Конспект урока " «Необычные организмы – Вирусы»
план-конспект урока по биологии

Домнина Ольга Альбертовна

1. Вирусы – самые мелкие и многочисленные биологические формы.

2. Вирусы обнаружены почти в каждой экосистеме на Земле.

3. Вирусы постоянно мутируют:

– для лечения трудно создавать эффективные лекарственные препараты;

– для профилактики трудно прогнозировать новую вакцину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii_9_klass.docx585.76 КБ

Предварительный просмотр:

Уурок по биологии 9 класс

Подготовила и провела

учитель биологии

О.А.Домнина

-

«Необычные организмы – Вирусы»

1. «Портрет» вируса (слайд коллаж из «вирусов»).

Постановка проблемного вопроса.

Мотивация.

Целеполагание: «Что будем изучать сегодня на уроке

2. Актуализация темы (выступление ученика).

Во все времена люди страдали от эпидемий. «Афинская чума», холера, оспа, "испанка" — все эти болезни унесли сотни тысяч и даже миллионы жизней. Вспомнили самые страшные эпидемии, которые пережило человечество за время своего существования.

Чёрная смерть, эпидемия чумы 1346—1353 гг.

Во все времена люди страдали от эпидемий. «Афинская чума», холера, оспа, "испанка" — все эти болезни унесли сотни тысяч и даже миллионы жизней.

Чёрная смерть, или чёрный мор, — вторая в истории пандемия чумы. Предполагается, что она унесла жизни 25 миллионов человек по всему миру и, по разным оценкам, от 30 до 60 % населения Европы.

Первая эпидемия чумы поразила Древнюю Грецию: афинская чума разразилась в 430 г. до н. э., в разгар Пелопоннесской войны. Вслед за афинской чумой, уже в нашу эру, пришли чума Антонина, чума Киприана и Юстинианова чума, поразившие Римскую империю и Византию. Юстинианова чума стала первой зарегистрированной пандемией чумы: она охватила всю территорию тогдашнего цивилизованного мира, опустошила почти все страны Средиземноморья (Византия потеряла более половины населения) и бушевала отдельными вспышками еще два столетия.

Прокопий Кесарийский, знаменитый византийский историк, писал о пандемии так:

"От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил — ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы... Много домов опустело, и случалось, что многие умершие за неимением родственников или слуг лежали по нескольку дней несожжёнными. В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы. Вся торговля замерла, все ремесленники бросили свое ремесло».

В 664 году эпидемия добралась до Англии и там наконец закончилась.

Во все времена люди страдали от эпидемий. «Афинская чума», холера, оспа, "испанка" — все эти болезни унесли сотни тысяч и даже миллионы жизней.-2

А потом чума вернулась.

Чёрная смерть

Почему несколько столетий человечеству удавалось избегать эпидемий чумы, при том, что лекарства от нее, конечно же, не существовало? Дело в том, что возбудителем заболевания является чумная палочка, а источником возбудителя инфекции — грызуны: сурки, суслики и песчанки, черные и серые крысы. Переносчики инфекции к человеку — блохи, более 55 видов, которые паразитируют еще и на кошках и верблюдах. Чума невероятно заразна, но для начала эпидемии нужен очаг.

Считается, что он появился в пустыне Гоби: там из-за необычайной засухи и бескормицы грызуны покинули места обитания и переместились ближе к человеческому жилью. Оттуда по Великому шелковому пути болезнь пришла в Китай.

Во все времена люди страдали от эпидемий. «Афинская чума», холера, оспа, "испанка" — все эти болезни унесли сотни тысяч и даже миллионы жизней.-3

Документы и хроники того времени содержат сведения о гибельной засухе, а затем об ураганах и проливных дождях, накрывших в 1333 году Ханбалык (нынешний Пекин). И вновь грызуны мигрировали к местам обитания людей, а вместе с грызунами мигрировали и блохи. Люди же в разрушенном ураганами городе жили скученно и не имели никакой возможности избавиться от грызунов и соблюдать правила гигиены. Так пришла Чёрная смерть.

Из Китая болезнь распространилась на территории Средней Азии, Индии и Египта, была принесена в низовья Дона и Волги Золотой ордой, купеческими кораблями — на Крымский полуостров и весной 1347 года пришла в Константинополь.

В Европе, как и в Китае, именно в это время бушевали катаклизмы: во-первых, по не установленной до сих пор причине началось резкое похолодание, которое привело к неурожаям и голоду. В Европе свирепствовала очередная эпидемия натуральной оспы — болезни, которая не исчезала никогда, но каждый раз распространялась вспышками во время природных катаклизмов, ослаблявших иммунитет населения. К оспе скоро добавилась проказа, вынудившая церковь впервые открыть убежища для людей, зараженных одной и той же болезнью.

