Мастер-класс
методическая разработка по биологии

Исламова Регина Наилевна

Рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ

Слайд 1. - Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.

Слайд 2. Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Регина, мое качество решительность. А теперь Вы.

Слайд 3. Познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство.  Если вам понравилось, то поднимите карточки с показом большого пальца вверх, а если нет, то — вниз. Спасибо!

А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Рефлексия)

II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:

Слайд 4. Учитель – это не профессия, а особая миссия, особый склад души и ума. Каким же все – таки должен быть современный учитель? Должен идти в ногу со временем, используя в своей работе инновационные технологии… Тема моего мастер – класса «Реализация методики рефлективного обучения на уроках биологии».

Слайд 5. Эпиграфом своего мастер – класса я взяла такие слова: «Я учусь и рефлексирую, значит я – мыслю».

Слайд 6. Актуальность мастер класса.

Структура урока по стандартам ФГОС обязательно включает в себя этап урока – рефлексию.

              Одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.

Слайд 7. Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
  2. Дать представление о классификации рефлексии;
  3. Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
  4. Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класса и участников мастер – класса.

Слайд 8. Задание. А теперь коллеги, каждой группе необходимо назвать свои ассоциации с термином «рефлексия». Как вы его понимаете? Давайте озвучим свои ассоциации.

Спасибо за ваши ответы!

  1. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР — КЛАССА:

Рефлексия содержания мастер класса.

Я бы хотела внести некоторые дополнения. Итак, что такое рефлексия.

Слайд 9. Слово рефлексия в переводе с латинского — обращение назад.

Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

        Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.  Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. На своих уроках я осуществляю рефлексию по - разному: вырабатываю элементы рефлексии школьников на отдельных этапах урока, в конце урока или темы, но обязательным и неизменным является постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии каждым учеником.

Слайд 10. Исходя из того, что по целям рефлексия бывает:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  2. Рефлексия деятельности.
  3. Рефлексия содержания учебного материала.

Слайд 11. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Можно применять:                                                                             

Слайд 12. 1.Рисуем настроение. Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение». 

    1-й вариант: Попросите ребёнка нарисовать своё настроение. В виде смайлика.

    2-й вариант: на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребёнок рисует своё настроение в виде полоски, облачка, пятнышка, солнышка и др. Слайд 11.

    Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам. После этого обсуждают получившийся рисунок. Можно вести дневник настроения по месяцам.

Слайд 13. Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:

  • красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение. Использование в больших количествах яркого, слишком красного цвета (цвет крови, пожара) говорит о нервозном, возбуждённом состоянии, агрессии;
  • синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
  • зелёный цвет – активность, но в то же время слишком большое внимание к зелёному цвету говорит о беззащитности ребёнка, о желании быть защищённым;
  • жёлтый цвет – спокойный цвет (цвет дня, радости). Но слишком большое внимание к этому цвету в рисунке говорит о возникающей пассивности ребёнка;
  • фиолетовый цвет – беспокойное. Тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • серый цвет говорит о том, что ребёнок не раскрывает своих возможностей, что-то его ограничивает, огорчает, останавливает;
  • чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание и осознание того, что его недооценивают или плохо к нему относятся;
  • коричневый цвет – цвет пассивности, беспокойства и неуверенности.

Слайд 14. 2. Образная рефлексия. Сравнить своё настроение с образом какого-либо растения, цветка (животного).

Например, кактуса. Специалисты пришли к выводу, что в детских рисунках можно выделить ряд общих черт, которые дают чёткие представления о характере ребёнка:

  • злобность выражается в изображении большого количества иголок, при этом они длинные и торчащие;
  • о демонстративности ребенка можно говорить, когда цветок простой формы и нарисован жирными линиями с редкими иголками;
  • свидетельство оптимизма — крупный кактус с улыбкой до ушей;
  • тревожность проявляется созданием изображения в тёмных оттенках с густыми колючками;
  • незамысловатый и одинокий кактус означает интравертность ребёнка;
  • ребёнок нуждается в домашней защите, если рисует растение в горшке;
  • об одиночестве ребенка говорит изображение кактуса в пустыне.

Любые существа, которые ребенок добавил к кактусу, а также отростки, цветы или какие-либо предметы свидетельствуют о том, что у испытуемого хорошие отношения с другими людьми, ему комфортно в социуме и тяжело работать в одиночку.

