудольных в результате редукции семядоли.

Доказывать, что травы являются более прогрессивной жизненной формой растений.

Фото –гербарий Одно-дольных.

Конспект в тетради.

Презент.

13.

17.12

Эволюция растительного мира.

Систематика растений – царство, подцарство, отдел, класс, семейство, род, вид.

Признаки, характерные для каждой систематической группы.

Ароморфозы низших и высших растений.

Развитие жизненных циклов высших растений в связи с выходом на сушу.

Определять понятия по теме.

Объяснять причины разнообразия жизненных форм растений.

Уметь работать с различными информационными ресурсами.

Называть отличия систематических групп низших и высших растений.

Объяснять роль растений в природных экосистемах и их значение для человека.

Обобщать полученные факты и сопоставлять их в виде схемы или циклограммы.

Древо жизни растений.

Схема развития флоры на планете.

Презент.

Тема 4.  Царство Грибы. Отдел Лишайники (3 часа)

14.

18.12

Общая характеристика грибов.

Признаки сходства грибов с животными и растениями. Строение грибов – мицелий, гифы. Экологические группы – симбионты, сапротрофы, паразиты.

Типы размножения грибов: половое и бесполое. Вегетативное размножение, спорообразование. Изогамия, гетерогамия, оогамия, гаметангиогамия, соматогамия.

Чередование гаплоидных и диплоидны фаз в жизненном цикле грибов.

Называть признаки и экологические группы грибов

Давать определения по теме.

 Описывать процессы полового и бесполого размножения у низших и высших грибов.

Объяснять значение грибов в природе и жизни человека.

Различать и сравнивать представителей различных отделов грибов.

Уметь работать с различными источниками информации.

Фото-гербарий грибов.

Конспект в тетради.

Видеоф.

15.

24.12

Многообразие грибов.

Систематика грибов.

Отделы Хитридиомицеты, Зигомицеты, Аскомицеты и Базидиомицеты. Значение грибов в природе и жизни человека.

Называть отличия систематических групп грибов.

Определять понятия по теме урока.

Объяснять роль грибов в природных экосистемах и их значение для человека.

Уметь работать с различными информационными ресурсами.

Применять полученные знания при решении тестовых заданий.

Фото-гербарий грибов.

Конспект в тетради.

Презент.

16.

25.12

Лишайники как особая систематическая группа.

Лишайники – пример симбиоза или крайнего паразитизма водорослей и гриба.

Слоевище, виды слоевищ.

Систематические группы лишайников – листоватые, накипные, кустистые.

Экология лишайников, лихеноиндикация.

Значение в окружающей среде и для человека.

Определять понятия по теме урока.

Объяснять почему лишайник – пример симбиоза зелёной водоросли или цианобактерий с грибом.

Называть отличия систематических групп лишайников.

Обосновывать роль лишайников в местном базовом мониторинге.

Уметь работать с различными видами информационных  ресурсов.

Отличать по представленным образцам накипные, кустистые и листоватые лишайники, называть вид слоевища.

Фото-гербарий лишай-ников местной флоры.

Конспект в тетради.

Презент.

Тема 4. Царство Животные ( 12 часов)

17.

14.01

Животная клетка как эукариотическая клетка.

Признаки  животной клетки, различия животной и растительной, животной и грибной клеток.

Давать определения по теме.

Приводить примеры органоидов специального назначения и называть их функции.

Доказывать, что план строения простейших соответствует общим чертам организации эукариотических клеток.

Объяснять роль простейших в образовании осадочных пород, значение паразитических простейших в природных сообществах.

.

Конспект в тетради.

Презент.

18.

15.01

Протисты: особенности строения и жизне-деятельности.

Строение и жизнедеятельность простейших, покровные структуры, цитоплазма , ядерный аппарат, органоиды движения, питание, выделение и осморегуляция, дыхание, раздражимость, инцистирование, размножение. Распространение простейших и их систематика.

Называть организмы, которые относятся к группе простейших.

Отличать жгутиконосцев, саркодовых и инфузорий на микропрепаратах под микроскопом.

Доказывать, что ископаемые предки современных животных и растений имеют единое строение и происхождение.

Формулировать причины биологического прогресса современных одноклеточных животных.

Микропрепараты Эвглены зелёной и Инфузо-рии – туфельки.

Конспект в тетради.

Презент.

19.

