Индивидуальный образовательный маршрут по работе с одаренными детьми
материал по русскому языку (11 класс) на тему

Омарбекова Суваржат Владимировна

маршрут 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_s_odarennymi_detmi.doc773.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение1.

Индивидуальный образовательный маршрут

(заполняется в папке с файлами)

ФИО., класс, школа

год

  1. Инвариантная часть (обязательные предметы)

 (заполняется тьютором).

Инвариантная часть

(обязательные предметы)

1

2

3

4

5

6

7

объём (колич. часов в неделю)

уровень (базовый, повышенный, др.)

форма изучения (традиционная, очно-дистанционная, дистанционная, экстернат и др.)

форма отчёта  (тестовая /  творческая / исследовательская и т.п.. экзамен)

сроки предъявления образовательного продукта

2. Вариативная часть (элективные курсы, кружки и т.п.)

(заполняется тьютором).

Вариативная часть (элективные курсы, кружки, секции. курсы и т.п.)

1

2

3

4

5

6

7

объём (колич. часов в неделю)

уровень (базовый, повышенный, др.)

форма изучения (традиционная, очно-дистанционная, дистанционная, экстернат и др.)

форма отчёта  (тестовая /  творческая / исследовательская и т.п.. экзамен)

сроки предъявления образовательного продукта

3.Формы работы.

(заполняется учеником).

деятельность

срок

Форма представления результата

Самообразование (работа с учебной литературой)

Самообразование (работа с дополнительной литературой)

Посещение НОУ

Олимпиады

Конкурсы

Конференции

  1. Индивидуальный план исследовательской деятельности ученика

по предмету   ------------              

(заполняется учителем-предметником).

Этапы работы

Форма отчёта / демонстрации результатов

Сроки

1. Формулирование проблемы, целеполагание

Собеседование с учителем

2. Изучение методов, приёмов, способов деятельности, необходимых для работы над решением проблемы, в том числе освоение приёмов работы с научной литературой (конспектирование,  реферирование, составление картотеки, создание плана – тезисного, цитатного) и приёмов оформления собственного продукта деятельности

Консультирование одноклассников, проведение урока или его этапа в роли учителя, выполнение индивидуальных заданий с использованием освоенных приёмов и т.п.

3. Изучение истории вопроса, теоретических источников по проблеме исследования

Выступление с сообщениями, докладами по проблеме исследования

4. Выявление возможных путей решения проблемы, в т.ч. выдвижение гипотез.

Собеседование с учителем

5. Работа с фактическим материалом (наблюдение, отбор, сравнение, эксперимент и др.)

Промежуточные отчёты в форме докладов с их после-дующим обсуждени-ем  на конференции, заседании научного общества и т.п.

6. Анализ, классификация и систематизация данных, полученных в ходе работы с фактическим материалом

7. Обобщение, выводы

8. Предъявление и/или защита продукта исследовательской деятельности

Статья, доклад, реферат и т.п.

5. Расписание на месяц.

(заполняется учеником).

Время

Деятельность

Месяц – ноябрь 2016

Пн – сб.

Обязательное посещение уроков.

Вт.

Элективы 14.00.15.00.

Ср

Самообразование (работа с учебной литературой)

Чт.15.11.

Участие в районной олимпиаде

6. Портфолио

(заполняется учеником)

Приложениe 2

Формы организации и содержание работы с детьми общей одаренности на всех уровнях.

( Предполагаемая модель)

Начальное обучение

 – овладение учебной деятельностью как условием формирования психологических структур ее произвольной регуляции

(соответствие технологий возрастным особенностям)

Форма развития одаренности

Содержание работы с одаренными детьми

Базовая подготовка учащихся, обеспечивающая развитие творческого потенциала детей

Индивидуализация и дифференциация обучения.

Групповая и самостоятельная формы работы

Проблемное обучение

ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Введение в проектную деятельность

Поддержка и развитие выявленных интересов, склонностей, способностей (внешкольное и дополнительное образование)

  • Творческие конкурсы, фестивали, олимпиады

     (очные и заочные);

  • Защита проектов на детских научно-практических конференциях
  • Предметные недели
  • Творческие мастерские в летнем лагере

Дополнительное образование

Самообразование

Работа в библиотеке

Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах  (тьюторство, тренерство)                                                                                                                                                                                                                  

  • Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам

Основная школа

– овладение социально-коммуникативными видами деятельности как условием личностного самоопределения подростка;

(соответствие технологий возрастным особенностям)

Форма развития одаренности

Содержание работы с одаренными детьми

Базовая подготовка учащихся, обеспечивающая развитие творческого потенциала детей

Блочно-модульное обучение, дифференциация обучения.

