обобщение по теме "Клеточный уровень"
тест по биологии (9 класс)

Задания для к.р взяты с сайта ФИПИ. Работа состоит из 8 вариантов с заданиями разного уровня сложности.  Можно использовать в качестве проверки знаний на уроке или при подготовке к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.r._kletochnyy_uroven.docx204.26 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

  1. Старая растительная клетка отличается от молодой тем, что она

  

 1) 

содержит большую вакуоль

  

 2) 

заполнена цитоплазмой

  

 3) 

включает много хлоропластов

  

 4) 

имеет большую сеть канальцев

  1. Какова функция клеточной структуры, изображённой на рисунке?

  

 1) 

биосинтез белка

  

 2) 

синтез крахмала undefined

  

 3) 

защита от внешних воздействий

  

 4) 

хранение генетической информации

  1. Какая структура координирует процессы в клетке?

  

 1) 

рибосома

  

 2) 

митохондрия

  

 3) 

ЭПС

  

 4) 

ядро

  1. Какую из органических молекул можно считать аналогом матрицы для печати книги?

  

 1) 

молекулу гемоглобина

  

 2) 

АТФ

  

 3) 

ДНК

  

 4) 

молекулу крахмала

  1. Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической реакции?

… + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2

  

 1) 

кислорода

  

 2) 

углекислого газа

  

 3) 

глюкозы

  

 4) 

хлорофилла

  1. Кроме клеточного ядра хранить и передавать наследственную информацию могут

  

 1) 

митохондрии и хлоропласты

  

 2) 

аппарат Гольджи и вакуоли

  

 3) 

рибосомы и центриоли

  

 4) 

лизосомы и ЭПС

  1. Изучите схему, демонстрирующую процесс фотосинтеза, протекающий в хлоропласте. Какое из перечисленных веществ соответствует цифре 3 на этой схеме?

 undefined

  

 1) 

вода

  

 2) 

углекислый газ

  

 3) 

кислород

  

 4) 

глюкоза

  1. Эндоплазматическая сеть в клетке

  

 1) 

осуществляет транспорт органических веществ

  

 2) 

отграничивает клетку от окружающей среды или других клеток

  

 3) 

участвует в образовании энергии

  

 4) 

сохраняет наследственную информацию о признаках и свойствах клетки

  1. Универсальным для клеток всех организмов, существующих на Земле, является

  

 1) 

наличие ядра

  

 2) 

генетический код

  

 3) 

способ питания

  

 4) 

способ размножения

  1. Период жизни клетки, когда осуществляется синтез органических веществ, удвоение хромосом, называется

1) митозом

2) интерфазой

3) мейозом

4) развитием половых клеток

Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).

undefined

Какое из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в указанном диапазоне температур? Скорость химической реакции в живом организме с повышением температуры

  

 1) 

на всем протяжении медленно растёт

  

 2) 

резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт

  

 3) 

растёт, достигая своего максимального значения, после чего начинает спускаться

  

 4) 

плавно колеблется около средних показателей

  1. Что из перечисленного необходимо для сборки молекул белка в клетке? Выберите три верных ответа из.

  

 1) 

иРНК

  

 2) 

строительный материал –  глюкоза

 3) 

рибосомы

 4) 

клеточный центр

 5) 

молекулы АТФ

 6) 

молекулы хлорофилла

  1. Установите соответствие между признаком и органоидом растительной клетки.

  

ПРИЗНАК

 

ОРГАНОИД

А) 

представляет собой полость-резервуар

Б) 

имеет двойную мембрану

В) 

заполнен(-а) клеточным соком

Г) 

содержит фотосинтетические пигменты

Д) 

отделен(-а) от цитоплазмы одной мембраной

Е) 

синтезирует крахмал из углекислого газа и воды

   

1) 

вакуоль

2) 

хлоропласт

  1. Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня. Запишите в текст цифры выбранных ответов.

ДНК

Молекула ДНК – биополимер, мономерами которого служат __________ (А). В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный  сахар__________ (Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и __________ (В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся
в митохондриях и __________ (Г).

  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 

рибоза

2) 

аминокислота

3) 

рибосома

4) 

урацил

5) 

нуклеотид

6) 

дезоксирибоза

7) 

пластида

8) 

тимин

  1.                                         УГЛЕВОДЫ

Углеводы – сахаристые или сахароподобные вещества. В клетках животных находится всего от 1 до 3% углеводов, тогда как в клетках растений их содержится до 90%.

 Все углеводы подразделяют на две группы: моносахариды и полисахариды. К моносахаридам относят рибозу, глюкозу и фруктозу. По своим свойствам это бесцветные кристаллические вещества, сладкие на вкус, хорошо растворимы в воде. Полисахариды – высокомолекулярные полимеры, мономерами которых являются чаще всего молекулы глюкозы. К ним относят крахмал, гликоген, целлюлозу. В отличие от моносахаридов, они несладкие и почти не растворимы в воде. В организме углеводы выполняют в основном строительную и энергетическую функции. Так, из целлюлозы состоит оболочка растительной клетки, полисахарид хитин входит в состав покровов членистоногих и оболочки клеток грибов.

Крахмал и гликоген в клетках откладываются в запас. Крахмал синтезируется в клетках растений, а гликоген – в клетках животных, в основном в печени и мышцах. Углеводы выполняют также энергетическую функцию, но при их окислении образуется в два раза меньше энергии, чем при окислении такого же количества жиров. Моносахариды, будучи менее энергоёмкими, быстрее расщепляются и легче усваиваются организмом, чем жиры. Поэтому клетки мозга, нуждающиеся постоянно в большом количестве энергии, используют в своей деятельности только энергию глюкозы.

Используя содержание текста «Углеводы», ответьте на следующие вопросы.

1) Какие углеводы выполняют в клетке строительную функцию?

2) Какие структуры они образуют? Приведите два примера.



