Открытый урок по теме "Общая характеристика грибов". 5-й класс
проект по биологии (5 класс)

ШМО учителей естественно-математического цикла МБОУ "СОШ с. Свердлово Калининского района Саратовско

Урок по теме "Общая характеристика грибов". 5-й класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_biologii_5_klass.docx52.54 КБ
Файл pril2.docx191.04 КБ
Файл pril3.docx35.39 КБ
Файл pril5.docx37.72 КБ
Файл pril6.docx17.3 КБ
Файл pril1.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Общая характеристика грибов". 5-й класс

  • Кравцова Галина Ивановнаучитель биологии

Разделы: Биология

Класс: 5


Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Технологии: здоровьесбережения, элементы технологии проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, ИКТ.

Предметные результаты:

  • научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов как представителей самостоятельного царства живой природы;
  • описывать процессы питания и размножения грибов;
  • различать одноклеточные и многоклеточные грибы;
  • приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека;
  • демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  • Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
  • Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой схему в текст и пр.).

Коммуникативные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  • Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  • Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Приемы: “знаем-незнаем... постановка в ситуацию затруднения”.

Формы работы: парная, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские.

Оборудование: ПК, мультимедийный проекторучебник “Биология” 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), таблица “Шляпочные грибы”.

План урока:

1. Организационный этап.

2. Актуализация прежних знаний.

3. Актуализация знаний.

4. Постановка учебной задачи.

5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

6. Физ. минутка.

7. Закрепление изученного материала.

8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (1 мин).

- Добрый день ребята.

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, “улыбка – это поцелуй души”. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем “Добрый день!”. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

* Презентация

* Приложение 1

* Приложение 2

* Приложение 3

* Приложение 4

* Приложение 5

2. Актуализация прежних знаний. (4 мин).

Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Дети отвечают (бактерии)

Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ:

1. Образование бактериями спор — это приспособление к:

а) размножению с) перенесению неблагоприятных условий

у) паразитизму т) передвижению.

2. Палочковидные бактерии:

в) спириллы о) кокки з) вибрионы г) бациллы

У бактерий отсутствует:

а) оболочка о) ядро е) цитоплазма г) жгутик

4. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:

е) растения ц) бактерии в) водоросли у) грибы.

5. Бактерии-сапрофиты питаются:

а) минеральными веществами

у) органическими веществами живых организмов

е) водой и углекислым газом

ы) органическими веществами отмерших организмов

6. Бактерии-паразиты питаются:

в) органическими веществами живых организмов

ю) минеральными веществами

з) органическими веществами отмерших организмов

г) водой и углекислым газом

7. Изогнутые в виде запятой бактерии:

р) вибрионы с) спириллы в) кокки т) бациллы

8.Шаровидные бактерии:

а) кокки м) спириллы д) бациллы ю) вибрионы.

9. Бактерии, похожие на спираль:

а) кокки ф) бациллы ч) вибрионы р) спириллы.

10. Бактерии легко переносят мороз и жару, так как:

а) быстро размножаются т) не дышат, не растут

щ) могут не питаться и) могут образовывать споры.

11. Бактерии размножаются:

а) почкованием з) посредством половых клеток у) спорами

б) делением клетки

12.Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях ж) на улицах города

т) высоко в горах, в воздухе е) в помещении класса.

Ключевые слова:

4

8

9

1

12

6

3

 

 

 

 

 

 

 

 

2

7

10

11

5

 

 

 

 

 

Для слабоуспевающих – подписать рисунок “Бактерии”

3. Актуализация знаний (2 минуты) - выдвижение проблемы, сообщение темы и цели урока)

А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чем идет речь.

Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть -
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?

- Совершенно верно - это гриб.

- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Давайте правильно сформулируем тему, используя ключевые слова из проверочной работы:

(Дети отвечают: Царство Грибы).

Тема урока: Общая характеристика царства грибов (Правильно, откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока).

4. Постановка учебной задачи. (4 мин)

Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы– царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться на протяжении нескольких уроков.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (строение, процессы жизнедеятельности, значение).

- Правильно, в конце этого урока мы должны научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов; приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека; а также демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.