КСО, групповая и самостоятельная формы работы

Проблемное обучение, ИКТ

ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Проектная деятельность

Предпрофильная подготовка

Занятия по подготовке к экзаменам

Поддержка и развитие выявленных интересов, склонностей, способностей (внешкольное и дополнительное образование)

  • Творческие конкурсы, фестивали, олимпиады

     (очные и заочные);

  • Защита исследовательских проектов на  научно-практических конференциях
  • Работа школьного научного общества «Открытие». Предметные недели
  • Творческие мастерские в летнем лагере
  • Кружковая работа

Самообразование

Работа в библиотеке, медиатеке

Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах  (тьюторство, тренерство)                                                                                                                                                                                                                  

  • Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам
  • Индивидуальные консультации экспертов по подготовке исследовательских работ

Профильная школа

– освоение проектирования личностью своего жизненного пути и подготовка к профессиональной деятельности как условие социального самоопределения (соответствие технологий возрастным особенностям)

Форма развития одаренности

Содержание работы с одаренными детьми

Базовая подготовка учащихся, обеспечивающая развитие творческого потенциала детей

Профильное обучение

Элективные курсы

Блочно-модульное обучение, дифференциация обучения.

КСО, групповая и самостоятельная формы работы

Проблемное обучение, ИКТ

ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Проектная деятельность

Поддержка и развитие выявленных интересов, склонностей, способностей (внешкольное и дополнительное образование)

  • Творческие конкурсы, фестивали, олимпиады

     (очные и заочные);

  • Защита исследовательских проектов на  научно-практических конференциях
  • Предметные недели
  • Кружковая работа Курсы по подготовке к ЕГЭ

Самообразование

Работа в библиотеке, медиотеке

Обучение на очно-заочных курсах

Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах  (тьюторство, тренерство)                                                                                                                                                                                                                  

  • Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам
  • Индивидуальные консультации экспертов по подготовке исследовательских работ

Приложение 3

Психолого-педагогическое сопровождение.

I.  Психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

  1. ППС одаренных детей в начальной школе.

  1. Работа психолога от ППЦ

  • Отслеживание уровня развития творческого потенциала личности по методикам Векслера, Равена
  • Экспресс – диагностика интеллектуального состояния первоклассников   МЭДИС
  • Психологический тренинг  выявления одаренности Бабаевой Ю. Д.

2) Педагогическая диагностика в форме мониторинга развития

  • Педагогическая диагностика уровня развития творческого потенциала личности ребенка (по А. И. Савенкову),  для учителей и родителей: «Интеллектуальный портрет», «Карта одаренности», «Методика определения общей одарённости».
  • Диагностики склонностей ребенка, разработанной А.И. Савенковым «Карта интересов младших школьников»
  • Тренинги Л.Ф. Тихомировой по пособию «Развитие интеллектуальных способностей школьника» (по развитию мышления, внимания, памяти.)
  • Психогимнастики  Е.А. Алябьевой по методическому пособию «Психогимнастика в начальной школе»
  • Создание биографических опросников одаренных детей

2. ППС в основной школе

   

  1.  Работа психолога от ППЦ
  • Диагностика интеллекта 5 класс ГИТ
  • Диагностика 8,9 классов :

Штур-2

Уровень притязаний и самооценки

Эмоциональное отношение к учению

Тесты   Голлонда, Торренса.

  • Тренинги
  1. по мотивам выбора. Тренинговая  игра «Взгляд в будущее»
  2. Тренинги  личностного роста  

  1. Педагогическая диагностика в форме мониторинга развития
  • Тренинги Л.Ф. Тихомировой по пособию «Развитие интеллектуальных способностей школьника» (по развитию мышления, внимания, памяти.)
  •  Педагогическая диагностика уровня развития творческого потенциала личности ребенка (по А. И. Савенкову)
  • Продолжение ведения биографических опросников одаренных детей
  • Занятия практического курса по формированию успешности ученика «Сам себе учитель» Галеевой Н.Л.

  1. ППС в старшей (профильной)  школе

                   

  1)Работа психолога от ППЦ

  • Диагностика АСТУР
  • Уровень притязаний и самооценки
  • Эмоциональное отношение к учению
  • Тренинги эффективного поведения, личностного роста, по подготовке к ЕГЭ, общения, мотивации

                       

 2)Педагогическая диагностика в форме мониторинга развития

  • Тренинги Л.Ф. Тихомировой по пособию «Развитие интеллектуальных способностей школьника»
  • Диагностика уровня развития творческого потенциала личности
  • Завершение биографических опросников одаренных детей

II. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов

     по работе с одаренными детьми

  1. Психолого-педагогическая  диагностика учителей (изучение способностей, склонностей, интересов) с целью подбора и расстановки квалифицированных кадров способных обеспечить соответствующее обучение одаренных детей
  2. Психолого-педагогический мониторинг позволяющий отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и появление любых нежелательных отклонений.
  3. Проведение тренингов
  4. Проведение научно-практических и психолого-педагогических семинаров, лекций, творческих дискуссий, мастер-классов, обмен опытом.