21.01

Тип Кишечнополостные.

Происхождение многоклеточности как важнейшего ароморфоза в эволюции.

 Характеристика типа Кишечнополостные – симметрия тела, строение, питание, дыхание и выделение, нервная система и органы чувств, жизненные формы, размножение и жизненный цикл. Чередование стадий медузы и полипа в жизненном цикле сцифоидных. Многообразие кишечнополостных  и  их среда обитания.

Называть гипотезы происхождения многоклеточных животных.

Доказывать, что многоклеточные обладают более высоким уровнем организации, чем одноклеточные.

Объяснять какие преимущества предполагает радиальная симметрия для животных, ведущих прикреплённый или малоподвижный образ жизни.

Описывать морфологические особенности и черты образа жизни представителей Гидроидных, Сцифоидных и Коралловых полипов.

Обосновывать  каково экологическое значение кишечнополостных.

Конспект в тетради.

Презент.

20.

22.01

Трёхслойные животные: типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви.

Общая характеристика червей. Типы Плоские черви, Круглые и Кольчатые черви: симметрия тела, форма, кожно – мускульный мешок, полость тела. Пищеварительная система, кровеносная, дыхательная, выделительная, органы чувств и нервная система, размножение и развитие. Систематические группы, паразитические черви. Экологическое значение и роль червей в природных биогеоценозах.

Называть особенности жизненных циклов паразитических гельминтов, меры по предотвращению заражения паразитами.

Формулировать ароморфозы, которые привели к появлению трёхслойных животных.

Объяснять почему активное передвижение привело к появлению двусторонней симметрии тела у червей, роль червей в природе и жизни человека.

Доказывать наличие взаимосвязи дыхания и кровообращения у кольчатых червей.

Описывать особенности строения кольчатых червей при доказательстве их родства с плоскими червями.

Приводить примеры ресничных червей, сосальщиков, ленточных червей, нематод, малощетинковых и многощетинковых червей.

Обосновывать невозможность уничтожения паразитических червей.

Препарат многощетинкового червя нереиды.

Конспект в тетради.

Презент.

21.

28.01

Тип Мягкотелые.

Общая характеристика типа Моллюски. Симметрия и полость тела, внешнее строение. Пищеварительная система, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная и органы чувств, размножение и развитие. Систематика: классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

Называть ароморфозы, которые привели к появлению моллюсков.

Объяснять происхождение моллюсков от кольчатых червей.

Формулировать адаптации моллюсков к биофильтрации и роющему образу жизни.

Использовать различные информационные источники для определения полезных и паразитических моллюсков.

Доказывать, что наиболее высокоорганизованные моллюски -Головоногие.

Различать моллюсков классов Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие по морфологическим особенностям.

Обосновывать роль моллюсков в экосистемах и в биосфере.

Раковины брюхо-ногих и дву-створчатых моллюс-ков.

Конспект в тетради.

Презент.

22.

29.01

Членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые..

Членистоногие – отличительные признаки. Внешнее строение, членистые конечности, наружный скелет, мускулатура, полость тела, пищеварительная система, кровеносная, дыхательная, выделительная, органы чувств и нервная системы. Размножение. Классы Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. Значение членистоногих в природных сообществах.

Называть черты,  присущие членистоногим, ароморфозы, которые привели к возникновению типа Членистоногие.

Характеризовать экологические группы клещей и насекомых.

Формулировать особенности строения и жизнедеятельности насекомых, которые позволили им заселить все экологические ниши в биосфере.

Объяснять роль членистоногих в природе и жизни человека.

Доказывать целесообразность использования биологических методов контроля численности насекомых – вредителей сельского хозяйства.

Скелет речного рака, коллек-ция насеко-мых.

Конспект в тетради.

Видеоф.

23.

04.02

Общая характеристика Хордовых. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

Особенности морфофункциональной организации Хордовых.

 Подтипы Бесчерепные и Черепные.

 Надкласс Рыбы – покровы и внешнее строение, опорно – двигательная система, пищеварительная система, органы дыхания, кровеносная, органы чувств и нервная система, выделительная, система размножения, развитие.

 Классы Хрящевые и Костные рыбы.

Доказывать, что бесчерепные – переходная форма между беспозвоночными и хордовыми. 

Называть черты совершенствования организации рыб по сравнению с предковыми группами животных, приспособления рыб к стремительному плаванию и обитанию в водной среде.

