Дополнительная программа "Мир в котором я живу" 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Сыстерова Виктория Олеговна

Направленность программы – социально-педагогическая.

Актуальность программы – одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки проведения эксперимента, развивается наблюдательность. Исследовательские работы вызывают интерес к решению экологических проблем и, в особенности к изучению проблем своей местности. Дополнительная общеобразовательная программа «Мир, в котором я живу» направлена на развитие интереса к исследованиям в области экологии своего населенного пункта, овладение методом  проектной деятельности.

Цель программы – выявление развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности.

Задачи программы:

- формировать умение выявлять актуальные для среды обитания современного человека проблемы;

- познакомить с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;

- формировать умение использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения.

Краткая характеристика обучающихся по программе – 15-16 лет.

Объем и срок освоения программы – в течение года, на 17 часов.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательной деятельности - традиционная форма.

Формы аудиторных занятий - теория и практика.

Формы проведения промежуточной аттестации учащихся – защита проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_mir_v_kotorom_ya_zhivu_9_klass.docx91.25 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: эмблема для школы

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 110»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ № 110»

_____________А. И. Васькова

приказ № ___ от «___» «________» 20__ г.

Программа рекомендована к работе

педагогическим советом школы № 110

от «___» ________ 20___г.

Протокол №_______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________Н.В. Данилова

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Мир, в котором я живу»

Возраст обучающихся: 15-16 лет

                                                                                                                                                     Составитель:  Сыстерова Виктория Олеговна, учитель биологии

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                       

Новокузнецк, 2018


        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы – социально-педагогическая.

Актуальность программы – одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки проведения эксперимента, развивается наблюдательность. Исследовательские работы вызывают интерес к решению экологических проблем и, в особенности к изучению проблем своей местности. Дополнительная общеобразовательная программа «Мир, в котором я живу» направлена на развитие интереса к исследованиям в области экологии своего населенного пункта, овладение методом  проектной деятельности.

Цель программы – выявление развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности.

Задачи программы:

- формировать умение выявлять актуальные для среды обитания современного человека проблемы;

- познакомить с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;

- формировать умение использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения.

Краткая характеристика обучающихся по программе – 15-16 лет.

Объем и срок освоения программы – в течение года, на 17 часов.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательной деятельности - традиционная форма.

Формы аудиторных занятий - теория и практика.

Формы проведения промежуточной аттестации учащихся – защита проекта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

            Личностные результаты: воспитывать интерес к изучаемому материалу; адекватно понимать причины успешности; формировать желание преодолевать трудности; формировать культуру общения и поведения в социуме.

Метапредметные результаты: формировать умения работать с научной литературой, анализировать сведения, полученные от СМИ; наблюдать; договариваться и приходить к общему решению в коллективной работе; принимать и сохранять учебную задачу; осознавать недостаточность своих знаний, умений; формировать навыки: чёткого изложения знаний; самостоятельного получения знаний; проведения элементарных экологических исследований.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Модуль «Поселение как среда жизни»

3

1

2

2

Модуль «Экология квартиры»

8

6

2

3

Модуль «Производственная среда и профессиональные заболевания»

5

5

0

4

Итоговое занятие

1

0

1

защита проекта

ИТОГО

17

12

5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Модуль «Поселение как среда жизни»

Теория: Понятие «городской ландшафт», «городская среда». Урбоэкология. Изучение городской среды. Воздействие на компоненты окружающей среды. Промышленная и производственная зона. Жилая зона. Пригородная зона. Кодекс «благоустройства среды обитания». Города – «паразиты» биосферы.

Проблема ТБО. Варианты обращения с ТБО: захоронение, сжигание, сортировка и переработка. «Дикие»  свалки. ТБО – опасные для людей и окружающей среды. Ликвидация отходов.

«Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы. Методы уменьшения воздействия автомобилей. Час «Пик» и его опасность. Электромобили.

Практика: «Вторая жизнь ненужных вещей», «Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта».

  1. Модуль «Экология квартиры»

Теория: Экологически грязные дома. Группы загрязнителей воздуха квартир. Материал и его степень воздействия на организм человека.

Интерьер и его правила. Аллергия в жилых помещениях. Воздействие цветовой гаммы. Правильное освещение помещения.

Причины формирования микроклимата. Температура, освещенность, влажность. Проветривание, как фактор формирования микроклимата.

Автотрофы в квартире. Фитонциды. Влияние запахов на организм человека. Виды растений, улучшающие работоспособность. Фауна квартиры. Паразиты жилого помещения.

Токсичные вещества препаратов бытовой химии. Безопасные народные средства.

Шкала оценки качества воды. Методика исследования качества питьевой воды в квартире.

Компьютеризация: персональные компьютеры. НЭМИ – источники неионизирующего электромагнитного излучения. Вред электромагнитного излучения.

