Образовательная программа "Художественное чтение" для занятий с одаренными детьми
рабочая программа (5 класс) на тему

Бакалец Ольга Васильевна

 Программа «Художественное чтение» предназначена для занятий с одаренными детьми.

Данная авторская программа обучения детей и подростков исполнительскому искусству художественного чтения дополняет и углубляет знания, полученные детьми на занятиях в детском театральном коллективе при изучении раздела «Техника и культура речи».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_khudozhestvennoe_chtenie.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Рекомендовано:                                                       Утверждаю:              

     Методическим советом МБОУ ДОД                      Директор МБОУ ДОД «ЦВР»

     Протокол №                                                                  __________________

     от _____________________                                         __________________

Образовательная Программа

«Художественное чтение»

                                                                Возраст детей: 10 - 17 лет

                                                                Срок реализации: 3 года

                                                                     

                                                                Автор-составитель:

                                                                Педагог дополнительного образования

                                                                Бакалец Ольга Васильевна

г. Муром, 2010 г.

Содержание.

I. Титульный лист

II. Пояснительная записка

III. Цель, задачи

IV. Учебно-тематический план

V. Содержание изучаемого курса

VI.Методическое обеспечение:

     Методика и технология обучения и воспитания

     Условия реализации

     Предполагаемые результаты, критерии их оценки


VII. Список литературы

  1. II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с прекраснейшим инструментом – человеческим голосом.

Правильный сценический голос дает ребенку возможность быть понятым и услышанным со сцены. Освобожденный голос дает больше преимуществ в жизни.

Хороший голос, четкая дикция, правильное литературное произношение, умение точно, образно, эмоционально выразить свою мысль являются основными компонентами хорошей речи.

Занятие детей и подростков художественным чтением не потеряло своей актуальности в современном мире.

Человека, исполняющего произведение художественной литературы со сцены, принято называть чтецом. Чтец всегда выполняет функцию рассказчика, повествователя, который несколько дистанцирован от действующих лиц и событий, всегда способен оценить их, выразить свое отношение к ним.

И как много зависит от того, насколько ребенок владеет произносимым словом. Подвижность голоса и всего речевого аппарата должна соединиться с глубоким проникновением в мир авторских образов, мыслей, чувств, с умением разобраться в этом мире и слить «я» поэта или писателя, свое и зрительское «я» в едином процессе сопереживания, сотворчества.

 Данная авторская программа обучения детей и подростков исполнительскому искусству художественного чтения дополняет и углубляет знания, полученные детьми на занятиях в детском театральном коллективе при изучении раздела «Техника и культура речи».

Программа «Художественное чтение» предназначена для занятий с одаренными детьми.

Через индивидуальный подход к конкретному ребенку реализуется задача развития одаренных и талантливых детей. Во внимание берутся и уже присущие ребенку способности и те, которые могут проявиться в результате занятия по данной программе.

Работа с русской классической литературой дает возможность соприкоснуться с лучшими образцами языковой культуры, воспитывает художественный вкус, развивает умение доносить мысль автора до слушателя, а также способствует творческому самовыражению.

Воспитание и постановка правильного речевого голоса – это выявление всех лучших качеств, свойственных голосу данного ребенка, подростка, и привитие соответствующих навыков до тех пор, пока голос не приобретет необходимые профессиональные качества.

Это значит - выработка у детей и подростков комплекса условных рефлексов - непривычное сделать привычным, т.е. сформировать привычный стереотип.

В процессе обучения по данной программе дети не только развивают собственные способности в исполнительском чтецком искусстве, они также получают навыки, которые, несомненно, пригодятся им во взрослой жизни. С возрастанием требований к профессиональной деятельности человека вопрос о постановке голоса, об улучшении его профессиональных качеств имеет большое значение.

В программе используются методики лучших театральных вузов России, адаптированные для занятий с детьми и подростками.

Данная программа построена на основе методических пособий по воспитанию речевого голоса, занятий техникой речи, художественным чтением.

Программа «Художественное чтение» успешно реализовывалась на базе МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы», г. Муром Владимирская область. Результат работы по программе: призовые места в окружных, областных и региональных конкурсах чтецов (младшая, средняя, старшая возрастная группа), участие детей в конкурсах чтецов, концертах, фестивалях, профессиональная направленность, реализация и развитие творческих способностей каждого ребенка.

Программа обучения основам художественного чтения рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся индивидуально (по 1 часу на ребенка в неделю) или в группе по 2 - 4 человека (групповое или подгрупповое занятие — 1 раз в неделю 1 час), с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся и учебных задач программы.

По программе обучаются дети, как занимающиеся в театральной студии, так и не занимающиеся и проявившие способности в художественном чтении, выбравшие для себя индивидуальные занятия по художественному чтению.

