Конспект урока " «Необычные организмы – Вирусы»
план-конспект урока по биологии
1. Вирусы – самые мелкие и многочисленные биологические формы.
2. Вирусы обнаружены почти в каждой экосистеме на Земле.
3. Вирусы постоянно мутируют:
– для лечения трудно создавать эффективные лекарственные препараты;
– для профилактики трудно прогнозировать новую вакцину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_biologii_9_klass.docx | 585.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Уурок по биологии 9 класс
Подготовила и провела
учитель биологии
О.А.Домнина
-
«Необычные организмы – Вирусы»
1. «Портрет» вируса (слайд коллаж из «вирусов»).
Постановка проблемного вопроса.
Мотивация.
Целеполагание: «Что будем изучать сегодня на уроке?»
2. Актуализация темы (выступление ученика).
Во все времена люди страдали от эпидемий. «Афинская чума», холера, оспа, "испанка" — все эти болезни унесли сотни тысяч и даже миллионы жизней. Вспомнили самые страшные эпидемии, которые пережило человечество за время своего существования.
Чёрная смерть, эпидемия чумы 1346—1353 гг.
Чёрная смерть, или чёрный мор, — вторая в истории пандемия чумы. Предполагается, что она унесла жизни 25 миллионов человек по всему миру и, по разным оценкам, от 30 до 60 % населения Европы.
Первая эпидемия чумы поразила Древнюю Грецию: афинская чума разразилась в 430 г. до н. э., в разгар Пелопоннесской войны. Вслед за афинской чумой, уже в нашу эру, пришли чума Антонина, чума Киприана и Юстинианова чума, поразившие Римскую империю и Византию. Юстинианова чума стала первой зарегистрированной пандемией чумы: она охватила всю территорию тогдашнего цивилизованного мира, опустошила почти все страны Средиземноморья (Византия потеряла более половины населения) и бушевала отдельными вспышками еще два столетия.
Прокопий Кесарийский, знаменитый византийский историк, писал о пандемии так:
"От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил — ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы... Много домов опустело, и случалось, что многие умершие за неимением родственников или слуг лежали по нескольку дней несожжёнными. В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы. Вся торговля замерла, все ремесленники бросили свое ремесло».
В 664 году эпидемия добралась до Англии и там наконец закончилась.
А потом чума вернулась.
Чёрная смерть
Почему несколько столетий человечеству удавалось избегать эпидемий чумы, при том, что лекарства от нее, конечно же, не существовало? Дело в том, что возбудителем заболевания является чумная палочка, а источником возбудителя инфекции — грызуны: сурки, суслики и песчанки, черные и серые крысы. Переносчики инфекции к человеку — блохи, более 55 видов, которые паразитируют еще и на кошках и верблюдах. Чума невероятно заразна, но для начала эпидемии нужен очаг.
Считается, что он появился в пустыне Гоби: там из-за необычайной засухи и бескормицы грызуны покинули места обитания и переместились ближе к человеческому жилью. Оттуда по Великому шелковому пути болезнь пришла в Китай.
Документы и хроники того времени содержат сведения о гибельной засухе, а затем об ураганах и проливных дождях, накрывших в 1333 году Ханбалык (нынешний Пекин). И вновь грызуны мигрировали к местам обитания людей, а вместе с грызунами мигрировали и блохи. Люди же в разрушенном ураганами городе жили скученно и не имели никакой возможности избавиться от грызунов и соблюдать правила гигиены. Так пришла Чёрная смерть.
Из Китая болезнь распространилась на территории Средней Азии, Индии и Египта, была принесена в низовья Дона и Волги Золотой ордой, купеческими кораблями — на Крымский полуостров и весной 1347 года пришла в Константинополь.
В Европе, как и в Китае, именно в это время бушевали катаклизмы: во-первых, по не установленной до сих пор причине началось резкое похолодание, которое привело к неурожаям и голоду. В Европе свирепствовала очередная эпидемия натуральной оспы — болезни, которая не исчезала никогда, но каждый раз распространялась вспышками во время природных катаклизмов, ослаблявших иммунитет населения. К оспе скоро добавилась проказа, вынудившая церковь впервые открыть убежища для людей, зараженных одной и той же болезнью.
Кроме того, жители городов жили бедно и тесно, а санитарное состояние и их жилищ, и самих городов привело бы в неописуемый ужас любого нашего современника: мусор выбрасывался прямо из окон на улицы, и туда же выливались помои; контакт с крысами был настолько тесным, что никого не удивляли укусы грызунов за лицо или следы их жизнедеятельности на подушках; люди не просто жили скученно — они ели из одной посуды, спали вповалку и, естественно, довольно редко мылись. К тому же у части населения, особенно в монастырской среде, со времен Раннего Средневековья добровольное принятие аскезы считалось великой добродетелью: грешное тело предполагалось усмирять, лишая его самого необходимого — вплоть до священного обета не погружать тело в воду никогда в жизни. Неудивительно, что в таких условиях Европа не могла устоять перед натиском чумы.
