Рабочая программа по предмету биология
рабочая программа по биологии

Эрдынеева Туяна Владимировна

Рабочая программа по предмету биология предназначена для студентов первого курса, составлена в соответствии ФГОС по предмету Биология.В рабочую программу включены следующие разделы:

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

2. Содержание учебного предмета "Биология"

3. Тематическое планирование 

4. Условия реализации учебного предмета 

5.Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по биологии95.65 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Байкальский колледж туризма и сервиса"

Утверждена

приказом директора № 01-7/194

от "30"  08. 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 УПВ.02(У)  «БИОЛОГИЯ»

для профессиональных образовательных организаций

Уровень освоения: базовый

Код специальности  43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Форма обучения: очная

Профиль обучения естественнонаучный

Срок обучения 3г.10м.

Улан-Удэ, 2022

Рабочая программа учебного предмета (курса) «Биология» разработана на основе:

1) Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 №413.

2)  Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «09» декабря2016 г. №1565

 3) Рабочей программы воспитания по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.

Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии ________ от «__» ________ 2022 г., протокол № ___

Председатель ЦК ______________ / Н.Б. Дугаржапова/

Согласовано:

Заместитель директора по УПР_________________/Т.Ю. Гужвина/

Согласовано:

Заместитель директора по УВР_________________/Я.Ж. Бирбаева/

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Байкальский колледж туризма и сервиса"

Разработчик: ______________ /Т.В.Эрдынеева/

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ______ учебном году на заседании ЦК ЕНЦ

                                                                               

Протокол № _______ от "____ " ________ 202_ г.

Председатель ЦК  ______________ /  Н.Б. Дугаржапова/

                                                                                                         

                                                


Содержание

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета ..…………...................

стр.4

2. Содержание учебного предмета «Биология» ……………….…………

стр.7

3. Тематическое планирование …………………….………………………………

стр.12

4. Условия реализации учебного предмета ……………………

стр.17

5.Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета …………………

стр.20

  1. Планируемые результаты освоения

общеобразовательного учебного предмета

Освоение содержание учебного предмета «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностные результаты (ЛР и ЛРв):

Личностные результаты освоения основной образовательной программы (ФГОС СОО)

Личностные результаты

реализации программы воспитания

Коды личностных результатов

ЛР 1 Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

ЛРв 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛРв 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России.

ЛР 1, ЛРв 1, ЛРв 5

ЛР 5 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

ЛРв 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР 5, ЛРв 4

ЛР 14 Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

ЛРв 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

ЛР 14, ЛРв 10

Метапредметные результаты (МР):

Метапредметные результаты

Коды метапредметных результатов

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

МР 1

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

МР 2

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

МР 3

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

МР 4

Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

МР 5

Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

МР 8

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

МР 9

 Предметные результаты (ПР):

ПР1. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

ПР2. владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

ПР3. владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

ПР4. сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

ПР5. сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения. 

Общие компетенции (ОК):

 ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

 ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

 ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
  • объяснять причины наследственных заболеваний;
  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
  • объяснять последствия влияния мутагенов;
  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Объект изучения биологии - живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Демонстрации:

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.

 УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Химическая организация клетки. Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК - носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Митоз. Цитокинез.

Демонстрации:

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Практические занятия:

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.

 ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

Размножение организмов. Организм - единое целое. Многообразие организмов Размножение - важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Демонстрации:

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.

Практические занятия:

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

 ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика -наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель - основоположник науки генетика. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и ди-гибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипиче-ская изменчивость. Модификационная, или ненаследтвенная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика - теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений - начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Демонстрации:

Моногибридное и дигибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения

 культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Практические занятия:

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач. Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция - структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Демонстрации:

Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных.

Практические занятия:

Описание особей одного вида по морфологическому критерию. Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной). Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Демонстрации

Черты сходства и различия человека и животных. Черты сходства человека и приматов. Происхождение человека. Человеческие расы. Практические занятия:

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества - агроэкосистемы и урбо-экосистемы.

Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

Демонстрации:

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.