Описывать ароморфозы костистых рыб, которые позволили им в настоящее время завоевать господство в воде.

Объяснять роль хордовых в современных биогеоценозах.

Скелет костистойрыбы в пластике.

Конспект в тетради.

Презент.

24.

05.02

Особенности представителей класса Земноводные.

Общая характеристика класса Земноводные.

Ароморфозы, которые позволили предкам современных амфибий освоить сушу.

 Сравнительный морфофизиологический обзор: внешнее строение и образ жизни, покровы, опорно – двигательная система, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, нервная системы и органы чувств. Размножение и развитие.

Систематика – отряды Бесхвостые и Хвостатые амфибии.

Анамнии и амниоты.. Значение в природных биоценозах и для человека.

Называть отличительные признаки анамний и амниот.

Формулировать особенности строения земноводных, которые позволили им жить на суше, изменения в опорно – двигательной системе в связи с передвижением по твёрдому субстрату.

Обосновывать почему в настоящее время отряд Бесхвостые  - самый многочисленный среди амфибий

Сравнивать представителей разных систематических групп и объяснять их таксономическую принадлежность.

Объяснять роль амфибий в природе и жизни человека.

Доказывать, что современные земноводные находятся в состоянии биологического регресса, называть причины этого состояния.

.

Скелет лягушки в пластике.

Конспект в тетради.

Презент.

25.

11.02

Современные Пресмыкающие-ся: общая характеристика и многообразие.

Особенности внешнего и внутреннего строения рептилий.

Ароморфозы, которые позволили предкам современных рептилий полностью порвать связь с водой.

Рептилии – отряды Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы.

Значение пресмыкающихся в экосистемах и биосфере.

Называть отличительные признаки рептилий.

Формулировать особенности строения пресмыкающихся, которые позволили им жить только на суше или быть вторичноводными, изменения в дыхательной и кровеносной системах, коже  в связи с обитанием в наземно – воздушной среде.

Различать змей и безногих ящериц, называть их отличительные признаки.

Доказывать, что крокодилы имеют более сложное строение по сравнению с другими рептилиями

Скелеты ящерицы и черепахи в пластике.

Конспект в тетради.

Презент.

26.

12.02

Класс  Птицы.

Признаки теплокровных (гомойотермных) животных. Черты сходства птиц с рептилиями.

 Приспособления птиц к полёту. Сравнительный морфофизиологический обзор: внешнее строение и образ жизни, покровы, опорно – двигательная система, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, нервная системы и органы чувств. Размножение и развитие.

Многообразие птиц.  Экологические группы и систематика птиц.

Значение птиц в естественных экосистемах.

Называть отличительные признаки теплокровных животных. Формулировать особенности строения опорно – двигательного аппарата птиц в связи с приспособлением к полёту.

Объяснять почему птицы выиграли в конкуренции с древними летающими пресмыкающимися.

Различать выводковых птиц от птенцовых.

Сравнивать птиц различных экологических групп, объяснять значение у них приспособительных механизмов.

Доказывать, что теплокровные животные в настоящее время находятся в состоянии биологического прогресса.

Скелет голубя  в пластике. Коллекция яиц птиц.

Конспект в тетради.

Презент.

27.

18.02

Класс Млекопитающие или Звери.

Черты сходства млекопитающих с рептилиями. Ароморфозы млекопитающих.

Особенности внешнего и внутреннего строения зверей.

Многообразие млекопитающих. Отряды Насекомоядные, Хищные, Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Приматы. Значение зверей в естественных экосистемах и в биосфере.

Называть черты сходства млекопитающих и их предков – рептилий.

 Формулировать особенности строения млекопитающих для обитания во всех экологических нишах биосферы.

Объяснять почему звери выиграли в конкуренции с древними пресмыкающимися.

Различать представителей различных отрядов.

Сравнивать зверей различных экологических групп, объяснять значение у них приспособительных механизмов.

Доказывать, что млекопитающие в настоящее время находятся в состоянии биологического прогресса.

Скелет кролика в пластике.

Конспект в тетради.

Презент.

28.

19.02

Эволюция животного мира.

Систематика животных – царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

Признаки, характерные для каждой систематической группы.

Ароморфозы беспозвоночных и позвоночных.

Развитие приспособлений у представителей различных  систематических групп в связи с выходом на сушу.

