МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
статья по биологии

Основные методы преподавания биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Методика обучения биологии– наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета биологии.

Главная функция науки – исследование. Предметом исследования методики обучения биологии являются теория и практика обучения, воспитание и развитие учащихся по данному предмету.

Правильно подобранные методы работы обеспечивают качество знаний, кроме этого:

а) способствуют развитию понятий и умений учащихся;

б) обеспечивают прочность и осознанность знаний;

в) оказывают воспитывающее влияние, вырабатывают любовь ко всем живым организмам.

Учебный метод – это способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися.

Классификация методов:

• По источнику знаний.

Выделяется 3 группы методов:

а) методы, связанные с преобразованием действительности (практические);

б) методы восприятия образа (наглядные);

в) методы использования широких обобщений (словесные).

• Исходя из задач обучения:

Методы приобретения учащимися новых знаний:

а) подготовка к слушанию учителя;

б) изложение знаний учителем;

 в) осмысление и закрепление материала;

г) самостоятельное приобретение знаний.

Методы формирования умений и навыков.

Методы практического применения приобретённых знаний.

Методы практической и творческой деятельности.

Методы повторения и проверки знаний.

Группы методов (Б.Е. Райков):

А) 1 – словесный (книжный); 2 – наглядный (предметный); 3 – моторный (активно двигательный).

 Б) 1 – иллюстративный; 2 – исследовательский.

Основные группировки методов по следующим признакам:

 а) источники, из которых учащиеся черпают знания;

б) характер деятельности учителя;

в) характер деятельности учащихся.

Рассмотрим следующие группы методов:

Словесные методы:

- Школьная лекция – используется в старших классах при объяснительно-иллюстративном, проблемном виде обучения.

- Рассказ – изложение материала учителем, но короче, чаще, чем лекция. Обычно сочетается с другими методами. Применяется при изложении сложного материала и при отсутствии опорных знаний у учащихся.

- Беседа – диалог, познавательная творческая деятельность (объяснительно-иллюстративная, проблемная). Специфика биологической беседы – хорошо иллюстрированные вопросы.

- Объяснение – короткий рассказ.

- Инструктаж – вводная беседа перед проведением практической или лабораторной работы.

Практические методы – опыты, упражнения, учебнопроизводственный труд.

Наглядные методы – применение иллюстраций, демонстрация опытов, наблюдение учащихся в природе.

- Работа с книгой – чтение, реферирование, беглый осмотр, цитирование.

- Работа с текстом – изложение, составление плана, конспектирование.

На выбор методов обучения влияют:

 – содержание материала;

 – специфика учебного предмета;

 – дидактические задачи урока;

– возрастные особенности учащихся;

– уровень подготовки школьников;

 – объем материала;

 – методическая подготовка учителя и его мастерство.

Методические приёмы – элементы метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе преподавания.

Методические приёмы разделяются на следующие группы:

а) логические – выявление признаков, сравнение объектов по сходству и различию, выводы, обобщения;

 б) организационные – направление внимания, организация работы учащихся;

 в) технические – использование в обучении оборудования.

Использование опорных конспектов в методике преподавания биологии. В настоящее время важно не столько заучивание и запоминание учащимися всего программного материала, сколько мыслительные процессы восприятия и воспроизведения. Этому способствуют различные виды схематической наглядности:

– опорные сигналы и конспекты;

 – структурно-логические схемы и т.д.

Если использовать на уроках только натуральные объекты и таблицы, память загромождается второстепенными деталями, поэтому, разработано рисуночно-идеографическое письмо – особая знаково-символическая система, которая состоит из отдельных изобразительных элементов – пиктограмм и идеограмм. Использованы законы схематизации географических изображений:

а) выделение существенного – преувеличение отличительных принципов и явлений;

 б) упрощение формы достигается использованием географических фигур;

в) повторение достигается путем многократного использования графических элементов. При подготовке пиктограмм схематизируется не весь материал, а основное содержание учебного материала, центральные понятия, например общие признаки систематической группы животных: количество клеток, приспособленность к среде обитания, способы передвижения, добывания пищи. Принципы, используемые при разработке рисуночноидеографического письма: Компактность – кодировать только существенную информацию, без деталей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Методика обучения биологии исследует содержание образовательного процесса по этому предмету и закономерности усвоения биологического материала школьниками. Методика строится соответственно целям и зад...

Методика профильного обучения биологии

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интерес...

Методика использования средств информационных технологий в обучении биологии

Автор предствляет методику использования средств информационных технологий в обучении биологии...

Выступление по теме «Проектная методика обучения географии и биологии в школе»

Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.Проект ценен тем, что в ходе его выполнения...

Методика обучения биологии в основной и средней школе в рамках ФГОС

Биологические знания – важнейшая составная часть общечеловеческой культуры – без знания биологии невозможно выработать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов ...

Проблема формирования научного мировоззрения у учащихся в теории и методике обучения биологии: исторический аспект

В настоящее время образование, являясь важнейшей сферой жизни общества, выполняет функцию становления и развития личности, а соответственно, способствует формированию научного мировоззрения учащихся....