Проверочной работы по теме: «Кровь. Кровообращение».
тест по биологии (9 класс)
Проверочной работы по теме: «Кровь. Кровообращение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проверочной работы по теме: «Кровь. Кровообращение». | 66.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверочной работы по теме: «Кровь. Кровообращение».
- Назначение проверочной работы – определение степени усвоения классом и каждым учащимся материала темы «Кровь. Кровообращение», выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях.
2. Содержание теста – биология, 8 класс.
3. Документы, определяющие содержание проверочной работы.
Содержание проверочной работы определяется на основе следующих документов:
- Программы для общеобразовательных учреждений. /Авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н.Пономарёва, В.М. Константинов, В.С. Кучменко, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова/ Биология в основной школе. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 57.
- Биология. 5 – 11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010. – с. 49.
4. Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к педагогическому тестированию:
- А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.- Биология: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.:Вентана - Граф, 2010 г. - 272 с.ил.
- Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев – Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений – М.: М.:Дрофа, 2009 г.- 336 с. ил.
5. Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – критериально-ориентированный, полиморфный тематический тест.
6. Элементы содержания предмета, включённые в тест, - согласно Программе.
7. Структура проверочной работы.
Работа состоит из 3 частей (таблица 1).
Часть 1 (А) – 10 заданий закрытого типа множественного выбора одного верного ответа из четырёх предложенных.
Часть 2 (В) – 3 задания, из них 1 задание закрытого типа множественного выбора трёх правильных ответа из шести предложенных, 2 задания открытого типа, из них 1 – на установление соответствия и 1 – на установление последовательности.
Часть 3 (С) – 2 задания открытого типа, из них1 –применение знаний в изменённой ситуации, 2 – на умение работать с текстом .
Таблица 1.
Распределение заданий проверочной работы по частям работы
N | Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Тип заданий |
1 | Часть А | 10 | 10 | с выбором ответа |
2 | Часть В | 3 | 6 | с кратким ответом |
3 | Часть С | 2 | 6 | с развёрнутым ответом |
Итого | 15 | 22 |
8. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.
Содержание проверочной работы можно разделить на 4 блока.
Первый блок «Внутренняя среда организма» включает материал о внутренней среде организма, гомеостазе, составе крови, функциях её компонентов; знаниях о группах крови, о правилах переливания крови.
Второй блок «Иммунитет» составляют задания, проверяющие знания об иммунитете, его видах, истории открытия; понятий: фагоцитоз, антитела, антигены, вакцина, лечебная сыворотка.
Третий блок «Транспортные системы организма» составляют задания, проверяющие знания о строении и функции кровеносной и лимфатической системы, строении и работе сердца, движении крови по сосудам, пульсе, кровяном давлении; регуляции работы сердечно-сосудистой системы.
Четвёртый блок «Гигиена сердечно - сосудистой системы» составляют задания, проверяющие знания о заболеваниях сердца и сосудов, о факторах и мерах их профилактики, видах кровотечений и мерах оказания первой помощи.
Проверочная работа предусматривает следующие виды учебной деятельности: воспроизводить знания, применять их в знакомой и незнакомой ситуациях.
Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими видами учебной деятельности: знать и понимать биологическую терминологию, знать признаки биологических объектов, их строение (клетки крови, сосуды, сердце); понимать сущность биологических процессов (работа сердца, причины движения крови по сосудам, свёртывание крови, переливание крови, механизмы формирования иммунитета, регуляция сердечно – сосудистой системы). Уметь анализировать и оценивать факторы риска на здоровье человека (правила оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях, меры профилактики заболеваний крови, сердца и сосудов). Задания на воспроизведение знаний охватывают содержание всех частей проверочной работы и обеспечивают контроль усвоения основных вопросов темы «Кровь. Кровообращение» на базовом уровне.
Применение знаний в знакомой ситуации требует более сложной мыслительной деятельности: сравнивать строение и функции форменных элементов крови; обосновывать взаимосвязь строения и функций сердца и сосудов, движение крови по кругам кровообращения. Задания, контролирующие данные виды учебной деятельности, направлены на определение уровня овладения основным содержанием, изложенным в 2 – 4 блоках работы.
Применение знаний в изменённой ситуации предусматривает оперирование учащимися такими видами учебной деятельности, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов, использование теоретических знаний и практической деятельности, решение задач высокого уровня сложности (таблица 2).
Таблица 2.
Распределение заданий по содержанию и видам учебной деятельности
Виды учебной деятельности Содержательные блоки | Воспроизведение знаний | Применение знаний в знакомой ситуации | Применение знаний в изменённой ситуации | Итого: |
1. Внутренняя среда организма | 2 | 1 | ||
2. Иммунитет | 2 | 1 | ||
3. Транспортные системы организмы | 3 | 2 | 1 | |
4. Гигиена сердечно – сосудистой системы | 1 | 1 | 1 | |
Итого: | 8 | 5 | 2 | 15 |
9. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.
