Урок биологии в 7 классе " Размножение развитие и происхождение Земноводных"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Соловьева Татьяна Александровна

Методическая разработка урока по теме " Размножение, развитие и происхождение Земноводных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе

 «Размножение, развитие и происхождение земноводных»

Цели: создать условия для изучения влияния сезонных изменений в природе на жизнь земноводных, особенностей размножения, развития и происхождения земноводных, содействовать развитию умений самостоятельного поиска знаний, способствовать развитию интереса к изучению окружающей природы. Способствовать формированию  у обучающихся универсальных учебных действий: 1) личностных: через принятие и реализацию самостоятельных решений, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; 2) познавательных: через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы, установление причинно-следственных связей; 3) регулятивных: через контроль и организацию учебной деятельности; 4) коммуникативных: через распределение ролей и функций участников групповой работы, выполнение индивидуальных функций в совместной работе в группе, контроле и коррекции, оценке действий партнёра.

Урок: комбинированный.

Оборудование: таблицы, фонограмма голоса лягушек, презентация, раздаточный материал на партах.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная, в группах.

План урока:

1 Организационный момент.

2 Актуализация знаний о строении земноводных.

3 Новая тема.

4 Закрепление изученного материала.

5 Рефлексия.

6 Домашнее задание.

1 Организационный момент.

Приветствие и пожелание плодотворной работы, отмечаем отсутствующих.

2 Актуализация знаний о строении Земноводны.х

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение особенностей животных, относящихся к классу Земноводные.

--О каких особенностях этих животных мы говорили на прошлом уроке? ( предполагаемый ответ: внутреннее строение, строение систем органов)

--Строение каких систем органов изучили? (предполагаемый ответ: пищеварительная, дыхательная, выделительная и т.д.)

-- Какое строение имеет сердце земноводных? (предполагаемый ответ:  трехкамерное, 2 предсердия и желудочек)

-- Перечислите отделы скелета земноводных? (предполагаемый ответ: скелет головы, туловища, конечностей и их поясов)

-- Какие органы чувств развиты у земноводных? (предполагаемый ответ: зрение, слух, обоняние)

-- Почему земноводных называют холоднокровными? (предполагаемый ответ: нет собственной температуры тела, температура зависит от температуры окружающей среды)

На столе тексты биологических задач. Прошу внимательно прочитать и высказать свое мнение.

-----Почему самые маленькие тропические лягушки, размером до четырех сантиметров, имея заметную яркую окраску, не прячутся от хищников? (предполагаемый ответ: их кожная слизь ядовита)

-----При отсутствии холодильника молоко от скисания можно сохранить, опустив в него живую лягушку. На какой особенности земноводных основана эта технология?( предполагаемый ответ: кожная слизь содержит вещества, убивающие бактерии)

-----Почему мозжечок у земноводных развит хуже, чем у рыб, а передний мозг лучше? (предполагаемый ответ:   двигательная активность больше, но движения однообразны)

-----Объясните, почему при глотании лягушка закатывает глаза? (предполагаемый ответ: язык лягушки не может проталкивать пищу, эту функцию выполняют глаза)

        Работа в тетради. Ребятам предлагается выписать номера правильных утверждений, характерных для земноводных

1 Постоянная температура тела

2 Непостоянная температура тела

3 Обитают в воде и на суше

4 Обитают в воде

5 Обитают только на суше

6 2 круга кровообращения

7 1 круг кровообращения

8 Дыхание легочное

9 дыхание жаберное

10 дыхание легочное и кожное

11 Кожа сухая, покрыта роговыми чешуями

12 Кожа влажная, покрыта слизью

Самопроверка Правильные ответы 2,3,6,10,12

3 Новая тема

СЛАЙД 1

Включаю звук квакающих лягушек

Трудно представить человека, который не знал, как квакают лягушки. Особенно весной многоголосье лягушачьих концертов сливается в оглушительный хор.