Практические занятия:

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.

БИОНИКА

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.

Бионика рассматривает особенности морфо-физиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт организации растений и животных.

Демонстрации:

Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.

Экскурсии:

Многообразие видов. Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.

Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).

Естественные и искусственные экосистемы своего района.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов

Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

Драматические страницы в истории развития генетики.

Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

«Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии.

Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения

Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме - биосфере.

Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).

Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

3. Тематическое планирование

 Объем учебного предмета биология и виды учебной работы:

 Максимальная учебная нагрузка (объем ОП) обучающегося 108 часа, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 100 часов (из них: теоретические занятия - 64 часов; практические занятия -36); промежуточная аттестация - 6 часов; консультации- 2 часа.

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:

     - теоретические занятия

64

     - лабораторные занятия (при наличии)

     - практические занятия (при наличии)

36

     в том числе:

     - контрольная работа

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

0

Консультации

2

Промежуточная аттестация в форме  экзамен

6

Тематический план учебного предмета «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Коды  личностных, метапредметных, предметных результатов, общих компетенций, формированию которых способствуют элементы программы

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение  

Содержание учебного материала

2

1

Введение. История развития биологии. Отечественные ученые биологи. Методы исследования в биологии. Уровни организации живой материи.

2

ЛР1,ЛР2, ЛР3,ЛРв1,ЛРв4

МР1, МР 3, ПР1,  ОК 6

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

В том числе:

контрольная работа входной контроль

Самостоятельные работы

0

Раздел 1

Учение о клетке

Содержание учебного материала

18

Тема: Химическая организация клетки

1

Химический состав клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки

8

 ЛР 5  ЛРв  1,ЛРв 5,  МР 3,  ПР1, ЛР 2,ЛРв 4, ЛР5, ЛР 7, МР 1, МР 3,  ПР 2,ПР 3,  ОК 2 ОК 4,ОК5

2

2

 Углеводы, липиды

3

Органические вещества клетки. Белки, их строение и функции.

4

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. АТФ и другие органические вещества в клетке.

Тема: Строение  и функции клетки.

5

Структура и функции клетки. Цитоплазма. Органоиды клетки. Прокариоты и эукариоты. Вирусы.

4

Лабораторная работа №1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука».

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

Лабораторная работа №2 Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам

4

В том числе:

Контрольная работа № 1 «Учение о клетке»

2

Самостоятельная работа

Раздел 2 Организм.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

10

Тема: Размножение и индивидуальное развитие  организмов

Содержание учебного материала

1

Деление клетки. Митоз. Амитоз.

Бесполое размножение. Половое размножение.

2

ЛР 5  ЛРв  1,ЛРв 5,  МР 3,  ПР1, ЛР 2,ЛРв 4, ЛР5, ЛР 7, МР 1, МР 3,  ПР 2,ПР 3,  ОК 2 ОК 4,ОК5

2

2

Мейоз.

Образование половых клеток - гаметогенез. Оплодотворение

2

3

Зародышевое и послезародышевое развитие организма

1

Практическая работа №3 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.

4

В том числе:

Контрольная работа №2 «Размножение и индивидуальное развитие организма»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

0

Раздел  3

Основы генетики и селекции.

Содержание учебного материала

24

1

Основные понятия генетики. Первый и второй законы Г.Менделя

2

ЛР 5  ЛРв  1,ЛРв 5,  МР 3,  ПР1, ЛР 2,ЛРв 4, ЛР5, ЛР 7, МР 1, МР 3,  ПР 2,ПР 3,  ОК 2 ОК 4,ОК5

2

2

Дигибридное скрещивание третий закон Г.Менделя

2

3

Сцепленное наследование генов. Генетика пола

Взаимодействие генов. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Селекция растений.

6

Практическая работа №4,5,6 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. Решение генетических задач.

Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

14

В том числе:

Контрольная работа №3 «Основы генетики и селекции»

2

Самостоятельная работа

0

Раздел  4

Происхождение и развития жизни на Земле. Эволюционное учение

Тема:

Развитие эволюционных идей. Доказательство эволюции. Механизмы эволюционного процесса

Содержание учебного материала

16

1

Эволюция. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции. Вид и его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции

2

ЛР 5  ЛРв  1,ЛРв 5,  МР 3,  ПР1, ЛР 2,ЛРв 4, ЛР5, ЛР 7, МР 1, МР 3,  ПР 2,ПР 3,  ОК 2 ОК 4,ОК5

2

2

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Дрейф  и изоляция генов

4

3

Приспособленность организма к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора Видообразование – как результат микроэволюции. Основные направления макроэволюции

2

4.

Развитие представлений о возникновении жизни. Развитие жизни в криптозое, архее и протерозое

Развитие жизни в палеозое. Развитие жизни в мезозойскую эру. Развитие жизни в кайнозойскую эру.

4

Лабораторная работа № 7,8   Выявление ароморфозов у растений,  идиоадаптаций и дегенераций у животных. Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздуш- ной, почвенной).

4

В том числе:

Контрольная работа №4 « Эволюционные идеи»

2

Самостоятельная работа  

Раздел5

Происхождение человека

Содержание учебного материала

6

2

1

Эволюция человека. Движущие силы антропогенеза.

3

ЛР 5  ЛРв  1,ЛРв 5,  МР 3,  ПР1, ЛР 2,ЛРв 4, ЛР5, ЛР 7, МР 1, МР 3,  ПР 2,ПР 3,  ОК 2 ОК 4,ОК5

2

Факторы эволюции человека. «Эволюция органического мира»

Практическая работа № 9«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека»

2

В том числе:

Контрольные работы № 5 «История развития жизни на Земле».

1

Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 6

Основы экологии

22

Тема:

Экосистемы

Содержание учебного материала

1

Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов Сообщества. Экосистемы.

4

ЛР 5,  ЛРв  1,ЛРв 5,  МР 3,  ПР1, ЛР 2,ЛРв 4, ЛР5, ЛР 7, МР 1, МР 3,  ПР 2,ПР 3,  ОК 2 ОК 4,ОК5

1

2

Агроценозы. Применение экологических знаний в практической деятельности человека.

4

1

3

Биогеохимический круговорот веществ в биосфере. Глобальные экологические проблемы.

4

Лабораторная работа

-

Практическая работа №  10, 11,12 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.

8

В том числе:

Контрольные работы №6  «Основы экологии»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

0

Раздел 7

Бионика

 

.

Содержание учебного материала

2

1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики,. Биотехнология: микробиологический синтез и клеточная и генная инженерия.

2

ЛРв1,ЛРв4,ЛРв10,ЛРв14, МР1,МР2,МР3 ОК2,ОК4,ОК5

1

Практическая работа  

0

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа

-

Итоговое занятие

экзамен

6

3

Итого:

108//100

4.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебная доска;

- ПК, телевизор;

- Мультимедийное оборудование.

Реализация программы дисциплины осуществляется с использованием оборудования Мастерской №4 по компетенции «Администрирование отеля»:

1. Ноутбук

2. Стол письменный

3. Офисный стул

4. МФУ

Оборудование мастерской позволяет изучать темы с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ):

1. Среда обитания человека. Окружающая человека среда и её компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда.

2. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль качества строительства.

3. Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус

Ресурсное обеспечение воспитательной работы направлено на создание условий для осуществления воспитательной деятельности обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, в контексте реализации образовательной программы.

4.2. Условия реализации учебного предмета (курса) с учетом специфических образовательных потребностей при наличии в группе инвалидов и лиц с ОВЗ

Реализация программы учебного предмета (курса) требует проведения учебных занятий с учетом следующих моментов:

- индивидуальный подход к каждому обучающемуся;

- возможность увеличения сроков освоения учебного материала (как в рамках одного занятия, так и в рамках изучения темы, раздела);

- представление материала малыми дозами;

-  комплексное использование устной, тактильной, жестовой речи;

- наглядно-действенный характер содержания образования;

- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов;

- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- обучение работе   со зрительными образами: работа с учебниками, таблицами, рисунками и пр.;

- тренировка умения выделять главное: обучение составлению конспектов, таблиц, технологических карт, интеллект-карт, кроссвордов, презентаций;

- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения (поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому обучающемуся, развитие в веры в собственные силы и возможности);

- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;

- проявление педагогического такта.

       Формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливаются с учетом ограничений здоровья. Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного и текущего контроля, промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей здоровья (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.)

      При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.  При проведении промежуточной аттестации предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене.  

.  

4.2 ЛИТЕРАТУРА

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1.Колесников С.Н. Общая биология: учебное пособие, 5-е изд. стер.- М.: КНОРУС, 2020. -288 с. -  (Среднее профессиональное образование).

2.Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый уровень, 10-11 класс. - М.: 2019

3.Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. -М.: 2018

4.Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. - М.: 2017

Для преподавателей (методическая литература для педагога):

Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).

Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. - М.: 2007, 2010 Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В.Маркиной. — М.: 2010

Дарвин Ч. Сочинения, т.3. - М.: 1939 Дарвин Ч. происхождение видов. - М.: 2006

Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий курс: Учебное пособие для вузов. - М.: 2010

Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов.- М.: 2010

Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. - М.: 2010 Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. - М.: 2010

Интернет-ресурсы

http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.

http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии

http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.

http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.

http://www.rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.

http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные обучающие программы по биологии.

http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.

http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)

http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.

ww.school-

city.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88 - биология в вопросах и ответах.

http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.

http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета (курса) осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(личностные, метапредметные, предметные, общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Личностные результаты (ЛР, ЛРв)

ЛР 1 Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

ЛРв 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛРв5.Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России.

Проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества. Проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону.

Сформированность гражданской позиции;

Готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах; Отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве.

 Мониторинг, наблюдение, беседы, творческие задания.

Оценка устных ответов, наблюдение (фиксация проявляемых действий и качеств) и оценка индивидуальной позиции во время групповой работы.

ЛР5. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

ЛРв4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

 Соблюдение этических норм общения при взаимодействии с обучающимися, преподавателями.

Проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве

Наблюдение, анкетирование, опрос

Творческие задания и анализ их выполнения.

Оценка устных ответов, наблюдение (фиксация проявляемых действий и качеств) и оценка индивидуальной позиции во время групповой работы.

ЛР14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

ЛРв 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

Проявление экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира

 Демонстрация умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

 Наблюдение, анкетирование, опрос

Творческие задания и анализ их выполнения.

Оценка устных ответов, наблюдение (фиксация проявляемых действий и качеств) и оценка индивидуальной позиции во время групповой работы.

ЛР 15 Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Соблюдение этических норм общения при взаимодействия с обучающимися

Наблюдение, анкетирование, опрос

Творческие задания и анализ их выполнения

Метапредметные результаты

МР1Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

выполнение самоанализа и коррекции собственной деятельности  на основании достигнутых результатов 

Защита проектов, презентаций

МР2Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

обоснованный выбор форм  деятельности, контроля и методов оценки эффективности и качества выполнения своей работы;

Комплексная  самостоятельная работа

МР3Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

поиск биологической информации из различных источников

- выполнение индивидуальных, групповых проектных и исследовательских работ;

- владение основными методами познания;

Создание и защита проектов, презентаций

МР4 Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

нахождение и использование информации для эффективного выполнения поставленных  задач;

Создание и защита  проектов, презентаций

МР5Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

выполнение самоанализа и коррекции собственной деятельности  на основании достигнутых результатов 

активное использование в учебной деятельности информационных и коммуникационных ресурсов; использование информационных   технологий в процессе обучения;

Защита проектов, презентаций

МР8Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

- конструирование диалога с другими людьми для достижения взаимопонимания

- оформление письменных работ

- выполнение индивидуальных, групповых проектных и исследовательских работ

-  наблюдение;

- анализ и оценка выполнения исследовательской (проектной) работы;

- анализ и оценка выполнения лабораторных и практических, письменных работ

МР9 Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

владение рефлексией (оценка и анализ процесса и результата)

Самооценка выполненной работы,оценка  выполненой практической работы.