В работе используются задания базового (53%), повышенного (33%) и высокого (14%) уровней сложности (таблица 3).
Задания базового уровня предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания разного типа: с выбором одного и нескольких (трёх) верных ответов, на установление соответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, определение их последовательности. Задания высокого уровня предусматривают развёрнутый свободный ответ и направлены на проверку умений школьников самостоятельно оперировать биологическими понятиями, грамотно формулировать ответ.
Таблица 3.
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Обозначение заданий в работе |
Базовый (Б) | 8 | А1 – А8 |
Повышенный (П) | 5 | А9 – А10, В1 – В3 |
Высокий (В) | 2 | С1 – С2 |
Итого | 15 |
10. Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.
11. Средний уровень трудности заданий – 51%.
12. Доминирующая деятельность испытуемого – письменные тесты.
13. Форма предъявления – бланковые тесты.
14. Инструкции для учащихся – в тесте.
15. Количество вариантов в работе – 2.
16. Количество заданий в варианте теста – 15.
17. Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1) и политомическая (0 – 3).
18. Время выполнения работы. На выполнение проверочной работы отводится 40 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
- для каждого задания части 1 (А) – 1 - 2 минуты;
- для каждого задания части 2 (В) – до 3 минут;
- для каждого задания части 3 (С) – 10 минут.
19. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровней части 1 (А1 – А10) оценивается одним баллом. Задания части 2 (В1 – В3) оцениваются от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Правильно выполненные задания В1 – В3 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.
Задания части 3 (С1 – С2) высокого уровня оцениваются от нуля до трёх баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Оценка заданий этой части проводится путём сопоставления работы ученика с эталоном ответа.
20. Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительные материалы и оборудование не нужны.
21. План теста по теме «Кровь. Кровообращение»
Таблица 4.
№ зада ния | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности задания1; ориентировочная трудность задания, в %; виды знаний2 | Макс. кол-во баллов за выполнение задания | Время выполне ния задания | |
Часть 1 | |||||
А1 | Внутренняя среда организма | Б, 80, 1 | 1 | 1 | |
А2 | Форменные элементы крови, их функция. | Б, 70, 1 | 1 | 1 | |
А3 | Группы крови. Переливание крови. | Б, 70, 1 | 1 | 1 | |
А4 | Заболевания крови. | Б, 70, 2 | 1 | 1 | |
А5 | История открытия иммунитета | Б, 60, 1 | 1 | 1 | |
А6 | Виды иммунитета | Б, 60, 5 | 1 | 1 | |
А7 | Нарушения иммунной системы | Б, 50, 1 | 1 | 1 | |
А8 | Строение сердца | Б, 50, 3 | 1 | 1 | |
А9 | Гуморальная регуляция сердца | П, 40, 6 | 1 | 1 | |
А10 | Гигиена сердечно – сосудистой системы | П, 40, 6 | 1 | 2 | |
Часть 2 | |||||
В1 | Обобщение и применение знаний организменного уровня организации жизни (строение и работа сердца) | П, 40, 2 | 2 | 3 | |
В2 | Сопоставление особенностей биологических процессов, явлений, проявляющихся на клеточном уровне организации жизни ( форменные элементы крови) | П, 40, 5 | 2 | 3 | |
В3 | Установление последовательности процессов, протекающих в организме (движение крови по кругам кровообращения) | П, 40, 4 | 2 | 3 | |
Часть 3 | |||||
С1 | Применение знаний в новой ситуации ( оказание первой помощи при кровотечениях) | В, 30, 6 | 3 | 10 | |
С2 | Работа с текстом | В, 30, 6 | 3 | 10 | |
Итого: | А – 10; В – 3; С – 2 | Б – 8; П – 5; В - 2 | 22 | 40 |
Примечание:
1 – Б – базовый уровень, П – повышенный уровень, В – высокий уровень.
2 – виды биологических знаний:
1 – | фактуальные знания; |
2 – | классификационные знания; |
3 – | алгоритмические знания; |
4 – | причинно-следственные знания; |
5 – | сравнительные знания; |
6 – | системные знания. |
Проверочная тестовая работа по теме «Кровь. Кровообращение» (8 класс)
Вариант 1
Часть 1
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А10) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
A1. Кровь состоит из:
1) плазмы, эритроцитов, лейкоцитов
2) плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов
3) плазмы, лейкоцитов и тромбоцитов
4) межклеточной жидкости, лимфы и форменных элементов
А 2. Эритроциты выполняют функцию -
- переносят кислород
- участвуют в свертывании крови
- защищают организм от инфекционных болезней
- переносят питательные вещества
А 3. Кровь людей I группы можно переливать людям
- только с I группой крови
- только со II группой крови
- с любой группой крови
- только с IV группой крови
А 4. Одной из причин малокровия может быть:
1) недостаток железа в пище
2) повышенное содержание эритроцитов
3) жизнь в горах
4) недостаток сахара
А 5. Впервые применил прививку
- Л. Пастер
- И. Мечников
- Э. Дженнер
- Р. Кох
А 6. Естественный иммунитет
- приобретается в результате прививок
- приобретается в результате введения лечебных сывороток
- не является врожденным
- является врожденным или приобретается в результате перенесённого заболевания
А 7. Длительный иммунитет НЕ вырабатывается против:
1) кори
2) гриппа
3) ветрянки
4) скарлатины
А 8. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначено правое предсердие?