Вариант 2

  1. Полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро, – это

  

 1) 

вакуоль

  

 2) 

цитоплазма

  

 3) 

лизосома

  

 4) 

эндоплазматическая сеть

  1. Какую функцию выполняет в клетке цитоплазма?

  

 1) 

обеспечивает синтез белка

  

 2) 

регулирует процесс деления

  

 3) 

является внутренней средой

  

 4) 

ускоряет процессы жизнедеятельности

  1. Какую функцию в клетке выполняют липиды?

  

 1) 

катализатора химических процессов

  

 2) 

источника энергии

  

 3) 

переноса газов и других веществ

  

 4) 

хранения наследственной информации

  1. К неорганическим веществам клетки относят

  

 1) 

жиры

  

 2) 

витамины

  

 3) 

воду

  

 4) 

углеводы

  1. Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической реакции?

С6Н12О6 + 6О2 = … + 6Н2О

  

 1) 

угарного газа

  

 2) 

углекислого газа

  

 3) 

кислорода

  

 4) 

хлорофилла

  1. Энергетический обмен происходит в

  

 1) 

ядре

  

 2) 

хлоропластах

  

 3) 

митохондриях

  

 4) 

вакуолях

  1. Изучите схему, демонстрирующую процесс фотосинтеза, протекающий в хлоропласте. Какое из перечисленных веществ соответствует цифре 2
    на этой схеме?

undefined

  

 1) 

вода

  

 2) 

углекислый газ

  

 3) 

кислород

  

 4) 

глюкоза

  1. Переваривание вредных для клетки веществ осуществляют

  

 1) 

рибосомы

  

 2) 

лизосомы

  

 3) 

митохондрии

  

 4) 

сократительные вакуоли

  1. Как называют двумембранный органоид цитоплазмы клеток, содержащий собственные молекулы ДНК?

  

 1) 

ЭПС

  

 2) 

лизосома

  

 3) 

вакуоль

  

 4) 

митохондрия

  1. В результате митоза из одной диплоидной материнской клетки образуется

1) 1 дочерняя диплоидная клетка

2)  2 дочерние диплоидные клетки

3) 2 дочерние гаплоидные клетки

4) 4 дочерние диплоидные клетки

  1. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у – относительная скорость химической реакции (в усл. ед.)).

 

undefined

Какое из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в интервале от 32 до 37°С? Скорость химической реакции в живом организме с повышением температуры в данном интервале.

  

 1) 

медленно растёт

  

 2) 

резко снижается, достигая своего минимального значения, после чего резко растёт

  

 3) 

медленно растёт, достигая своего максимального значения, после чего начинает плавно спускаться

  

 4) 

плавно колеблется около средних значений

  1. Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из.

  

 1) 

по своим результатам противоположен биосинтезу

  

 2) 

идёт с поглощением энергии

  

 3) 

завершается в митохондриях

  

 4) 

завершается в рибосомах

  

 5) 

сопровождается синтезом молекул АТФ

  

 6) 

завершается образованием кислорода и углеводов

  1. Установите соответствие между признаком и процессом, для которого этот признак характерен.

  

ПРИЗНАК

 

ПРОЦЕСС

А) 

происходит в клетках с хлоропластами

Б) 

происходит во всех клетках

В) 

происходит постоянно: днём и ночью

Г) 

происходит с использованием световой энергии

Д) 

в результате органические вещества расходуются

Е) 

в результате органические вещества образуются

   

1) 

фотосинтез

2) 

дыхание

  1. Вставьте в текст «Митохондрия» пропущенные термины из предложенного перечня. Запишите в текст цифры выбранных ответов.

МИТОХОНДРИЯ

Обязательными органоидами большинства эукариотических клеток являются митохондрии. Их часто называют __________ (А) станциями. Они имеют двойную мембрану: наружную гладкую и внутреннюю, образующую выросты __________ (Б), на которых расположены __________ (В), осуществляющие синтез молекул __________ (Г).

  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 

фермент

2) 

АТФ

3) 

полисахарид

4) 

энергетический

5) 

цистерна

6) 

ДНК

7) 

пластический

8) 

криста

  1.                  ПРОКАРИОТЫ И ЭУКАРИОТЫ

Благодаря электронному микроскопу удалось выявить основные различия между клетками прокариотических организмов, к которым относятся бактерии и синезелёные водоросли, и эукариотических, к которым относятся представители остальных царств органического мира –

 растений, грибов, животных. Учёные полагают, что эукариотические организмы возникли позже прокариотических.

Бактериям и синезелёным водорослям присущи все свойства живых существ. Однако в строении этих клеток существуют существенные различия. Главным из них является отсутствие ядра в прокариотических клетках. Их единственная молекула ДНК замкнута в кольцо и находится в нуклеарной (ядерной) области. Хромосомы эукариотических клеток находятся в ядре клетки. Их совокупность образует кариотип организма. Кроме того, в цитоплазме эукариотических клеток находятся органоиды: эндоплазматическая сеть и митохондрии, лизосомы и аппарат Гольджи.
В растительных клетках помимо этого есть пластиды и вакуоли, заполненные клеточным соком. Прокариотические клетки окружены клеточной стенкой, в состав которой входит вещество муреин, под ней имеется клеточная мембрана. В цитоплазме этих клеток присутствуют мелкие рибосомы. Остальных органоидов у них нет.

Есть и ещё одно различие между этими типами клеток –это способ их размножения. Бактериальные клетки просто делятся пополам. Перед делением бактериальная ДНК удваивается, и клеточная мембрана врастает между двумя молекулами. Эукариотические клетки делятся путём митоза. После равномерного распределения хромосом происходит образование новых ядер и деление цитоплазмы.

 Используя содержание текста «Прокариоты и эукариоты», ответьте на следующие вопросы.

1) Какое вещество входит в состав клеточной стенки прокариотической клетки?

2) Предложите синоним для термина «эукариотическая клетка».

3) Что происходит при делении клеток?