5. Усвоение новых знаний. (5 мин).

- Перечислите известные вам царства живой природы?

Как вы думаете, почему грибы выделили в отдельное царство?

– Что же такое грибы? Что это за загадочные создания?

Грибы – это своеобразные организмы. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись древние индейцы – ацтеки, да и само появление грибов после дождя считалось сверхъестественным, откуда они берутся? Одни связывали появление грибов с ударом молнии, другие верили, что грибы – это дело нечистой силы, изобретение дьявола, чтобы нарушить гармонию остальной природы. Пожалуй, в природе не было таких организмов, вокруг которых разгорались бы такие страсти. Долгое время органический мир делили на два больших Царства: “Растения” и “Животные”.

Какими признаками обладают растения? (зеленые, автотрофы, растут всю жизнь и неподвижны).

Какими признаками обладают животные? (гетеротрофы, активно двигаются, растут до определенных размеров).

И куда же отнести грибы?

Рассмотрим некоторые факты о грибах.

Факт 1: Грибы могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные.

Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами, как животные.

Проблема:??? Что же такое грибы? Почему их выделили в отдельное царство?

Давайте вместе попробуем ответить на эти вопросы.

Самостоятельная работа с учебником (5 мин).

Работа в листах самоконтроля (задания в паре)

Каждой паре даются разные задания. Каждый работает с учебником и заполняет схему на листочках. Выступает один из пары.

Задания для первой пары.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Питание грибов” и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в ваших листочках.

Задание для второй пары.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Строение грибов” и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в ваших листочках.

Задание для третьей пары.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Размножение грибов” и подготовьте выступление (перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в ваших листочках.

Индивидуальное задание.

Прочитать начало текста параграфа 13 на с 66 и подготовить выступление о количестве видов и местах обитания грибов.

Первичное закрепление. Подведение итогов работы в парах. (5 мин)

Как вы думаете, какую роль грибы играют в природе? А человеку они нужны?

Давайте вместе заполним таблицу “Роль грибов”, используя рис 39 учебника.

Роль грибов

в природе

в жизни человека

+

-

+

-

Симбиоз с деревьями

Вызывают болезни растений

Получение лекарств

Вызывают болезни

Участвуют в круговороте веществ

 

пища

Портят продукты питания, жилые постройки

6. Физ. минутка (1 мин).

7. Закрепление изученного материала (5 мин)

1. Новые термины

  • Хитин – это органическое вещество, характерное для клеток животных.
  • Грибница (мицелий) – тонкие белые нити (гифы), образующие тело гриба.

2. Мозговой штурм

- Сколько видов грибов известно?

- Как грибы питаются?

- Как грибы размножаются?

- Из скольких клеток может состоять тело гриба?

- Сколько ядер может содержать клетка гриба?

3. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Выбрать правильное и неправильное суждение

1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

2. Гифы - это корни.

3. Все грибы растут в лесах.

4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).

5. Все грибы - это многоклеточные организмы.

6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).

7. Все грибы – паразиты.

8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.

9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.

10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.

  • Да - 1, 4, 6, 8, 9, 10
  • Нет - 2, 3, 5, 7

4. Возвращаемся проблемному вопросу. Почему грибы относят к отдельному царству?

Сочетают в себе признаки и растений и животных

Имеют особенное строение тела (грибница (мицелий))

По своему химическому составу грибы близки к продуктам животного происхождения. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше, чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы.

- Какие грибы вы знаете?

При сборе грибов нужно знать несколько правил:

- собирать только известные грибы;

- нельзя брать старые и поврежденные грибы;

- нельзя собирать грибы вдоль дорог.

- Ну а что же делать, если произошло отравление грибами?

  1. Нужно вызвать врача;
  2. До прихода врача больному проводят промывание желудка;
  3. Пострадавшему нужно дать активированный уголь;
  4. Уложить в постель и поить водой или крепким чаем;
  5. Для уточнения диагноза необходимо сохранить все не съеденные грибы.

Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов. Грибы играют большую роль в природе и жизни человека. Ими можно отравиться.

