Рабочая программа 6класс
рабочая программа по биологии

Ринчинова Мираида Валерьевна

Рабочая программа по биологии 6 класс с использованием оборудования "Точка роста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_6_kl_bio_ponomarevu.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Иволгинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа

________________________________________________________________________

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______Ринчинова М.В.

Протокол № 1__

от «__ августа 2022__г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР:

___Банзаракцаева С.М.

«___» августа 2022__г.

«Утверждено»

Директор.

_________ ГалдановС.С

Приказ №___

от «__» Августа2022__г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учебного предмета «БИОЛОГИЯ»

Класс: 6

Уровень образования – основное общее образование

Уровень изучения предмета – базовый уровень

Срок реализации программы – 2022/2023учебный год

Количество часов по учебному предмету:1 ч./неделю, всего – 34ч/год

Рабочую программу составил(ли):

Ринчинова М.В., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории

Нижняя Иволга,2022г

        

        Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса биологии 6 класса составлена на основе следующих  нормативно- правовых документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Фундаментального ядра содержания общего образования;

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- примерной программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии;

- программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой,  А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012)      Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.

       Программа ориентирована на использование учебника Пономарева И.Н. и др. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций (концентрический курс). М.: Вентана-Граф, 2020. В основе концепции учебника – системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни.

- учебным планом МОУ ОСОШ  на 2022 – 2023 учебный год;

Структура документа:  Рабочая программа по биологии представляет собой целостный документ включающий шесть разделов: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

   Актуальность  программы: Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в котором мы живем, - все это объекты биологии.

Программа адресована: учащимся 6 классов общеобразовательной школы.

Цели биологического образования:

       Цели в основной школе формируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

     Глобальные цели биологического образования являются для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением харак4тера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

     Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

    С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого,  биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно -познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формирование у обучающихся позновательной культуры, осваемой в процессе познавательной дечятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы

Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;

- овладение научным подходом к решению различных задач;

- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Разделы «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (изучается в 5-м и 6-м классах) включают сведения об особенностях строения и жизнедеятельности организмов этих групп, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Ведущей идеей содержания этих разделов является ценность биологического разнообразия для поддержания жизни на планете.

Место курса биологии в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию — в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека.

Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразии живых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Рабочая программа составлена на основе принципов

- научности

-доступности

- наглядности

- последовательности и системности

- прочности, связи с теории с практикой

Учет возрастных и психологических особенностей.

Средний школьный возраст.(11-15лет)
Это переходный возраст от детства к юности. Это 5-9 классы. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно. Большое значение имеет отношение подростка к наблюдаемому предмету. Подросток не умеет связывать восприятие  окружающей жизни с учебным материалом.
Внимание  характерная черта – избирательность внимания. Интерес к необычному часто становится причиной непроизвольного переключения внимания. Хороша та организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростка нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
Мышление Существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Мышление приобретает критичность. Подросток не опирается на мнение учителя, а стремится иметь свое мнение.. он склонен к спорам и возражениям. Этот возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить причинно-следственные зависимости.
Речь становится более образной и выразительной, со сложной синтаксической структурой.
Идет интенсивное
нравственное формирование. Нравственные идеалы складываются под влиянием различных факторов, идеалы очень разнообразны.

Условия реализации программы:

   Для реализации программы созданы максимальные условия, которые предусматривают наличие кабинета биологии соответствующего нормам САНПиНа, УМК, интерактивный комплекс, раздаточного материала (гербарий, таблицы, наглядных пособий,  коллекций и т.д.)

Организация образовательного процесса:

   В обучении биологии в 6 классе используются следующие педтехнологии и методики:

Педагогические технологии:

  1. На основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества).
  2. На основе эффективности управления и организации учебного процесса ( групповые технологии, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, технология саморазвивающего обучения , компьютерная технология и т.д.)

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный метод

-репродуктивный метод

- метод проблемного обучения

-  метод проблемного изложения

- частично-поисковый метод

- исследовательский метод

Сроки и этапы реализации программы:

  Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-х классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час  в неделю, 35 часа в год. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы ( предусмотренные  примерной программой), а так же экскурсии.

Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами: в программе предусмотрена межпредметная связь с историей, обществознанием, экономикой, экологией, географией, физикой, химией.