Вариант 3

  1. Обеспечивает передачу наследственной информации от материнской клетки к дочерней

  

 1) 

ЭПС

  

 2) 

комплекс Гольджи

  

 3) 

хромосома

  

 4) 

рибосома

  1. В состав молекулы белка входят

  

 1) 

глюкоза и крахмал

  

 2) 

глицерин и жирные кислоты

  

 3) 

нуклеотиды

  

 4) 

аминокислоты

  1. Процесс поступления веществ в организм, их превращения и выделения продуктов жизнедеятельности называют

  

 1) 

дыханием

  

 2) 

питанием

  

 3) 

ростом

  

 4) 

метаболизмом

 

  1. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками?

  

 1) 

вакуоль

  

 2) 

митохондрия

  

 3) 

комплекс Гольджи

  

 4) 

ядро

5.Формулу какого вещества следует вписать на месте пропуска в схеме химической реакции?

6СО2 + 6Н2О = … + 6О2

  

 1) 

гемоглобина

  

 2) 

ДНК

  

 3) 

глюкозы

  

 4) 

хлорофилла

6.В каких органоидах клетки полимеры расщепляются до мономеров?

  

 1) 

в рибосомах

  

 2) 

в хлоропластах

  

 3) 

в митохондриях

  

 4) 

в лизосомах

7.Изучите схему, демонстрирующую процесс фотосинтеза, протекающий в хлоропласте. Какое из перечисленных веществ соответствует цифре 4 на этой схеме?

undefined

  

 1) 

вода

  

 2) 

углекислый газ

  

 3) 

кислород

  

 4) 

глюкоза

8.ДНК, в отличие от белка, выполняет функцию

  

 1) 

ускорения химической реакции

  

 2) 

образования органоидов клетки

  

 3) 

хранения наследственной информации

  

 4) 

запасания энергии

9.Аналогом какой из клеточных структур можно считать принтер, соединённый с компьютером?

  

 1) 

ядро

  

 2) 

рибосома

  

 3) 

митохондрия

  

 4) 

комплекс Гольджи

 10. Спирализация хромосом происходит в

1)  профазе

2)  метафазе

3) анафазе

4) телофазе

 11.Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа(по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у – относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).

  undefined

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость концентраций углекислого газа в интервале 0,01–0,06%?

Скорость фотосинтеза в данном интервале

  

 1) 

растёт на протяжении всего графика

  

 2) 

остаётся неизменной

  

 3) 

резко возрастает в начале, а потом не изменяется

  

 4) 

уменьшается на протяжении всего графика

12. Что из перечисленного необходимо для сборки молекул белка в клетке? Выберите три верных ответа из шести.

  

 1) 

иРНК

  

 2) 

строительный материал – глюкоза

 3) 

рибосомы

 4) 

клеточный центр

 5) 

молекулы АТФ

 6) 

молекулы хлорофилла

13. Установите соответствие между признаком и видом обмена веществ, для которого этот признак характерен.

  

ПРИЗНАК

 

ВИД ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

А) 

совокупность реакций синтеза органических веществ

Б) 

в процессе реакций энергия поглощается

В) 

в процессе реакций энергия освобождается

Г) 

участвуют рибосомы

Д) 

реакции осуществляются в митохондриях

Е) 

энергия запасается в молекулах АТФ

   

1) 

пластический

2) 

энергетический

14. Вставьте в текст «Белки» пропущенные термины из предложенного перечня. Запишите в текст цифры выбранных ответов.

БЕЛКИ

Молекулы белков состоят из большого числа молекул __________ (А), соединённых в длинные цепи за счёт образования множества __________ (Б) связей. Большинство белковых нитей закручиваются в спираль, которая может принять форму __________ (В) Под действием температуры или химических веществ такие пространственные структуры могут разрушаться. Данное явление получило название __________ (Г).

  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 

глобула

2) 

глюкоза

3) 

аминокислота

4) 

водородная

5) 

пептидная

6) 

хромосома

7) 

диссоциация

8) 

денатурация

15                               БИОПОЛИМЕРЫ

Всем хорошо известно, что в живых клетках важнейшие функции выполняют белки и нуклеиновые кислоты. Это высокомолекулярные соединения – полимеры, состоящие из структурных единиц – мономеров. Мономерами белков являются аминокислоты, а мономерами нуклеиновых кислот –нуклеотиды.

Организмы растений и животных отличаются большим разнообразием белковых молекул. Они выполняют самые разнообразные функции
в организме. Множество белков выполняет ферментативную функцию. Другие белки входят в состав клеточных мембран волос, ногтей, других образований. Такие белки называются структурными. Кроме того, белки могут выполнять защитную, сигнальную, энергетическую и транспортную функции. В белках обычно встречается 20 аминокислот, последовательность соединения которых определяет вид белка.

Вариантов нуклеиновых кислот немного. К ним относятся ДНК, рибосомальная РНК, информационная РНК и транспортная РНК. Нуклеотиды ДНК, так же как и аминокислоты в белках, выстраиваются
в разной последовательности. От этой последовательности зависит структура и вид синтезируемых в клетках белков. Информационная РНК снимает информацию с ДНК и направляется к месту синтеза белка на рибосомы. Транспортная РНК приносит к рибосомам аминокислоты.

Таким образом, связь нуклеиновых кислот и белков проявляется в том, что нуклеиновые кислоты кодируют и передают информацию к месту синтеза белков и обеспечивают доставку аминокислот на рибосомы. Однако если белки обладают разными свойствами и функциями в зависимости от их строения, то у нуклеиновых кислот функции относительно постоянны.

 Используя содержание теста «Биополимеры», ответьте на следующие вопросы.

1) Чем можно объяснить, что такие белки, как гемоглобин и инсулин, обладают разными свойствами?

2) Какую функцию в клетке выполняют рибосомы?

3) Какая связь существует между генетическим кодом и молекулами ДНК, иРНК и тРНК?