Практика: «Оценка внутренней отделки помещения»,  «Измерение и оценка параметров микроклимата квартиры».

  1. Модуль «Производственная среда и профессиональные заболевания»

Вредные производства. Метеорологические условия. Субъективная оценка теплового самочувствия на рабочем месте. Реакция организма при повышенной температуре в помещении.

Виды излучения: ионизирующие и неионизирующее. Лазер.  «Взрывной» эффект лазера. УВЧ. СВЧ. КВЧ. Действие электромагнитных излучений на организм.

Производственные яды. Острые и хронические отравления. Фиброгенная пыль. Меры борьбы с профессиональными отравлениями.

Биотехнология. Генная инженерия. Культура тканей. Отрицательные стороны биотехнологии. Профессиональные вредности и их влияние.

  1. Итоговое занятие: защита проекта.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Практическая работа

«Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта».

Введение.

К выбрасываемым автотранспортом вредным веществам относятся угарный газ (концентрация в выхлопных газах 0,3-10 % об.), углеводороды -несгоревшее топливо (до 3 % об.) и оксиды азота (до 0,8 %), сажа.

  Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта в атмосферу, может быть оценено расчётным методом. Исходными данными для расчёта  являются:

- количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по выделенному участку автотрассы в единицу времени;

- нормы расхода топлива автотранспортом (средние нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города приведены в табл. 1.);

Таблица 1

Тип автотранспорта

Средние нормы расхода топлива (л на 100 км)

Удельный расход топлива Yj (л на км)

Легковой автомобиль

11-13

0,11-0,13

Грузовой автомобиль

29-33

0,29-0,33

Автобус

41-44

0,41-0,44

Дизельный грузовой автомобиль

31-34

0,31-0,34

- значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ от автотранспорта в зависимости от вида горючего (приведены в табл. 2).

Таблица 2

Вид топлива

Значение коэффициента(К)

Угарный газ

Углеводороды

Диоксид азота

Бензин

0,6

0,1

0,04

Дизельное топливо

0,1

0,03

0,04

Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива (также в литрах), необходимого для проезда 1 км (то есть равного удельному расходу).

Оборудование: пишущие принадлежности, микрокалькулятор.

 Ход выполнения работы

  1. Выберите участок автотрассы вблизи школы длиной 0,5-1 км, имеющий хороший обзор (из окна школы, из парка, с пришкольной территории).
  2. Измерьте шагами длину участка (1, м), предварительно определив среднюю длину своего шага.
  3. Определите количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в какой-либо период времени, например в течение 20 минут. При этом заполняйте табл. 3. (для примера в таблице заполнена строка «Легковые автомобили»):                                                                                                    Таблица 3

Тип автотранспорта

Количество, шт.

Всего за 20 минут

За 1 час, Ni  шт.

Общий путь за 1 час, L, км

1

2

3

4

5

Легковые автомобили

1111111 1111111

14

42

Грузовой автомобиль

Автобусы

Дизельные

грузовые

автомобили

>

Количество единиц автотранспорта за 1 час рассчитывают, умножая на 3 количество, полученное за 20 минут.

4. Рассчитайте общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час (L, км) по формуле:

Lj = Ni. I,

где Nj - количество автомобилей каждого типа за 1 час;

        i - обозначение типа автотранспорта; - длина участка, км.

Полученный результат занесите в таблицу 3.

 5. Рассчитайте количество топлива (Qb л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле:

Qi  =  Lj   .Y,.

Значения Yj возьмите из таблицы 1.

Полученный результат занесите в таблицу 4.

 Определите общее количество сожжённого топлива каждого вида ({Q) и занесите результат в таблицу 4.

Таблица 4

Тип автомобиля

Ni

Qi, в том числе

бензин

Дизельное топливо

1. Легковые автомобили

2. Грузовые автомобили

3. Автобусы

4. Дизельные грузовые автомобили

Всего {Q

6. Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего по таблице 5.

Таблииа 5

Вид

топлива

Количество вредных веществ, л

СО

Углеводороды

N02

Бензин

Дизельное топливо

Всего (V), л

Обработка результатов и выводы.

1. Рассчитайте:

а)        массу выделившихся вредных веществ (т, г) по формуле:

т = V • М : 22,4 ;

        б)количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно-допустимых условий окружающей среды.

Результаты запишите в таблицу 6.

Таблица 6

Вид вредного вещества

Количество, л

Масса, г

Количество воздуха для разбавления, м3

Значение ПДК, мг\м3

СО

Углеводороды

N02

2. Принимая во внимание близость к автомагистрали жилых и общественных зданий, сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследованного вами участка автомагистрали.