   Формы текущего и итогового контроля:

 Текущий контроль осуществляется через проведение письменных работ, тестовых заданий разного уровня сложности, лабораторных и практических работ.

 Итоговый контроль:  тестирование, письменные итоговые контрольные работы.

Ожидаемый результат: изучения курса приведены в разделе Требования к уровню подготовки выпускников, которые полностью соответствуют стандарту.

 

Раздел II. Содержание тем учебного курса.

        Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Наука о растениях – ботаника (4 ч)

Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.

Лабораторные работы

  1. Семенные и  споровые растения
  2. Строение растительной клетки

Экскурсия

«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».

Органы растений (9 ч)

Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.

Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.

Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений

Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.

Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.

Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.

Лабораторные работы

 «Строение  семени фасоли»

 «Строение вегетативных и генеративных  почек»

 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»

Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.

Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.

Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений.  Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.

Лабораторная  работы

«Черенкование комнатных растений»

Многообразие и развитие растительного мира (10 ч)

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения.

Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.

Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.

Высшие семенные растения.

Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.

Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.

Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных),  Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.

Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.

Лабораторные работы

«Изучение внешнего  строения мхов»

Природные сообщества (5 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.

Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.

Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.

Экскурсия

«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе»

Раздел III. Учебно-тематический план

тема

Всего уроков

Лабораторные работы

Контрольные работы

Наука о растениях – ботаника

4

Органы цветковых растений

9

5

1

Основные процессы жизнедеятельности растений

7

1

1

Многообразие и развитие растительного мира

9

1

1

Природные сообщества

3

-

Итоговое повторение, итоговый контроль

2

2

итого

34

7

5

Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.

Личностными результатами являются следующие умения:

- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья;

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

Метапредметными результатами  являются формирование УУД.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

- определять роль растений в природе и жизни человека;

- объяснять роль растений в круговороте веществ;

- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;

- перечислять отличительные свойства растений;

- различать основные группы растений;

- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;

- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

-  проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые растения.

Раздел V. Учебно-методическое обеспечение.

  1. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
  2. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
  3. М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005
  4. Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.: «5 за знания», 2006
  5. О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 6-11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011
  6. Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова, В.П. Артеменко, Е.Н. Маслак «Биология. Секреты эффективности современного урока» Волгоград. издательство «Учитель», 2013
  7. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная         энциклопедия "Живые существа"
  2. http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
  3. http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
  4. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
  5. . www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий

№ урока

Тема урока

По плану

Фактич

Домашнее задание

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа)

1.

Царство Растения. Общая характеристика растений.

1 неделя сентября

П. 1, с.6 РТ с. 3-4

2.

Многообразие жизненных форм растений. Особенности внешнего строения растений.

2 неделя сентября

П.2, с.14, РТ с. 5-6

3.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

3 неделя сентября

П.3, с. 17 РТ с.7-8

4.

Ткани растений

4 неделя сентября

П.4, с.21, с. 26 (вопросы) РТ. С.9-10

Тема 2.Органы растений ( 10ч)

1 (5)

Семя, его строение и значение.. Лаб.раб «Строение семени фасоли»

1 неделя октября

П.5, с.28 РТ с. 13-14

2 (6)

  Условия прорастания семян

2 неделя октября

П. 6, с.34 РТ.с15-16

3 (7)

Корень, его строение и значение Лаб.раб « Строение корня проростка»

3 неделя октября

П. 7, с.37 РТ с.17-18

4 (8)

Побег, его строение и развитие  Лаб.раб « Строение вегетативных и генеративных почек»

4 неделя октября

П. 8, с. 43 РТ. С19-20

5 (9)

Лист, его строение и значение

1 неделя ноября

П. 9, с.48 РТ.с21-23

6 (10)

Стебель, его строение и значение

2 неделя ноября

П. 10, с.54 РТ с. 24-25

7 (11)

Лаб.раб «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

3 неделя ноября

П.10 РТ.24-25

8 (12)

Цветок, его строение и значение. Соцветия.  Лаб.раб « Строение цветка»

4 неделя ноября

П.11, с. 66 РТ с.26-28

9 (13)

Плод. Разнообразие и значение плодов

1 неделя декабря

П. 12, с.66 РТ с 29-31

10( 14)

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений»

2 неделя декабря

С.71 РТ с 32-33

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений ( 7ч)