При наборе детей в группу проходит прослушивание детей, дается творческое задание для определения базы имеющихся знаний, навыков работы с литературным материалом.  Возраст детей 10 - 17 лет.

Из детей и подростков, прошедших 3-х годичный курс обучения, успешно освоивших программу и решивших продолжить занятия, формируется творческая группа для дальнейшей работы над художественным чтением.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа или 4 раза по 1 часу. Количество учебных часов в год 144 часа. Вид обучения индивидуальный, с учетом психолого-возрастных особенностей и творческих способностей детей.

III. Цель и задачи программы

Цель:

  • Создание условий для развития индивидуальных творческих способностей одаренных детей и подростков в исполнительском искусстве художественного чтения.

Задачи:

  1. Обучение методам работы с литературным материалом (стихами, прозой, литературной композицией).

  1. Воспитание речевого голоса.

  1. Развитие творческих и чтецких способностей детей через совершенствование речевой культуры.

  1. Формирование у детей и подростков нравственного отношения к окружающему миру, чувства сопричастности к его явлениям.

  1. Формирование художественного вкуса, интереса к искусству.

  1. Воспитание самодисциплины, умения организовать себя и свое время.

IV. Учебно-тематический план

 1 год обучения

Название раздела

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

 1

1

2

2

Техника речи

2.1. Снятие мышечных зажимов.

2.2. Дыхательные упражнения.

2.3. Артикуляционная гимнастика.

2.4.Тренировка гласных и согласных звуков.

2.5. Развитие диапазона голоса.

6

1

1

2

2

30

4

3

3

10

10

36

4

4

4

12

12

3

Искусство звучащего слова.

3.1.  Звучащий голос поэта.

3.2. Искусство художественного чтения знаменитых исполнителей (поэзия).

16

8

8

16

8

8

4

Логика речи.

4.1. Паузы.

4.2. Ударения.

4.3. Интонация.

5

1

2

2

5

1

2

2

10

2

4

4

5

Художественное чтение.

5.1. Выбор литературного материала.

5.1.1 Тема чтецкого отрывка.

5.1.2. Автор.

5.1.3. Переработка литературного материала в исполнительский вариант.

5.1.4. Анализ литературного материала.

5.2. Практическая работа над литературным материалом.

5.2.1. Отличие работы над поэтическим и прозаическим текстом.

2.2.2. Особенности стихотворной формы.

5.2.3. Выразительные средства.

5.2.4. Общение чтеца со слушателем.

5.2.5. Практическая работа над литературным материалом.

11

3

1

2

9

2

4

2

2

68

11

2

4

3

2

57

4

2

2

48

80

14

2

4

4

4

66

2

8

4

4

48

ИТОГО:

33 ч

111ч

144 ч

Учебно-тематический план

2 год обучения

Название раздела

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

 

1

1

2

Техника речи

2.1. Снятие мышечных зажимов.

2.2. Дыхательные упражнения.

2.3. Артикуляционная гимнастика.

2.4.Тренировка гласных и согласных звуков.

2.5. Развитие диапазона голоса.

36

4

4

4

12

12

36

4

4

4

12

12

3

Искусство звучащего слова.

3.1.  Звучащий голос поэта.

3.2. Искусство художественного чтения знаменитых исполнителей (проза, публицистика)

16

8

8

16

8

8

4

Логика речи (повторение)

4.1. Паузы.

4.2. Ударения.

4.3. Интонация.

3

1

1

1

5

1

2

2

8

2

3

3

5

Художественное чтение.

Практическая работа над литературным материалом.

5.1. Особенности работы над  прозаическим текстом.

5.2. Практическая работа над прозой.

2

2

54

2

52

56

4

52

6

Самостоятельная работа над литературным материалом

6.1. Тема чтецкого (стихотворного) отрывка.

6.2. Автор.

6.3. Переработка литературного материала в исполнительский вариант.

6.4. Анализ литературного материала

6.5. Практическая работа над отрывком.

24

2

2

4

4

12

24

2

2

4

4

12

ИТОГО:

5 ч

136 ч

144 ч


Учебно-тематический план

3 год обучения

Название раздела

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

 

1

1

2

 Техника речи

2.1. Снятие мышечных зажимов.

2.2. Дыхательные упражнения.

2.3. Артикуляционная гимнастика.

2.4.Тренировка гласных и согласных звуков.

2.5. Развитие диапазона голоса.

20

4

4

4

4

4

20

4

4

4

4

4

3

Искусство звучащего слова.

3.1.  Звучащий голос поэтов XX века.

3.2. Искусство художественного чтения знаменитых исполнителей.

16

8

8

16

8

8

4

Логика речи (повторение).

4.1. Паузы.

4.2. Ударения.

4.3. Интонация.

3

1

1

1

3

1

1

1

6

2

2

2

5

Художественное чтение.

5.1. Особенности работы над литературно-художественной композицией.

5.2. Тема.

