Планирование занятий с одаренными детьми 8,11 класс
консультация по биологии (8, 11 класс)

Пшелуцкая Тамара Владимировна

Программа дополнительных занятий  занятий с одаренными детьми по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_dlya_raboty_s_odarennymi_detmi.docx37.29 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование занятий

с одаренными учащимися 8 классов по биологии учитель химии и биологии Пшелуцкая Т.В.

2019-2020гг.

Пояснительная записка

Данное планирование составлено в соответствии с требованиями программы на основе авторской программы В.В. Пасечника, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской курса биологии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Планирование учитывает рекомендации Примерной программы по биологии для основной школы.

Основной целью занятий по биологии с одарёнными учащимися является сформированность у обучающихся с высоким уровнем знаний умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологических знаний.

Основные задачи системы занятий:

  1. Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли биологии в создании современной естественно-научной картины мира;
  2. Развитие умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого биологические знания;
  3. Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;
  4. Создание ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества.

Занятия проводятся 1 час в неделю, всего 35 часов.

Ожидаемые результаты.

В результате освоения знаний дополнительных занятий, учащиеся будут

знать и понимать:

-признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;

-сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,

-особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

-объяснять: родство человека с млекопитающими животными, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

-распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; -проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника,в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

-оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

№п/ п

даты

Тема занятия

Основные понятия темы

план

факт

1

6.09

6.09

Ткани. Строение и жизнедеятельность органов

и систем органов

Ткани, система

органов, орган

2

13.09

13.09

Рефлекторная регуляция органов и систем

органов.

Рефлекс, звенья

рефлекторной дуги

3

20.09

20.09

Гуморальная регуляция органов и систем

органов.

Гормоны, их свойства,

функции

4

27.09

27.09

Железы внутренней секреции

Эндокринная система

5

4.09

4.09

Строение нервной системы. Спинной мозг

ЦНС, строение и функции спинного

мозга

6

11.09

11.09

Строение головного мозга Функции

продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка

Головной мозг, отделы, их функция

7

18.09

18.09

Функции переднего мозга.

Передний мозг,

мозжечок, кора извилины, доли мозга

8

25.09

25.09

Соматический и автономный отделы нервной системы

Соматический и автономный отделы

нервной системы, узлы

9

8.11

8.11

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности, ее

особенности, гипофиз

10

15.11

15.11

Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.

Костная ткань, осевой, добавочный скелет,

соединение костей.

11

22.11

22.11

Работа скелетных мышц и их регуляция

Мышцы, работа статическая и

динамическая, гиподинамия

12

29.11

29.11

Заболевания, гигиена. Первая помощь при повреждениях ОДС

Повреждение опорно- двигательной системы: ушиб, перелом, синяк, шина, растяжение связок, вывих, практические

задания

13

6.12

6.12

Кровь. Внутренняя среда организма

Антиген, антитело, компоненты среды:

кровь, лимфа, тканевая жидкость

14

13.12

13.12

Группы крови. Переливание крови. Иммунитет.

Неспецифический и специфический иммунитет.

Инфекционные и паразитические заболевания.

Появление иммунитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость

15

20.12

20.12

Транспортные системы организма. Строение сосудов

Лифатическая, кровеносная система, артерии, вены,

капилляры

16

10.01

10.01

Круги кровообращения

Артериальная кровь, венозная кровь, большой и малый круги кровообращения.

Кровообращение, отток лимфы

17

17.01

17.01

Строение и работа сердца

Автоматизм, строение сердца, сердечный

цикл, опыты.

18

24.01

24.01

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Движение крови по сосудам, работа сердца, артериальное давление, нарушение артериального

давления.

19

31.01

31.01

Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Гипертония, гипотония, некроз, инфаркт миокарда, юношеская гипертония, первая помощь при стенокардии,

гипертонии.

20

7.02

7.02

Дыхание. Легкие. Легочное и тканевое дыхание

Дыхание, артикуляция, органы дыхания,

строение и функции,

верхние и нижние

дыхательные пути

21

14.02

14.02

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания

Механизм вдоха и выдоха. Нервно-

гуморальная регуляция дыхания.