Практическая работа

«Оценка внутренней отделки помещения»

Ход работы:

1.  Охарактеризуйте внутреннюю отделку помещений по плану:

·  Отделка стен (окрашены, оклеены обоями);

·  Цвет стен, потолка, пола;

·  Соответствие тонов в цветовой гамме;

·  Качество покрытия пола;

·  Чистота стен.

2.  Оцените соответствие внутренней отделки помещения требованиям, которые к ним предъявляются, учитывая следующую информацию:

- Для школьных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона.

- При южной ориентации помещений рекомендуется более холодный тон окраски стен (например, светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый), при северной ориентации – более теплый (например, желтовато-охристый, светло-розовый, бежевый).

- Желательно, чтобы классная доска имела темно-зеленый цвет. Стена, на которой расположена классная доска, должна быть более светлая, чем остальные стены. Любые полимерные покрытия выделяют в атмосферу вредные для человека вещества.

Таблица 2

Отражающая способность окрашенных поверхностей стен

Цвет поверхности                                            Отражение способности

Белый                                                                              80%

Светло-желтый                                                              60%

Светло-зеленый                                                             40%

Светло-голубой                                                             30%

Темно-голубой                                                              6%

Загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что окрашенные или вымытые.

Сделайте вывод о соответствии помещения экологи-гигиеническим требованиям.

Практическая работа

«Измерение и оценка параметров микроклимата квартиры».

Оборудование и материалы: сухой термометр на деревянном штативе, психрометр аспирационный.

2.3.1.Измерение температуры воздуха.

1) Снять показания термометра на высоте 1,5м от пола в трех точках по диагонали: на расстояние 0,2м от наружной стены, в центре помещения и на расстоянии 0,25м от внутреннего угла комнаты. Термометр устанавливается на 15 минут в каждой точке.

2) Вычислить среднюю температуру воздуха в помещении.

3) Определить перепад температур по вертикали, производя измерения на расстоянии 0,25м от пола и потолка.

2.3.2.Измерение относительной влажности воздуха.

Определение влажности основано на сравнении показаний сухого t и смоченного t1 термометров. Так как с поверхности резервуара смоченного термометра происходит испарение воды, то его температура будет ниже, чем сухого. Причем разность между показаниями термометров будет тем больше, чем меньше влажность воздуха, так как при малой влажности испарение происходит более интенсивно и показания влажного термометра будут меньшими. Понижение температуры смоченного термометра продолжается до тех пор, пока не наступит равновесие, при котором на испарение будет уходить столько тепла, сколько будет приходить из окружающей среды.

Ход работы:

1) Конец влажного термометра, обернутого материей, смочить дистиллированной водой.

2) Включить вентилятор.

3) Через 3-4 минуты после начала работы вентилятора на высоте 1,5м от пола снять показания сухого (t) и влажного (t1) термометров.

4) Записать  относительную влажность воздуха по таблице прибора.

        Результаты: полученные результаты по показателям температуры выше санитарно-гигиенических норм, значения относительной влажности ниже санитарно-гигиенических норм (таблица 5), что объясняется наличием дополнительного источника тепла в связи с  отопительным сезоном.  

Таблица  5 Измерение и оценка параметров микроклимата квартиры.

Параметры

брусчатый дом

панельный дом

гостиная

детская

кухня

гостиная

детская

кухня

1

0,2 м от наружной стены, 0С

25

25

25

23

25

23

2

в центре комнаты, 0С

24

26

26

25

26

25

3

0,25 от внутреннего угла комнаты, 0С

26

27

25

26

27

26

4

tср , 0С

25

26

25,3

24,6

26

24,6

5

0,25 от пола, 0С

26

27

26

24

25

24

6

0,25 от потолка, 0С

25

25

24

23

24

23

7

        t , 0С

1

2

2

1

1

1

8

t – температура сухого термометра, 0С

24

26

26

25

26

25

9

t1 –температура влажного термометра, 0С

16,5

16

15.5

17

19

17,5

10

R –относительная влажность, %

40

29

32

38

45

42

Санитарно- гигиенические  нормы:

температура воздуха - 18-22  0С

относительная влажность -  60-65 % к

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Примерные темы проектных работ:

- Вторая жизнь ненужных веществ

- Моя будущая квартира

- Квартира глазами эколога

- Как избавиться от «синдрома нездорового помещения»,

- Растения в интерьере экологически чистой квартиры.

Критерии оценивания проектных работ в группе:

- Социальная значимость, актуальность проблемы;

- Исследовательский характер проекта;

- Глубина и оригинальность решения проблемы (изученная литература, корректность методов исследования, разработка конечного продукта);

- Соответствие продукта поставленным целям;

- Культура оформления проекта;

-Презентация продукта:

1. умение сделать сообщение-аннотацию;

2. демонстрация продукта;

3. отстаивание своей точки зрения в ходе дискуссии;

- Личный вклад   участника в проект;

- Взаимодействие с другими участниками проекта.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Таблица 4

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Учебные и методические пособия

  1. Практикум по общей экологии. 9 класс/ Н.А. Степанчук, Н.И. Прилипко.- Волгоград: Учитель, 2009.- 208 с.
  2. Экология. Элективные курсы. 9 класс/авт.-сост. М.В. Высоцкая.- Волгоград: Учитель, 2007.- 127 с.