Вариант 4

  1. Сущность метаболизма в организме состоит в

  

 1) 

снабжении его веществами и энергией

  

 2) 

осуществлении процесса деления

  

 3) 

активном перемещении в пространстве

  

 4) 

управлении процессами жизнедеятельности

  1. Какую функцию выполняют молекулы хлорофилла?

  

 1) 

излучают кванты света

  

 2) 

транспортируют к клеткам углекислый газ

  

 3) 

транспортируют к клеткам кислород

  

 4) 

участвуют в процессе фотосинтеза

  1. В клетках многоклеточных животных переваривание пищевых частиц и удаление отмерших клеточных образований осуществляется с помощью

  

 1) 

аппарата Гольджи

  

 2) 

митохондрий

  

 3) 

сократительных вакуолей

  

 4) 

лизосом

  1. Сколько хромосом будет содержаться в лейкоцитах крови у внука, если у его дедушки в этих клетках содержится 46 хромосом?

  

 1) 

0

  

 2) 

23

  

 3) 

46

  

 4) 

92

 

  1. Какой органоид обеспечивает накопление продуктов жизнедеятельности
    в растительной клетке?

  

 1) 

вакуоль

  

 2) 

ядро

  

 3) 

рибосома

  

 4) 

митохондрия

  1. Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур?

  

 1) 

цитоплазма

  

 2) 

рибосома

  

 3) 

клеточная стенка

  

 4) 

вакуоль

  1. Какой клеточный процесс иллюстрирует нижеприведённая схема?

undefined

  

 1) 

синтез углеводов

  

 2) 

синтез белков

  

 3) 

процесс фотосинтеза

  

 4) 

процесс дыхания

  1. Растительные клетки способны к фотосинтезу. Этот процесс происходит в

  

 1) 

рибосомах

  

 2) 

митохондриях

  

 3) 

лейкопластах

  

 4) 

хлоропластах

  1. Назовите процесс, протекающий в клетке, который может быть записан
    в виде следующей химической реакции:

6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2

  

 1) 

дыхание

  

 2) 

выделение

  

 3) 

фотосинтез

  

 4) 

размножение

10. Завершающая фаза митоза

1)  метафаза

2)  телофаза

3) анафаза

4) профаза

        11.Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у – относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.)).
undefined

Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость концентраций углекислого газа в интервале 0,03–0,16%? Скорость фотосинтеза в данном интервале

  

 1) 

плавно растёт на протяжении всего графика

  

 2) 

резко растёт на протяжении всего графика

  

 3) 

плавно возрастает в начале, а далее не изменяется

  

 4) 

плавно растёт в начале, а далее постепенно снижается

12.Что происходит в процессе фотосинтеза? Выберите три верных ответа из шести.

  

 1) 

расщепление молекул воды

  

 2) 

образование глюкозы

  

 3) 

поглощение света молекулами хлорофилла

  

 4) 

образование белка

  

 5) 

поглощение кислорода

  

 6) 

выделение углекислого газа

13.Установите соответствие между строением или функцией органического вещества и его видом.

  

СТРОЕНИЕ ИЛИ ФУНКЦИЯ

 

ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА

А) 

состоят из остатков молекул
аминокислот

Б) 

выполняют роль биологических катализаторов

В) 

являются обязательными веществами плазматической мембраны

Г) 

являются главными источниками
энергии

Д) 

входят в состав клеточной стенки растений и грибов

Е) 

являются антителами

   

1) 

белки

2) 

углеводы

14.Вставьте пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТОК

В течение всей жизни большинство клеток активно функционирует. Так, они поглощают из окружающей среды различные твёрдые частички. Такой процесс называют __________ (А). Ведущую роль в нём играет __________ (Б), которая образует впячивание, и пищевая частица попадает внутрь клетки. Внутрь образовавшегося пузырька проникают ферменты. Такой пузырёк представляет собой __________ (В). Под действием ферментов осуществляется внутриклеточное __________ (Г).

  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 

фагоцитоз

2) 

лизосома

3) 

ЭПС

4) 

пиноцитоз

5) 

дыхание

6) 

клеточная мембрана

7) 

ядро

8) 

пищеварение

15.                ОСОБЕННОСТИ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

В растительной клетке есть все органоиды, свойственные и животной клетке: ядро, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она имеет существенные особенности строения.

В первую очередь это прочная клеточная стенка значительной толщины. Растительная клетка, как и животная, окружена плазматической мембраной, но кроме неё ограничена толстой клеточной стенкой, состоящей из целлюлозы, которой нет у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплазматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом. Другой особенностью растительной клетки является наличие особых органоидов –пластид, где происходит первичный синтез углеводов из неорганических веществ, а также перевод углеводных мономеров в крахмал. Это особые двумембранные органоиды, имеющие собственный наследственный аппарат и самостоятельно размножающиеся. Различают три вида пластид в зависимости от цвета. В зелёных пластидах – хлоропластах – происходит процесс фотосинтеза. В бесцветных пластидах – лейкопластах – происходит синтез крахмала из глюкозы, а также запасаются жиры и белки. В пластидах жёлтого, оранжевого и красного цветов – хромопластах –накапливаются продукты обмена веществ. Благодаря пластидам в обмене веществ растительной клетки синтетические процессы преобладают над процессами освобождения энергии.

Третьим отличием растительной клетки можно считать развитую сеть вакуолей, развивающихся из цистерн эндоплазматической сети. Вакуоли представляют собой полости, окружённые мембраной и заполненные клеточным соком. В нём содержатся в растворённом виде белки, углеводы, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое в вакуолях растворёнными веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода и создаётся напряжение клеточной стенки – тургор. Тургор и толстые упругие оболочки клеток обусловливают прочность растений.

 Используя содержание текста «Особенности растительной клетки», ответьте на следующие вопросы.

1) Что собой представляет клеточная стенка растительной клетки?

2) Какую роль играют пластиды в клетке?

3) Почему растительную клетку относят к эукариотной?