Предметные результаты

ПР1. сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

Научиться объяснять значения; биология, методы, характеризовать биологические науки, рассказывать о значении биологических наук в решение практических задач.

наблюдение;

 опрос по индивидуальным заданиям;

анализ и оценка выполнения презентаций, сообщений, мини-исследований;

ПР2. владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

Научиться определять степень освоения изученного материала, давать определения основным понятиям, применять полученные знания и умения в соответствии с решаемой задачей.

наблюдение;

 опрос по индивидуальным заданиям;

анализ и оценка выполнения презентаций, сообщений, мини-исследований;

ПР3. владение основными методами научного познания, используе­мыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антро­погенных изменений в природе;

Научиться применять различные методы при биологических исследованиях; выделять общие признаки и свойства различных экосистем; объяснять различия экосистемой и бигеоценозом; раскрывать роль антропогенного изменения в природе.

наблюдение;

 опрос по индивидуальным заданиям;

анализ и оценка выполнения презентаций, сообщений, мини-исследований; решение задач, практической работы

ПР4. сформированность умений объяснять результаты биологиче­ских экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

Научиться определять степень отработанности навыков и умений рещать биологические задачи, различать задания разного уровня сложности; демонстрировать навыки решения разных типов задач.

наблюдение;

 опрос по индивидуальным заданиям;

анализ и оценка выполнения презентаций, сообщений, мини-исследований; решение задач, практической работы

ПР5. сформированность собственной позиции по отношению к био­логической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Научиться аргументировано доказывать свою точку зрения опираясь на факты полученные с различных источников информации.

наблюдение;

 опрос по индивидуальным заданиям;

анализ и оценка выполнения презентаций, сообщений, мини-исследований; решение задач, практической работы

Общие компетенции

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

демонстрация интереса к будущей профессии;

Интерпретация  результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения  программы

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

постановки задачи,

формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения,

систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов,

формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических

объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость

сталкиваться в профессиональной сфере;

целенаправленное наблюдение;

 оценка выполнения индивидуальной работы.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности;

самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области,

анализ результатов наблюдения за деятельностью студентов в малых группах при решении проблемных, нестандартных ситуаций при постановке учебной задачи.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях;

определение проблемы в различных ситуациях; планирование поведения в различных ситуациях;

возложение на себя ответственность за принятые решения в различных ситуациях;

анализ результатов наблюдения за деятельностью студентов в малых группах при решении проблемных, нестандартных ситуаций при постановке учебной задачи.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 грамотное устное и письменное изложение мыслей по профессиональной тематике на государственном языке;

 проявление толерантности в коллективе;

 целенаправленное наблюдение;

 анализ и оценка выполнения самостоятельных работ (сообщение, презентация)

 анализ и оценка выполнения исследовательской (проектной) работы

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Владение методами поиска необходимой информации для решения профессиональных задач с использованием современных информационных технологий

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК7. Брать на себя ответственность работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

демонстрация интереса к будущей профессии;

Инпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения  программы

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

постановки задачи,

формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения,

систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов,

формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических

объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость

сталкиваться в профессиональной сфере;

целенаправленное наблюдение;

 оценка выполнения индивидуальной работы.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности;

самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области,

Наблюдение и оценка   деятельности студентов в процессе выполнения ими индивидуальных и групповых заданий при проведении учебных занятий, практических занятиях ;

- анализ и оценка выполнения самостоятельных работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета биология для 8-9 классов (II ступень)

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Н.И.Сонина, соответствующей Федеральному ...

Рабочие программы по предмету биология УМК Н.И.Сонина

Представлены рабочие программы по биологии УМК Н.И.Сонина для 6-7, 9-11 классов на 2012-2013 учебный год. Рабочие программы соответствуют типовой структуре, в разделе "Формы и средства контроля содерж...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....