8. Этап рефлексии.

Закончите предложения:

1. Сегодня на уроке мне понравилось...

2. Я знал...

3 Я узнал ...

4. Мне не понравилось...

5.Достигли ли мы поставленных задач?

6. Настроение в ходе урока у меня (выбрать изображение, которое отражает ваше настроение).

9. Домашнее задание: параграф 13 №1-4 с. 69



Предварительный просмотр:

Задание группы 2.

1. Рассмотрите рисунок и подпишите основные органоиды бактериальной клетки.

C:\Users\123\Downloads\hello_html_m6e2b08ba.png

  1. Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Строение грибов» и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в ваших листочках.

Строение грибов по количеству клеток

Хитин – это ___________________________________________________

Грибница (мицелий)  - это ___________________________________________________

  1. Выберите правильное  суждение

1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

2. Гифы - это корни.

3. Все грибы растут в лесах.

4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).

5. Все грибы - это многоклеточные организмы.

6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).

7. Все грибы – паразиты.

8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.

9. Грибы питаются готовыми  органическими веществами.

10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.

Выпишите  в строчку номера предложений, в которых вы поставили « + », а ниже -  те предложения, в которых вы поставили « - »

4. Закончите  предложения:

1. Сегодня на уроке мне понравилось…_________________________

2. Я знал…___________________________________________________

3  Я узнал … _________________________________________________

4. Мне не понравилось…______________________________________

5. Достигли ли мы поставленных задач?_______________________

6. Настроение в ходе урока у меня  ______________________________



Предварительный просмотр:

Задание группы 3.

  1. Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ:

1. Образование бактериями спор — это приспособление к:

а) размножению с) перенесению неблагоприятных условий

у) паразитизму   т) передвижению.

2. Палочковидные бактерии:

в) спириллы о) кокки з) вибрионы г) бациллы

3.У бактерий отсутствует:                                                                                                                                                                                                              а) оболочка       о) ядро                е) цитоплазма                            г) жгутик                                                                                                          

4. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:

е) растения ц) бактерии в) водоросли у) грибы.

5. Бактерии-сапрофиты питаются:

а) минеральными веществами

у) органическими веществами живых организмов

е) водой и углекислым газом

ы) органическими веществами отмерших организмов

6. Бактерии-паразиты питаются:

в) органическими веществами живых организмов

ю) минеральными веществами

з) органическими веществами отмерших организмов

г) водой и углекислым газом

7. Изогнутые в виде запятой бактерии:

р) вибрионы с) спириллы в) кокки т) бациллы

8.Шаровидные бактерии:

а) кокки м) спириллы д) бациллы ю) вибрионы.

9. Бактерии, похожие на спираль:

а) кокки ф) бациллы ч)  вибрионы р) спириллы.

10. Бактерии легко переносят мороз и жару, так как:

а) быстро размножаются т) не дышат, не растут

щ) могут не питаться и) могут образовывать споры.

11. Бактерии размножаются:

а) почкованием з) посредством половых клеток у) спорами

б) делением клетки

12.Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях ж) на улицах города

т) высоко в горах, в воздухе      е) в помещении класса.

2

7

10

11

5

Ключевые слова:

4

8

9

1

12

6

3

  1. Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление (перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему  в ваших листочках.

Виды размножения грибов

  1. Выберите правильное  суждение

1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

2. Гифы - это корни.

3. Все грибы растут в лесах.

4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).

5. Все грибы - это многоклеточные организмы.

6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).

7. Все грибы – паразиты.

8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.

9. Грибы питаются готовыми  органическими веществами.

10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.