Вариант 5

  1. Способность организмов передавать наследственную информацию объясняется таким их свойством, как

  

 1) 

изменчивость

  

 2) 

самовоспроизведение

  

 3) 

рост

  

 4) 

развитие

  1. Химические соединения клеток прокариот и эукариот, в которых хранится наследственная информация, – это

  

 1) 

белки

  

 2) 

липиды

  

 3) 

витамины

  

 4) 

нуклеиновые кислоты

  1. Химические соединения клетки, которые участвуют в передаче наследственной информации, –  это

  

 1) 

белки

  

 2) 

липиды

  

 3) 

углеводы

  

 4) 

нуклеиновые кислоты

  1. Какой органоид обеспечивает синтез органических веществ из неорганических в растительной клетке?

  

 1) 

рибосома

  

 2) 

вакуоль

  

 3) 

хлоропласт

  

 4) 

митохондрия

  1. Благодаря какому из свойств липиды составляют основу плазматической мембраны клетки?

  

 1) 

высокая химическая активность

  

 2) 

способность выделять много энергии

  

 3) 

нерастворимость в воде

  

 4) 

способность к самоудвоению

  1. В каких органоидах клеток человека образуется углекислый газ, выделяемый в процессе дыхания?

  

 1) 

ядро

  

 2) 

митохондрии

  

 3) 

рибосомы

  

 4) 

лизосомы

7.Изучите схему, демонстрирующую процесс фотосинтеза, протекающий в хлоропласте. Какое из перечисленных веществ соответствует цифре 1 на этой схеме?

undefined

  

 1) 

вода

  

 2) 

углекислый газ

  

 3) 

кислород

  

 4) 

глюкоза

8.Клеточная теория имеет фундаментальное значение для понимания

  

 1) 

процессов дыхания и питания

  

 2) 

круговорота веществ в биосфере

  

 3) 

общих принципов построения тел живой природы

  

 4) 

приспособленности организмов к среде

9.Биологический смысл митотического деления клеток заключается в

  

 1) 

создании новых генетических комбинаций

  

 2) 

сохранении материнского набора хромосом

  

 3) 

перестройке хромосом

  

 4) 

образовании гамет


10. При митозе из одной материнской клетки образуется

1) 1 дочерняя

2)  8 дочерних

3) 2 дочерние

4) 4 дочерние

11.Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – число образовавшихся особей на 1 см3).

undefined

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно характеризует данную зависимость в интервале 15–30 дней? Значение показателя в данном интервале

  

 1) 

постепенно нарастает, достигая пика, а затем плавно снижается

  

 2) 

резко нарастает, достигая пика

  

 3) 

на протяжении всего времени колеблется около средних величин

  

 4) 

постепенно нарастает на протяжении всего времени

 12.Что входит в состав нуклеотида молекулы ДНК? Выберите три верных ответа из шести.

  

 1) 

аденин

  

 2) 

муцин

  

 3) 

гемоглобин

  

 4) 

крахмал

  

 5) 

дезоксирибоза

  

 6) 

фосфорная кислота

 13.Установите соответствие между строением и функцией органоида и его видом

Строение и функции органоида

Вид органоида

  1. окисляют органические вещества до мономеров
  2. окисляют органические вещества до СО2, Н2О с выделением энергии
  3. ограничены от цитоплазмы одной мембраной
  4. ограничены от цитоплазмы двумя мембранами
  5. содержат кристы
  6. участвуют в разрушении старых клеток
  1. Лизосомы
  2. Митохондрии

14. Вставьте в текст «Этапы энергетического обмена» пропущенные термины из предложенного перечня. Запишите в текст цифры выбранных ответов.

ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА

Энергетический обмен происходит в несколько этапов. Первый этап протекает в __________ (А) системе животного. Он характеризуется тем, что сложные органические вещества расщепляются до менее сложных. Второй этап протекает в __________ (Б) и назван бескислородным этапом, так как осуществляется без участия кислорода. Другое его название –

 __________ (В). Третий этап энергетического обмена – кислородный –

 осуществляется непосредственно внутри __________ (Г) на кристах, где при участии ферментов происходит синтез АТФ.

  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 

гликолиз

2) 

лизосома

3) 

митохондрия

4) 

кровеносная

5) 

пищеварительная

6) 

межклеточная жидкость

7) 

цитоплазма клетки

8) 

фотолиз

15.                        МИТОХОНДРИИ И ХЛОРОПЛАСТЫ

Митохондрии и хлоропласты –наиболее крупные органоиды клетки. Они имеют свои собственные молекулы ДНК, способны независимо от ядра клетки к биосинтезу и делению. Эти органоиды преобразуют внешнюю энергию в виды, которые могут быть использованы для жизнедеятельности клеток и целостных организмов.

Эллипсовидные по форме митохондрии характерны для всех эукариот. Наружная мембрана у них гладкая, а внутренняя образует складки. На мембранах складок располагаются многочисленные ферменты. Основная функция митохондрий –синтез универсального источника энергии – АТФ – в процессе окисления органических веществ. Хлоропласты, в отличие от митохондрий, присутствуют только в растительных клетках, но встречаются и у некоторых простейших, например, у зелёной эвглены. С этими органоидами связан процесс фотосинтеза, заключающийся в преобразовании световой энергии в энергию химических связей молекул глюкозы. Благодаря процессу фотосинтеза в атмосферу постоянно поступает кислород.

Хлоропласты несколько крупнее митохондрий. Внутри их почти шаровидного тела имеются многочисленные мембраны, на которых располагаются ферменты. Там же находится пигмент хлорофилл, придающий пластидам зелёный цвет.

 Используя содержание текста «Митохондрии и хлоропласты», ответьте на следующие вопросы.

1) Какие вещества являются исходными в энергетическом обмене?

2) Какие вещества являются конечными продуктами энергетического обмена?

3) С помощью уравнений химических реакций поясните схему процесса дыхания.