5.3. Структура.

5.4. Использование выразительных средств.

5.5. Виды литературно-художественных композиций.

5.6. Практическая  (постановочная) работа.

5

2

1

1

1

1

72

1

1

1

1

67

77

2

2

2

2

2

67

6

  1. Самостоятельная творческая работа над выбранным произведением.

24

24

ИТОГО:

8 ч

136 ч

144 ч

 V. Содержание программы.

Первый год обучения.

1.Вводное занятие(2ч)

Выявление уровня подготовки, речевых особенностей каждого ребенка.

Обсуждение плана работы на год. Особенности индивидуальных и групповых занятий. Требования к знаниям и умениям 1 года обучения.

Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.

2. Техника речи. (36 ч)

2.1. Снятие мышечных зажимов. (4 ч)

Осанка. Построение позвоночника. Лицевая гимнастика и снятие напряжения в шейных мышцах. Массаж.

2.2. Дыхательные упражнения. (4ч)

Дыхательные упражнения без звуков. Дыхательные упражнения со звуками речи.

2.3. Артикуляционная гимнастика. (4ч)

Упражнения для губ, языка, нижней челюсти, для небной занавески.

2.4.Тренировка гласных и согласных звуков.(12ч)

Выравнивание гласных и согласных по интенсивности и месту фокусировки.

Усложненные звукосочетания.

2.5. Развитие диапазона голоса. (12ч)

Развитие диапазона голоса при отработке отдельных звуков и слогов.

3. Искусство звучащего слова. (16ч)

  1. Звучащий голос поэта. (8ч)

Знакомство с аудиозаписями чтения поэтами своих стихов.

С.Есенин, В.Маяковский, О.Мандельштам, А.Ахматова

3.2. Искусство художественного чтения знаменитых исполнителей. (8ч)

  1. Аудио концерты знаменитых актеров, чтецов.

Чтение классиков отечественной и зарубежной литературы.

«Театр одного актера» В.Яхонтова.

 «Живой портрет» И.Андронникова

4. Логика речи. (10ч)

4.1. Паузы. (2ч)

Логические паузы. Грамматические паузы. Психологические паузы.

4.2. Ударения. (4ч)

 Законы ударения: закон нового понятия; закон противопоставления; сопоставления; сравнения. Порядок расположения слов в предложении.

4.3. Интонация. (4ч)

Логическая интонация. Интонации знаков препинания.

5.Художественное чтение. (80ч)

Выбор литературного материала. (14ч)

5.1.1.Тема чтецкого отрывка. (2ч)

Что меня волнует на данном этапе жизни. Что интересно современному слушателю. О чем я хочу говорить со сцены.

5.1.2. Автор. (4ч)

Поиск автора, раскрывающего волнующую меня тему.

5.1.3. Переработка литературного материала в исполнительский вариант. (4ч)

Выявление сюжета чтецкого материала.

Композиция материала: пролог, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Переработка материала в исполнительский вариант: выделение отрывка, сокращение материала (сквозная композиция, композиция по одной линии), монтирование текста (2 способа), редактирование текста.

5.1.4. Анализ литературного материала. (4ч)

Действенный анализ: анализ по событиям, задачам, действиям.

Различия драматического актера и чтеца.

Исполнительский анализ: исполнительская задача, исполнительское действие, исполнительское отношение, видения, выразительные средства.

Практическая работа над литературным материалом. (66ч)

5.2.1. Отличие работы над поэтическим и прозаическим текстом. (2ч)

5.2.2. Особенности стихотворной формы. (8ч)

5.3.3. Выразительные средства. (4ч)

Интонация. Психологическая пауза. Темпо-ритм. Пластическая выразительность.

5.3.4. Общение чтеца со слушателем. (4ч)

Общение с реальным слушателем. Общение с воображаемым объектом. Общение с самим собой.

5.3.5. Практическая работа над выбранным литературным материалом. (48ч)

Рекомендуемый репертуар: Стихи отечественных и зарубежных классиков, современная поэзия, детские стихи.

Второй год обучения.

1.Вводное занятие (1ч)

Итоги предыдущего года. Обсуждение плана работы на год.

Требования к знаниям и умениям 2 года обучения.

Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.

2. Техника речи.  (36ч)

2.1. Снятие мышечных зажимов. (4ч)

Осанка. Построение позвоночника. Лицевая гимнастика и снятие напряжения в шейных мышцах. Массаж.

2.2. Дыхательные упражнения.  (4ч)

Дыхательные упражнения без звуков. Дыхательные упражнения со звуками речи.

2.3. Артикуляционная гимнастика. (4ч)

Упражнения для губ, языка, нижней челюсти, для небной занавески.

2.4.Тренировка гласных и согласных звуков. (12ч)

Выравнивание гласных и согласных по интенсивности и месту фокусировки.

Усложненные звукосочетания.