22

21.02

21.02

Строение и функции пищеварительной системы

Питание, питательные вещества, пищеварительная

система, железы.

23

28.02

Пищеварение в различных отделах пищеварительной систмы

Пищеварении в ротовой полости, желудке, Кишечнике, работа пищеварительных ферментов, решение

биологических задач

24

7.03

Регуляция пищеварения

Регуляция деятельности

пищеварения, учение Павлова

25

14.03

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины

Обмен и роль белков, углеводов, жиров.

Водно-солевой обмен, способы определения норм питания.

26

21.03

Энергозатраты человека. Пищевой рацион

Составление пищевого

рациона

27

25.03

Строение и функции кожи. Терморегуляция

Роль кожи в терморегуляции, ее строение, уход за кожей, волосами,

ногтями

28

5.04

Система выделения.

Органы выделения, почки, нефрон,

первичная, вторичная моча

29

11.04

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме.

Строение анализатора, его функции,

зрительный анализатор

30

18.04

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме.

Слуховой, вкусовой анализаторы, орган

равновесия

31

25.04

Высшая нервная деятельность

Биологическая природа и социальная сущность человека.

Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Особенности психики

человека

32

5.05

Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление.

Биологические ритмы. Сон (фазы сна).

Бодрствование, значение сна

33

16.05

Особенности психики человека.

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.

Приобретенные формы поведения: условные рефлексы.

Динамический стереотип, рассудочная деятельность

34

23.05

Размножение и развитие человека.

Оплодотворение. Органы размножения человека. Бесполое и половое размножение. Онтогенез, филогенез, плацента, развитие

плода

35

30.05

Факторы здоровья и факторы риска. Вредные и

полезные привычки.

Влияние образа жизни

на здоровье человека

Итого 35 часов

Календарно-тематическое планирование

Планирование занятий с одаренными учащимися 11 классов по биологии учитель химии и биологии Пшелуцкая Т.В. 2019-2020 гг

Пояснительная записка

Данное планирование составлено в соответствии с требованиями программы на основе авторской программы В.В. Пасечника, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской курса биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень)

Основной целью занятий по биологии с одарёнными учащимися в 11 классе является подготовка одаренных детей к предметным олимпиадам, к сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ и поступлению в высшие учебные заведения, а также развития исследовательских способностей и реализации их на практике.

Практические умения и теоретические знания, полученные в ходе изучения учащимися биологии растений, животных, человека, общей биологии и экологии, являются хорошей мотивационной основой для изучения предмета, дальнейшего развития исследовательских навыков, а также профессиональной ориентации школьников. .

Задачи:

  1. Углубить знания по темам: эволюция органического мира, экология, антропогенез, биосфера.
  2. Закрепить навыки решения задач по общей биологии;
  3. Закрепление и развитие системы биологических понятий, законов и закономерностей;
  4. Подготовка учащихся к олимпиадам и научно-практическим конференциям.

В ходе обучения по данной программе учащиеся должны знать:

  • особенности жизни как формы существования материи;
  • роль физических и химических процессов в живых системах;
  • фундаментальные понятия о биологических системах;
  • основные теории биологии;
  • соотношения социального и биологического в эволюции человека;
  • основные области применения биологических знаний в практике

уметь:

  • пользоваться знаниями биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле; -

давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; - работать с учебной и научной литературой, составлять планы, проекты, рефераты; - владеть языком предмета

Занятия проводятся 1 час в неделю, всего 35 часов.

Календарно-тематическое планирование

даты

Тема занятий

Основные понятия, виды деятельности

п/п

план

факт

1

8.09

8.09

Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка.

Основные взгляды К. Линнея и Ж-Б. Ламарка, сообщения

2

15.09

15.09

Основные систематические категории их соподчиненность

Систематические категории, решение

тестов

3

22.09

22.09

Вирусы —неклеточные формы жизни.

Вирусы, строение,

жизнедеятельность

4

29.09

29.09

Вид, его критерии

Критерии вида, решение

задач

5

7.09

7.09

Популяция – структурная единица вида и

элементарная единица эволюции

Популяция, СТЭ

6

14.09

14.09

Развитие эволюционных идей. Значение

эволюционной теории Ч. Дарвина

Учение Дарвина

7

21.09

21.09

Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования.