 


Вариант 6

  1. Общим признаком клеток всех существующих на Земле организмов является

  

 1) 

одинаковое количество хромосом

  

 2) 

обмен веществ и превращение энергии

  

 3) 

использование кислорода в дыхании

  

 4) 

наличие ядра

  1. Где синтезируются белки клетки?

  

 1) 

на клеточных мембранах

  

 2) 

в ядре

  

 3) 

в лизосомах

  

 4) 

на рибосомах

  1. Что происходит в клетках растения при дыхании?

  

 1) 

поглощается углекислый газ

  

 2) 

выделяется кислород

  

 3) 

расходуется энергия

  

 4) 

запасается энергия в АТФ

  1. Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сына, если у его папы в этих клетках содержится 46 хромосом?

  

 1) 

0

  

 2) 

23

  

 3) 

46

  

 4) 

92

  1. В каком органоиде клетки происходит окисление органических веществ?

  

 1) 

ядро

  

 2) 

вакуоль

  

 3) 

митохондрия

  

 4) 

комплекс Гольджи

  1. Какая из перечисленных клеточных структур НЕ является органоидом?

  

 1) 

включение

  

 2) 

вакуоль

  

 3) 

лизосома

  

 4) 

клеточный центр

  1. Сущность клеточной теории отражена в положении:

  

 1) 

из клеток состоят только животные и растения

  

 2) 

клетки всех организмов близки по своим функциям

  

 3) 

все организмы состоят из клеток

  

 4) 

клетки всех организмов имеют ядро

  1. Ферменты в клетке

  

 1) 

повышают её возбудимость

  

 2) 

изменяют скорость химических реакций

  

 3) 

несут информацию о структуре белков

  

 4) 

являются источником энергии

  1. Сохранение наследственной информации материнской клетки у дочерних клеток происходит в результате

  

 1) 

митоза

  

 2) 

мейоза

  

 3) 

оплодотворения

  

 4) 

деления цитоплазмы

  1. Очередностью стадий в митозе является

1) телофаза-профаза-анафаза-метафаза

2)  профаза-анафаза-метафаза-телофаза

3) профаза-метафаза-анафаза-телофаза

4) метафаза-телофаза-профаза-анафаза

  1. Изучите график зависимости скорости химической реакции в живом организме от температуры (по оси х отложена температура организма (в °С), а по оси у – относительная скорость  химической реакции (в усл. ед.)).

undefined

Какое из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризует данную зависимость в указанном диапазоне температур? Скорость химической реакции в живом организме с повышением температуры в интервале от 39 до 43 °С 

  

 1) 

на всем протяжении медленно растёт

  

 2) 

резко снижается на протяжении всего интервала

  

 3) 

растёт, достигая своего максимального значения

  

 4) 

колеблется около средних значений

  1. Что происходит в процессе дыхания? Выберите три верных ответа из шести.

  

 1) 

расщепление молекул воды

  

 2) 

образование крахмала

  

 3) 

поглощение света молекулами хлорофилла

  

 4) 

образование воды

  

 5) 

поглощение кислорода

  

 6) 

выделение углекислого газа

  1. Установите соответствие между строением и функцией органоида и его видом

Строение и функции органоида

Вид органоида

  1. состоит из полостей и цистерн с пузырьками на концах
  2. состоит из системы связанных между собой канальцев
  3. участвуют в синтезе белков, углеводов и липидов
  4. участвуют в образовании лизосом
  5. накапливают органические вещества синтезируемые клеткой
  6. некоторые мембраны содержат рибосомы
  1. ЭПС
  2. комплекс Гольджи
  1. Вставьте в текст «Темновая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня. Запишите в текст цифры выбранных ответов.

ТЕМНОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА

В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: __________ (А) и темновую. Для протекания реакций темновой фазы наличие света __________ (Б). В это время происходит усвоение __________ (В) из воздуха, его восстановление ионами водорода и образование органического вещества __________ (Г) благодаря накопленной в световой фазе энергии.

  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 

световая

2) 

углекислый газ

3) 

кислород

4) 

белок

5) 

сумеречная

6) 

необязательно

7) 

глюкоза

8) 

обязательно

  1.          ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

Белки и жиры –высокомолекулярные органические соединения. Молекула белка образована большим числом аминокислот, в состав которых входят атомы углерода, водорода, кислорода, азота и серы. Жиры состоят из глицерина и жирных кислот. Они нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в органических растворителях. В состав жиров входят атомы углерода, водорода и кислорода. Жиры и жироподобные вещества объединяются обычно под общим названием липиды. Как и углеводы, они служат источником энергии.

Белки разных клеток неодинаковы, они специфичны. Однако они обладают общим свойством –свёртываться при нагревании или воздействии ультрафиолетовых лучей. Белки являются основным строительным материалом любой клетки: входят в состав клеточных мембран, цитоплазмы, ядра и органоидов. Многие белки являются ферментами. У животных все виды движения обеспечиваются сократительными белками. Белки, жиры и углеводы участвуют в защите клеток и контактах со средой. Некоторые белки выполняют транспортную функцию, присоединяя и перенося кислород и углекислый газ.

Жиры, как и белки, выполняют ряд функций. Они входят в состав клеточных мембран и тем самым выполняют строительную функцию. Жиры могут накапливаться в клетках и служить запасным питательным веществом. Некоторые жироподобные вещества являются гормонами, принимая участие в регуляции физиологических функций организма.

 Используя содержание текста «Органические соединения», ответьте на следующие вопросы.

1) Из каких молекул образованы жиры?

2) Каким общим свойством обладают молекулы белков?

3) О какой сходной функции белков и жиров говорится в тексте?


Вариант 7

  1. Все прокариотические и эукариотические клетки имеют

  

 1) 

вакуоли

  

 2) 

плазматическую мембрану

  

 3) 

ядро

  

 4) 

митохондрии

  1. Органоид, на котором находятся рибосомы, –  это

  

 1) 

хлоропласт

  

 2) 

клеточная мембрана

  

 3) 

аппарат Гольджи

  

 4) 

эндоплазматическая сеть

  1. Какой органоид использует энергию солнечного света для синтеза органических веществ?