2.5. Развитие диапазона голоса. (12ч)

Развитие диапазона голоса при отработке отдельных звуков и слогов.

3. Искусство звучащего слова. (16ч)

  1. Звучащий голос поэта. (8ч)

Знакомство аудиозаписями с чтением поэтами своих стихов.

3.2. Искусство художественного чтения знаменитых исполнителей. (8ч)

  1. Аудио концерты знаменитых актеров, чтецов.

Чтение классиков отечественной и зарубежной литературы (проза, публицистика).

Я.Смоленский. Д.Журавлев.

4. Логика речи. (8ч)

4.1. Паузы. (2ч)

Логические паузы. Грамматические паузы. Психологические паузы.

4.2. Ударения. (3ч)

Законы ударения: закон нового понятия; закон противопоставления; сопоставления; сравнения. Порядок расположения слов в предложении.

4.3. Интонация. (3ч)

Логическая интонация. Интонации знаков препинания.

5. Художественное чтение.

Практическая работа над литературным материалом.

5.1. Особенности работы над прозаическим текстом.

5.2. Практическая работа над прозой

6. Самостоятельная работа над литературным материалом

6.1. Тема чтецкого (стихотворного) отрывка.

Что меня волнует на данном этапе жизни. Что интересно современному слушателю. О чем я хочу говорить со сцены.

6.2. Автор.

Поиск автора, раскрывающего волнующую меня тему.

6.3. Переработка литературного материала в исполнительский вариант.

Выявление сюжета чтецкого материала.

Композиция материала: пролог, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

Переработка материала в исполнительский вариант: выделение отрывка, сокращение материала (сквозная композиция, композиция по одной линии), монтирование текста (2 способа), редактирование текста.

6.4. Анализ литературного материала

Действенный анализ: анализ по событиям, задачам, действиям.

Исполнительский анализ: исполнительская задача, исполнительское действие, исполнительское отношение.

Видения. Выразительные средства.

6.5. Практическая работа над отрывком

Рекомендуемый репертуар: Проза отечественных и зарубежных классиков, современная проза, отрывки из драматургических произведений (монолог), публицистика.

Третий год обучения

1.Вводное занятие (1ч)

Итоги предыдущего года. Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям 3 года обучения.

Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.

2. Техника речи (самостоятельная работа над речевым аппаратом и голосом). (20ч)

2.1. Снятие мышечных зажимов. (4ч)

2.2. Дыхательные упражнения. (4ч)

2.3. Артикуляционная гимнастика. (4ч)

2.4.Тренировка гласных и согласных звуков. (4ч)

2.5. Развитие диапазона голоса. (4ч)

3. Искусство звучащего слова. (16ч)

3.1. Звучащий голос поэтов XX века. (8ч)

Знакомство с аудиозаписями чтения поэтами своих стихов.

3.2. Искусство художественного чтения знаменитых исполнителей. (8ч)

  1. Аудио концерты знаменитых актеров, чтецов.

Чтение классиков отечественной и зарубежной литературы (проза, публицистика).

Р.Кочарян. В.Лановой.

Посещение концертов, конкурсов, фестивалей.

4. Логика речи (повторение). (6ч)

4.1. Паузы. (2ч)

4.2. Ударения. (2ч)

4.3. Интонация. (2ч)

5. Художественное чтение. (77ч)

5.1. Особенности работы над литературно-художественной композицией. (2ч)

5.2. Тема композиции. (2ч)

5.3. Структура композиции. (2ч)

5.4. Использование выразительных средств. (2ч)

5.5. Виды литературно-художественных композиций. (2ч)

5.6. Практическая (постановочная) работа. (67ч)

6. Самостоятельная творческая работа над выбранным произведением. (24ч)

Рекомендуемый репертуар: Проза и поэзия отечественных и зарубежных классиков, современная поэзия и проза, отрывки из драматургических произведений, музыкальные произведения.

VI. Методика и технология преподавания.

При подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого-возрастные особенности и индивидуальные способности детей. Каждый ребенок в течение года проходит путь от упражнений по технике речи, знакомства с приемами и методами работы над литературным произведением к готовому чтецкому произведению, исполнительской деятельности.

Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.

 Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:

  1. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
  2. Вовлечение в творческий процесс всех учеников
  3. Смена типа и ритма работы.
  4. От простого к сложному.
  5. Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.

Основной формой занятий 1 года обучения являются индивидуальные занятия, занятия в группе по 2-3 человека, позволяющие учитывать возрастные особенности детей и формировать важнейшие умения и навыки чтецкого исполнительского и искусства. Занятия проводятся под контролем педагога.

На 2 и 3 год обучения в индивидуальные занятия и занятия в малой группе вводится самостоятельная работа обучающихся (самостоятельная подготовка речевого аппарата, самостоятельная работа над выбранным литературным материалом), взаимоконтроль над выполнением заданий педагога.