А чуть позже, в разгар эпидемии, ее и назвали Чёрной смертью: трупы людей, умерших от болезни быстро чернели и выглядели словно обугленные. Это наводило еще больший ужас на население, но спасения от чумы не существовало.
– Как вы считаете, эта тема актуальна сегодня?
– Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?
– Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию?
Знать:
1. Особенности строение и жизнедеятельности вирусов.
2. Их роль в жизни человека.
Цель урока.
Изучить: Особенности строения и жизнедеятельности вирусов, их роль в жизни человека.
Доказать: положение вирусов в системе живых организмов на Земле.
Проблемный вопрос: Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
План урока.
1. История открытия вирусов.
2. Строение вирусов.
3. Классификация вирусов.
4. Размножение вирусов
5. Жизненный цикл вируса
6. Положение вирусов в системе живых организмов на Земле.
7. Патогенные вирусы человека:
– грипп,
– герпес,
– ВИЧ,
– лихорадка Эбола.
Изучение новой темы: «Вирусы» (работа в «Информационном листе», инструкция).
Задание I. Предположите (определите) правильность суждения о вирусах (заполнение таблицы № 1 первой колонки «до изучения темы»)
Таблица №1. Определите правильность суждения о вирусах (если согласны, ставьте – (+), если нет – (-))
Суждения (вопросы) | До изучения темы | После изучения темы |
1. Вирусы – это одноклеточные организмы |
|
|
2. Вирус в переводе с латинского означает «эпидемия» |
|
|
3. Заболевание герпес можно вылечить с помощью антибиотиков |
|
|
4. Вирусы – это внутриклеточные паразиты |
|
|
5. ВИЧ-инфицированная мать рождает ВИЧ-инфицированного ребёнка |
|
|
6. Вирусы возникли на Земле раньше бактерий |
|
|
Изучение новой темы «Вирусы»
А) История открытия вирусов (сообщение ученика)
Задание II. Работа в группах.
Изучение особенности строения и жизнедеятельности вирусов.
(Самостоятельная работа – работа в группах, 4 группы – 4 задания).
Задания для группы №1 Вопрос «Химический состав и строение вируса». 1) используя тексты параграфа (стр.67-70) и «Дополнительного материала» найти ответ на данный вопрос; 2) заполнить 1 раздел таблицы №2 3) выступите с кратким объяснением своего вопроса | Задания для группы №2 Вопрос « Классификация вирусов » (по генотипу; по строению оболочки) 1) используя тексты параграфа (стр.67-70) и «Дополнительного материала» найти ответ на данный вопрос; 2) заполнить 2 раздел таблицы №2 3) выступите с кратким объяснением своего вопроса. |
Задания для группы №3 Вопрос «Вирусы вне живой клетке» и «Вирусы в живой клетке»
1) используя тексты параграфа (стр.67-70) и «Дополнительного материала»найти ответ на данный вопрос; 2) заполнить 3 и 4 раздел таблицы№2 3) выступите с кратким объяснением своего вопроса.
| Задания для группы №4. Вопрос «Вирусы в живой клетке Жизненный цикл вируса»
1) используя тексты параграфа (стр.67-70) и «Дополнительного материала» найти ответ на данный вопрос; 2) заполнить 4раздел таблицы№2
3) выступите с кратким объяснением своего вопроса |
*статья учебника §18;
*текст «Дополнительный материал»
*поэтапное заполнение таблицы № 2 в «Информационном листе»
*проверка и обсуждение каждого этапа.
Таблица № 2«Строение вирусов и особенности их жизнедеятельности»
строение | классификация | Вне живой клетки | В живой клетке | Жизненный цикл вируса
|
|
|
|
|
|
Задание III. Определите положение вирусов в системе живых организмов на Земле.
Вопросы:
1. Вирусы – это клетка или нет?
2. Вирусы – живые или неживые?
1) Сравнение строения клетки бактерий, растительной клетки и вируса.
Таб. № 3. Сравнение строения клетки бактерий, растительной клетки и вируса.
Органоиды клетки | Эукариоты | Прокариоты | Вирусы |
Клеточная мембрана
| + | + | _ |
Цитоплазма
| + | + | _ |
Ядро
| + | _ | _ |
Митохондрии
| + | _ | _ |
ЭПС
| + | _ | _ |
Комплекс Гольджи
| + | _ | _ |
Вывод 1. Вирусы не имеют клеточных органоидов, следовательно вирусы – не клетки.
2) Назовите признаки живого (слайд).
Какие из них характерны и для вирусов тоже?
– Размножается
– Обладает изменчивостью
– Передает наследственную информацию
Вывод 2. У вирусов есть признаки живого и неживого, следовательно они находятся на границе живого и неживого.