1 (15)

Минеральное питание растений

3 неделя декабря

П.13, с.74 РТ с 34-35

2 (16)

Воздушное питание растений — фотосинтез

4 неделя декабря

П. 14, с.78 РТ с 35-36

3 (17)

Дыхание и обмен веществ у растений

2 неделя января

П. 15, с. 82 РТ 38-39

4 (18)

Размножение   растений: половое и бесполое. Оплодотворение у растений

3 неделя января

П.16 с. 86 РТ.с.38-40

5 (19)

Вегетативное размножение растений и его использование человеком

3 неделя января

П. 17, с. 91 РТ 40-42

6 (20)

Рост и развитие растений. Рост и развитие растений на примере распространенных видов Бурятии

4 неделя января

П.18, с. 96, с.101РТ 43-44

7 (21)

Контрольная работа по теме Основные процессы жизнедеятельности растений

4 неделя января

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира ( 10ч)

1 (22)

Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе.

1 неделя февраля

П. 19, 20, с. 104РТ.с 45-46

2 (23)

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

2 неделя февраля

П. 21, с. 113 РТ с47-48

3 (24)

Плауны. Хвощи, папоротники

3 неделя февраля

П. 22, с. 113 РТ с 49-50

4 (25)

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

4 неделя февраля

П. 23, с. 122 РТ с 51-52

5 (26)

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1 неделя марта

П. 24, с. 126 РТ с.53-54

6 (26)

Семейства класса Двудольные

2неделя марта

П. 25, с. 132РТ с 55-56

7 (27)

Семейства класса Однодольные

4неделя марта

П. 26, с. 138 РТ с 57-58

8 (28)

Историческое развитие растительного мира

1 неделя апреля

П. 27, с. 143 РТ с 59-60

9 (29)

 Разнообразие и происхождение культурных растений.

2 неделя апреля

Сообщения П. 28, РТ. С 61-62

10 ( 30)

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира»

3  неделя апреля

П. 29, с. 150, с. 155 РТ с 62-63

Тема 5. Природные сообщества (3 часа)

1 (31)

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме

4 неделя апреля

П. 30, с.159 РТ с 64-65

2 (32)

Совместная жизнь организмов в природном сообществе

1 неделя мая

П. 31, с. 163, составить проект – отчет об экскурсии РТ с 65-66

3 (33)

Смена природных сообществ и её причины

2 неделя мая

П. 32, с.171 РТ с 67-68

Заключение ( 1ч)

1 (34)

Итоговое повторение

3 неделя мая

С.176

Использование национально-регионального компонента

Тема урока

Инструментарий

6

 Рост и развитие растений на примере распространенных видов Бурятии

сообщения

22

Водоросли на Байкале

сообщения

25

Основные голосеменные растения Бурятии

сообщения

26

Покрытосеменные растения, записанные в Красную книгу Бурятии

сообщения

33

Природные сообщества Бурятии

сообщения

Тематическое планирование учебного материала в 6 классе

с использованием оборудования центра «Точка роста»

п/п

Тема

Содержание

Целевая установка урока

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся на уроке/внеурочном занятии

Использование оборудования

Раздел 1.   Строение и свойства живых организмов (6  часов)

1

Строение растительной и животной клеток.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

Клетка как основная структурная единица растения.

Л.Р. № 1  «Строение клеток живых организмов».

Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки.

1

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Различать и называть органоиды клеток растений.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки.

Выявлять отличительные признаки растительной клетки.

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Микроскоп цифровой, микропрепараты.

2

Ткани растений и животных.

Ткани растений. Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей.

Л.Р. № 2    «Ткани живых организмов».

Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей.

1

Определять понятие «ткань».

Характеризовать особенности строения и функции тканей растений.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.

Объяснять значение тканей в жизни растения.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.\

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Микроскоп цифровой, микропрепараты.

3

Корень, его строение и значение.

Типы корневых систем растений. Строение корня – зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней.

Значение корней в природе.

Л.Р.  № 3 «Строение корня проростка».

Изучить внешнее и внутреннее строение корня.

1

Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.

Называть части корня.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня.

Объяснять особенности роста корня.

Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной  части корня в период роста.

Характеризовать значение видоизмененных корней для растений.

Проводить наблюдения и фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Микроскоп цифровой, микропрепараты. Электронные таблицы и плакаты.