Полученные в процессе обучения навыки реализуются детьми в конкретной творческой работе.

Программа обучения чтецкому искусству по данной программе представляет целостную систему взаимосвязанных между собою предметов:

  •  Техника речи

  • Логика речи

  • Искусство звучащего слова

  • Художественное чтение

Все тематические блоки вводятся в программу одновременно и сопровождают учащихся на протяжении всего курса обучения. От занятия к занятию, от года к году меняется уровень постановки задач и отчасти преобладающая методика (от упражнения, отработки технических навыков к выполнению осознанной творческой задачи).

В работе с детьми и подростками по освоению законов исполнительского искусства используется основной метод:  от осмысления себя в пространстве и времени к литературному материалу.

  1. Тема «Техника речи»

Включает в себя работу над техникой речи в виде речевого тренинга.

Навыки правильного звучания вырабатываются и автоматизируются в процессе многократных целенаправленных тренировочных занятий.

В процессе овладения техникой речи учащиеся глубже осознают вопросы мировоззренческого характера: связи языка и действительности, языка и мышления; значения культуры речевого поведения для профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Основным методическим принципом воспитания речевого голоса является принцип комплексного развития всех частей речевого аппарата и их слаженной работы в теснейшей взаимосвязи между собой.

В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над дикцией, выстраивание логико-интонационной структуры речи. Для этого используются специальные упражнения и тренинги. Занятия проводятся индивидуально и затем самостоятельно каждым обучающимся.

Речевой тренинг включает в себя:

  • Упражнения на речевое дыхание.
  • Артикуляционная гимнастика: для губ, языка, челюсти.
  • Речевая гимнастика (Тон, тембр, высота звучания, интонация, диапазон)

Тема «Логика речи»

Включает теоретические основы по логике речи.

Для освоения этой темы используется методическое упражнение «Детектив», позволяющее освоить приемы правильной расстановки ударений, пауз, интонации в литературном произведении.

 В примерах классической литературы, в выбранных отрывках применяются сразу несколько правил логики речи. Используя же данный метод (упражнение «Детектив»), обучающиеся сами придумывают текст на использование того или иного закона логики речи, тем самым легче и прочнее осваивая материал на практике. Детям предлагается выдумать детективную историю, используя в построении фразы какое-либо правило или закон. Каждый по кругу придумывает одно предложение, следующий продолжает историю. И уже на следующем этапе разбираются примеры из русской классической литературы.

В речи необходимо различать мысль и смысл. Мысль определяется грамматически организованным сочетанием слов и выявляется в ходе логического анализа. Смысл же определяется намерениями автора и исполнителя, и в полной мере раскрывается лишь в совокупности анализов. При всех интонационных изменениях, которые возникают в ходе литературного, действенного и исполнительского анализов, прямая мысль не должна быть утрачена.

Логический анализ - разбор текста по мысли, выраженной данным сочетанием слов. Начинается логический разбор с деления на речевые такты – синтаксически неделимые группы слов (или одно слово), связанные друг с другом единой мыслью. Внутри речевого такта все слова читаются слитно, как одно слово, словно вьющаяся лента.

В ходе занятий дается понятие о видах пауз: грамматических, логических, психологических. Практическое освоение также происходит с использованием метода использования упражнения «Детектив».

Следующий этап логического анализа – расстановка логических ударений.

Дети осваивают законы нового понятия, закон противопоставления, закон сопоставления, закон сравнения, помогающие определить ударные слова. Используется упражнение «Детектив».

Следующий этап – определение правильной интонации. Дети знакомятся с теоретическими знаниями – интонации знаков препинания. На практике разбирают, как читаются вводные слова и предложения, период.

Тема «Искусство звучащего слова»

Знакомит с историей искусства художественного чтения, с исполнением стихов поэтами и известными исполнителями, актерами.

Для успешного усвоения материала используются: беседа, наглядный материал, аудио и видео материалы, посещение спектаклей, концертов.

Тема «Художественное чтение» 

Включает получение теоретических знаний по анализу (литературному и исполнительскому) выбранного произведения (поэзии, прозы) и практических навыков по работе над чтецким материалом.

Занятие по художественному чтению состоит из следующих блоков:

  • Речевой тренинг.
  • Содержательная часть, включающая в себя специальные упражнения по освоению темы занятия.    
  • Подведение итогов.

Работа по данной теме начинается с выбора литературного материала.

Выбранный текст для воплощения в художественном чтении должен соответствовать индивидуальным данным исполнителя: его возрасту, возможностям, интеллекту, чувству юмора и т.д.

Раскрывая известные качества ребенка, педагог должен видеть траекторию дальнейшего развития индивидуальных творческих способностей, и по принципу «от простого к сложному», помочь ему расширить свой творческий диапазон. Для этого можно предложить воспитаннику попробовать себя и в других направлениях, и в других качествах.