--- О чем песни лягушек? (предполагаемый ответ:    раздел территории, опасность, во время брачного периода)

---О какой системе органов в строении земноводных мы будем сегодня говорить?   (предполагаемый ответ:   размножения)

В тетради записываем тему урока «Органы размножения земноводных»

Отмечаем, что земноводные раздельнополые животные и половой диморфизм не выражен

Строение органов размножения самца и самки

СЛАЙД 2

2 семенника-2 семяпровода-клоака           2 яичника-2 яйцевода-клоака

Половозрелость наступает в 3 года

СЛАЙД 3

Яйцеклетки (икринки) самка откладывает в воду, а самцы поливают ее жидкостью со сперматозоидами

----Как вы думаете, какие условия необходимы для дальнейшего развития организма из отлодотворенной яйцеклетки? (предполагаемый ответ:   свет, температура, кислород)

В тетради: Развитие Земноводных

СЛАЙД 4

Учебник, стр 103

Оплодотворенная яйцеклетка(зигота)----зародыш( 8-10 суток)----головастик(личинка)----взрослая особь(2-3 месяца)

Развитие с МЕТАМОРФОЗОМ

------Почему у большинства Земноводных образуется огромное количество икринок? (предполагаемый ответ:  большое количество погибает)

-----Почему значительная часть потомства у земноводных погибает? (предполагаемый ответ: слабо развита забота о потомстве)

Физкультминутка

Движения глазными яблоками вправо-влево, вверх-вниз, на кончик носа                    (с паузами для отдыха)

СЛАЙД 5

Среди лягушек есть и те, которые проявляют трогательную заботу о потомстве           (примеры из презентации )

4 Закрепление изученного материала

Предлагаю ребятам поработать в паре, заполняя предложенную таблицу

Признак

Головастик

Лягушка

1 Местообитание

Вода

Вода и суша

2 Части тела

Голова и хвост

Голова, туловище, конечности

3 Органы дыхания

Жабры

Кожа и легкие

4 Строение сердца

Двухкамерное: предсердие и желудочек

Трехкамерное: два предсердия и желудочек

5 Круги кровообращения

Один круг кровообращения

Два круга кровообращения

6 Боковая линия

Есть

Нет

7 Хорда

Есть

Есть

Анализируем результаты, обсуждаем черты сходства и различия головастика и лягушки.

-----Есть ли конкуренция между головастиком и взрослой лягушкой за пищу, за местообитания? (предполагаемый ответ: нет, пища, местообитания не совпадают)

-----Какое это имеет значение? (предполагаемый ответ: нет конкуренции за пищу, за территорию)  

-----О чем может говорить то, что головастик имеет признаки рыб? (предполагаемый ответ:   о происхождении земноводных от рыб)

-----Какая рыба могла быть предком Земноводных? (предполагаемый ответ:   Латимерия)

От древних кистеперых рыб произошли древние Земноводные-СТЕГОЦЕФАЛЫ

СЛАЙД 6

Характеризуем древних земноводных, находим черты сходства и различия с современными животными

Вот мы и подошли к завершению разговора о строении земноводных. Следующий урок мы посвятим изучению роли Земноводных в природе и жизни человека.

5 Рефлексия

СЛАЙД 7

Было интересно…

Было трудно….

Мне особенно запомнилось…

Меня удивило…

6 Подведение итогов и задание на дом

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии 7 класс "Индивидуальное развитие животных" УМК "Сферы"

Урок по биологии 7 класс УМК "Сферы"  Применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: использование технологии проблемного обучения...

Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

Урок биологии 6 класс "Размножение папоротников"

Урок - практическая работа с использованием дидактического материала и микроскопов....

итоговый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие"

итоговый урок по биологии 8 класс "Размножение и развитие"...

Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"

Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...

урок биологии 6 класс "Размножение, его виды. Бесполое размножение" УМК Н.И.Сонин

                          Тема: Размножение, его виды. Бесполое раз...

Презентация к уроку биология 7 класс "Размножение земноводных".

Разработка представляет собой презентацию по теме "Размножение земноводных". Данную презентацию можно использовать как с целью изучения нового материала, так и для обобщения и закрепления знаний...