Кроме того, жители городов жили бедно и тесно, а санитарное состояние и их жилищ, и самих городов привело бы в неописуемый ужас любого нашего современника: мусор выбрасывался прямо из окон на улицы, и туда же выливались помои; контакт с крысами был настолько тесным, что никого не удивляли укусы грызунов за лицо или следы их жизнедеятельности на подушках; люди не просто жили скученно — они ели из одной посуды, спали вповалку и, естественно, довольно редко мылись. К тому же у части населения, особенно в монастырской среде, со времен Раннего Средневековья добровольное принятие аскезы считалось великой добродетелью: грешное тело предполагалось усмирять, лишая его самого необходимого — вплоть до священного обета не погружать тело в воду никогда в жизни. Неудивительно, что в таких условиях Европа не могла устоять перед натиском чумы.

А чуть позже, в разгар эпидемии, ее и назвали Чёрной смертью: трупы людей, умерших от болезни быстро чернели и выглядели словно обугленные. Это наводило еще больший ужас на население, но спасения от чумы не существовало.

– Как вы считаете, эта тема актуальна сегодня?

– Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

– Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию?

Знать:

1. Особенности строение и жизнедеятельности вирусов.

2. Их роль в жизни человека.

Цель урока.

Изучить: Особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в жизни человека.

Доказать: положение вирусов в системе живых организмов на Земле.

Проблемный вопрос: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

План урока.

1. История открытия вирусов.

2. Строение вирусов.

3. Классификация вирусов.

4. Размножение вирусов

5. Жизненный цикл вируса

6. Положение вирусов в системе живых организмов на Земле.

7. Патогенные вирусы человека:

– грипп,

– герпес,

– ВИЧ,

– лихорадка Эбола.

Изучение новой темы: «Вирусы» (работа в «Информационном листе», инструкция).

Задание I. Предположите (определите) правильность суждения о вирусах (заполнение таблицы № 1 первой колонки «до изучения темы»)

Таблица №1. Определите правильность суждения о вирусах (если согласны, ставьте – (+), если нет – (-))

Суждения (вопросы)

До изучения темы

После изучения темы

1. Вирусы – это одноклеточные организмы

2. Вирус в переводе с латинского означает «эпидемия»

3. Заболевание герпес можно вылечить с помощью антибиотиков

4. Вирусы – это внутриклеточные паразиты

5. ВИЧ-инфицированная мать рождает ВИЧ-инфицированного ребёнка

6. Вирусы возникли на Земле раньше бактерий

Изучение новой темы «Вирусы»

А) История открытия вирусов (сообщение ученика)

Задание II. Работа в группах.

Изучение особенности строения и жизнедеятельности вирусов.

(Самостоятельная работа – работа в группах, 4 группы – 4 задания).

Задания для группы №1

Вопрос «Химический состав и строение вируса».

1) используя тексты параграфа (стр.67-70) и «Дополнительного материала» найти ответ на данный вопрос;

2) заполнить 1 раздел таблицы №2

3) выступите с кратким объяснением своего вопроса

Задания для группы №2

Вопрос « Классификация вирусов »

(по генотипу; по строению оболочки)

1) используя тексты параграфа (стр.67-70) и «Дополнительного материала» найти ответ на данный вопрос;

2) заполнить 2 раздел таблицы №2

3) выступите с кратким объяснением своего вопроса.

Задания для группы №3

Вопрос «Вирусы вне живой клетке» и «Вирусы в живой клетке»

1) используя тексты параграфа (стр.67-70) и «Дополнительного материала»найти ответ на данный вопрос;

2) заполнить 3 и 4 раздел таблицы№2

3) выступите с кратким объяснением своего вопроса.

Задания для группы №4.

Вопрос «Вирусы в живой клетке Жизненный цикл вируса»

1) используя тексты параграфа (стр.67-70) и «Дополнительного материала» найти ответ на данный вопрос;

2) заполнить 4раздел таблицы№2

3) выступите с кратким объяснением своего вопроса

*статья учебника §18;

*текст «Дополнительный материал»

*поэтапное заполнение таблицы № 2 в «Информационном листе»

*проверка и обсуждение каждого этапа.

Таблица № 2«Строение вирусов и особенности их жизнедеятельности»

строение

классификация

Вне живой клетки

В живой клетке

Жизненный цикл вируса

Задание III. Определите положение вирусов в системе живых организмов на Земле.

Вопросы:

1. Вирусы – это клетка или нет?

2. Вирусы – живые или неживые?

1) Сравнение строения клетки бактерий, растительной клетки и вируса.

Таб. № 3. Сравнение строения клетки бактерий, растительной клетки и вируса.

Органоиды клетки

Эукариоты

Прокариоты

Вирусы

Клеточная мембрана

+

+

_

Цитоплазма

+

+

_

Ядро

+

_

_

Митохондрии

+

_

_

ЭПС

+

_

_

Комплекс Гольджи

+

_

_

Вывод 1. Вирусы не имеют клеточных органоидов, следовательно вирусы – не клетки.