Определять понятия по теме.

Объяснять причины разнообразия современных животных.

Уметь работать с различными информационными ресурсами.

Называть отличия систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных.

Объяснять роль животных в природных экосистемах и их значение для человека.

Обобщать полученные факты и сопоставлять их в виде схемы.

Древо жизни животных.

Схема развития фауны.

Презент.

Тема 5.  Организм - человека ( 7 часов)

29.

 

25.02

Характеристика тканей.

Признаки животных тканей. Особенности организации соединительной ткани, виды соединительных тканей – кровь, лимфа, костная, хрящевая. Эпителиальная ткань, виды эпителия. Основные функции мышечной ткани, которые связаны с её строением. Нервная ткань – форма клеток, возбудимость, проводимость.

Называть признаки тканей животных и человека.

Находить различные ткани в составе органов организма человека. 

Различать по рисункам и на микропрепаратах соединительную, эпителиальную, мышечную и нервную ткани. 

Объяснять взаимосвязь морфофизиологической организации тканей и выполняемыми функциями.

Микро-препара-ты  тканей- эпите-лиальной, мышеч-ной, крови и нервной тканей.

Конспект в тетради.

Интерактивный плакат

30.

26.02

Опорно – двигательный аппарат человека.

Строение, химический состав и рост костей.

 Соединения костей в скелете. Отделы скелета

. Первая помощь при повреждениях скелета. Мышечная система. Строение поперечнополосатых мышц и их сокращение. Работа поперечнополосатых мышц. Группы поперечнополосатых мышц.

Гладкие мышцы – строение и работа.

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

Называть и приводить примеры видов соединения костей в скелете.

Различать отделы скелета и называть кости черепа, позвоночника, грудной клетки, скелета т пояса верхней и нижней конечностей.

Объяснять механизм сокращения поперечнополосатого волокна и гладких мышц.

Формулировать  правила оказания первой помощи при травмах скелета и мышц.

Объяснять роль физических упражнений для формирования скелета и мышечной системы человека.

Муляж скелета человека.

Конспект в тетради.

Интерактивный плакат

31.

04.03

Пищеваритель-ная система  и обмен веществ.

Строение и функции органов переваривания пищи. Пищеварительный канал и регуляция пищеварения.

 Обмен веществ – белков, углеводов, жиров, воды и минеральных солей.

 Ферменты и их роль в организме.

Значение витаминов и полноценного питания для сохранения здоровья. Профилактика нарушений обмена веществ и заболеваний желудочно – кишечного тракта.

Называть условия переваривания пищи в различных отделах пищеварительной системы.

Уметь показывать на муляжах месторасположение основных органов пищеварения – желудка, печени, поджелудочной железы, тонкого и толстого кишечника.

Формулировать правила правильного и рационального питания.

Объяснять роль ферментов и витаминов в процессах переваривания и обмене веществ.

Опыт по воспрои-зведению реакций перевари-вания пищи в желудке человека.

Муляж желудка и торса человека.

Конспект в тетради.

Интерактивный плакат

32.

05.03

Мочеполовой аппарат.

Строение почек и выделительной системы.

Работа почек и её регуляция.  Профилактика заболеваний органов выделения.

Яичники и семенники – железы смешанной секреции.

 Строение мужской половой системы.

 Органы женской половой системы. Менструальный цикл. Половое созревание. Оплодотворение и беременность. Роды. Профилактика инфекций, передаваемых половым путём. Взаимосвязь систем выделения и размножения в организме человека.

Называть органы, через которые удаляются конечные продукты обмена веществ.

Объяснять механизм образования первичной и вторичной мочи,  роль различных факторов в процессах образования мочи и мочевыделения, менструального цикла у женщин.

Формулировать условия, которые способствуют нормальному развитию подростков в период полового созревания.

Обосновывать причины наследования признаков организма от обоих родителей.

Доказывать, что семенники и яичники – железы смешанной секреции.

Муляж почки.

Конспект в тетради.

Интерактивный плакат

33.

11.03

Дыхательная и сердечно – сосудистая система.

Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания.

Типы сосудов.

 Строение и работа сердца. Регуляция сердечного цикла. Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Профилактика заболеваний сердца и сосудов, дыхательной системы.

Различать виды сосудов, называть особенности строения артерий, вен и капилляров.

Формулировать почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления.