  

 1) 

хлоропласт

  

 2) 

митохондрия

  

 3) 

вакуоль

  

 4) 

ЭПС

  1. Какой органоид обеспечивает сборку белка в цитоплазме клеток?

  

 1) 

рибосома

  

 2) 

ядро

  

 3) 

лизосома

  

 4) 

клеточный центр

  1. Какое органическое вещество образуется в организме человека в результате протекания данной химической реакции?

 глюкоза + кислород = углекислый газ + вода + ?

  

 1) 

ДНК

  

 2) 

крахмал

  

 3) 

АТФ

  

 4) 

белок

  1. Ген – это часть молекулы

  

 1) 

белка

  

 2) 

ДНК

  

 3) 

РНК

  

 4) 

АТФ

  1. Какой органоид клетки обеспечивает биологический распад сложных органических веществ?

  

 1) 

ядро

  

 2) 

лизосома

  

 3) 

рибосома

  

 4) 

клеточный центр

  1. Наследственный аппарат клетки расположен в

  

 1) 

лизосомах

  

 2) 

рибосомах

  

 3) 

хромосомах

  

 4) 

аппарате Гольджи

  1. Куда должны поступить аминокислоты, чтобы из них синтезировались белки организма?

  

 1) 

в желудок

  

 2) 

в ворсинки тонкой кишки

  

 3) 

в кровь

  

 4) 

на рибосомы в клетках

  1. В процессе митоза число хромосом в дочерних клетках оказывается одинаковым с материнской клеткой благодаря тому, что

1) в интерфазу хромосомы удваиваются

2)  все хромосомы парные

3) хромосомы располагаются в центре клетки

4) хромосомы расходятся к полюсам клетки

  1. Изучите график зависимости скорости размножения организма от времени (по оси х отложено время (в днях), а по оси у – число образовавшихся особей на 1 см3).

 

undefined

Какое из нижеприведённых описаний кривой наиболее точно характеризует данную зависимость? Значение показателя

  

 1) 

постепенно нарастает, достигая пика, а затем плавно снижается

  

 2) 

резко нарастает, достигая пика, а затем плавно снижается

  

 3) 

на протяжении всего времени колеблется около средних величин

  

 4) 

постепенно нарастает на протяжении всего времени

  1. Какие организмы относят к доядерным (прокариотам)? Выберите три верных ответа из шести.

  

 1) 

железобактерии

  

 2) 

инфузория туфелька

  

 3) 

эвглена зелёная

  

 4) 

клубеньковые бактерии

  

 5) 

амёба обыкновенная

  

 6) 

бактерия сенная палочка

13.Установите соответствие между функцией соединения и биополимером для которого она характерна

Функции

Биополимеры

  1. хранит наследственную информацию
  2. молекула в виде двойной спирали
  3. ускоряет химические реакции
  4. входит в состав мембраны клетки
  5. обезвреживает антигены

1. БЕЛОК

2.ДНК

14.Вставьте в текст «Пластиды» пропущенные термины из предложенного перечня. Запишите в текст цифры выбранных ответов.

ПЛАСТИДЫ

В растительных клетках часто можно наблюдать разнообразные по форме и окраске пластиды. Так, многочисленные зелёные пластиды –

 __________ (А) –

 обеспечивают процесс __________ (Б) за счёт наличия в их составе пигмента __________ (В). Кроме того, в клетках можно встретить пластиды, содержащие красный, оранжевый или жёлтый пигменты. Такие пластиды называют __________ (Г).

  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 

хромопласт

2) 

хлорофилл

3) 

лейкопласт

4) 

фотосинтез

5) 

вакуоль

6) 

дыхание

7) 

хлоропласт

8) 

каротин

15.                           ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ

Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передаётся из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков.

Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несёт информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определённую последовательность нуклеотидов, в белки.

Ген –это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определённый белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма.

Хромосомы –нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов своё определённое число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом.

Исследования кариотипов различных организмов показали, что в их клетках может содержаться двойной и одинарный наборы хромосом. Двойной набор хромосом состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и характеру наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т.е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар.

В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных парные хромосомы отсутствуют, гомологичных хромосом нет, а есть негомологичные.

Каждая хромосома содержит тысячи генов, в ней хранится определённая часть наследственной информации. Мутации, изменяющие структуру хромосомы, называют хромосомными. Неправильное расхождение хромосом при образовании половых клеток может привести к серьёзным наследственным заболеваниям. Так, например, в результате такой геномной мутации, как появление в каждой клетке человека 47 хромосом вместо 46, возникает болезнь Дауна.


Используя содержание текста «Гены и хромосомы», ответьте на вопросы.

1) Какие функции выполняет хромосома?                                                       

2) Что представляет собой ген?

3) В кариотипе дрозофилы насчитывают 8 хромосом. Сколько хромосом находится у насекомого в половых и сколько –

 в неполовых клетках?


Вариант 8

  1. Какую функцию выполняют молекулы хлорофилла?

  

 1) 

поглощают кванты света

  

 2) 

транспортируют к клеткам углекислый газ

  

 3) 

транспортируют к клеткам кислород

  

 4) 

превращают энергию химических связей в тепловую

  1. Прокариоты – это организмы,

  

 1) 

которые не имеют клеточного строения

  

 2) 

состоящие из одинаковых клеток, не образующих тканей

  

 3) 

состоящие из разных клеток, содержащих одно или несколько ядер

  

 4) 

клетки которых не имеют оформленного ядра

3.Какой органоид клетки обеспечивает сборку молекул белка?

  

 1) 

комплекс Гольджи

  

 2) 

лизосома

  

 3) 

рибосома

  

 4) 

хлоропласт

4.В ядрах клеток стенки пищевода плодовой мушки дрозофилы содержится 8 хромосом. Сколько пар хромосом будет в ядрах этих клеток после их митотического деления?

