Рабочая программа
рабочая программа по биологии

Филатова Ирина Семёновна

Настоящая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» предназначена для изучения экологических основ природопользования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

2020

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 35.02.06 Технология производства переработки сельскохозяйственной продукции по направлению подготовки 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.

Организация разработчик: 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное   учреждение «Сахалинский политехнический центр № 2»

Разработчики:

 Филатова И.С.  

преподаватель математического и общего естественнонаучного учебного цикла  Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский политехнический центр №2»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО  по специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: математический и общий естественнонаучный учебный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: 

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
  • использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды их обитания;
  • соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • принципы взаимодействия живых организмов и среды их обитания;
  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
  • принципы и методы рационального природопользования;
  • методы экологического регулирования;
  • принципы размещения производств различного типа;
  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;
  • охраняемые природные территории.

1.4. Количество часов на освоение программы:

  максимальной учебной нагрузки обучающегося – 52 часа, включая:

         обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа;

самостоятельной работы обучающегося –  18 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

 52            

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

     практические занятия

16

     контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме  д/зачета                                                  

Распределение часов,

отводимое на освоение общеобразовательной дисциплины,

 по семестрам

п/п

Нагрузка обучающегося

Номер семестра

Всего часов

1

 Экологические основы природопользования

1

2

3

4

5

6

7

8

1.1 Обязательной аудиторной учебной  нагрузки обучающегося

34

-

 -

 -

 34

В том числе

Занятий на уроке

18

-

-

-

18

Лабораторных работ

-

-

-

 -

Практических занятий

16

-

 -

-

16

1.2 Самостоятельной работы обучающегося

18

-

-

-

18

Промежуточная аттестация в форме д/з

д/з

 -

-

 -

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

3 семестр-34 часа

Раздел I. Особенности взаимодействия общества и природы

22

Тема 1.1 Природоохранный потенциал

Содержание учебного материала

6

1.1.1

Содержание и задачи экологии. Основные этапы развития экологии в России.

 Основные термины и определения.

1

1-2

1.1.2

Антропогенное  воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества.

1

1.1.3

Экологические кризисы и экологические катастрофы.  

1

1.1.4

Глобальные проблемы экологии. Проблемы урбанизации.  

1

1.1.5

Классификация отходов и их состав. Накопление отходов.  Токсичность и классы опасности  отходов.

1

1.1.6

Плата за размещение отходов. Размещение отходов. Заводские способы утилизации отходов.  

1

Тема 1.2  Природные ресурсы и рациональное природопользование

Содержание учебного материала

2

1-2

1.2.1

Основные экологические законы.  Принципы  и правила охраны природы.

1

1.2.2

Природные ресурсы и их классификация.  Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.

1

Практические занятия

4

1

Решение экологических задач по теме: «Защита среды от твердых отходов».

2

2

2

Решение ситуационных задач по теме: Природные ресурсы и рациональное природопользование.

2

2

Тема 1.3   Загрязнение окружающей среды токсичными  веществами

Содержание учебного материала

4

1-2

1.3.1

Антропогенное и естественное загрязнение атмосферы. Основные загрязнители и их классификация.

1

1.3.2

 Меры по предотвращению  загрязнения и охране атмосферного воздуха.

Понятие экологического риска.

1

1.3.3

Сельскохозяйственное загрязнение природной среды.

1

1.3.4

Источники загрязнения. Загрязнение окружающей среды минеральными удобрениями и пестицидами.

1

Практические занятия

6

3

Решение задач по теме: «Мониторинг экологического состояния окружающей среды»

2

2

4

Решение задач по теме: «Мониторинг экологического состояния прибрежных водоемов»

2

2

5

Решение задач по теме: «Мониторинг экологического состояния района проживания»

2

2

Раздел II. Правовые  и социальные вопросы природопользования

12

Тема 2.1   Государственные и общественные мероприятия  по предотвращению разрушающих воздействий на природу

Содержание учебного материала

2

Основы природоохранного законодательства и государственного управления  окружающей средой. Роль международных организаций в охране природы.

1

Природоохранные конвенции и международные соглашения.

Экологический контроль.  Природоохранное просвещение.

Письменный опрос.

1

Практические занятия

4

6

Анализ производственных ситуаций  с применением закона «Об охране окружающей природной среды».

2

7

Анализ производственных ситуаций в районе проживания .

2

Тема 2.2    Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Содержание учебного материала

2

Ответственность за экологические правонарушения: дисциплинарная, административная.

1

Ответственность за экологические правонарушения: гражданско-правовая, уголовная.

1

1-2

Практические занятия

2

8

Решение ситуативных задач по теме «Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду»

Дифференцированный зачет

2

2

ИТОГО

34

Внеаудиторная самостоятельная работа

18

Подготовить сообщение по теме «Состояние и использование ресурсов растительного мира»

2

Подготовить сообщение по теме «Состояние и использование ресурсов животного мира»

2

Подготовить сообщение по теме «Состояние и рациональное использование  водных ресурсов»

2

Описать из реальной жизни производственную ситуацию о нарушении статей водного, лесного кодексов.

2

Описать из реальной жизни производственную ситуацию о нарушении статей земельного кодекса.

2

Подготовить сообщение по теме «Экологические  нарушения на территории проживания обучающихся»

2

Подготовить презентацию по теме «Экологические  нарушения на территории проживания обучающихся»

6

52

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный(планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины  предполагает наличие учебного кабинета «Экологических основ природопользования»

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект наглядных пособий.

Технические средства обучения: компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

 Основные источники:

  1.  Е.И. Тупикин Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учеб. Пособие для нач. проф. образования / Е.И. Тупикин. – 11-е изд.,  стер. –  М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с.

Дополнительные источники:

  1. http://spb.org.ru/fee Федерация экологического образования (Санкт-Петербург). Проведение семинаров, издательская деятельность, координация специалистов по экообразованию и др.

  1.  http://www.ecoindustry.ru  Экология производства

Интернет - источники:

 

  1. http://ecoportal.ru/ Всероссийский экологический портал – все об экологии в одном месте.
  2. http://www.wildnet.ru/Russian/1pred.htm  ЭкоЦентр «Заповедники». Заповедники и национальные парки России, заповедные новости, экологическое просвещение, публикации для ООПТ.
  3. http://musora.bolshe.net «Мусора. Больше. Нет». Общественное экологическое движение.
  4. http://www.greenpatrol.ru Зеленый патруль. Общероссийская общественная организация.  
  5. http://www.ecolife.ru Экология и жизнь.

 

4.  КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  

1

2

Умения:  

  • применять принципы рационального природопользования при выполнении садово-парковых и ландшафтных работ на объектах;
  • проводить экологический мониторинг окружающей среды;
  • предупреждать возникновение экологической опасности.

Решение ситуативных задач

практическая работа

тестирование

фронтальный опрос

решение ситуативных задач

Знания:

  • природоресурсный потенциал, принципы и методы рационального природопользования;
  • размещение производства и проблему отходов;
  • понятие мониторинга окружающей среды, экологическое регулирование, прогнозирование последствий природопользования;
  • правовые и социальные вопросы природопользования;
  • охраняемые природные территории;
  • концепцию устойчивого развития;
  • международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...