Строение и работа сердца человека
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Алина Олеговна Беляцкая

Строение и работа сердца человека.

Цель:   Рассмотреть строение сердца. Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. Раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений.

Ход урока
Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).

Обращение к эпиграфу урока

 К какой части тела ни приложишь ты руку,  ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lb_serdtse.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Строение и работа сердца человека.

Цель:   Рассмотреть строение сердца. Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. Раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений.

Ход урока
Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).

Обращение к эпиграфу урока

 К какой части тела ни приложишь ты руку,  ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.

                                                   Безымянный древне египетский врач.

 Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Задание 1 (индивидуальный опрос. Карточки)

  1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).
  2. Жидкая соединительная ткань – … (кровь).
  3. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).
  4. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).
  5. Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).

Задание 2 (проблемный вопрос – парная работа)

  1. В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”. (Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг).
  2. И.П. Павлов сказал: “в организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого”. Про что это сказано? (Фагоцитоз).

Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а также разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики.
Стенка сердца имеет три слоя: эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом); миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий); эндокард – внутренний слой (из эпителия).

Лабораторная работа

Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды. Сердечный цикл состоит из трех фаз Самостоятельная работа (заполнить таблицу “сердечный цикл”).

Фазы сердечного цикла

Продолжительность фаз (сек)

Положение клапанов

Движение крови

1. Сокращение предсердий (систола)

2. Сокращение желудочков (систола)

3. Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола).

0,1 сек.

0,3 сек.

0,4 сек.

Створчатые – открыты.
Полулунные – закрыты.

Створчатые – закрыты.
Полулунные – открыты.

Створчатые – открыты.
Полулунные – закрыты.

предсердие – желудочек

желудочек – предсердие

вены – предсердие, желудочек

Задача .Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца. В среднем частота биения сердца 70 ударов в минуту. (46 лет) Чем обусловлено высокая работоспособность сердца?

  1. Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нем.
  2. Усиленным снабжением его мышц кровью.
  3. Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).

1. Задание. Термины и понятие .

  • Перикард – околосердечная сумка;
  • Эпикард – наружный серозный слой;
  • Миокард – средний мышечный слой;
  • Эндокард – внутренний слой;
  • Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца, “гладкие воздухоносители”, “воздушные жилы”;
  • Аорта (греч) – “прямая артерия”;
  • Капиляры (лат) – “капилярис” – “волосной”;
  • Предсердие сердца (лат) – “атриум” – “передний двор”;
  • Желудочки – мускульные образования – проталкивают кровь по артериальному пути;
  • Клапан (нем) – “клаппе” – “крышка, заслонка, закрывание просвета”;
  • Сердце – “середина”;
  • Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а так же разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики.

Задача. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3. крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?

Решение.70 х 45 = 3150 раз сократится сердце за урок.

3150 х 150 = 472500 см3 = 472, 5 л крови будет перекачено за урок.

475,2 х 6 =2835 л крови перекачивает сердце за 6 уроков.

Домашнее задание

Задача .Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца. В среднем частота биения сердца 70 ударов в минуту. (46 лет) . Учить определения

2. Задание. Тест (взаимопроверка).

Вопросы

Варианты ответов

А

Какие клапаны находятся между желудочками и предсердиями?

1

Полулунные клапаны

Б

Как называются сосуды, по которым движется кровь от сердца?

2

Артерии

В

Какая камера сердца наибольшей толщины?

3

Усиливают работу сердца

Г

Какие клапаны находятся между левым желудочком и аортой, правым желудочком и легочной артерией?

4

Перикард

Д

Как называются сосуды, по которым движется кровь к сердцу?

5

Три

Е

Чему способствуют адреналин и соли кальция?

6

Левое предсердие

Ж

Какова роль парасимпатического отдела Ц. н. с.?

7

Створчатые клапаны

З

Какая камера выбрасывает кровь в легочную артерию?

8

Уменьшает частоту и силу сокращений

И

Чем окружено сердце?

9

Вены

К

Что снабжает сердечную мышцу кровью?

10

Сонная артерия

Л

Сколько отделов в сердце?

11

Автоматизм

М

Число фаз сердечного цикла?

12

Левый желудочек

Н

Сокращение предсердий

13

Диастола

О

Сердечная пауза

14

Систола

П

Способность сердца ритмически сокращаться

15

4

Ответы

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

А

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Б

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

В

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Г

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Д

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Е

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Ж

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

З

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

И

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

К

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Л

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

М

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

Н

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

П

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

V. Самостоятельная работа (по итогам экскурсии) – творческое задание:

Презентация методического пособия.

VI. Подведение итогов.

Задание_1.

  1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … .
  2. Жидкая соединительная ткань – … .
  3. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … .
  4. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … .
  5. Человек, дающий свою кровь для переливания, – … .

Задание_2.

Вариант 1.
В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”..

Вариант 2.
И.П. Павлов сказал: “в организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого”. Про что это сказано? .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку биологии в 8кл. "строение и работа сердца"

урок+презентация по теме "строение и работа сердца" предназначена для учителей работающих в 8 классах. в уроке определены цели и задачи, приложен тест для индивидуальной работы на уроке, поставлены во...

Проблемная технология. Урок в 8 классе "Строение и работа сердца"

Комбинированый урок с применением проблемной технологии....

Урок "Строение и работа сердца"

-Разве сердце выглядит так, как изображается этот символ? Где находится сердце?А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно? Учащиеся высказывают свои предположения....

урок "Строение и работа сердца человека"

урок "Строение и работа сердца человека" по технологии модульного обучения...

«Строение и работа сердца человека». с использованием ЭОР

Цели:  Образовательная: Рассмотреть строение сердца;Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца;Раскрыть особенности регуляции серд...

Технологическая карта урока «Строение и работа сердца» из опыта работы

Наиболее «удачным» сценарием современного урока является его обобщенно-графическое выражение, а именно Технологическая карта урока, как современная форма планирования педагогического взаим...