Объяснять механизмы кровообращения, изображать его графически в виде схемы, образования звуков речи.

Обосновывать чем обеспечивается ритмичность дыхания.

Доказывать, что строение сердца соответствует его функциям.

Муляжи сердца и лёгких.

Конспект в тетради.

Интерактивный плакат

34.

12.03

Эндокринный аппарат.

Железы внутренней секреции. Строение и функции гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников половых желёз. Причины нарушений в работе эндокринного аппарата, последствия этих нарушений. Однонаправленное и разнонаправленное действие гормонов.

Называть железы внутренней секреции, гормоны, выделяемые ими, признаки избыточного выделения или недостатка гормонов.

Различать месторасположение желез секреции в организме человека.

Объяснять как осуществляется регуляция деятельность эндокринных желез, механизм саморегуляции работы желез.

Обосновывать роль гуморальной регуляции в механизме гомеостаза внутренней среды.

Конспект в тетради.

Интерактивный плакат

35.

18.03

Нервная система и органы чувств. Высшая нервная деятельность.

Общие принципы нервной регуляции функций организма. Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга. Представления о строении нервной системы.

 Головной и спинной мозг. Вегетативная нервная система. Понятие об анализаторах. Зрительный и слуховой анализаторы.

Значение анализаторов для восприятия информации из окружающей среды.

Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека. Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление.

Называть отделы нервной системы.

Давать определения по теме.

Описывать строение спинного и головного мозга, функции различных отделов.

Формулировать проявление взаимодействия возбуждения и торможения в рефлекторной деятельности организма.

Объяснять роль анализаторов во взаимодействии организма со средой.

Обосновывать роль нервной регуляции в механизме гомеостаза внутренней среды.

Доказывать, что высшая нервная деятельность – функция человека и высших хордовых, объяснять существенные особенности поведения и психики человека.

Обосновывать значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека.

Муляж головного мозга.

Зритель-ный и слуховой анализаторы.

Конспект в тетради.

Интерактивный плакат

Тема 6. Эволюция биосферы (2 часа).

36.

19.03

Возникновение и феномен жизни на Земле.

История представлений о возникновении жизни на Земле. Теории происхождения жизни на Земле.

 Начальные этапы биологической эволюции.

Называть определения по теме.

Определять основные свойства живого.

Приводить аргументы и доказательства, служащие для подтверждения или опровержения различных теорий происхождения живого.

Описывать условия в «первичном бульоне» благодаря которым появилась возможность возникновения биологических систем.

Уметь использовать различные источники информации.

Конспект в тетради.

Презент.

37.

25.03

Антропогенез.

Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

Называть черты сходства и различия предков человека и человекообразных обезьян.

Определять понятия по теме урока, место человека в органическом мире.

Объяснять роль труда как фактора антропогенеза.

Описывать особенности физического облика людей различных рас, раскрывать сущность рас как исторически сложившихся популяций людей.

Доказывать несостоятельность расизма и расовой теории.

Уметь работать с различными источниками информации.

Черепа предста-ви телей различ-ных ступеней антпропо-генеза.

Конспект в тетради.

Презент.

Тема 7.  Экосистемы и присущие им закономерности (2 часа).

38.

26.03

Среды жизни.

Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение.

Называть определения по теме.

Называть группы экологических факторов и иллюстрировать их примерами.

Описывать приспособления живых организмов к различным средам обитания, особенности влияния различных факторов на живые организмы.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и систем органов растений и животных и условиями их обитания.

Конспект в тетради.

Презент.

39.

08.04

Учение о биосфере В.И. Вернадского.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы.

Называть определения по теме.

Уметь работать с различными источниками информации.

Объяснять, почему живые организмы являются главным фактором, преобразующим биосферу.

Устанавливать причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере.

Описывать сущность функций, выполняемых живым веществом.

Доказывать роль В.И. Вернадского в развитии учения о биосфере.

Конспект в тетради

Презент.

Тема 8. Заключение

40

09.04

Дифференциро-ванный зачёт.

Основные биологические закономерности органического мира.

 Многообразие жизни и форм жизни.

 Разнообразие живой природы как единая система с общим происхождением, развитием, закономерностями строения и жизнедеятельности на всех уровнях организации – от атома до биосферы.

Давать определения по теме.

Анализировать явления и факты.