1)А 2) Б 3)В 4) Г
А 9. Под влиянием адреналина сердечные сокращения
- ослабляются
- не изменяются
- учащаются
- становятся реже
А 10. Артериальное кровотечение трудно остановить, так как в артериях
- низкое давление и маленькая скорость крови
- высокое давление и большая скорость крови
- кровь содержит много кислорода
- кровь содержит много углекислого газа
Часть 2
Выберите три верных ответа из шести предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (В1) запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.
В 1. К фазам сердечного цикла человека относят
- систола предсердий, продолжительностью 0,5 сек
- систола желудочков, продолжительностью 0,3 сек
- диастола предсердий, продолжительностью 0,4 сек
- диастола желудочков, продолжительностью 0,7 сек
- систола предсердий продолжительностью 0,1 сек
- диастола, продолжительностью 0,4 сек
При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.
В2. Установите соответствие между признаком и форменным элементом, к которому этот признак относится. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | Форменные элементы крови | ||||
А) имеет ядро на всех стадиях развития | 1) эритроцит | ||||
Б) в зрелом состоянии ядра не имеет | 2) лейкоцит | ||||
В) способен к фагоцитозу | |||||
Г) придает крови красный цвет | |||||
Д) содержит гемоглобин | |||||
Е) способен к самостоятельному движению | |||||
А | Б | В | Г | Д | Е |
При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в клетке, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов
В3. Укажите последовательность кровеносных сосудов, по которым проходит кровь в большом круге кровообращения.
- левый желудочек
- правое предсердие
- капилляры
- полые вены
- аорта
- средние и мелкие артерии
Часть 3
При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.
С 1. Какие меры первой помощи следует применить при венозном кровотечении?
С 2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
- Кровеносная система человека состоит из сердца и сосудов. 2. Сердце человека — это трехкамерный мышечный орган. 3. Они образуют два круга кровообращения. 4. Малый круг — тканевой и большой круг — лёгочный. 5. Малый круг кровообращения берёт начало в правом желудочке сердца. 6. Большой круг берёт начало в левом предсердии.
Проверочная тестовая работа по теме «Кровь. Кровообращение» (8 класс)
Вариант 2
Часть 1
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (А1 – А10) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А 1. Внутреннюю среду организма составляют:
1) кровь, желчь, межклеточное вещество
2) кровь, лимфа, тканевая жидкость
3) кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток
4) кровь и лимфа
А 2. Лейкоциты выполняют функцию -
- переносят кислород
- участвуют в свертывании крови
- защищают организм от инфекционных болезней
- переносят углекислый газ
А 3. Кровь людей IV группы можно переливать людям, имеющим … группу
- IV группу
- III группу
- II группу
- I группу
А 4. Для свёртывания крови необходимо присутствие ионов:
1) железа
2) йода
3) калия
4) кальция
А 5. Заслуга И.И.Мечникова заключается в том, что он
- открыл условные рефлексы
- создал фагоцитарную теорию иммунитета
- открыл круги кровообращения
- создал вакцины против ряда заболеваний
А 6. Иммунитет, приобретаемый в результате предупредительных прививок или введения лечебных сывороток,
- искусственный
- естественный
- врожденный
- приобретенный
А 7. Опасность СПИДа заключается в том, что он:
1) вызывает простуду
2) приводит к потере иммунитета
3) вызывает аллергию
4) передается по наследству
А 8. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначен левый желудочек?
1)А 2 ) В 3) Б 4) Г
А 9. Под влиянием ацетилхолина сердечные сокращения
- ослабляются
- не изменяются
- учащаются
- становятся реже
А10. У человека, постоянно потребляющего алкоголь, в мышце сердца
- увеличивается содержание белка
- уменьшается содержание жира и увеличивается содержание белка
- уменьшается содержание белка и жира
- увеличивается содержание жира и уменьшается содержание белка
Часть 2
Выберите три верных ответа из шести предложенных, в бланке ответов под номером выполняемого задания (В1) запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов.
В1. Стенка сердца состоит из следующих слоёв:
- эпикард
- эктодерма
- перикард
- эндокард
- миокард
- мезодерма
- При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.