В выборе материала нужно руководствоваться не только художественно-эстетическими, но и воспитательными факторами.

Также для успешной работы над выбранным материалом должна возникнуть увлеченность материалом как ребенка, так и педагога.

Большую роль играет качество литературного материала, его понятность исполнителю и слушателю; законченность по мысли; яркие образы.

Выбор материала начинается до того, как ребенок берет в руки книгу.

Основное, на что должен опираться ребенок – тема чтецкого отрывка. «О чем я хочу говорить со сцены?», «Что волнует меня лично на данном этапе жизни?», «каковы мои интересы?» и т.д.

Дети сами могут приносить тексты, которые заинтересовали их своей темой или яркими художественными образами. Также проходит совместный поиск произведения, исходя из темы, интересующей ребенка. Это кропотливый и длительный процесс, но именно от правильности выбора зависит результат работы.

Поиск автора происходит в зависимости от выбранной темы.

Для работы используются произведения русской и зарубежной классической литературы, произведения современных авторов.

Детские авторы: Д.Хармс, Б.Заходер, С.Маршак, К.Чуковский, А.Барто и т.д.

Зарубежные авторы: Данте. Петрарка, Шекспир, Моэм, Бальзак, Флобер, Бернс, Гете, Гейне и т.д.

Советские писатели и поэты: М.Шолохов, А.Фадеев, В.Астафьев, В.Аксенов, Ю.Трифонов, Б.Васильев, А.Твардовский, Д.Самойлов, А.Тарковский, а.Вознесенский, Е.Евтушенко, Р.Рождественский и т.д.

После выбора темы исполняемого произведения, проходит работа над переработкой литературного материала в исполнительский вариант.

Сначала выявляется сюжет. Оценивается композиция произведения. Затем проходит работа над исполнительским вариантом.

Анализ литературного материала делится на «действенный анализ», «исполнительский анализ».

Действенный анализ - это углубленная работа по логическому осмыслению авторского текста, предполагающая анализ текста по событийному ряду. Основным конфликтным фактам и подробный разбор по действиям.

Исполнительский анализ – эмоционально-творческое присвоение авторского текста, которое при исполнении должно воздействовать на других, вызывая у них мысли, чувства и побуждения аналогичные тем, которые возникли у исполнителя.

В чтецком искусстве «действенный анализ» уместнее совмещать с композиционным построением чтецкого произведения, когда «собирается» отрывок.

Воспитанникам дается понятие о различии драматического актера и чтеца.

  • У актера на конкретном отрезке роли только одно действие, у чтеца на этом же отрезке может быть несколько отношений к действию персонажа.
  • У актера это одно действие направлено на партнера. У чтеца партнер – зритель, следовательно, действие направлено на зрителя.
  • Актер на сцене живет жизнью персонажа. Чтец всегда остается героем, который не живет жизнью образа, он – рассказывает об образе.
  • Актер действует в настоящем времени, как действующее лицо знает только свое прошлое и настоящее. Чтец повествует об уже свершившемся событии, знает кроме прошлого и настоящего и будущее своего героя.

Исполнительский анализ включает в себя: исполнительскую задачу; исполнительское действие; исполнительское отношение; видения; выразительные средства.

Исполнительская задача: (для чего я делаю), «хотение», всегда определяется глаголом.

Исполнительское действие: (что я делаю относительно зрителя). Действие также определяется глаголом.

Исполнительское отношение: (как я отношусь к событиям и персонажам), тоже обозначается глаголом.

Видения – это комплекс представлений и ощущений, запечатленные всеми органами чувств (зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, двигательные, кожные). Конкретность видений влечет за собой конкретность отношений и конкретность действий. Вся работа над видениями проводится в три этапа6накапливание видений, отбор видений, передача видений.

Программа предусматривает работу обучающихся над поэтическим произведением, над прозой и создание литературных композиций.

Поэзия в искусстве художественного чтения занимает особое место. Научить читать со сцены стихи значительно сложнее, чем научить читать прозаические произведения. Предварительная работа над стихотворным текстом отличается от работы над прозой.

Во-первых, проза понятнее и проще для восприятия детьми и подростками. В данном возрасте легче понимать сюжет. Который всегда присутствует в прозаическом произведении. Именно сюжет в первую очередь вызывает эмоциональный отклик в душе детей. В поэтическом тексте сюжет не играет главенствующей роли. Поэзия наполнена метафорами. Поэтому для понимания стихотворного текста необходимо умение образно мыслить, фантазировать, читать между строк. Видения в работе над поэзией занимают более важное значение, чем в работе над прозой.

Во-вторых, поэзия чаще всего носит личностный характер и в ней присутствие автора является очевидным и первостепенным. Поэтому требуется более тщательный литературоведческий анализ.