Приложение 4

Памятка

для  тьютора по заполнению и анализу   индивидуальной образовательной программы учащегося.

 Шаг  1.  Провести беседу с учащимися о необходимости планирования и организации своей учебно- познавательной деятельности.

Шаг    2.   Познакомить учащихся со структурой ИОП.

Шаг    3.   Познакомить учащихся с алгоритмом построения ИОП

.

Алгоритм построения ИОП. ( в помощь ученику)

  1. Сформулируй свою образовательную цель.

Цель - это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель - значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Она должна быть  конкретной, т.е :

  • на определенный срок;
  • по достижению успехов в целом и по отдельным направлениям;
  • на выбор способов получаемого образования после школы.
  1. Определи задачи - пути достижения цели ( план твоих действий). Задача - часть цели, цель на определенном этапе. Задачи позволяют разработать план своей деятельности по достижению поставленной цели:
  • на определенный срок;
  • по конкретным видам деятельности;
  • по отдельным предметам.

3.  Выбери формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал. Предложи свои. Ты должен:

  • знать  чему и каким образом тебя обучают на уроках ;
  • уметь сформулировать предложение для учителя  по применению наиболее эффективных способов  обучения;
  • уметь определить формы самообразования.

Какие формы и методы контроля предпочтительнее для тебя?

-    Как часто тебя  надо проверять, чтобы ты хорошо учился;

  • каким способом лучше проверять твои  знания по отдельным предметам;
  • каким образом ты должен  осуществлять  самоконтроль.

5. Познакомься с учебным планом  на этот учебный год, спланируй свою учебную деятельность, используй для этого ресурсы школы и города.

  1. Проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами и внеси изменения в ИОП.

Шаг   4. Учащиеся самостоятельно или с помощью тьютора заполняют ИОП.

Шаг  5. Тьютор анализирует заполнение учащимися ИОП. Результат может быть сведен в виде следующей таблицы.

Профессиональные предпочтения

Умение ставить цель

Умение ставить задачи

Умение определять формы и методы обучения

Умения определять формы и методы контроля

Умение планировать свою деятельность , используя образовательные ресурсы школы и города

Предложения по внесению изменений в процесс обучения

      3

     4

    5

     6

    7

    8

   9

          Оценивая умения учащихся формулировать цели, задачи, определять оптимальные формы и методы обучения и контроля, тьютор использует следующие критерии.

         Высокий уровень, если ученик может четко определить и сформулировать  цели и задачи на определенный срок,  спланировать свою учебную деятельность, используя образовательные ресурсы школы и города,  четко определять оптимальные для себя  формы, методы обучения и контроля.

         Средний уровень, если ученик не может четко сформулировать свои цели и задачи, недостаточно четко планирует и организует свою учебную деятельность, не может достаточно четко определить для себя оптимальные формы и методы обучения и контроля.

         Низкий уровень, если ученик не может определять цели и задачи своего образования, планировать и организовать свою учебную деятельность, определить оптимальные формы и методы обучения и контроля.

         Таблица дает возможность проанализировать ИОП каждого ученика по 4,5,6,7,8 показателям, оказать практическую помощь нуждающимся в ее составлении и соотнести полученные данные с выбором профессиональных предпочтений. На основе полученного анализа делаются выводы и вырабатываются рекомендации

Шаг  6. С  ИОП учащихся,  данными  анализа познакомить родителей. Обсудить полученные результаты, внести предложения  по организации учебного процесса  в классе, в школе.  

Индивидуальный образовательный  маршрут и индивидуальная образовательная траектория

Информационно-библиографический материал

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения  знаний и реализации абстрактных воспитательных задач  - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) )[i]
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «
индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.),[ii] обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Таким образом,
индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
 Более подробно с толкованием понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут» можно познакомиться, прочитав статьи предлагаемого библиографического материала, структурированного в соответствии с темами подборок: «Об индивидуализации обучения. Определение понятий», «Индивидуальный образовательный маршрут», «Индивидуальная образовательная траектория». Раздел «Индивидуальные траектории повышения квалификации» содержит несколько статей об индивидуализации процесса повышения квалификации учителей в современной системе дополнительного профессионального образования педагогов.
Статьи предлагаемого библиографического материала относятся к периоду 2006-2009 гг.