Выпишите  в строчку номера предложений, в которых вы поставили « + », а ниже -  те предложения, в которых вы поставили « - »

4. Закончите  предложения:

1. Сегодня на уроке мне понравилось…_________________________

2. Я знал…___________________________________________________

3  Я узнал … _________________________________________________

4. Мне не понравилось…______________________________________

5. Достигли ли мы поставленных задач?_______________________

6. Настроение в ходе урока у меня  ______________________________



Предварительный просмотр:

По характеру питания

Чем питаются грибы? ________________________________________

Способ поглощения пищи - ____________________________________

Строение грибов по количеству клеток

Хитин – это ___________________________________________________

Грибница (мицелий)  - это __________________________________________

Виды размножения грибов

Роль грибов

в природе

в жизни человека

+

-

+

-



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Строение бактерии

Слайд 3

Ключевые слова 4 8 9 1 12 6 3 2 7 10 11 5

Слайд 4

Ключевые слова 4 8 9 1 12 6 3 ц а р с т в о 2 7 10 11 5 г р и б ы

Слайд 5

Царство Грибы

Слайд 6

Задачи урока Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов; 2. знать роль грибов в природе и жизни человека; 3. Уметь оказывать первую доврачебную помощь при отравлении грибами.

Слайд 7

Проблема:??? Факт 1 Факт 2 Грибы могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами

Слайд 9

Питание грибов Сапротрофы Паразиты

Слайд 10

мукор дрожжи Одноклеточные Многоклеточные шляпочные пеницилл трутовики Строение грибов

Слайд 11

Хитин – органическое вещество, характерное для животных. Грибница (мицелий) – тело гриба, состоящее из тонких белых нитей (гифов).

Слайд 12

Размножение грибов Половое слияние специализированных клеток спорами вегетативно частями грибницы почкование Бесполое

Слайд 13

Царство Грибы Насчитывает 100 000 видов. Обитают повсеместно. Микология – наука о грибах.

Слайд 14

Роль грибов В природе В жизни человека + - + - Симбиоз с деревьями Вызывают болезни Получение лекарств Вызывают болезни Участвуют в круговороте веществ пища Портят продукты питания, жилые постройки

Слайд 15

Новые термины Хитин Грибница или мицелий Гифы Микология

Слайд 16

Определите правильность суждений 1.Грибы не имеют хлоропластов и других пластид. 2.Гифы - это корни. 3.Все грибы растут в лесах. 4.Грибы имеют грибницу, состоящую из нитей гифов. 5.Все грибы - это многоклеточные организмы. 6.Тело шляпочного гриба состоит из белых тонких нитей. 7. Все грибы – паразиты. 8.В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин 9. Грибы питаются готовыми органическими веществами. 10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.

Слайд 17

Проверь себя Да-1,4,6,8,9,10 Нет-2,3,5,7 Все верно или одна ошибка - 5 Две-три ошибки - 4 Четыре-пять ошибок -3 Больше пяти – 2

Слайд 18

Правила сбора грибов Собирать только известные грибы; Нельзя брать поврежденные и старые грибы; Нельзя собирать грибы вдоль дорог.

Слайд 19

Первая помощь Нужно вызвать врача; До прихода врача больному проводят промывание желудка; Пострадавшему нужно дать активированный уголь; Уложить в постель и поить водой или крепким чаем; Для уточнения диагноза необходимо сохранить все не съеденные грибы.

Слайд 20

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 21

Подведём итоги! Мы узнали на уроке… Мы научились на уроке… Мы можем…

Слайд 23

Домашнее задание Всем: Параграф 13 вопросы 1 – 4 стр 69 Дополнительно: составить кроссворд (не менее 10 понятий)

Слайд 24

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Тема: "Общая характеристика неметаллов" 10 класс

Полностью подготовленный материал на тему "Общая характеристика неметаллов" по модульной технологии в 10 профильном классе по учебнику И.И.Новошинского...

Открытый урок по географии "Характеристика населения Зарубежной Европы"

Тема: Зарубежная ЕвропаТема урока: Характеристика населения Зарубежной ЕвропыЦель урока:Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы,...

План-конспект открытого урока. Тема: Статистические характеристики.

АннотацияПредлагаемая методическая разработка урока может использоваться  преподавателем математики при подготовке уроков,по теме «Элементы математической статистики» для студентов учреждений сре...

Презентация на тему "Общая характеристика грибов" (5-6 классы)

Данная презентация используется на уроках в 5 и 6 классах...

Урок биологии: «Общая характеристика грибов»

Место урока в теме ׃  урок «Общая характеристика грибов» это первый урок в разделе «Царство Грибы»...