Конспект урока по теме: «Видоизменения побегов».
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Курносенкова Светлана Алексеевна

Конспект урока по  теме: «Видоизменения побегов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6bio.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

01.12.                    6 биология.

Конспект урока «Видоизменения побегов».

Цель: Изучить строение подземных видоизмененных побегов, установить черты сходства с надземными побегами. Выяснить причины их формирования у растений.

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: Продолжить формировать знания о побеге, его внутреннем строении, о значении видоизменений в жизни растений.

2. Метапредметные: Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать изученный материал. Продолжить работу над коммуникативными умениями, умением слушать, самостоятельно работать с текстом заданий лабораторных работ, умение организовывать свою работу. Умением оценивать себя и других.

Продолжить формировать навыки работы с наглядными пособиями и живыми объектами.

3. Личностные: Продолжить развивать интерес к предмету биология и к живой природе.

Оборудование: инструктивные карточки к лабораторным работам, оценочные карточки к лабораторным работам, клубни картофеля ( и в разрезе), гербарий корневищ, луковицы, раствор йода, пипетки , луковицы.

Ход урока:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания.

 Карточки задания на столах у детей. Работают индивидуально. Самооценивание.

КАРТОЧКА : Наружный слой коры у молодых стеблей представлен тонкой ...(кожицей).

С возрастом кожица заменятся ... (пробкой), которая состоит из мертвых клеток. заполненных воздухом.

... и ... (кожица и пробка) относятся к покровной ткани, которая защищает растение от пыли и микроорганизмов, излишнего испарения влаги и промерзания.

Газообмен в кожице осуществляется через ... (чечевички).

Внутренний слой коры представлен ... (лубом), в состав которого входят волокна, ситовидные трубки, и клетки основной ткани.

...(Древесина) – механическая ткань, которая образована, вытянутыми клетками, с утолщенными одревесневшими оболочками, обеспечивающими гибкость и прочность стебля.

За лубом следует тонкий слой образовательной ткани ...(камбий), клетки которой мелкие, узкие, они обеспечивают рост стебля в толщину.

По ... ... (сосудам древесины) от корня к листьям передвигаются вода и растворенные в ней минеральные соли.

... (Сердцевина) занимает центральную часть ствола дерева, в клетках которой откладываются в запас питательные вещества.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. 

- Какие видоизменения корней вы знаете? (клубень, корнеплод, корни-прищепки, дыхательные корни и т.д.)

Какие функции они выполняют? (запасают пит. вещества, поднимают стебель с листьями к свету, дыхание и т.д.)

Какие видоизменения листьев вы знаете? ( иголки, усики, )

Какие функции они выполняют? ( уменьшают испарение, поднимают стебель с листьями к свету, запасают питательные вещества).

Почему у растений возникают видоизменения? ( приспосабливаются к условиям среды).

Какие функции выполняет стебель у растения? (проведение веществ, выносит листья к свету).

Как вы думаете, может ли стебель выполнять еще какие либо функции? (могут ответить, что запасает питательные вещества, могут задуматься.)

Вы уже догадались что мы будем изучать сегодня? ( видоизменения стебля).

Чему мы научимся? ( распознавать стебель по особенностям строения, узнаем функции стебля).

Запишите в тетрадь тему урока.

4.Изучение нового материала.

Задание1

 Перед вами корневище растения, благодаря которому растение может очень быстро разрастаться на нашем огороде, перезимовывать зиму, а весной очень быстро развиваться. Обсудите вдвоем ответы на вопросы по гербарию. Они к нему прикреплены.

Проверка ответов

- Является ли эта часть растения корнем? ( ответы могут быть и да и нет)

- Является ли эта часть растения побегом? ? ( ответы могут быть и да и нет)

- Перечислите признаки побега у корневища , тот кто считает что это побег.

(боковые и верхушечные почки, придаточные корни, узлы).

Правильно. Какой вывод мы делаем? (корневище это видоизмененный побег).

Запишем вывод.

Какое значение он имеет для растения?( растение может очень быстро разрастаться, перезимовывать зиму, запасать питательные вещества)

У каких растений встречается корневище? ( мята, пырей, папоротник, ирис.)

Задание2.

Неказиста, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята:

« Ну рассыпчата, вкусна!» (картофель)

Правильно, а вы не задумывались что такое картофель? Корень или побег?