  

 1) 

2

  

 2) 

4

  

 3) 

8

  

 4) 

16

5.Как называют процесс, при котором происходит восстановление утраченных частей тела организма?

  

 1) 

деление

  

 2) 

диффузия

  

 3) 

регенерация

  

 4) 

метаморфоз

6.Какое химическое соединение является мономером ДНК?

  

 1) 

глюкоза

  

 2) 

аминокислота

  

 3) 

глицерин

  

 4) 

нуклеотид

7.Сущность клеточной теории отражена в положении:

  

 1) 

клетки всех организмов близки по своим функциям

  

 2) 

клетки всех организмов имеют ядро

  

 3) 

все организмы состоят из клеток

  

 4) 

из клеток состоят только животные и растения

8.Какой из указанных процессов сопровождается образованием энергии (АТФ) в клетках?

  

 1) 

биосинтез белка

  

 2) 

удвоение ДНК

  

 3) 

брожение

  

 4) 

деление клетки

9.Какие структуры удаляются из клетки одновременно с удалением ядра?

  

 1) 

митохондрии

  

 2) 

хлоропласты

  

 3) 

хромосомы

  

 4) 

рибосомы

10.Расхождение хромосом по полюсам происходит в фазу митоза

1)  метафаза

2)  телофаза

3) анафаза

4) профаза

11.

Изучите график зависимости снижения выработки фермента лактазы у людей от возраста (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у – выработка фермента организмом (в %)).

undefined

Определите, в каком возрасте у человека выработка фермента сократится на 50%.

  

 1) 

3 года

  

 2) 

7 лет

  

 3) 

11 лет

  

 4) 

15 лет

12. Выберите три верных ответа из шести.В состав молекулы РНК входит:

  1. рибоза
  2. гуанин
  3. ион магния
  4. дезоксирибоза
  5. аминокислота
  6. фосфорная кислота

13.Установите соответствие между функцией соединения и биополимером для которого она характерна

Функции

Биополимеры

  1. хранит наследственную информацию
  2. образование клеточных стенок
  3. транспортировка аминокислот
  4. является запасным питательным веществом
  5. является основным источником энергии в клетке
  1. ПОЛИСАХАРИД
  2. НУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА

14.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня. Запишите в текст цифры выбранных ответов.

СВЕТОВАЯ ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА

В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и __________ (А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул __________ (Б) и синтез молекул __________ (В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного __________ (Г). Этот процесс называется фотолизом.

  

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 

ДНК

2) 

темновая

3) 

кислород

4) 

АТФ

5) 

сумеречная

6) 

гемоглобин

7) 

хлорофилл

8) 

углекислый газ

15.                   ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ И ФОТОСИНТЕЗ

У растений дыхание присуще всем органам, тканям и клеткам. Для дыхания они используют атмосферный кислород, проникающий через устьица листьев и зелёных побегов, кожицу молодых корней, а также чечевички древесных стеблей. Кроме того, растения для дыхания расходуют кислород, образовавшийся в результате фотосинтеза. Дышат растения и днём, и ночью. Днём для дыхания используется в основном атмосферный кислород, а ночью, когда устьица закрыты –кислород, накопленный в листьях в процессе фотосинтеза. Поступающий при дыхании кислород окисляет имеющиеся в растении органические вещества до углекислого газа и воды. При этом освобождается заключённая в органических веществах энергия, которая расходуется растением для роста, развития и размножения. Образующийся при дыхании растений углекислый газ удаляется через устьица, чечевички, через всю поверхность молодых корней.

Дыхание растений –процесс противоположный фотосинтезу. Фотосинтез происходит главным образом в мякоти листьев растений, в которых расположена основная фотосинтезирующая ткань. Её клетки содержат хлоропласты с зелёным пигментом –хлорофиллом, способным улавливать свет. В процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды на свету в хлоропластах клеток образуется глюкоза. Синтезированные в процессе фотосинтеза органические вещества используются растением для питания и синтеза других органических веществ: жиров, белков, витаминов и гормонов. Все эти органические вещества идут на построение тела растения, а также откладываются в запасающих тканях и используются при дыхании. Побочным продуктом фотосинтеза является свободный кислород. Он образуется в процессе фотосинтеза и выделяется растением в окружающую среду.

 

Используя содержание текста «Дыхание растений и фотосинтез», ответьте на следующие вопросы.

1) В каких клетках происходит процесс дыхания?

2) Какова роль кислорода в процессе фотосинтеза?

3) На что затрачивается энергия в процессе дыхания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы в 2010-2011уч.году (школьный уровень)

В работе приводится в систему небольшой опыт моей педагогической деятельности в рамках школы....

Биологический диктант по теме «Клеточный уровень. Обобщение", 9 класс

Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...

Биологический диктант по теме "Молекулярный уровень. Обобщение", 9 класс

Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля является биологический диктант, который целесообразно...

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень) подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никам Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы. Базовый уровень», «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 кл

Программа для средней (полной) школы (базовый уровень)подготовлена А. И. Власенковым, Л. М. Рыбченковой к учеб никамВласенкова А. И., Рыбченковой Л. М. «Русский язык. 10—11 классы.Базовый уровен...

Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень

Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...

технологическая карта урока "Организменный уровень жизни и его роль в природе. Обобщение и контроль знаний по теме "Царство Вирусы, его разнообразие и значение", 11 класс, УМК Пономарёва И.Н., углублённый уровень, ФГОС

Технологическая карта создана с использованием методического пособия у линии УМК под редакцией И.Н.Пономарёвой (углублённый уровень). Разработана в соответствии с ФГОС СОО...

свидетельство об обобщении опыта работы с лингвистически одаренными детьми (международный уровень)

Опыт работы отделения "Интеллектуал" Малой Академии Наук был обобщен на международном уровне WFB профессионального мастерства....