4

Стебель, его строение и значение.

Стебель, его строение и значение.

Л.Р. № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

Изучить внешнее строение стебля.

Типы стеблей.

Внутреннее строение стебля. Функции стебля. Видоизменения стебля у надземных и подземных побегов.

1

Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей.

Называть внутренние части стебля растений и их функции.

Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия.

Фиксировать результаты исследований.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Микроскоп цифровой, микропрепараты «Стебель однодольных и двудольных растений». Электронные таблицы и плакаты.

5

Лист, его строение и значение.

Лист, его строение и значение. Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев.

Л.Р.  № 5 «Изучение строения листа».

Изучить внешнее и внутреннее строение листа.

1

Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.

Различать простые и сложные листья.

Характеризовать внутреннее строение листа, его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.

Характеризовать видоизменения листьев растений.

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Микроскоп цифровой, микропрепараты.

Внутреннее строение листа.

Электронные таблицы и плакаты.

6

Семя, его строение и значение.

Семя как орган размножения растений. Значение семян в природе и жизни человека.

Л.Р. № 6 «Строение семени фасоли»

Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли.

Строение зародыша растения.

Двудольные и однодольные растения.

Прорастание семян.

Проросток, особенности его строения.

1

Объяснять роль семян в природе.

Характеризовать функции частей семени.

Описывать строение зародыша растения.

Устанавливать сходство проростка с зародышем семени.

Описывать стадии прорастания семян.

Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека.

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Цифровая лаборатория по экологии (датчик освещенности, влажности и температуры).

Электронные таблицы и плакаты.

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (4 часа)

7

Минеральное питание растений и значение воды.

Минеральное питание растений и значение воды.

Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания.

Извлечение растением из почвы растворенных в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению.

Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде.

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды.

1

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.

Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о приспособленности к воде растений разных экологических групп.

Цифровая лаборатория по экологии (датчик влажности, освещенности).

Электронные таблицы и плакаты.

8

Воздушное питание растений – фотосинтез.

Воздушное питание растений – фотосинтез. Условия образования органических веществ в растении. Зеленые растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе.

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений. Объяснять роль зеленых листьев в фотосинтезе.

1

Приводить примеры организмов – автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.

Обосновывать космическую роль зеленых растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете.

Выполнять наблюдения и измерения.

Цифровая лаборатория по экологии (датчик углекислого газа и кислорода).

9

Дыхание и обмен веществ у растений.

Дыхание и обмен веществ у растений. Роль дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Демонстрация опыта.  

Характеризовать сущность процесса дыхания у растений.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение. Определять понятие «обмен веществ». Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни.

1

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

Выполнять опыт, наблюдать результаты и делать выводы по результатам исследования.

Цифровая лаборатория по экологии (датчик углекислого газа и кислорода).

10

Рост и развитие растений.

Значение воды и воздуха для прорастания семян.

Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян.

Л.Р. № 9 «Определение условий прорастания семян».

Изучить роль запасных питательных веществ семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света.

1

Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян.

Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян.

Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий.

Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур.

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Цифровая лаборатория по экологии (датчик освещенности, влажности и температуры).

Электронные таблицы и плакаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 6класс

рабочая программа по математике 6класс ориентирована на изучение по  учебнику Н. Я. Виленкина, 6часов в неделю,  составлена на основании программы Жохова В.И....

Рабочая программа по русскому языку в 6классе

Рабочая программа по русскому языку в 6классе создана на основе прогаммы к традиционному учебнику Ладыженской и рассчитана на 6уроков в неделю. По этой программе также сделано планирование на 6уроков ...

Рабочая программа учебного курса "Технология" 6класс

Рабочая программа учебного курса "Технология" 6 класс...

рабочая программа 6класс по УМК Зубарева, Мордкович

Рабочая программа поматематике для 6 класса по УМК зубарева, мордкович...

Рабочая программа 6класс

Рабочая программа для 6 кл. к учебнику М.З. Биболетовой " Английский с удовольствием 6" Титул,2014г.  Предназначена в помощь учителям английского языка....

Рабочая программа 6класс "Столярное дело"

Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело», 6 класс составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII ви...

Рабочая программа 6класс

Рабочая программа по физической культуре ФОП ООО 6 класс...