Дополнительная литература для учащихся

1.Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии. – АО «МДС». 1996.

2.Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие. – М.: «Новая школа», 1997.

3.Экология. Город. Здоровье. Азбука экологической безопасности. – Волгоград: Центр экологического обучения, 2001.

Дидактические материалы

1.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. – М.: АО МДС, 1996.

2.Самкова В.А., Прутченков А.С. Экологический бумеранг: практические занятия для учащихся 9-10 классов. – М.: Новая школа, 1996.

3.Ерёмина О.А. Экология и здоровье: викторина для 10-х классов//Биология 1 сентября: газ. – 2001. - № 7

4.Кузнецов В.Н. Экология дома// Биология 1 сентября: газ. – 1990. - № 31

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения

1.Биология. Интерактивные творческие задания.  Новый диск, 2014;

2.Республиканский мультимедиа центр. Биология 6-11 кл. Лабораторный практикум на 2 CD-ROM, 2014;

3.Образовательное пространство «Е-КМ школы»;

4. Экологический Центр «Экосистема». Экологические исследования школьников в природе. 4 CD-ROM, 2001

Интернет-ресурсы

www.vokrugsveta.ru   - «Вокруг света».

www.geoclub.ru  - Журнал «Гео».

http://nauka.relis.ru   - Журнал «Наука и жизнь».

http://www.ecolife.ru/index.shtml  - Журнал «Экология и жизнь».

http://learnbiology.narod.ru/ - биология в интернете.

http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm - общая биология.

http://www.wwf.ru/resources - раздел для любознательных.

http://ecoclub.nsu.ru/books/ecodom/cont.htm - "Экодом в Сибири". 

http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr. - «Экология и права человека». 

Технические средства

1.Интерактивная доска;

2. Ноутбук;

3.Проектор.

Учебно-практическое оборудование

1.Биологическая микро лаборатория;  

2.Микроскоп;

3.Лупа;

4.Микропрепараты,

5.Лабораторное оборудование для опытов

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

1

3

Модуль «Поселение как среда жизни»

2

14.10-15.10

теория

1

Городской ландшафт и его зоны

3

14.10-15.10

практика

1

Проблема бытового мусора

4

14.10-15.10

практика

1

Проблема эксплуатации автомобилей

5

8

Модуль «Экология квартиры»

6

14.10-15.10

теория

1

Строительные и отделочные материалы

7

14.10-15.10

практика

1

Интерьер

8

14.10-15.10

практика

2

Микроклимат жилища

9

14.10-15.10

теория

1

Растения и животные

10

14.10-15.10

теория

1

Препараты бытовой химии, их безопасное использование

11

14.10-15.10

теория

1

Состав и качество питьевой воды

12

14.10-15.10

теория

1

Компьютеры и здоровье

13

5

Модуль «Производственная среда и профессиональные заболевания»

14

14.10-15.10

теория

1

Метеорологические условия производства

15

14.10-15.10

теория

1

Ионизирующие и электромагнитные излучения

16

14.10-15.10

теория

2

Воздействие токсических веществ

17

14.10-15.10

теория

1

Плюсы и минусы биотехнологических процессов

18

14.10-15.10

практика

1

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию: «Дом, в котором мы живем»

Рамки школьной программы не позволяют подробно рассмотреть вопросы  краеведения своего города и округа. Для реализации городской программы развития образования «Столичное образование – 5», ...

Тематическое планирование факультативных курсов "Основы экологии и краеведения"- 6 класс, "Мир, в котором я живу" - 7 класс

Данный материал содержит разработанный мной факультативный курс  для 6 класса "Основы экологии и краеведения" , в котором основной упор делается на практические занятия с учащимися в природе. Кур...

Беседа 7 класс «Край, в котором я живу!»

1.                        Вступительное слово воспитателя:У каждого человека есть ден...

Беседа 7 класс «Край, в котором я живу!»

1.                        Вступительное слово воспитателя:У каждого человека есть ден...

Статья «Учусь у времени, в котором я живу, творю с детьми , которые рядом».

В данный статье содержатся размышления о проектной деятельности как технологии , позволяющей активизировать работу учащихся как в учебной, так и внеклассной деятельности....

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа по кружковой деятельности "Мир, в котором мы живем"

Адаптированная общеразвивающая дополнительная программа кружковой деятельности по социально-бытовой ориентировке...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир, в котором я живу».

Данная программа  способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и родного поселения,  расширит знания учащихся по изучению культуры и быта...