Об индивидуализации обучения. Определение понятий

  • Абанкина, Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг./ Т.В. Абанкина //Вопросы образования. - 2009. - №2. - С.5-17.
  • Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е. Александрова //Воспитательная работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46.
  • Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. - 2008. - №7. - С.243-250.
  • Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Англии и России / А. Зоткин, Н. Муха //Школьные технологии. - 2008. - №2. - С.42-47.
  • Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.
  • Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.
  • Лернер, П.С. Субъектные поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества / П.С. Лернер //Известия Академии педагогических и социальных наук.- М.,2008. - Вып.12.
  • Селиванова, О.Г. Теория и практика управления качеством образования старшеклассников в личностно-ориентированном образовании / О.Г. Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №5. - С.4-8.

Индивидуальный маршрут

  • Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
  • Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.
  • Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк  Башмаков]. -  (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm 
  • Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.
  • Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4. - С.63-68.
  • Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. - 2007. - №3. - С.51-56.
  • Горбачева, Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления  психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии / Г.Г. Горбачева // Дошкольная педагогика. - 2008. - №4. - С.37-38.
  • Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.
  • Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
  • Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.
  • Зубарева, Е. Школьное расписание…для каждого ученика / Е. Зубарева //Народное образование. - 2009. - №4. - С.205-208.
  • Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1. - С.62-66.
  • Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.
  • Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108.
  • Макотрова, Г.В. Индивидуальные образовательные программы при углубленном изучении химии / Г.В. Макотрова // Химия в школе. - 2008. - №1. - С.13-18.
  • Проворова, А.В. Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината/ под ред. Н.Н. Суптаевой : [Электронный ресурс].-  http://lib.hersen.spb.ru 
  • Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.
  • Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.
  • Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69.
  • Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.
  • Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204.
  • Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.
  • Шапошникова, Т.В. Реализация лингвистического профиля обучения в форме индивидуального учебного плана / Т.В.Шапошникова, Л.А.  Байдурова //Управление качеством образования. - 2007. - №4. - С.82-90.
  • Ярулов, А.А. Организация  выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов / А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С.86-108.
  • Ярулов, А.А. Индивидуально-ориентированный учебный план / А.А. Ярулов//Школьные технологии. - 2004. - №6. - С.136-154.

Индивидуальная траектория обучения

  • Глушенкова, А.В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории воспитания и развития старшеклассников) / А.В. Глушенкова // Директор школы. - 2008. - №4. - С.73-77.
  • Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.
  • Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4. - С.60-63.
  • Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до  после. - 2007. - №12.
  • Мелешко, В. Организация индивидуального обучения детей с особенностями в развитии / В.Мелешко // Социальная педагогика. - 2004. - №3. - С.86-87.
  • Селиванова, О.Г. Развитие субъектности педагогов и школьников в условиях профильного обучения: [внутришк. модель, разраб. и апроб. в гимназии №2 г. Кирово-Чепецка Кировск. обл.]/ О.Г.Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №2. - С.8-13.
  • Строкова, Т. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация //Директор школы. - 2006. - №1. - С.42-47.
  • Тоболкин, А.А. Индивидуальный образовательный проект «Математическая биржа»/ А.А. Тоболкин //Одаренный ребенок. - 2009. -№3. - С.60-64.
  • Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54.
  • Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю.Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.

Индивидуальные траектории повышения квалификации

  • Квашнин, Е.Г. Формирование у педагогов компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий на основе построения индивидуальной образовательной траектории / Е.Г. Квашнин //Стандарты и мониторинг  в образовании. - 2009. - №2. - С.8-11.
  • Лежнина, Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов/ Л.В. Лежнина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С.21-25.
  • Рыхлова, Н.Н. Конкурентоспособная методическая служба – конкурентоспособная Россия / Н.Н. Рыхлова: [работа методической службы по индивидуальному запросу педагога] //Методист. - 2007. -№7. - С.17-21.
  • Саитбаева, Э.Р. Возможности системы дополнительного образования в формировании профессиональной готовности педагога к реализации профильного обучения / Э.Р. Саитбаева, Ю.В. Воронина // Профильная школа. - 2008. - №6. -  С.54-60.
  • Тутовская, Е.А. Стажировка как проектирование индивидуальной траектории развития учителя технологии: [в системе повышения квалификации учителя технологии школы Ханты-Манс. авт. окр.] / Е.А. Тутовская // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №3. - С.56-61.