2) Назовите признаки живого (слайд).

Какие из них характерны и для вирусов тоже?

– Размножается

– Обладает изменчивостью

– Передает наследственную информацию

Вывод 2. У вирусов есть признаки живого и неживого, следовательно они находятся на границе живого и неживого.

Приготовьте ответы на вопросы:

– Можно ли назвать вирус клеткой? Почему?

– Вирус живой организм или нет? Почему? (кто или что?)

– Может ли вирус существовать вне организма?

– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Вывод:

1. Вирусы – особая неклеточная форма существования материи.

2. Вирусы находятся на самой границе между живым и неживым.

3. Вне организма хозяина – вирион, кристалл.

4. В клетке хозяина вирус – нуклеиноваякислота (ДНК или РНК).

5. Все вирусы — это внутриклеточные паразиты.

А) Каждый вирус обладает видовой специфичностью, он ищет именно «своего» хозяина (слайд)

– Вирусы бактерий – бактериофаги.

– Вирусы растений – мозаичность, карликовость, скручивание листьев.

– Вирусы животные – ящур, бешенство, чумка.

– Вирусы человека – грипп, герпес, СПИД, краснуха, чума.

Бактериофаги (видеофрагмент)

Б) Тканевая специфичность вируса (слайд)

5. Патогенные вирусы человека (сообщения учащихся)

– грипп

– герпес

– ВИЧ

– лихорадка Эбола.

6. Проблемный вопрос:

Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? (обсуждение)

Вывод.

1. Вирусы – самые мелкие и многочисленные биологические формы.

2. Вирусы обнаружены почти в каждой экосистеме на Земле.

3. Вирусы постоянно мутируют:

– для лечения трудно создавать эффективные лекарственные препараты;

– для профилактики трудно прогнозировать новую вакцину.

Таблица № 1. Определите правильность суждения о вирусах.

Заполнение раздела «после изучения новой темы»(сравнение)

7. Тестирование. Проверка.

I ВАРИАНТ

А-1Вирус открыл:

А) Виноградов С.Н. В) ИвановскийД.И.

Б) Павлов И.П. Г) ВернадскийВ.И.

А-2 Клеточного строения не имеют:

А) сине-зеленые водоросли В) дрожжи

Б) бактерии Г) вирусы

А-3Бактериофаг – это:

А) вирус, поражающий бактерии

Б) простейшее, питающееся бактериями

В)поражающий животных

Г) вирус, поражающий грибы

А-4 Вирусы размножаются:

А) только в клетке хозяина

Б) самостоятельно вне клетки

В) оба ответа верны

А- 5 Вирусы – это:

А) доклеточные формы жизни

Б) древнейшие эукариоты

В) примитивные бактерии

II ВАРИАНТ

А-1 Заболевание СПИД вызывает:

А) ВТМ В) бактериофаг

Б) ВИЧ Г) вирус герпеса

А-2 Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что:

А) разрушает клеточную мембрану

Б) клетка теряет способность к репродукции

В) разрушает митохондрии в клетке хозяина

Г)ДНК вируса осуществляет синтез собственных молекул белка

А-3 Обязательными компонентами любого вируса являются:

А) липиды В) белки

Б) нуклеиновые кислоты С) полисахариды

А-4. Нарушает работу иммунной системы человека вирус:

А) полиомиелита В) гриппа

Б) оспы Г) ВИЧ

А-5. Синтез вирусного белка осуществляется:

А) на рибосомах клетки хозяина

Б) на собственных рибосомах вируса

В) синтез белков вируса идёт без участия рибосом

8. Подведение итогов урока.

9. Задание на дом §, заполнить таблицу № 4.

Таблица № 4 Патогенные вирусы человека

Заболевание

Пути заражения

Защита и лечение

Грипп

Герпес

СПИД

Лихорадка Эбола

10. Рефлексия «Для меня сегодняшний урок…»

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3. безразлично

3. помогал другим

3. Не понял



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс

Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся....

план-конспект урока "Взаимосвязи организмов в сообществах. Пищевые цепи"

Краткий план-конспект урока показывает основную идею. Урок представляет творческие отчёты групп по ранее заданной теме. Обучающимся было предложено представить материал на тему "взаимосвязи организмов...

Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани...

Методическая разработка конспекта урока в11классе «Царство Вирусы: разнообразие и значение»

Урок биологии 11 класса характеризует представителей особого царства "Вирусы",  раскрывает   строение и происхождение вирусов,  особенности размножения вирусов; сообщает об опасно...

Конспект урока "Необычный спорт в Великобритании". Технология: чтение и письмо для развития критического мышления. Стратегия «Зигзаг». Английский язык. 6 класс.

Конспект урока английского языка в 6 классе "Необычный спорт в Великобритании". Для ознакомления учеников с традициями страны изучаемого языка при помощи двух аутентичных текстов была выбрана технолог...

Конспект урока на тему Вирусы

строение и жизнедеятельность вирусов...