В 2. Установите соответствие между признаком и форменными элементами крови.
Форменные элементы крови | Признак |
А) переносят кислород от легких к органам и тканям | 1) Эритроциты |
Б) удаляют углекислый газ из органов и тканей | 2) Лейкоциты |
В) вырабатывают антитела | |
Г) захватывают и пожирают бактерии | |
Д) имеют ядро | |
Е) не имеют ядра |
А | Б | В | Г | Д | Е |
При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов, происходящих в организме, запишите получившуюся последовательность букв в бланк ответов без пробелов и других символов.
В3. Укажите последовательность кровеносных сосудов, по которым проходит кровь в малом круге кровообращения.
- левое предсердие
- капилляры
- лёгочная вена
- правый желудочек
- лёгочная артерия
Часть 3
При выполнении заданий С1 – С2 дайте полный развёрнутый ответ.
С 1. Какие меры первой помощи следует применить при капиллярном кровотечении?
С2. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
- Выделяют три вида кровеносных сосудов человека: артерии, вены, капилляры. 2. По венам кровь идёт от сердца. 3. По артериям кровь идёт к сердцу. 4. По артериям большого круга кровообращения идёт артериальная кровь. 5. По венам малого круга кровообращения идёт венозная кровь. 6. Между предсердиями и желудочками находятся створчатые клапаны.
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 | ||||||
Часть 1 | Часть 1 | ||||||
А1 | 2 | А6 | 4 | А1 | 2 | А6 | 1 |
А2 | 1 | А7 | 2 | А2 | 3 | А7 | 2 |
А3 | 3 | А8 | 4 | А3 | 3 | А8 | 3 |
А4 | 1 | А9 | 3 | А4 | 4 | А9 | 1 |
А5 | 3 | А10 | 2 | А5 | 2 | А10 | 4 |
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
Часть 2 | Часть 2 | ||
В1 | 356 | В1 | 145 |
В2 | 212112 | В2 | 112221 |
В3 | 156342 | В3 | 45231 |
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
Часть 3 | Часть 3 | ||
С1 | 1. Вокруг раны дезинфицировать йодом или зелёнкой; 2. Наложить стерильную давящую повязку; 3. Доставить больного в больницу | С1 | 1.Рану промыть 3% -ным раствором перекиси водорода; 2. Дезинфицируют йодом или зелёнкой; 3. Накладывают чистую марлевую повязку |
С2 | Ошибки сделаны в предложениях 2,4,6. Правильное написание текста.
| С2 | Ошибки сделаны в предложениях 2, 3, 5. Правильное написание текста.
|
Критерии оценивания части 3 (задания С1 – С2)
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа и не содержит биологических ошибок ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
ЭТАЛОН
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
| |
В ответе указаны и исправлены все три ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации | 3 |
В ответе указаны 2 – 3 ошибки, но исправлены только 2. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются | 2 |
В ответе указаны 1 – 3 ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются | 1 |
Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но не исправлена ни одна из них | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Критерии оценки выполнения проверочной работы:
Отметка | % выполнения заданий теста | Количество баллов |
«5» | Правильно выполнено 87 – 100% заданий теста | 19 – 22 |
«4» | Правильно выполнено 61 – 86% заданий теста | 13 – 18 |
«3» | Правильно выполнено 35 – 60% заданий теста | 8 – 12 |
«2» | Правильно выполнено 34% и менее заданий теста | 0 – 11 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Кровь. Кровообращение"
Контрольная работа по биологии, 8 класс, программа И.Н.Паномаревой. Тема: "Кровь. Кровообращение" . Форма: тестовые задания различного вида....
Урок-зачёт по биологии тема "Кровь. Кровообращение"
Урок-зачёт по биологии 8 класс тема "Кровь. Кровообращение"...
Тест по теме "Кровь. Кровообращение" для обучающихся 8 класса
Данный тест можно использовать на обобщающем уроке по теме " Кровеносная система". Тест составлен по структуре ГИА, может использоваться и как тренировочный при подготовке к экзамену....
Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение." (презентация)
Урок построен в форме телевизионной игры "Своя игра". Вопросы позволяют повторить, систематизировать пройденный материал по данной теме, развивают умения мыслить логически....
Биологические задачи и задания к контрольно-обобщающему уроку по теме "Кровь. Кровообращение"
Материал может быть использован как на уроке в 8 классе, так и при подготовке к ГИА и ЕГЭ...
Тестовая работа по теме "Кровь. Кровообращение. Дыхательная система"
Данная работа может использоваться как тренировочная, а также в качестве тематическог контроля....
Вопросы к проверочной работе по теме «Кровь. Кровообращение» (8 класс)
Вопросы к проверочной работе по теме «Кровь. Кровообращение» (8 класс)...