Давайте выясним это. Выполняем лабораторную работу: «Строение клубня картофеля». Работаете в паре. Делаете запись в тетради, отвечаете на вопросы письменно и делаете рисунки. Порядок работы в инструктивной карточке учебника (стр.54). Если нужна помощь поднимайте руку подойду к вам.

ПРОВЕРКА:

- Каково расположение глазков на клубне? (очередное)

-Наблюдается ли увеличение глазков к верхушке клубня? (да)

- Есть ли почки в глазках? Сколько?

-Что такое глазок? (узел)

- Почки как называются? (боковые)

- На что похож клубень во внешнем строении? (побег)

- Можно ли сказать, что клубень картофеля на срезе похож на срез стебля растения? (да, есть кожица, луб, древесина, сердцевина).

-Что произошло, когда вы капнули йодом? О чем это говорит? ( наличие крахмала).

- Для чего растению нужен клубень? ( запас питательных веществ).

- Докажите, что клубень видоизмененный побег. Прочитайте ваш вывод.

Оцените свою работу по оценочному листу, который лежит на столе.

У каких растений есть клубни?

Задание3

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий

Куда ни приду,

Всех до слез доведу.

Молодцы. Лук. Как вы думаете можно ли лук назвать видоизмененным побегом?

Давайте посмотрим, и выполним для этого следующую лабораторную работу. Смотрите инструкцию в учебнике (страница 56).

Физкультминутка

5.Первичная проверка понимания

-Какое значение имеют сухие чешуи? (защищают)

- Что напомнила вам луковица на срезе? (почка).

- Посмотрите, что выросло от донца луковицы, которую мы поставили в воду две недели назад? Что такое донце у луковицы? Какие это корни? ( придаточные).

- Докажите, что луковица видоизмененный побег.( У луковицы во внутреннем срезе есть видоизмененные листья, почки, донце является стеблем, от которого растут придаточные корни.)

- Как вы думаете зачем луковица растению? ( запасти питательные вещества)

 У растений степей тюльпанов луковицы дают возможность растению очень быстро вырасти ,пока почва содержит много влаги, отцвести и дать семена, для дальнейшего размножения и распространения. Такие растения называют эфемероиды. Какие луковичные растения вы знаете?

6.Первичное закрепление.

Сегодня на уроке мы выяснили, что клубень, луковица, корневище являются видоизмененными побегами. Давайте посмотрим что вы запомнили и сможете ли рассказать об этом своим родным.

Карточка 3. Клубень и луковица- видоизменённые побеги. Схематично подтвердите это , вписав в рамки номера соотнесенных понятий.

КЛУБЕНЬ

ПОБЕГ

ЛУКОВИЦА

СТЕБЕЛЬ

ПОЧКИ

ЛИСТЬЯ

Понятия:

1.глазки

2.донце

3.сердцевина

4.древесина

5.пробка

6.луб

7. чешуи

8 почечка в пазухе чешуи

Заполняют схему вдвоем данную на листочке на столе. Проверяем вместе, затем ребята подписывают листочек и ставят себе оценку совместно, за общую работу по третьей карточке.

5.Домашнее задание.

Параграф № 10(?устно) №1-4 в тетради на печатной тетради, по желанию стр.58 задание 1, или проект на темы

  1. «Видоизменения побегов у растений».
  2. «Растения эфемероиды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Видоизменения подземных побегов".

Материал включает: конспект урока для 6 класса (по линии Пономаревой) по теме "Видоизменения подземных побегов", инструктивные карточки для выполнения и оформления лабораторной работы, презе...

Презентация к уроку на тему "Видоизменение побегов" в 6 классе

Урок с элементами лабораторной работы в 6 классе...

Урок на тему "Видоизменение побегов" в 6 классе

Урок с элементами лабораторной работы в 6 классе...

Презентация к уроку по теме "Видоизменения побега"

Презентация к уроку по ФГОС теме "Видоизменения побега" 6 класс...

Конспект урока 6 класс " Видоизмененные побегы"

Конспект урока по теме " Видоизмененные побеги" к учебнику УМК "Линия жизни" Пасечник.Урок построен с использованием системно-деятельностного подхода. В ходе урока выполняется лабо...

технологическая карта урока по теме "Видоизменения побега"

технологическая карта урока по теме "Видоизменения побега".Урок проведен в дистанционном формате. Цель урока: создать условия для формирования навыков самостоятельного изучения и исслед...