Приготовьте ответы на вопросы:
– Можно ли назвать вирус клеткой? Почему?
– Вирус живой организм или нет? Почему? (кто или что?)
– Может ли вирус существовать вне организма?
– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?
Вывод:
1. Вирусы – особая неклеточная форма существования материи.
2. Вирусы находятся на самой границе между живым и неживым.
3. Вне организма хозяина – вирион, кристалл.
4. В клетке хозяина вирус – нуклеиноваякислота (ДНК или РНК).
5. Все вирусы — это внутриклеточные паразиты.
А) Каждый вирус обладает видовой специфичностью, он ищет именно «своего» хозяина (слайд)
– Вирусы бактерий – бактериофаги.
– Вирусы растений – мозаичность, карликовость, скручивание листьев.
– Вирусы животные – ящур, бешенство, чумка.
– Вирусы человека – грипп, герпес, СПИД, краснуха, чума.
Бактериофаги (видеофрагмент)
Б) Тканевая специфичность вируса (слайд)
5. Патогенные вирусы человека (сообщения учащихся)
– грипп
– герпес
– ВИЧ
– лихорадка Эбола.
6. Проблемный вопрос:
Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? (обсуждение)
Вывод.
1. Вирусы – самые мелкие и многочисленные биологические формы.
2. Вирусы обнаружены почти в каждой экосистеме на Земле.
3. Вирусы постоянно мутируют:
– для лечения трудно создавать эффективные лекарственные препараты;
– для профилактики трудно прогнозировать новую вакцину.
Таблица № 1. Определите правильность суждения о вирусах.
Заполнение раздела «после изучения новой темы»(сравнение)
7. Тестирование. Проверка.
I ВАРИАНТ
А-1Вирус открыл: А) Виноградов С.Н. В) ИвановскийД.И. Б) Павлов И.П. Г) ВернадскийВ.И.
А-2 Клеточного строения не имеют: А) сине-зеленые водоросли В) дрожжи Б) бактерии Г) вирусы
А-3Бактериофаг – это: А) вирус, поражающий бактерии Б) простейшее, питающееся бактериями В)поражающий животных Г) вирус, поражающий грибы А-4 Вирусы размножаются: А) только в клетке хозяина Б) самостоятельно вне клетки В) оба ответа верны
А- 5 Вирусы – это: А) доклеточные формы жизни Б) древнейшие эукариоты В) примитивные бактерии
| II ВАРИАНТ
А-1 Заболевание СПИД вызывает: А) ВТМ В) бактериофаг Б) ВИЧ Г) вирус герпеса
А-2 Вирус нарушает жизнедеятельность клетки-хозяина потому, что: А) разрушает клеточную мембрану Б) клетка теряет способность к репродукции В) разрушает митохондрии в клетке хозяина Г)ДНК вируса осуществляет синтез собственных молекул белка А-3 Обязательными компонентами любого вируса являются: А) липиды В) белки Б) нуклеиновые кислоты С) полисахариды А-4. Нарушает работу иммунной системы человека вирус: А) полиомиелита В) гриппа Б) оспы Г) ВИЧ
А-5. Синтез вирусного белка осуществляется: А) на рибосомах клетки хозяина Б) на собственных рибосомах вируса В) синтез белков вируса идёт без участия рибосом |
8. Подведение итогов урока.
9. Задание на дом §, заполнить таблицу № 4.
Таблица № 4 Патогенные вирусы человека
Заболевание | Пути заражения | Защита и лечение |
Грипп |
|
|
Герпес |
|
|
СПИД |
|
|
Лихорадка Эбола |
|
|
10. Рефлексия «Для меня сегодняшний урок…»
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3. безразлично | 3. помогал другим | 3. Не понял |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Вирусы - неклеточные формы жизни"
В уроке используется материал ФЦОР....
Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс
Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся....
план-конспект урока "Взаимосвязи организмов в сообществах. Пищевые цепи"
Краткий план-конспект урока показывает основную идею. Урок представляет творческие отчёты групп по ранее заданной теме. Обучающимся было предложено представить материал на тему "взаимосвязи организмов...
Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани...
Методическая разработка конспекта урока в11классе «Царство Вирусы: разнообразие и значение»
Урок биологии 11 класса характеризует представителей особого царства "Вирусы", раскрывает строение и происхождение вирусов, особенности размножения вирусов; сообщает об опасно...
Конспект урока "Необычный спорт в Великобритании". Технология: чтение и письмо для развития критического мышления. Стратегия «Зигзаг». Английский язык. 6 класс.
Конспект урока английского языка в 6 классе "Необычный спорт в Великобритании". Для ознакомления учеников с традициями страны изучаемого языка при помощи двух аутентичных текстов была выбрана технолог...
Конспект урока на тему Вирусы
строение и жизнедеятельность вирусов...