В-третьих, проза предполагает приближенную к бытовому звучанию речь. Поэтический текст же изначально музыкален, ритмически организован. Следовательно, требуется знание законов чтения стихотворного текста.

Таким образом, искусство звучащей поэзии предъявляет к исполнителю дополнительное требование. С одной стороны, оно должно обладать всеми качествами словесного действия, с другой – необходимо хорошо знать специфические особенности этого жанра литературы, которое выражено в формосодержании.

Форма стиха – это ноты, партитура. Чтецу необходимо научиться на основе теоретических знаний законов поэзии пользоваться подсказками поэта, ведущими к пониманию и верному ощущению содержания, разбираться в партитуре и переводить их в практическое звучание.

Поэтому в работе над стихами исполнительский анализ, влекущий за собой выявление смыслов, задач и отношений остается совершенно аналогичным анализу прозаического произведения, а техническая работа над формой стиха составляет отдельную дополнительную задачу.

На 3 год обучения идет работа литературно-художественной композицией.

Работа над литературной композицией проходит с группой детей (от 2 до 4-5 человек). Объединена литературная композиция обычно темой. В композицию могут быть включены: стихи, проза, письма, другие материалы. Главенствующую роль в композиции играет структура. Это: Экспозиция, завязка, развитие действия. Кульминация, развязка, заключение. В композиции может быть использован фото-видеоряд и музыкальное сопровождение.

При работе над литературным произведением тщательно отбираются выразительные средства.

К выразительным средствам относятся: интонация, психологическая пауза, темпо-ритм, пластическая выразительность.

Интонация рождается в результате всех видов анализа текста. Интонация никогда не бывает статична. Интонацию никогда не придумывают, не подбирают, не оттачивают, не заучивают. Интонация должна быть правдоподобна, жизненна; должна быть конкретной и соответствовать не только творческому желанию исполнителя, но и авторскому стилю произведения; чем разнообразнее интонация, тем богаче и интереснее речь.

Психологическая пауза, как и интонация, рождается на сценической площадке.

Психологические паузы делятся на: паузы припоминания; паузы умалчивания; паузы напряжения. В исполнительском искусстве большую роль играет чувство меры.

Темпо- ритм – соединение темпа и ритма, верного внутреннего напряжения отрывка со скоростью развития действия.

Если ритм является показателем внутренней насыщенности произведения, то темп – это составная часть ритма, его внешнее проявление. Темпо-ритм произведения зависит от темперамента и автора, и исполнителя.

Пластическая выразительность – это одно из сильнейших средств воздействия на зрителя. Она слагается из: мимики, психо-жеста, движения. Мимика чтеца – это мимика естественных переживаний человека. Жестикуляция должна быть целесообразна, выразительна, убедительна, скупа. Движения должны быть тщательно продуманы, чаще это только намеки на движение. Любое пластическое проявление чтеца должно быть тщательно отобрано во время репетиций.

Большую роль играет при исполнении общение со слушателем. Существует три вида общения: общение с реальным слушателем; общение с воображаемым объектом; общение с самим собой.

При работе над литературным текстом проводятся индивидуальные занятия и занятия в малой группе. На занятиях используются произведения русской и зарубежной классики, прозаические произведения отечественных и зарубежных авторов.

Полученные навыки в работе над литературным произведением применяются детьми в работе над созданием чтецкого материала.

        

Тема «Самостоятельная творческая работа над выбранным произведением»

Где обучающиеся имеют возможность для творческого поиска, работы над самостоятельной творческой темой.

Именно в самостоятельной творческой работе применяются полученные на занятиях знания и навыки для создания художественного образа литературного произведения и поиска и выбора того или иного средства выразительности, для выражения своего  творческого «Я».

Дети учатся анализировать свою работу и работу своих товарищей. Не боятся логичного и доказательного изложения своей точки зрения. Учатся адекватно оценивать результат своей работы. Получают навык публичного выступления на зрительскую аудиторию. Расширяется диапазон творческой деятельности детей и подростков.

Итог данной деятельности представлен в конкретном выходе на детскую аудиторию в образовательном учреждении (традиционные концерты и программы для учащихся школы, жителей округа; тематические концерты, фестивали искусств), а также в участии в конкурсах окружного и регионального уровня.

Участие детей в концертах, конкурсах чтецов, театральных фестивалях позволяет показать не только результат индивидуальной работы каждого конкретного ребенка, рост его творческого развития, но и знакомит детей с творческими работами и уровнем исполнения других детей.

Планируемые результаты обучения.

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  • Законы построения поэтического текста;
  • Законы логики речи;
  • Выразительные средства при работе с литературным материалом;
  • Наизусть 3-4 поэтических произведения разной тематики.

