Игра "Жизнедеятельность организмов"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Францева Татьяна Владимировна

Курс биологии 6 класса посвящен изучению живого организма, одним из самых сложных разделов которого является «Жизнедеятельность организмов». Идея проекта возникла в связи с тем, что эти знания пригодятся в дальнейшем обучении, поэтому они должны быть достаточно прочными. Хочется показать моим ученикам, что сложное может быть интересным, этим желанием и обусловлено создание биологической интеллектуальной игры по теме «Жизнедеятельность организмов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_zhiznedeyatelnost_organizmov.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивная игра по теме «Жизнедеятельность организмов»

«Я осмелюсь утверждать, что из всех знаний самыми полезными для нас являются знания природы, ее законов», - писал Ж. Б. Ламарк. И я полностью согласна с известным французским ученым, изучение биологических особенностей пригодится каждому. Но многие обучающиеся теряют интерес к нашему предмету из-за большого объема информации, который необходимо запомнить, сложности биологических терминов. Курс биологии 6 класса посвящен изучению живого организма, одним из самых сложных разделов которого является «Жизнедеятельность организмов». Идея проекта возникла в связи с тем, что эти знания пригодятся в дальнейшем обучении, поэтому они должны быть достаточно прочными. Хочется показать моим ученикам, что сложное может быть интересным, этим желанием и обусловлено создание биологической интеллектуальной игры по теме «Жизнедеятельность организмов».

Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет познавательный интерес. Именно с этой позиции необходимо подходить к выбору вопросов для интеллектуальной игры на уроке биологии. Содержание должно быть интересно и значимо для всех участников, оно должно расширять кругозор и развивать сообразительность, находчивость.

Для ответа на загадки и вопросы необходим, прежде всего, материал школьного курса биологии. Основным в работе был учебник Николая Ивановича Сонина «Живой организм», 6 класс. В разделе «Жизнедеятельность организмов» рассматриваются основные процессы: питание, дыхание, передвижение, выделение, регуляция, размножение, рост и развитие, а также опорные системы. Для игры использовался материал 4-х параграфов: «Питание и пищеварение», «Выделение», «Дыхание», «Транспорт веществ». Вопросы подбирались разной сложности, как того требуют правила «Своей игры»; особое внимание уделялось вопросам учебника со скрытыми значками.

Вопросы финала подбирались из дополнительной литературы: «Биология в вопросах и ответах» Е.Н. Демьянкова, «Красная книга России. Животные и растения» А.В. Тихонова, «Биология. Новейший справочник» Н.В. Чебышева.

Разбор основных принципов разработки презентаций на основе викторины «Своя игра» происходил с помощью интернет-ресурсов.

Вопросы интеллектуальной игры

Категория «Выделение»

  • Почему необходимо удалять из организма продукты обмена веществ?
  • Чем представлена выделительная система насекомых?
  • Органы выделения речного рака.
  • Как удаляются ненужные вещества у одноклеточных животных?
  • Что такое нефрон?

Категория «Питание»

  • Что такое паразитизм?
  • Что обозначает термин «Автотрофы»?
  • Что такое симбиоз?
  • Кто такие гетеротрофы?
  • Самые крупные пищеварительные железы.

Категория «Дыхание»

  • Что такое жабры?
  • Орган запасания кислорода.
  • Дыхательная система человека.
  • Где находятся устьица у растений?
  • Какой организм поглощает кислород всей поверхностью тела?

Категория «Транспорт веществ»

  • Что такое гемолимфа?
  • Функция белых кровяных клеток.
  • У кого кровеносная система достигла наибольшего развития?
  • Самая крупная артерия.

Вопросы финала

  • Ламарк и Тревиранус науку емко обозвали, в ней совокупность разных функций живых существ опознавали.
  • Кто такие сапрофаги?
  • Что такое аппарат Гольджи?
  • Японцы говорят: что одной руке не под силу, двумя легко сделать. О каких органах человека в этом случае говорим мы?
  • Что такое гипофиз?

Интеллектуальные игры мотивируют и стимулируют познавательную деятельность, способствуют развитию интереса к конкретной науке. Поэтому создание интерактивной игры по теме «Жизнедеятельность организмов» может помочь заинтересовать учеников при изучении сложной темы и применять знания для решения нестандартных задач и вопросов. Данная игра не только поможет лучше усвоить учебный материал, но и позволит провести урок увлекательно.

Создание презентации интерактивной игры – это многошаговая процедура, включающая формирование структуры подачи материала, особенности подготовки слайдов, соотношение текстовой и графической информации, проверку и отладку созданной презентации. Главной трудностью при создании оказалась настройка выцветания на игровом поле, для решения проблемы использовались триггеры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. – М.: Просвещение, 1996. - 80 с.
  2. Интернет-ресурсы:

https://www.ispring.ru/elearning-insights/kak-sozdat-viktorinu-v-powerpoint;

http://kladraz.ru/blogs/nadezhda-vladimirovna-rjabichenko/interaktivnaja-prezentacija-svoja-igra.

  1. Сонин Н.И. Биология: Живой организм. 6 кл.: учебник / Сонин Н.И. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016. – 96 с.
  2. Тихонов А.В. Красная книга России. Животные и растения. – М.: Диджитал прожект, 2016. 96 с.
  3. Чебышев Н.В. Биология. Новейший справочник / Чебышев Н.В. – М.: Махаон, 2007. – 512 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"  является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Скелет опора организма.Биология. Живой организм. 6 класс., учебник Н.И, Сонин

Презентация к уроку биологии в  6 классе, "Скелет опора организма"...

Урок биологии"Внутренняя среда организма.Кровь.Как наш организм защищается от инфекции"

Пояснительная запискас приложениемк  уроку  по биологии  в 8 классе по теме:«Внутренняя среда организма. Кровь. Как наш организм защищается от инфекции»Учебник Н. И. Сонин, М. Р. Сапин ...

Конспект урока по природоведению на тему "Организм и его свойства. Клеточное строение организма. Разнообразие организмов"

Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...

Презентация по природоведению к уроку по теме "Организм и его свойства. Клеточное строение организмов. Разнообразие организмов" (приложение к конспекту урока)

Тема. Организм и его свойства. Клеточное строение организмов.Разнообразие организмовЦели:обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных признаках живых организмов, их отличия от неживых те...