лабораторные работы
учебно-методическое пособие по биологии (6 класс)

Сергеева Ирина

 

Лабораторные работы по биологии  5-9 классы. УМК  Рохлов В.С., Теремов А.В. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лабораторная работа

Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.

Цель: познакомиться с лабораторным оборудованием и инструментами, правилами поведения и техникой безопасности в кабинете биологии.

Оборудование: лабораторное оборудование.  

Ход работы

  1. Знакомство с правилами поведения в кабинете биологии.
  2. Техника безопасности на уроках биологии при проведении лабораторных и практических работ.
  3. Составление таблицы

Название приборов и инструментов

Рисунок

Для чего используется

Вывод: объясните, почему требуется знать и соблюдать правила поведения в лаборатории

Лабораторная работа

Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.

Цель: ознакомиться с устройством лупы, светового микроскопа и правилами работы с ними

Оборудование: ручная лупа, световой микроскоп

Ход работы

  1. Устройство лупы
  1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части и узнайте их

назначение

  1. Зарисуйте ручную лупу, обозначьте основные части
  1. Устройство светового микроскопа
  1. Рассмотрите строение светового микроскопа. Найдите основные части:

тубус, окуляр, объективы, штатив, предметный столик, зеркало, винты. Узнайте их назначение.

  1. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

hello_html_3d80feff.jpg

Рис. 1. Световой микроскоп

Вывод: /сделайте вывод о значении увеличительных приборов для изучения биологических объектов/.

 

 

Лабораторная работа

Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа.

Цель: на основе знания устройства увеличительных приборов научиться готовить временные препараты и работать с ними.

Оборудование: ручная лупа, световой микроскоп, плоды томата и арбуза, предметное стекло, покровное стекло, пипетка мерная, препаровальная игла, стакан с водой, салфетка, микропрепарат «Инфузория-туфелька»

Ход работы

  1. Изучение клеток мякоти томата и арбуза глазом и с помощью лупы.
  1. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть томата и арбуза. Сделайте рисунок.
  2. Рассмотрите кусочки мякоти томата и арбуза под лупой. Сделайте рисунок.
  1. Изучение клеток мякоти томата и арбуза с помощью светового

микроскопа

  1. Приведите световой микроскоп в рабочее состояние: осветите поле зрения зеркалом, определите увеличение микроскопа (умножьте кратность окуляра на кратность объектива).
  2. Приготовьте временный микропрепарат мякоти томата и арбуза:

- тщательно протрите салфеткой предметное стекло;

- пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло;

- при помощи препаровальной иглы осторожно отделите маленький

кусочек мякоти томата и арбуза;

 - положите кусочек мякоти в каплю воды;

- накройте покровным стеклом.

3. Рассмотрите клетки мякоти томата и арбуза сначала при малом, а затем при большом увеличении микроскопа.

4. Определите окраску и форму клеток томата и арбуза.

5. Зарисуйте клетки мякоти томата и арбуза и сделайте обозначение: оболочка, цитоплазма

  1. Изучение инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью светового микроскопа
  1. Рассмотрите под микроскопом готовый препарат.
  2. Определите форму клеток.

Вывод: /сделайте вывод о строении клеток мякоти томата, арбуза и инузории-туфельки/.

 

 

Лабораторная работа

Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата).

Цель: на примере кожицы лука изучить строение растительной клетки.

Оборудование: световой микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, пинцет, салфетка, луковица.

Ход работы

  1. Приведите световой микроскоп в рабочее состояние: осветите поле зрения зеркалом, определите увеличение микроскопа /умножьте кратность окуляра на кратность объектива/.
  2. Приготовьте временный микропрепарат кожицы лука:

- тщательно протрите салфеткой предметное стекло;

- пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло;

- с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу;

- положите ее на предметное стекло в каплю воды;

- расправьте пинцетом и накройте покровным стеклом.

https://reshalka.com/uploads/book/task/133/task/18/1-11.png

Рис.1. Приготовление временного микропрепарата кожицы лука.

3. Рассмотрите клетки кожицы лука сначала при малом, затем при большом увеличении микроскопа.

4. Определите окраску и форму клеток кожицы лука.

5. Зарисуйте клетки растения и сделайте обозначения: оболочка и цитоплазма, ядро.

Вывод: /сделайте вывод о строении клеток кожицы лука/.

Лабораторная работа

Наблюдение за потреблением воды растением.

Цель: изучить процесс потребления воды растением.

Оборудование: черенки комнатных растений, стакан с водой, чернила для подкрашивания воды.

Ход работы

  1. Поставить один черенок в стакан с чистой водой, другой – в подкрашенную чернилами воду.
  2. Поставить оба стакана с черенками рядом, сравнивая цвет стеблей.

Вывод: (сформулировать вывод о процессе потребления воды растением).

Лабораторная работа

Выявление приспособлений организмов к среде обитания

(на конкретных примерах).

Цель: выяснить, как приспособились живые организмы к жизни в той или иной среде обитания.

Ход работы

  1. Рассмотрите объекты изучения.
  2. Вспомните 4 типа среды обитания. Определите среды обитания ваших живых объектов.
  3.  Внимательно рассмотрите объекты. Какие приспособления к среде обитания они имеют?
  4. Начертите в тетради и заполните таблицу по образцу.

Объект изучения

Среда обитания

Приспособления к среде обитания у объекта изучения и их функция

 

Вывод: сформулируйте вывод, как живые организмы приспособились к жизни в той или иной среде обитания.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базы данных. Основы работы с СУБД MS Access: разработка и заполнение таблиц, создание связей (лабораторная работа 1)

Документ в формате pdf представляет собой первую часть лабораторной работы и содержит пошаговую инструкцию по началу работы в программе MS Access:создание БД;создание таблиц;заполнение таблиц;создание...

Лабораторная работа "Измерение работы и мощности в электрической лампочке"(8класс)

Работа выполнена в виде презентации и дополнена подробным конспектом урока. Возможно использование интерактивной доски....

Лабораторная работа №2 Тема: «VBA. Работа со списком»

По выбранным данным в списке в MS Excel осуществляется отбор данных в базе данных MS Access. Код написан на VBA. Результат представлен в MS Excel...

Практические работы (лабораторные работы) по истории

Несколько вариантов работы с документами...

Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"

Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...

Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник

Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...