Учащиеся должны уметь:

  • Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг);
  • Применять полученные навыки работы над поэтическим текстом;
  • Анализировать свою работу на сценической площадке и работу своих товарищей.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

  • Законы построения поэтического произведения и прозы;
  • Законы логики речи;
  • Выразительные средства при работе над поэтическим, прозаическим отрывком;
  • 2-3 стихотворения отечественных и зарубежных авторов;
  • 2 отрывка из прозаического произведения.

  Учащиеся должны уметь:                                                        

  • Поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно.
  • Выполнять словесное действие, заданное педагогом на знакомом литературном материале.
  • Самостоятельно работать над поэтическим литературным материалом;
  • Использовать полученные  навыки работы над прозаическим текстом;
  • Точно соблюдать авторский текст.
  • Анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла.

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

  • Законы построения поэтического произведения и прозы, литературной композиции;
  • Законы логики речи;
  • Известных исполнителей художественного чтения;
  • Выразительные средства при работе над литературно-художественной композицией;
  • Наизусть 2-3 стихотворения разной тематики;
  • Наизусть 1-2 отрывка из драматического произведения, прозы.

Учащиеся должны уметь:

  • Самостоятельно работать над голосовым аппаратом.
  • Производить анализ и воплощение поэтического, прозаического и драматического текста.
  • Применять полученные навыки в работе над литературно-художественной композицией;
  • Точно соблюдать авторский текст.
  • Анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла.
  • Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале.

Формы контроля обученности по программе

«Художественное чтение»».

При обучении по программе «Художественное чтение» для одаренных детей  проводится мониторинг знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в результате освоения  программы.

Это вводный мониторинг – проводится в начале учебного года в виде собеседования, прослушивания (чтение на выбор стихотворения).

Промежуточный – по итогам первого полугодия (усвоение программы, выполнение контрольных упражнений, чтение наизусть выбранного стихотворения, прозаического отрывка и т.д.).

Итоговый – в конце учебного года (выполнение контрольных упражнений, результативность участия в конкурсах, концертах и других мероприятиях).

Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль обучения по освоению конкретной темы, упражнения, задания.

Результативность включает в себя участие в конкурсах чтецов в образовательном учреждении, окружных и региональных конкурсах, участие в концертах.

Раздел программы

Формы контроля

Критерии

Техника речи.

Речевой тренинг

Контрольные упражнения

Отсутствие зажимов и освобождение мышц.

Правильное дыхание.

Четкая артикуляция.

Дикция.

Искусство звучащего слова

Собеседование

Викторина

Знание известных исполнителей художественного чтения.

Логика речи.

Контрольные упражнения «Детектив»

Соблюдение законов логики речи: правильной расстановки и соблюдения пауз, ударений и интонации.

Художественное чтение

Конкурсное или концертное исполнение.

Овладение основами исполнительского искусства (логика речи, органичность и выразительность, способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи);

Условия реализации программы:

Материальное обеспечение:

  • Помещение с хорошей освещенностью
  • Аудио установка (магнитофон), видеомагнитофон.

Дидактическое обеспечение:

  • Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, фонограммы, карточки для заданий).
  • Музыкальная фонотека.
  • Методическая копилка (разработки занятий, стихотворный материал и т.д.)

Средства общения:

  • Участие в концертах, конкурсах, фестивалях, мероприятиях Центра внешкольной работы и округа.
  • Посещение профессиональных и самодеятельных театров, концертов.
  • Взаимное общение детей из различных творческих объединений.

Смелый, уверенный вход в будущее, развитие эмоциональной сферы, умение владеть своим голосом, донести до слушателя авторские и свои мысли, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми – вот к чему должны прийти дети, прошедшие обучение по программе «Художественное чтение».


  1. VII. Литература

  1. Е.В.Ласкавая, М.Н.Радциг, Методическое пособие «Практикум по художественному чтению», репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», М., 2009г.

  1. И. Ильинский  «Искусство звучащего слова» М., 1968 г.

  1. В.Яхонтов «Театр одного актера»

  1. Г.Артоболевский «Художественное чтение», М., 1978г.

  1. А. Савостьянов «Воспитание речевого голоса» репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», М., 2007г.

  1. Л.Петрова «Техника сценической речи»,  репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств», М., 2010г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий с одаренными детьми

Программа занятий с одаренными детьми...

Интегрированный подход и инсценирование на уроках английского языка. Методические разработки занятий с одаренными детьми.

Цель: повысить интерес учащихся к изучению английского языка в нестандартной обстановке, развить творческие способности одаренных учащихся....

Основные направления образовательных технологий в работе с одаренными детьми на уроках истории и обществознания

Приоритетный национальный проект "Образование" предполагает поддержку инициативной, талантливой молодежи. Выявление одаренных детей является важным направлением образовательной политики наше...

Современные инновации и образовательные технологии в работе с одаренными детьми.

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости детей. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установи...

Индивидуальная образовательная программа при работе с одаренными детьми

Индивидуальная образовательная программа при работе с одаренными детьми...