Слайд 15. - Нарисовать образ урока (мероприятия, игры).

- Вылепить из цветного пластилина то, что соответствует твоему настроению.

Слайд 16. 3.Солнышко. Закончи предложение: «Моё настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с молнией.

Слайд 17. 4.Ёлочка настроения. Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, на которых они рисуют своё настроение.

Слайд 18. 5.Состояние моей души. Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:1).Крайне скверно, 2).Плохо,3).Хорошо, 4).Уверен в своих силах, 5).Комфортно. Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

      Слайд 19. 6.Цветик – многоцветик. Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Эмоциональная рефлексия участников мастер-класса. (задание по группам)

Задание 1-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «амёба»?

Задание 2-ой группе: Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово «инфузории»?

Задания группам. Представьте, что вам, амёбам и инфузориям, предстоит встретиться. У вас всего два вопроса, чтобы узнать побольше друг о друге. Что вы спросите?  Итак, я провела эмоциональную рефлексию участников обеих групп.

Слайд 20. Рефлексия деятельности.

(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)  

Слайд 21. 1.Выбери верное утверждение:

  • Я сам не смог справиться с затруднением;
  • У меня не было затруднений;
  • Я только слушал предложения других;
  • Я выдвигал идеи...

Слайд 22. 2. Моделирование или схематизация своего понимания, действий в виде рисунка или схемы.

Слайд 23. 3. Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью           знаков на полях возле текста или в самом тексте:

        «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать

Слайд 24. 4. Архивариус – вхождение в образ изучаемого понятия и написание автобиографии или сообщения о «себе» (об образе).

Слайд 25. 5. Стрелки или графики, на которых ученики изображают результат рефлексии по различным критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения… - т.е. различные виды рефлексии.

Слайд 26. 6. Карточка с заданием «Рефлекторный тест»

  • Мне было интересно…
  • Мы сегодня разобрались…
  • Я сегодня понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Завтра я хочу на уроке…

Слайд 27. 7. Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с

целью содержательной рефлексии:        

  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • Какова цель урока?
  • Чему посвятим следующий урок?
  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
  • Что для тебя было легко (трудно)?
  • Доволен ли ты своей работой?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

     8. Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию,

по просьбе учителя…):

  • Что мы хотели выяснить на уроке?
  • Что нам удалось узнать?
  • Мы ответили на поставленный вопрос?
  • Что будем делать завтра?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Кто хочет кого-нибудь похвалить?

Слайд 28. 9.Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка в соответствии с этапами урока:

  • Сначала мы рассуждали так…
  • Потом мы столкнулись с проблемой…
  • Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…
  • Мы увидели (поняли)…Значит…
  • Теперь мы будем…

Слайд 29. 10. Техника развития критического мышления. После прослушанного материала или работы с текстом ученик делит листок на три части: знаю – узнал – хочу узнать. Итоги урока: выразить свои мысли в первом случае одним существительным, 2-мя прилагательными, 3-мя глаголами (это может быть набор слов или словосочетания), во втором случае – 1 предложением.         

Слайд 30. Рефлексия содержания учебного материала

(Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.  Эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Обычно в конце урока подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали — т. е. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Слайд 31. Рефлексивный экран.

Слайд 32 Цветограмма.

Слайд 33. Фоторефлексия.

  • Своей работой я:
  • доволен…
  • не совсем доволен…
  • я недоволен, потому что…
  • Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
  • они мне нравятся больше остальных…
  • я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
  • они легче остальных заданий
  • Сегодня на уроке я…
  • научился...
  • было интересно…
  • было трудно…
  • мои ощущения…
  • этот урок дал мне для жизни…
  • больше всего понравились задания…

Слайд 34. Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я предлагаю очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и иметь его на каждой парте постоянно «Карта рефлексии урока».  

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

 А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 5 классе. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить, при этом используем здоровьесберегающие технологии.      

Слайд 35. У «человечка» руки опущены – ваш вариант мне не понравился,                                         у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант,                                                            у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.      

Слайд 36. V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА МАСТЕР - КЛАССА:

За окном зима, а так хочется весны. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о весне. 

Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

“Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

Так все в наших руках. Именно мы можем сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

             Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Слайд 37. VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепим на доску. Получилось солнце. (Лучи солнца).

Вот и получилась у нас яркое весеннее солнышко. Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!

 Слайд 38. - Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...