Микроэволюция, способы видообразования,

решение тестов

8

28.09

28.09

Взаимосвязь движущих сил эволюции

Движущие силы

эволюции в свете СТЭ

9

10.09

10.09

Формы естественного отбора

Формы ЕО, роль в

современном обществе

10

17.09

17.09

Борьба за существование

Виды борьбы, решение

тестов

11

24.09

24.09

Синтетическая теория эволюции

Основные положения

СТЭ, отличия от теории Дарвина

12

1.12

1.12

Элементарные факторы эволюции.

Факторы эволюции в

свете СТЭ

13

8.12

8.12

Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины

мира.

Популяционная генетика, решение задач

14

15.12

15.12

Доказательства эволюции живой природы

Группы доказательств,

работа с научной литературой

15

22.12

22.12

Результаты эволюции-приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.

Приспособленность организмов, пути ее

формирования, решение задач

16

12.01

12.01

Макроэволюция. Направления и пути

эволюции

Макроэволюция

17

19.01

19.01

Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Прогресс, регресс, ароморфозы,

идиоадаптации, дегенерация

18

26.01

26.01

Гипотезы возникновения жизни на Земле

Гипотезы, обсуждение

19

2.02

2.02

Основные ароморфозы в эволюции растений и животных

Основные ароморфозы

20

9.02

Основные ароморфозы в эволюции растений

и животных растений, и животных

Основные ароморфозы

21

16.02

Усложнение живых организмов на Земле в

процессе эволюции

Система органического

мира

22

25.02

Происхождение человека. Человек как вид,

его место в системе органического мира

Антропогенез, его

стадии

23

2.03

Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека.

Эволюция человека, работа с литературой

24

9.03

Человеческие расы, их генетическое родство.

Биосоциальная природа человека

Расы, происхождение,

расизм

25

16.03

Среды обитания организмов. Экологические факторы. Их значение.

Экология, факторы.

26

23.03

Экосистема (биогеоценоз), её компоненты:

продуценты, консументы, редуценты, их роль

Биогеоценоз, его компоненты

27

6.04

Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни

Структуры

биогеоценоза, тесты ФИПИ

28

13.04

Цепи и сети питания, их звенья.

Пищевая цепь, передача

энергии

29

20.04

Цепи и сети питания, их звенья. Правила

экологической пирамиды.

Решение задач, тестов

30

27.04

Саморазвитие и смена экосистем.

Сукцессия

31

4.05

Агроэкосистемы, основные отличия от

природных экосистем.

Анроценоз, биогоценоз

32

11.05

Биосфера – глобальная экосистема. Учение

В.И.Вернадского о биосфере.

Учение о биосфере,

решение задач

33

18.05

Живое вещество, его функции.

Живое вещество,

функции, решение задач

34

22.05

Глобальные изменения в биосфере,

вызванные деятельностью человека

Деятельность человека,

его влияние на биосферу

35

24.05

Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде.

Проблемы современного человечества

Итого 35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий с одаренными детьми

Программа занятий с одаренными детьми...

Календарно-тематическое планирование работы с одаренными детьми по истории России

Календарно-тематическое планирование разработано для учителей истории, преподающих историю в 9-ых классах. Цель работы в данном направлении: обобщить и углубить знания по курсу предмета "Истори...

Интегрированный подход и инсценирование на уроках английского языка. Методические разработки занятий с одаренными детьми.

Цель: повысить интерес учащихся к изучению английского языка в нестандартной обстановке, развить творческие способности одаренных учащихся....

Образовательная программа "Художественное чтение" для занятий с одаренными детьми

Программа «Художественное чтение» предназначена для занятий с одаренными детьми.Данная авторская программа обучения детей и подростков исполнительскому искусству художественного чтения дополняет...

Рабочая программа групповых занятий с одаренными детьми 7-8 классов по русскому языку

Рабочая программа  предназначена для групповых занятий с одаренными детьми 7-8 классов по русскому языку...