Устанавливать причинно – следственные связи в строении и функционировании форм жизни и их взаимоотношениях друг с другом и с окружающей средой.

Доказывать эволюционное происхождение явления живого и человека.

Критерии оценивания учебного предмета «Биология»

Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма

программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка "4":

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении

изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на

видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований

программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при

ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при

воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Критерии выставления оценок за проверочные и контрольные тесты.

Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля.

Тест из 20 — 30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала:

оценка «5» - 91-100% максимального количества баллов;

оценка «4» - 75-90% максимального количества баллов;

оценка «З» - 50-74% максимального количества баллов;

оценка «2» - менее 50% максимального количества баллов.

Учебно-методический комплекс.

Литература для учителя

1. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология животных: элективные курсы 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010.

2.  Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников: элективные курсы 10 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2007.

3. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

4. Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград. Учитель: 2005. 148с

5. Жизнь животных. Под ред. Расса Т. С. М.: Просвещение, 1970

6. Кудряшов Л. В., Родионова Г. Б. Ботаника с основами экологии. М.: Просвещение, 1979..

7. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.

8. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.

9. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлов Т. А., Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

10. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

11. Никишова Е,А, Шаталова С.П. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ.- М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

12. Новиков В. С., Губанов И. А.. Школьный атлас – определитель высших растений. М.: Просвещение, 1985

13. Обеспечение качества подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии (на примере основных тем курса «Зоология»): Учебно-методическое пособие / О.В. Селиванова, С.В. Черникова, Н.В. Максакова, Л.С. Загуменнова. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2009.

14. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология в школе”. – 2004. - №7.

15. Синюшин А.А. Решение задач по генетике. М. :Лаборатория знаний, 2020.

16. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

17. Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

18. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Бактерии. Грибы. Растения. М.; ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.

19. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. М.; ООО «Кирилл и Мефодий», 2006.

20. Интерактивный плакат «Биология человека». М.; ЗАО «Новый Диск», 2007.

Литература для учащихся.

  1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс: в 4 т. Том 1. Анатомия. Физиология. - М.: Издательство ОНИКС, 2012.
  2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс: в 4 т. Том 2. Ботаника. - М.: Издательство ОНИКС, 2012.

3. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс: в 4 т. Том 3. Зоология. - М.: Издательство ОНИКС, 2012.

4. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.

       5. Грин Н., Стаут Т., Тейлор Д. Биология в 3 томах. Т.1,2,3. – М.: Мир, 2010.

       6. Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных. - Тула: Родничок, 1999.

7. Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон, 2005. - 128 с. М: Дрофа, 2005.

       8. Жизнь животных./под ред. Расса Т. С. М.: Просвещение, 1970

       9. Захаров В. Б. , Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов.7 класс.- М.: Дрофа, 2006.

     10. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э. и др. Биология в таблицах, схемах и рисунках. – Ростов - на – Дону: Феникс, 2013.

     11. Интерактивные творческие задания. Биология. 7-9 класс. ЗАО «Новый диск». 2004.

     12. Новиков В. С., Губанов И. А.. Школьный атлас – определитель высших растений. -  М.: Просвещение, 1985.

      13. Резанова Е.А., Антонова И.П. и др. Биология человека. В таблицах, рисунках и схемах. – М.: ИП Милосердов, 2008.

       14. Рохлов В.С., Теремов А.В. Занимательная зоология. – М.:АСТ – Пресс, 1999.

       15. Рыков Н. А. Зоология с основами экологии животных.- М.: Просвещение, 1991.

       16. Соловков Д.А. ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка.-СПб.:БХВ – Петербург, 2020.

        17. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Справочник. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011.

Интернет-ресурсы

1. http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

2. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

3. http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

5. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

6. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

7. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

8. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.

9. http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Элективного курса по биологии За здоровый образ жизни Ступень обучения (класс) 8 класс

Элективный курс не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологиче­ские понятия и закономерности.Темы курса дают учащимся определенные знания об опас­ных ...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Рабочая программа элективного курса "Общая биология" по подготовке к ЕГЭ для обучающихся 10-11 классов

Данная программа составлена на 2 года по 1 часу в неделю с целью повторения, систематизации и закрепления основных вопросов биологии для успешной подготовки выпускников к ЕГЭ...

Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»

Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...

Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"

Программа элективного курса по биологии для 9 класса....

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...